kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка заданий по читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены задания на развитие читательской грамотнсти у обучающихся 7 класса. Рассмотрено произведение А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий по читательской грамотности»

  Разработка заданий по читательской грамотности  7 класс

 

Разработка заданий по читательской грамотности 7 класс

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–8

  • Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдаёт ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.

(А.С. Пушкин, «Станционный смотритель»)

1. Как рассказчик относится к станционным смотрителям? Какие даёт характеристики? Выберете правильный ответ/ ответы.

А) «Почитает их извергами человеческого рода»;

Б) «Люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».

Б) Считает «равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам»;

В) Шутливо называет «диктаторами»;

Г) «Из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и поучительного».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найди в тексте и выпишите ключевые слова, характеризующие станционных смотрителей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите из текста устаревшие слова. Определите их лексическое значение, используя толковый словарь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Установите соответствие между цитатой из текста и средством художественной выразительности, которое использует А.С. Пушкин, чтобы рассказать об истинном положении станционных смотрителей. 1) «…боже!  Чрез пять минут — колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!..» А) Риторические восклицания 2) «Угрозы посыплются на голову». Б) Эпитет 3) «Сердце наше исполнится искренним состраданием». В) Гипербола  Г) Метафора  Д) Олицетворение  5. Фрагмент начинается с вопросов, в которых содержится ответ. Как называются такие вопросы? С какой целью автор использует данный прием? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1 2 3

4. Установите соответствие между цитатой из текста и средством художественной выразительности, которое использует А.С. Пушкин, чтобы рассказать об истинном положении станционных смотрителей.

1) «…боже! Чрез пять минут — колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!..» А) Риторические восклицания

2) «Угрозы посыплются на голову». Б) Эпитет

3) «Сердце наше исполнится искренним состраданием». В) Гипербола

Г) Метафора

Д) Олицетворение

5. Фрагмент начинается с вопросов, в которых содержится ответ. Как называются такие вопросы? С какой целью автор использует данный прием? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1

2

3

6. В приведенном отрывке дано описание станционного смотрителя, персонажа невысокого социального положения, небогатого и угнетенного, но обладающего высокими душевными качествами. Как называется тип литературного героя, который подходит под это описание? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Вспомните, в каком произведении А.С. Пушкина, мы вновь встречаем данный литературный тип героя (смотрите задание 6). Напишите название поэмы и имя главного героя. Сопоставьте персонажа этой поэмы со станционным смотрителем. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В приведенном отрывке дано описание станционного смотрителя, персонажа невысокого социального положения, небогатого и угнетенного, но обладающего высокими душевными качествами. Как называется тип литературного героя, который подходит под это описание?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Вспомните, в каком произведении А.С. Пушкина, мы вновь встречаем данный литературный тип героя (смотрите задание 6). Напишите название поэмы и имя главного героя. Сопоставьте персонажа этой поэмы со станционным смотрителем.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Кто такой станционный смотритель?». Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Кто такой станционный смотритель?». Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка заданий по читательской грамотности

Автор: Федорова Татьяна Вячеславовна

Дата: 29.03.2022

Номер свидетельства: 603656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Формирование читательской грамотности на уроках географии. "
    ["seo_title"] => string(65) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "148399"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419690994"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Задания на формирование читательской грамотности"
    ["seo_title"] => string(49) "zadaniia_na_formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "591310"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1636890084"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка заданий для формирования читательской грамотности."
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka_zadanii_dlia_formirovaniia_chitatelskoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "616056"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1666854734"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Разработка урока по теме "Реки""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotka-uroka-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "249302"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446882110"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Задание по читательской грамотности"
    ["seo_title"] => string(37) "zadanie_po_chitatelskoi_gramotnosti_2"
    ["file_id"] => string(6) "611399"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1659169507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства