Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества литературного образования
Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества литературного образования
Программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Рабочая программа курса “Я-исследователь ” рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества литературного образования»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
« Рассмотрено
на заседании МО»
Руководитель МО ________
Л.Е.Ивлева
Протокол №______
от «___» _________2016г
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
___________ Т.Ф.Трефилова
«___»__________2016г.
«Утверждаю»
Директор МКОУСОШ №25с УИОП
________В.Ф. Ловцова
Приказ №383
От «01» сентября 2016г.
Рабочая программа
Исследовательская деятельность
«Я - исследователь»,
для 10 класса
(5 подгруппа профильный уровень)
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Ивлева Людмила Евгеньевна
2016- 2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Место проектной деятельности в учебном плане:
Статус документа
Программа курса по русскому языку и литературе составлена на основе нормативных документов:
- Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области
- Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897
- Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 с УИОП г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области на 2016-2017 учебный год
Программа разработана 35 часов. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 10 класса.
, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности.
Актуальность
Программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Рабочая программа курса “Я-исследователь ” рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
2. Цель программы:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
• воспитывать сознательное отношение к труду;
• развивать навыки самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
4.По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования
Формы и методы организации учебных занятий:
-групповая
-индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе:
-словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с учебной литературой.
-репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
-частично-поисковые методы
-исследовательские методы
Наглядность: просмотр видео- ,кино-, компьютерных презентаций.
Этапы работы над проектом
1.Планирование Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления проектной деятельности.
2.Аналитический этап Выбор темы и целей проекта ( через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.); определение количества участников проекта, состава группы; определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта( формы представления результатов):
-отчёт ( устный, письменный, устный с демонстрацией материалов),
-издание сборника, фильма, макета и т.д.;
установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;
распределение обязанностей среди членов команды.
Этап обобщения информации Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов.
Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Учащиеся представляют не только получение результаты и выводы но и описывают приемы при помощи которых была получена и проанализирована информация: демонстрируют приобретенные знания и умения: рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом Контрольный этап Анализ информации. Формулировка выводов.
Реализация целей и задач осуществляется следующими условиями работы:
1.Материальные условия:
-наличие кабинета для проведения занятий;
-наличие технических средств обучения(аудио- и видео материалы, доступ в Интернет и т.д.)
2.Организационные условия:
-создание коллектива единомышленников;
-ознакомление учащихся с курсом.
3.Психологические условия:
-создание условий работы, при которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения;
-формирование доброжелательных отношений.
6.Календарно-тематическое планирование
№
Этапы проекта
Содержание
Кол-во часов
Дата
План
Факт
1
Метод проектов (9 часов)
Цель:познакомить с понятием «исследование»
Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью. История метода проектов
1
05.09
2
Основные требования к проектам
1
.12.09
3-4
Структура учебного проекта
2
19.26.09
5.
Классификация учебных проектов
1
03.10
6.
Терминология проектной деятельности
1
10.10
7.
Портфолио проекта
1
17.10
8.
Паспорт проектной работы
1
24.10
9.
Возможные выходы проектной деятельности
1
07.11
Планирование работы(4часа)
Цель:познакомить сэтапами работы над исследованием.
10.
Выбор темы проекта. Определение состава группы
1
14.11
11.
Разработка целей и задач
1
21.11
12.
Планирование работы на год
1
28.11
13.
Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;
1
05.12
14.
Исследовательская деятельность (14 ч.)
Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта исследования
1
12.12
15-16.
Цель: формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков; стимулирование познавательных мотивов, интереса обучающихся к самостоятельному решению
проблем, осознание значимости знаний.
Подбор теоретического материала по выбранной теме
Тема исследования:
«А счастье было так возможно…»,
«Памятники литературным героям в России», «Лексикон учащихся 5-9 классов моей школы», «Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России», «15 фактов из жизни Гоголя», Филологическое исследование «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
2
19.1209.01
17.
Обсуждение. Выводы.
1
16.01
18.
Компьютерная обработка теоретического материала
1
23.01
19.
Определение целей, задач и хода эксперимента. Подбор методик проведения экспериментов
1
30.01
20.
Составление анкет, вопросов интервью
1
06.02
21.
Проведение работы над проектом
1
13.02
22.
Проведение анкетирования, интервью
1
20.02
23.
Проведение наблюдений
1
27.02
24.
Первичная обработка результатов
1
06.03
25.
Подведение итогов экспериментальной работы
1
13.03
26-27.
Компьютерная обработка результатов экспериментальной работы
1
20.03
Обработка результатов(4часа)
28.
Анализ результатов эксперимента
1
03.04
29.
Обработка данных анкетирования
1
10.04
30.
Обсуждение выводов и рекомендаций
1
17.04
31.
Компьютерная обработка материала
1
24.04
Итоговый этап
4ч
32.
Подготовка доклада
1
08.05
33.
Подготовка презентации
1
15.05
34.
Презентация
1
22.05
35.
Подведение итогов защиты
1
29.05
Требования к содержанию учебно-исследовательской работы
Структура
Требования к содержанию
Титульный лист
Содержит:
– наименование учебного заведения, где выполнена работа;
– Ф. И. О. автора;
– тему работы;
– Ф. И. О. руководителя;
– город и год
Оглавление
Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение
Содержит:
– актуальность;
– объект проекта;
- цель работы;
– задачи;
– методы исследования;
– практическая значимость;
– апробация;
– база исследования
Основная часть (не более 10–15 с.)
Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме
Выводы
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работе
Список литературы
Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы
Приложения
Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе
7Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Сергеев И. С. « Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2005.
Под редакцией В.С. Рохлова « Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании»-М.: МИОО,2006
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3 — 11.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29