kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль семейного чтения с использованием краеведческой литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейное чтение - одно из главных средств образовательных средств в коррекционной школе. Благодаря чтению расширяется кругозор формируется мировозрение, патриотизм. Работа с книгой служит развитию мышления.Для детей коррекционных школ чтение  уметь хорошо читать - это путевка в жизнь и одно из условий социальной защишенности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль семейного чтения с использованием краеведческой литературы »

Розбенда Татьяна Ивановна

воспитатель КОУ «Школа-интернат № 5»




Роль семейного чтения с использованием краеведческой литературы в формировании духовно-нравственной личности.


Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в «нравственной осёдлости» не возникают сами по себе, а воспитываются. Кроме того, как сказал Д.С. Лихачев: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».

Сегодня краеведение - одно из приоритетных направлений работы многих школ.

Главная задача литературного краеведения – пробудить интерес детей к своей малой родине, сохранить духовно – нравственное здоровье детей, развить их интерес к чтению книг краеведческой тематики.

Ребенок начинает знакомство с детскими книгами в семье. Большинство родителей читают детям книги, наши дети лишены такой возможности, поэтому в учебном плане школы-интерната предусмотрены часы общения, т.ч. семейное чтение, которое проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Семейное чтение - одно из важнейших образовательно-воспитательных средств в коррекционной школе. Благодаря чтению у детей расширяется кругозор, формируется мировоззрение, патриотизм, художественный вкус. Работа с книгой служит развитию мышления детей, обогащению их речи новыми словами, что, в свою очередь, позволяет воспитанникам школы-интерната быстрее интегрироваться в общество, снижает остроту конфликта с окружающей их средой, служит организующим фактором внутрисемейных отношений. Дети наши с ограниченными возможностями здоровья, но жить им надо в нормальном обществе, и воспитать их согласно нормам общечеловеческой морали и нравственности непосредственно поможет семейное чтение.

Для детей коррекционных образовательных учреждений, уметь хорошо читать - это и путёвка в жизнь, и одно из условий социальной защищенности детей.

Слишком часто хорошие, умные, нужные книги проходят мимо них. Поэтому необходимо подумать, каким образом, верно направить интересы ребят, как привлечь их внимание к книгам, адресованным их возрасту.

При подборе произведения надо учитывать, какое воспитательное влияние оно может оказать на детей, будет ли в достаточной мере понятно, доступно, отвечает ли их умственному развитию, интересен ли школьникам сюжет, образы, художественное описание, насколько оно способствует воспитанию у детей лучших качеств человека.

Чтобы заинтересовать ребят и стимулировать их деятельность, на занятиях семейного чтения использую литературные произведения омских писателей В.Макарова, Т.Белозерова, В.Зензина, А.Дягтярева, Т.Четвериковой, Ж.Земкаюс, В.Новикова и других.

Без знания литературы родного края нельзя сохранить традиции, воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края. При работе над художественными произведениями в коррекционной школе воспитателю необходимо учитывать, что слабые навыки чтения у детей и недоразвитие у них познавательных интересов резко снижает желание самостоятельного чтения книг.

Ведь чтение – труд, причем труд нелегкий, требующий умственного и физического напряжения. Ребенка с ограниченными возможностями здоровья постоянно нужно подталкивать, побуждать к чтению. При этом работа с книгой должна носить увлекательный, праздничный характер. Поэтому, семейное чтение включает в себя различные виды совместной деятельности детей и взрослого: проведение читательских конференций, громкое чтение, викторины, конкурс стихов, конкурс рисунков, драматизация и другие мероприятия. Эти формы работы помогают организовать коллективную деятельность учащихся и обеспечить активное участие в ней каждого ребенка.

Остановлюсь на некоторых формах работы с краеведческой литературой. Немаловажной формой работы с книгой является громкое чтение, которое учит внимательно «вдумчиво» читать книги. О пользе громкого чтения говорил еще великий русский педагог К.Д. Ушинский «Необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное». Многие книги для детей рассчитаны на неторопливое во времени чтение. Чтение с продолжением развивает у ребенка привычку слушать книгу. Прерывать чтение следует неожиданно, в самом напряженном месте. Перед тем, как продолжить чтение, вспомнить, где остановились прошлый раз, предложить пересказать какой-нибудь эпизод. Возможно поочередное чтение текста детьми.

Так книгу И. Ермакова «Стоит меж лесов деревенька», рекомендуем читать ребенку небольшими отрывками. На примере главного героя Савоськи Горошека, который отважно бьется за дедушкин тополь и побеждает, чтобы навсегда сохранить память о войнах сибиряках, о своем деде погибшем во время ВО войны, я стараюсь воспитать чувство патриотизма, чувства уважения к памяти тех людей которые завоевали нам Победу. После этого мы с детьми вспоминали, где у нас в Омске есть памятники героям Гражданской и ВОВ. Затем проводим экскурсию к этим местам.

Различные литературные викторины активизируют мысль детей, будят желание узнать больше. Например, по книге Т. Белозерова «Дворовичок», детям было дано задание за определенное время прочитать книгу, создать команды, выбрать сказку для инсценировки, показать её.

Одна из форм организации семейного чтения в старших классах – читательские конференции. Можно выделить несколько видов читательских конференций: - конференции, посвященные творчеству одного писателя, например, Н. Саранча, Т. Белозерова. Ученики знакомятся с биографией писателя, выступают с рассказами о его произведениях, читают вслух отрывки из этих произведений, включают в свою деятельность моменты театрализации. - конференция по произведениям разных писателей на определенную тему. Например, «Тихая моя Родина», «Ребятам о зверятах», «Сказка – ложь, да в ней намек». - итоговые конференции (проводятся в конце года). На этих конференциях учащиеся рассказывают о прочитанных за год книгах.

Собирая и изучая факты литературной жизни родного края, ребята учатся видеть прекрасное в обыденном, по новому оценивают пейзажи близкой природы, памятные места. Так, читая книгу Николая Бутова «Щит Ермака», дети узнали историю деревень Омской области и нашли их на карте, из этой же книги дети узнали о судьбах людей, живущих и работающих в этих деревнях.

Целенаправленная работа по изучению литературного краеведения углубляет представления детей об исторических и культурных связях родных мест с жизнью России, раскрывает богатство и разнообразие художественной литературы. В этом случае семейное чтение с использованием краеведческой литературы становится ярким, запоминающимся, выразительным, эмоциональным и продуктивным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль семейного чтения с использованием краеведческой литературы

Автор: Розбенда Татьяна Ивановна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Роль индивидуализации в современном процессе обучения."
    ["seo_title"] => string(61) "rol-individualizatsii-v-sovriemiennom-protsiessie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287158"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454433953"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
    ["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
    ["file_id"] => string(6) "450645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516204702"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства