Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы
Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы
Теоретический материал о рабочем листе для уроков русского языка и литературы. Приложение - образец рабочего листа для 6 класса по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы»
Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы
Перед современным учителем стоят важные задачи:
развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества;
развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам;
индивидуальный подход к обучающимся;
развитие коммуникативных навыков у учащихся;
ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении деятельности.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно решать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, которая потребует от них самостоятельного осуществления алгоритма действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов:
- деятельности;
- системности;
- минимакса;
- психологического комфорта;
- творчества.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями, разным уровнем интеллектуального и личностного развития. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения материалом для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить активность, творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения с учетом способностей, уровня обученности, склонностей. Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности. Одни более склонны к предметам гуманитарного профиля, другим легче даются точные дисциплины. Эти различия необходимо сглаживать в процессе обучения. Нельзя забывать и о том, что в настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации.
Возможным решением этих проблем, способом реализации индивидуального подхода, формой организации познавательной деятельности на уроке может стать применение рабочих листов.
Рабочий лист (по определению Финансового словаря1) – «формализованная анкета, предназначенная для обработки и записи структурированных данных». Мы будем понимать под этим термином специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.
Рабочие листы бывают 3-х видов:
информационные (включают новый материал, дополнительную информацию, правила и пр.);
тестовые (контрольные вопросы; задания, аналогичные заданиям КИМ ГИА);
интегрированные (информационный блок, материалы для проверки, задания для самостоятельной работы).
Наиболее эффективным при изучении материала является интегрированный рабочий лист.
Примерная структура интегрированного рабочего листа:
материал на повторение изученного;
краткий информационный материал по новой теме;
задания для самостоятельной работы (типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения; репродуктивные и продуктивные задания);
обобщение и заключение по каждой теме урока (выводы, контрольные вопросы).
Рабочие листы могут также включать опорные схемы, таблицы, ребусы, кроссворды, цитаты, карты, иллюстративный материал и пр.
Любая работа на любом уроке – это работа с информацией, с которой необходимо произвести определённые действия. Объем информации, особенно в старших классах, достаточно велик. Рабочие листы призваны поставить ученика в активную позицию по отношению к содержанию текста.
Рабочий лист позволяет обучающимся самостоятельно получать, осмысливать и осваивать новый материал, обрабатывать полученную информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации; развивает умение работать с различными источниками информации, абстрактное и наглядно-образное мышление. Он позволяет также провести комплексную оценку формирования компетенций обучающихся.
На уроках литературы в структуру рабочего листа может входить биография писателя (поэта), адаптированная для самостоятельной работы ученика (можно добавить необходимый иллюстративный материал, документы; некоторые факты представить завуалированно или обобщенно). Задания могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение и пр.
В зависимости от характера заданий, включенных в рабочий лист, возможно его применение в индивидуальной, парной, групповой работе.
Работу с рабочим листом можно организовать на любом этапе урока. Он помогает активизировать учеников на этапе вызова, для создания проблемной ситуации, при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, на этапе закрепления с целью определения уровня усвоения темы, на этапе домашнего задания, является замечательным средством получения обратной связи.
В ходе составления рабочего листа учитель реализует индивидуальный подход к обучающимся, подбирая задания с разным уровнем сложности; каждый ученик может легко сориентироваться в пространстве листа, заранее понимая, что конкретно требуется сделать, каковы цели и задачи урока, может выбрать задание «по силам». Просматривая самостоятельно заполненный рабочий лист, ученик может подвести итоги своей работы и воспользоваться материалом листа на последующих уроках или при подготовке к итоговой аттестации. Кроме того, учитель реализует и свои творческие способности; а если удастся сделать рабочий лист привлекательным или необычным по оформлению и содержанию, то это будет способствовать повышению мотивации учащихся.
Таким образом, рабочие листы позволяют решить следующие задачи:
учет особенностей класса, уровня подготовки каждого ученика;
включение заданий разного уровня и вида;
интеграция материала;
вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;
повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;
облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;
возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).
Все эти особенности рабочего листа делают его эффективным способом организации учебного процесса на уроках.
4. Установите соответствие между событиями (сценами) и описаниями.
1) «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал».
а) мужики Троекурова воровали лес
2) «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки».
б) прогнал его
3) Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского?
в) Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью
4) Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский?
г) проучил прутьями
5) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод.
д) Дубровский в суде после провозглашения приговора
6) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес?
е) Владимир Дубровский после похорон отца
7) По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича?
ж) вышивала на пяльцах
8) Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам?
з) церковного праздника
9) Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского?
и) отомстить
10) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова?
к) собирал ягоды
5. Узнайте героя по описанию.
1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»________________________________________________________
2) «…лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»____________________________________
3) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»______________________________
4) «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»; «надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»________________________________________________________________
5) «Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги»____________________________________________________________________
6) Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать»_________
7) В доме Троекурова «между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним ловко вальсировать»_________________________
8) Из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен________________________________________________________________
6. Музыкальный момент.
1) Какую песню постоянно насвистывает Троекуров?_____________________________
2) На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна?_________________
7. Расшифруй «антикроссворд»: дай определения словам из сетки кроссворда.