что в настоящее время совершенно справедливо говорят о кризисе читательской культуры. Обновляется содержание образования, конкретизируются цели и задачи изучения литературы в школе, внедряются новые технологии, однако многие проблемы остаются нерешенными. Очень важной остается проблема чтения, восприятия художественного произведения, формирования духовного мира читателей. В настоящее время говорят совершенно справедливо о кризисе читательской культуры. Современные дети больше зрители, чем читатели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«С интересом к чтению»
С интересом к чтению
( об уроках внеклассного чтения в 5 классе)
Машихина В.А.
учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ с. Жестянка Пугачёвского района
Саратовской области»
«Никогда никакими силами вы не заставите
читателя познать мир через скуку.
Читать должно быть интересно».
( А. Н. Толстой)
Я считаю, что в настоящее время совершенно справедливо говорят о кризисе читательской культуры. Обновляется содержание образования, конкретизируются цели и задачи изучения литературы в школе, внедряются новые технологии, однако многие проблемы остаются нерешенными. Очень важной остается проблема чтения, восприятия художественного произведения, формирования духовного мира читателей. В настоящее время говорят совершенно справедливо о кризисе читательской культуры. Современные дети больше зрители, чем читатели.
Каковы же причины падения уровня детского чтения в нашей стране? Есть объективные причины. Наши дети живут и развиваются в совершенно новом культурном пространстве. Велика увлеченность молодежи социальными сетями, в которых они просто живут. Многофункциональный интернет поглощает полностью немалую группу ребят, хотя многие ученики сами считают, что социальные сети - своеобразный путь к деградации.
В СМИ отсутствует пропаганда чтения. В государстве вместо строительства библиотек идет обратный процесс - их повальное закрытие, сокращение работников культуры.
Одной из причин низкого уровня чтения среди учащихся можно назвать недоступность книг (дороговизна печатной продукции, периодики), тематическое однообразие новых изданий. Издательства «диктуют», что читать.
Учащиеся имеют мало времени на чтение любимых книг, на размышление над новой книгой, на получение радости от процесса свободного чтения из-за колоссальной загруженности информацией, льющейся на них не только на уроках.
Многие перегружены дополнительными занятиями по предметам, занятиями спортом. В современном мире много интересов, заменяющих чтение.
Общественная жизнь изменилась таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло.
Изменились позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми. Резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек:
« Ты теперь большой, читай сам».
Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению. Формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно»,-так великий А. Н. Толстой сформулировал основное правило развития читательского интереса.
Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. Хотелось бы отметить особую роль родителей в развитии детского интереса к чтению. Родители должны создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Основная мысль, которую я пытаюсь донести родителям: возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Обязательно провожу на родительских собраниях тестирование родителей с целью выявления их читательского интереса, узнать о наличии в их домашней библиотеки литературы о нравственности, духовности. Знакомлю с содержанием курса внеклассного чтения, с книгами, раскрывающими психологические, личностные особенности развития детей подросткового возраста. В возрасте 11-14 лет многие дети не находят взаимопонимания со своими родителями в связи со сложностями личностного самоопределения ребенка в общении. Семейное чтение поможет найти общую тему для разговора, оценить поступки ребёнка и взрослого, посмотреть на свои проблемы во взаимоотношениях иначе. Поэтому обсуждение прочитанной совместно книги только сблизит детей и родителей, поможет сделать их отношения доверительными. Я как учитель помогаю направить их интересы, даю рекомендации для чтения: это и перечень произведений, и вопросы для обсуждения после прочтения книг. Приобщение школьников к тайнам художественного слова начинается с первых лет обучения. Каждый ученик становится читателем по - своему, приходит к литературе от чего-то своего, индивидуального, отвечающего его интересам и увлечениям.
Помочь становлению читателей - одна из основных задач классных и внеклассных занятий в школе.
Важная ступень на этом пути- 5 класс
На этой первоначальной стадии становления читателя, когда только начинается приобщение к литературе, особенно большое значение приобретает систематическое и целеустремлённое руководство чтением. Именно в этом возрасте во многом складываются интересы детей, определяются их вкусы, необходимо пристальное внимание учителя и библиотекаря к самостоятельному чтению учащихся, умные и тактичные советы взрослых, заинтересованных в том, что и как читают дети. Руководя чтением, учитель имеет возможность не только заинтересовать школьника книгой, но и воспитать у них любовь к книге, привычку к самостоятельному чтению художественной литературы.
Перед учителем встает вопрос о том, как, почему и когда у различных учащихся проявляется интерес и эмоциональное отношение к литературным произведениям; почему успешное овладение умениями и навыками не всегда сопровождается у тех или иных школьников интересом к прочитанному; каков характер интереса и чем вызвано эмоциональное отношение. Иногда, казалось бы, школьник всё понимает, правильно отвечает на вопросы учителя, но книга оставляет его равнодушным.
Чтобы успешно вести преподавание, учитель должен хорошо знать своих учеников. Систематическое изучение индивидуальных особенностей школьников позволит наметить определенные группы или типы читателей, поможет использовать различные приёмы и методы классных и внеклассных занятий, разработать систему индивидуальных занятий, спланировать классную работу таким образом, чтобы она заинтересовала и тех, для кого чтение остается обязанностью; более целеустремлённо руководить внеклассным чтением учащихся в тесной связи с классным занятиями.
В связи с этим в начале учебного года провожу анкету с пятиклассниками. Она состоит из следующих вопросов:
Любишь ли ты читать?
Какие книги любишь читать, про что?
Какую книгу считаешь самой лучшей, почему?
Кто из современных детских писателей тебе больше всего нравится? Назови его книги.
Анкетирование проводится без предварительной подготовки класса, заполняется детьми самостоятельно. Вопросы анкеты сформулированы так, что каждый последующий дают дополнительную информацию о читательских интересах учащихся.
На первый вопрос анкеты –любишь ли ты читать–прозвучали следующие ответы:
не люблю читать;
читаю, чтобы выполнить домашнее задание;
читаю иногда;
люблю читать;
читаю на каникулах, есть свободное время от учебы;
читаю всегда, когда есть свободное время;
читаю, когда заставляет мама.
Ответы на второй вопрос анкеты были сведены к следующему: любят читать «смешные книги», «книги с картинками», о животных, «нетолстые книги», «детективы». Но наиболее популярный ответ среди пятиклассников – «книги о войне». Возникает вопрос: нужно ли в таком случае включать книги военно – патриотического содержания для уроков внеклассного чтения? Ведь они имеются в программе и читаются самостоятельно. Я считаю, что это необходимо. Лучшие произведения о Великой Отечественной войне необходимо использовать для воспитания молодого поколения.
Сравнительно небольшой процент в самостоятельном детском чтении занимают книги о природе. А ведь они имеют большое значение для эстетического воспитания. Вспомним слова М.И. Калинина: «Воспитание патриотизма начинается с познания родных мест, с любви к своей речке, озеру, лесу, к своей родной деревне и родному городу, которая перерастает в чувство любви к Родине». Именно эта мысль лежит в основе лучших произведений о природе выдающихся русских писателей В. Бианки, К. Паустовского, Б. Житкова и других. Следовательно, уроки внеклассного чтения должны сыграть особую роль в пробуждении интереса к чтению книг о родной природе.
Любимую книгу (третий вопрос анкеты) смогли назвать не все. Большинство этих книг связано со школьной программой первой ступени обучения– это книги классиков («Дубровский», «Бежин луг», «Бородино», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Муму»).
Своими любимыми писателями ребята называют в основном классиков, произведения которых изучают по школьной программе: Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Некрасова, Ломоносова, Тютчева, Крылова.
Также анкетирование показало, что предпочтения отдаются просмотру телевизионных программ, играм в Интернете, прогулкам на улице. Большинство ребят о содержании книги предпочитают узнать из фильма или мультфильма. Конечно, эта ситуация не может не волновать тех, кто работает с детьми. Как заинтересовать ребят чтением? Сегодня основная проблема , стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам литературы по первоисточникам , а не по краткому пересказу. Задача эта не новая, практически все учителя работают над ее решением. Просто в свете последних тенденций развития образования она приобрела особую актуальность , а без ее решения невозможно даже малейшее продвижение по пути достижения высоких результатов , которых ожидают сегодня от школьного образования.
Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе же ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.
В общей системе литературного образования в школе немаловажную роль играют уроки внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школы. Внеклассное чтение тесно связано с классными занятиями. Связь классного и внеклассного чтения - основной организационный принцип, на котором базируется система уроков внеклассного чтения. Эта связь определяет характер и последовательность занятий, их содержание и даже форму. Единый поток классного и внеклассного чтения усиливает влияние книги на учащихся, способствует формированию мировоззрения, художественного вкуса, становлению характера. Урок внеклассного чтения тесно связан также и с другими формами работы с книгой. Начинаясь на уроке, внеклассная работа по литературе продолжается и приобретает широкий размах на читательской конференции, литературном вечере. Возможно и обратное: на уроке внеклассного чтения подводятся итоги той большой работы, которая осуществляется в школе в целом. Это может быть литературно- краеведческая работа, в которой принимают участие ( в меру своих сил и возможностей) учащиеся средних классов.
Уроки внеклассного чтения по методике своего проведения должны отличаться от обычных уроков литературы. Эти занятия проводятся не каждый день, даже не каждую неделю, и поэтому должны быть по своей форме нестандартными, надолго запоминающимися для учащихся. Очень важно привлечь внимание школьников к самостоятельному чтению, научить видеть себя как читателя, оценивать свои достоинства и недостатки, осознавать и объем, и качество чтения. Приемов для осуществления этой задачи – множество, однако я хочу обратить внимание лишь на те задания, применяемые на уроках внеклассного чтения в 5-м классе, которые носят игровой и конкурсный характер.
Программа по литературе в 5 классе предусматривает восемь уроков внеклассного чтения (смотри приложение). Для их планирования большое значение имеет тщательный отбор книг. Это должны быть произведения интересные и доступные детям. Такие произведения расширяют кругозор, обогащают жизненный и читательский опыт, развивают воображение и мыслительную деятельность. Не менее важны и методы проведения уроков. Значительное место здесь занимает элемент поиска, игры, исследования, различного рода инсценировки, конкурсы.
Чрезвычайно велико значение вводного урока: его успех в значительной степени определяет и эмоционально окрашивает всю дальнейшую работу по руководству чтением. На самом первом уроке внеклассного чтения я предлагаю детям статью С.Я. Маршака: « Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями Ну, скажем с Пушкиным, Львом Толстым, Горьким Встретится с ними не так уж трудно. Я могу дать вам точный адрес. Он очень короткий «библиотека».
И далее следует выступление библиотекаря, важное и нужное именно на этом уроке. Проходит оно, как показывает практика, особенно удачно,
если библиотекарь, рассказывая о том, как читали школьники в 4 классе, демонстрирует их читательские формуляры и анализирует их
если он не только рассказывает об интересных книгах, но и показывает их, и сразу после уроков приглашает детей в библиотеку, чтобы выдать им книги, которые им особенно захотелось прочитать.
Заканчивается первая часть урока выступлением учащихся о книгах, прочитанных летом. И вот здесь подготовка подобных выступлений требует особенного внимания и помощи, потому что ребенок ещё плохо ориентируется в литературных произведениях, ему трудно самостоятельно отобрать необходимый для выступления интересный материал. А первая неудача нередко порождает неверие в свои силы.
Следующую часть урока можно посвятить главному справочному изданию для детей – Детской энциклопедии. Она пользуется заслуженной популярностью, многие имеют её дома, она практически есть в каждой школе. Не все материалы интересны пятиклассникам, но энциклопедия принесёт большую пользу, в том числе развитие у них навыков пользования справочной литературы. На этом занятии нужно показать учащимся, как найти в энциклопедии ответ на интересующий их вопрос.
Далее можно предложить детям книги с интересным предисловием (например, А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», М. Твен "Приключения Тома Сойера", др.) положить их на парту, дать несколько минут на то, чтобы их рассмотреть, а потом рассказать, что они узнали о ней, познакомившись со справочным материалом.
И, наконец, я предлагаю детям побывать в библиотеке, чтобы получить ту книгу для чтения, которая ему понравилась на уроке. Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к чтению, поэтому с удовольствием иду с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. Вводный урок - лишь самый первый этап руководства чтением. Именно в начале учебного года важно создать в классе такую атмосферу, чтобы не читать было нельзя: тот, кто не читает, не может участвовать в общих разговорах о прочитанных книгах и их героях. Достигнуть это можно различными путями. Прежде всего, надо продолжить рекомендацию книг для чтения, начатую на уроке внеклассного чтения. Отдельным учащимся можно поручить рассказать о самой интересной книге, прочитанной в учебном году. Некоторые из таких книг тактично, незаметно для ребенка, нужно подсказать учителю, другие выберут дети. Учащиеся 5 класса очень активны и инициативны. Каждому хочется выступить и самому рассказать товарищам о том, какая книга ему особенно понравилась. Устанавливается очерёдность. Разговоры о книгах, обмен мнениями о прочитанном можно теперь услышать и на перемене и после уроков. Книги дети приносят в класс, ими обмениваются. Я радуюсь: дети начали читать! Но чтение их в той или иной степени должно направляться учителем. Очень важно продолжать рекомендации. Вначале можно вывешивать рекомендательный список книг, красиво оформленный на большом листе бумаги. Но к такому списку быстро привыкают, он теряет элемент новизны и, в конце концов, надоедает. Как же быть? На данном этапе список должен привлекать к себе школьников. Поэтому можно оформить стенд с заголовком «Советуем почитать» и с кармашками «Рекомендация такого – то ученика». Ребята, рекомендовавшую книгу, обычно очень заинтересованы в том, чтобы товарищи прочитали их произведение, о котором они рассказывали. Если этих книг нет в библиотеке, они приносят с удовольствием из личной библиотечки. Таким образом, у учителя появляются добровольные помощники, которые не только рекомендуют книгу, но и пропагандируют её. В кармашки вкладываются билетики с фамилиями тех, кто прочитал. Название кармашков постоянно меняется, и учителю легко будет уточнить, что читается, что уже прочитано, что оказалось трудным или малоинтересным. Одновременно беседа о книгах и рекомендации их сочетаются с постоянным напоминанием учителя о правилах чтения, с просьбой подклеить порванную библиотечную книгу сделать для неё закладку. Учитель вместе с детьми следит за тем, какие новые книги появились в библиотеке, беседуют о чтении книг, прочитанных вместе с родителями.
Второй и третий уроки внеклассного чтения посвящаются, как правило, народному творчеству и литературным сказкам. Одна из удачных форм подобных уроков – конкурс. Готовясь к уроку – конкурсу или конкурсу на лучшего рассказчика сказок, ребята читают и перечитывают сказки, отбирают с помощью учителя или библиотекаря небольшие сказки или отдельные эпизоды из сказок для выступления. Помогая учащимся, учитель обращает их внимание на яркий и точный сказочный язык, беседует о том, какими представляются сказочные герои и какие интонации верно передадут их чувства и переживания. Подготовка к конкурсу особенно будет плодотворной, если есть элемент соревнования. И тут можно организовать работу в группах. Но у нас школа малокомплектная, поэтому я организую работу в парах. Каждый знает, если кто - нибудь не подготовится к конкурсу, то подведет своего товарища. Количество баллов будет снижено.
Чтобы подготовку сделать более интересной и разнообразной, в условие конкурса включаю выполнение иллюстраций к сказкам, поделки из пластилина, бумаги, картона.
Учащиеся 5 класса очень любят играть. Поэтому успешно идет подготовка к уроку в том случае, когда каждая пара хранит своё выступление в тайне. При таком условии урок вдвойне интересен: каждая пара готовится к выступлению, но и с нетерпением ждёт выступление товарищей.
Для проведения конкурса организуется жюри. Проводятся конкурсы, как праздник, приглашаются гости из других классов и, конечно, родители. Таким образом, подготовка к конкурсу и участие в нем не только познакомят учащихся с широким кругом сказок, но и побудят задуматься над их содержанием, глубже вникнуть в смысл, почувствовать красоту и меткость языка сказок.
Можно провести викторины, посвященные народным сказкам или устроить парад сказочных героев. Сказки отбираются заранее, готовятся соответствующие костюмы, оформляется класс. В работе принимают участие все учащиеся.
Для сильного класса можно подготовить урок-конкурс на лучшего рассказчика. Во время подготовки учитель обращает внимание на выбор сказки, дает советы учащимся, как лучше сократить её, как добиться более выразительного звучания при рассказывании. При этом отобрать сказки так, чтобы прозвучали все виды сказок: сказки о животных, волшебные и бытовые. Рассказывание сказок обсуждается всеми учащимися, тут же дополняется теми, кто читал эту сказку. Таким образом, учитель незаметно для учащихся подводит их к выводу, как надо рассказывать сказку, чтобы её интересно было слушать другим. Закончить эту часть урока можно выразительным чтением одной из сказок народов мира.
Последний урок внеклассного чтения, на котором хотелось бы остановиться, -это итоговый урок, посвящённый учёту прочитанных произведений за год. На этом уроке обязательно присутствие и выступление библиотекаря. Он приходит с читательскими формулярами, демонстрирует и анализирует их. В формулярах четвероклассников были записаны в основном небольшие и несложные произведения на темы близкие и понятные читателю: о детях, о животных, сказки. Книг в формуляре каждого немного, это и понятно. Далеко не все четвероклассники читают достаточно хорошо и бегло.
В 5лассе резкий скачок. Возрастает количество прочитанных книг, больше их объём, разнообразнее тематика. Библиотекарь называет хороших читателей, упоминает тех, кто читает много, но спешит, пропускает отдельные страницы и поэтому плохо воспринимает прочитанное, читает односторонне и называет, наконец, тех, кто почти ничего не читает. Характеризуя чтение класса, библиотекарь обязательно включает в беседу и учащихся, спрашивая их мнение о той или иной книге, предлагая рассказать о запомнившихся героях, пересказать интересные эпизоды (отдельные выступления могут быть подготовлены заранее).
На следующем этапе урока рекомендуются книги для чтения летом. Предлагать детям лучше всего небольшой список книг и обязательно отметить, что в этом списке одну книгу можно заменить другой. Можно читать и дополнительно те интересные книги, которые они найдут в библиотеках. В противном случае нередко бывает так: считая себя ограниченными списком, учащиеся читают мало или совсем не читают.
Рекомендуя книги на лето, учитель обязательно должен показать детям, рассказать о каждой.
Одним из новых интересных подходов к развитию читательского интереса у учащихся на этом может стать презентация книг, подготовленная с использованием мультимедийных технологий.
В конце урока можно предложить учащимся вести летом дневник чтения. Форма его может быть любой, только чтобы она не затрудняла их. Форму дневника можно предложить следующую: тетрадь делится на две части. На первых страницах записываются все прочитанные книги: сначала автор, потом заглавие, год издания, художник. Вторая половина заполняется отзывами. Форма отзыва может быть различной. Это может быть оценка книги в целом или рассказ о её героях, или запомнившаяся цитата, а может быть рисунок, на котором изображается один из наиболее интересных эпизодов Знакомство же с таким дневником дает полную картину чтения.
Таким образом, практика внеклассного чтения позволяет создать систему уроков, несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся. А создание именно системы занятий позволяет выявить изменения уровня развития творческих способностей школьников.
Варианты тематики и литературы не исключают возможности внесения каждым учителям изменений в учебные материалы, учитывая местные условия, особенности работы класса, уровень готовности детей, наличие книг в школьной библиотеке. Здесь проявляется право учителя на творческий поиск, самостоятельный выбор тематики уроков внеклассного чтения, а разнообразия форм, методов и средств позволит учителю создать базу для формирования у учащихся читательских интересов. Роль учителя на уроках внеклассного чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.
Для выявления результативности работы по формированию и развитию читательского интереса я использую тестирование, мини-сочинения, ответы на проблемные вопросы. В классах моего преподавания я вижу положительную динамику развития интереса детей к чтению. По результатам анкетирования процент читающих детей стал выше. Но совсем не радует процент учащихся, которые регулярно посещают библиотеку. Какова причина? В наших сельских библиотеках недостаточно художественной литературы. В последние годы библиотеки совсем не пополняются современной литературой. В нашей стране вместо строительства библиотек идет обратный процесс - их повальное закрытие, сокращение работников культуры. Но успокаивает тот факт, что у многих ребят есть домашние библиотечки, которые также являются ресурсами для организации внеклассного чтения. Таким образом, формирование читателя - сложное дело. Ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы. Роль учителя на уроках внеклассного чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников. Но ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется всё- таки в семье. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Но это уже другой вопрос.
Библиографический список
1. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. /
2. Горяинова Е.Э. Игровые и конкурсные задания на уроках внеклассного чтения.
3. Гузь В. М. Читательские интересы современных школьников и проблема формирования читательской компетенции. /
4. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII кл.). - М., 1980.
5. Малуха Н.П. Развитие интереса к чтению – важнейшее условие становления духовного мира учащихся
6. Попова В.К. Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы