kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание ситуаций успеха обучающихся на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье написано о том, как создавать ситуацию успеха на уроках литераты и русского языка в 5-9 классах, чтобы ребенку с разными способностями нравилось учиться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуаций успеха обучающихся на уроках литературы»

Нурахметова Ляйсан Миндрахманова ,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Лицей с кадетскими классами

им. Г.С.Шпагина»



ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И СОБЫТИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНУЮ СФЕРУ РЕБЕНКА

За последние годы разработаны и апробированы концептуальные подходы, направленные на эффективное решение педагогических проблем, среди них и эмоционально-ценностный. Этот подход направлен на ценностную ориентацию, формирование морального сознания, развития духовности, нравственных чувств и выработку навыков и привычек нравственного поведения.

Эмоционально-ценностный подход – это совокупность идей, являющихся результатом теоретического анализа и педагогического опыта, выраженная в целях, принципах, содержании педагогических программ, современных технологий, направленных на развитие и саморазвитие обучающихся. Всё, что активизирует эмоциональную сферу ученика в целях повышения эффективности образовательного процесса, мы понимаем как эмоциональный фактор. И этот компонент является главным, потому что он мотивирует учащихся узнавать новое.

Смысл образования – это развивающийся человек. Учебный процесс воспринимается, переживется, усваивается каждым ребенком по-своему, с точки зрения его способностей, психологических характеристик, уровня переживания. Негативные эмоции приводят к неприятию педагога и предмета, поэтому наша задача, чтобы в процессе обучения не было негативного отношения и отрицательных эмоций. Эмоциональный фактор важен для процесса обучения. Через эмоции ребенок приходит к ценностям, общечеловеческим и личностным, решает, что хорошо, а что плохо.

Уроки литературы более эффективно, чем другие предметы, позволяют способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся. Именно урок литературы позволяет развивать ту сторону детской души, детского сознания, которая отвечает за восприятие мира через эмоционально-ценностную сферу. Всё это связано с методами и приемами. Ребенок – это пластилин в опытных руках педагога, мы можем лепить его так, как надо нам, мы можем на него влиять, воздействовать. Эмоции ученика должны формироваться на ситуации успеха. Успешный ученик – это не только отличник, это ребенок с разной успеваемостью, у которого есть интерес к учебе, потому что процесс обучения вызывает положительные эмоции. Ребенок способен меняться под нашим чутким руководством, а помогают в этом тексты литературных произведений. Развитию эмоционально-ценностных сфер ребенка помогают стихи. Например, стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» можно читать под музыку П. И. Чайковского «Времена года». Музыка завораживает, текст воспринимается по-другому.

Чтение наизусть учеником можно оценивать всем классом или группой жюри по определенным критериям, например, заранее заготовить таблицу, куда заносятся баллы за выразительность, актерское мастерство, знание текста, эмоциональность (своеобразный маршрутный лист). Надо отметить, что любое стихотворение сначала нужно читать учителю, потому что важно первое восприятие.

В 8-9 классе предлагать читать стихи В.В. Маяковского в его манере, размахивая руками и ходя по классу. Это тоже эмоциональное развитие, через него ученики учатся понимать поэта, его творчество. Выразительное чтение – это подготовка к устному собеседованию в 9 классе.

Проектировать ситуацию, направленную на эмоциональное восприятие, можно на инсценировке басен И. А. Крылова в 5-6 классе. Ученики в этом возрасте готовы сыграть любого героя, потом можно поменяться ролями.

Есть ряд произведений, которые надо читать вслух, потому что важно, чтобы дети слушали хорошее чтение. У каждого учителя есть свой топ-лист таких произведений. У меня, например, «Кукла» Е. И. Носова, «Бабки» В.А. Осеевой, «Бумажная победа» Л. Е. Улицкой, «Лапти» И.А. Бунина и др. Дети любят слушать выразительное чтение, потом подражают хорошему чтению, читать нужно с перерывами, чтобы обсудить восприятие текста (это и есть анализ художественного текста «вслед за автором»). Все эти ситуации, способствующие проектированию эмоционально-ценностной сферы учащихся, создаются и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. В них участвуют дети с разными способностями, но эта ситуация у каждого должна быть своя. Ситуация успеха для одного - это чтение без ошибок, а для другого - полный анализ лирического произведения. Каждого ребенка нужно хвалить.

Ценности меняются, но надо помнить, что есть вечные ценности, например, верность, о которой пишет А.С. Пушкин в «Дубровском», «Евгении Онегине», надо развивать, говорить о ценностях, о выборе человека, ведь у каждого свои ценности, каждый сам решает, что для него ценно. Если говорить об уроках русского языка, то подбирать предложения и тексты надо из таких произведений, где система ценностей показана с общечеловеческих понятий, это произведения о Великой Отечественной войне, например.

Подводя итог, надо сказать, что процесс образования должен нести положительные эмоции, чтобы у учеников не было переживаний, страхов из-за учебы. Эмоции – это важная составляющая жизни человека, они должны помогать эффективно работать и учиться. В нашей профессии есть одно главное правило: заражай! Надо заходить в класс с улыбкой на лице, с горящими глазами, чтобы это нашло отражение в учениках.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Создание ситуаций успеха обучающихся на уроках литературы

Автор: Нурахметова Ляйсан Миндрахмановна

Дата: 19.03.2023

Номер свидетельства: 627809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок литературы в 9 классе "Невольник чести" (Последние годы жизни и творчества А.С.Пушкина) "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-litieratury-v-9-klassie-nievol-nik-chiesti-posliedniie-ghody-zhizni-i-tvorchiestva-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "182369"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425498112"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ""Неделя русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(38) "nedelia_russkogo_iazyka_i_literatury_1"
    ["file_id"] => string(6) "540205"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582037989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства