В мире литературы. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учеб.-
хрестоматии под ред. А.Г. Кутузова «В мире литературы. 8 кл.» - 2004. – 80 с.
Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект под редакцией А.Г. Кутузова. Комплект содержит учебник-хрестоматию, методическое пособие к учебнику для учителя и методическое пособие для учителя к рабочей тетради.
В тетради представлен дидактический материал, предназначенный для совершенствования навыков работы с художественным текстом, развития речи учащихся, их творческих способностей, умения самостоятельно мыслить.
Дорогие ребята!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по литературе.8 класс »
63
Шувалова Е.Н.
В мире литературы. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учеб.-
хрестоматии под ред. А.Г. Кутузова «В мире литературы. 8 кл.» - 2004. – 80 с.
Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект под редакцией А.Г. Кутузова. Комплект содержит учебник-хрестоматию, методическое пособие к учебнику для учителя и методическое пособие для учителя к рабочей тетради.
В тетради представлен дидактический материал, предназначенный для совершенствования навыков работы с художественным текстом, развития речи учащихся, их творческих способностей, умения самостоятельно мыслить.
Дорогие ребята!
Перед вами – Рабочая тетрадь «В мире литературы». Тетрадь предназначена для работы в классе и дома и поможет лучше усвоить материал и подготовиться к урокам.
Внимательно читайте задания.
Значком обозначена информация о жизни и творчестве неизвестных вам авторов, материал об истории создания литературных произведений и литературных жанрах.
Значком обозначены теоретико-литературные термины, формулировки которых следует осмыслить и запомнить.
Значком- задания, связанные с ранее изученным материалом.
Кроме того, в Рабочей тетради в виде алгоритмов содержится теоретический материал, дополняющий материалы учебника. Рассмотрев алгоритмы, попробуйте по ним составить устный рассказ на литературоведческие темы.
Задания со значком выполняются с помощью словаря указанного вида.
Со значком задания повышенной сложности; чтобы справиться с ними, необходимо обратиться к дополнительной литературе.
Задания творческой мастерской предполагают исследование изучаемого художественного текста.
На заключительном этапе работы по изучению литературного произведения вам предлагается создать устное монологическое высказывание на заданную тему или письменную творческую работу, непосредственно связанную с изучаемым произведением, под рубрикой «Проба пера». Эти задания обозначены значками и.
Внимательно слушайте вашего Учителя, аккуратно заполняйте пропуски в алгоритмах, таблицы и кроссворды, записывайте ответы на вопросы на специально отведенных для записей строчках. В заданиях по анализу композиции эпического произведения встречаются сокращения : Э, З, Р/д, К, Р, З, соответствующие основным композиционным этапам развития сюжета: Экспозиция, Завязка, Развитие действия, Кульминация, Развязка, Заключение.
Условные обозначения
Познакомьтесь с условными обозначениями рабочей тетради:
Знаете ли вы?
Хочу все знать!
Это полезно знать!
Вспомните!
Подумай и ответь
Загляни в словарь
Задание для работы в группах
Малая олимпиада
Творческая мастерская
Расскажи о …
Творческое задание «Проба пера»
Это полезно знать!
При выполнении заданий рабочей тетради обращайтесь к следующим справочникам и словарям:
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное, М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. Яз., 2000.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка; По произведениям рус. писателей XVIII-XX вв. / Рис. худож. В.Э. Брагинского. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 608 с.: ил.
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. Яз., 2000.
Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. – М.: ЮНВЕС. – 1999. – 480 с.
Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии: Ок. 800 фразеологизмов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 304 с.
Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века/ Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. – 672 с.: ил.
Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. ХХ век / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 688 с.: ил.
Кроме того, советуем прочитать статью учебника «Словарь словарей» на страницах 490-491.
Проверочная работа
№1
В каких литературных произведениях, изученных в 7-ом классе, встречаются перечисленные ниже литературные характеры?
Заполните таблицу примерами.
Литературный
характер
Автор, название произведения
Героический
Идеальный
Сильный
Детский
Романтический
Национальный
№2
Перечислите средства раскрытия характера литературного персонажа.
№3
Назовите средства создания образа литературного персонажа.
№4
Вспомните, что такое пафос и виды пафоса.
Пафос –
Заполните таблицу примерами.
Вид пафоса
Автор, название произведения
Героический
Патриотический
Национально-
патриотический
Романтический
Сентиментальный
Сатирический
№5
Определите, какую роль выполняет интерьер в произведении. Назовите произведение и его автора.
Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы .
Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами…
№6
Определите, какие функции выполняет описание пейзажа в произведении. Назовите произведение и его автора.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно. Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…
ЛИТЕРАТУРА И ТРАДИЦИЯ
Введение: литература и традиция
Знаете ли вы, что такое литературный процесс?
Литературный процесс – историческое существование литературы в ее развитии, во взаимодействии литературных явлений и восприятии читателей.
Развитие литературного процесса заключается в последовательной смене нескольких этапов, стадий, связанных с развитием общества, цивилизации.
Стадия литературного процесса – исторический отрезок развития литературы, для которого характерна общность эстетических представлений и поэтических учений.
Литературный процесс в европейских литературах прошел несколько стадий развития:
литература средневековья
литература эпохи Возрождения
литература ХVII века
литература эпохи Просвещения
литература
эпохи Нового времени
литература
рубежа ХIХ и ХХ веков
литература
ХХ века
современная литература
Литературный процесс развивается в результате постоянного взаимодействия двух основных факторов – традиции и новаторства.
Традиция – литературный опыт многих поколений авторов, выраженный в способах создания художественного мира произведения; традиция обеспечивает непрерывность и преемственность развития литературы, связь художественных произведений различных эпох.
В основе любой литературы – сочетание нескольких видов традиций.
Т
литературные
фольклорные
духовные
радиции
национальные
Из чего складывается каждый вид традиций?
Литературная традиция
направ-
ление, жанр
название, сюжет, тема, мотив
проблематика, идейное содержание
образ,
тип, характер
художест-
венные средства и приемы
Фольклорная традиция
отражение представлений
о народной этической культуре
включение
фольклорных
элементов
(образы,
форма, стиль)
цитирование в художествен-
ном произведении
включение художественных средств и приемов
Национальная традиция
история
народа
взаимоотношения с другими народами
этические принципы
эстетические принципы
Духовная традиция
Право-славное мировос-приятие
ориента-ция на христианские идеалы
перело-жение сюжета
религи-
озно-фило-
софские искания
изобра-
жение духов-
ной лич-ности, религи-озных
сцен
молитво-
словие
Обновление
содержания
Обновление формы
Открытие нового пути в литературе
………………………………………………………………………
Отметьте фольклорные и национальные традиции в отрывке из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок».
За горами, за лесами
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить1.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать2;
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
Вот, как стало лишь смеркаться,
Начал старший брат сбираться,
Вынул вилы и топор
И отправился в дозор.
……………………………………………………………………
Новаторство -обогащение литературы новыми художественными открытиями, дополняющими национальную традицию данной литературы и оказывающими влияние на последующее развитие словесного творчества. Все великие и даже просто крупные писатели были для своей эпохи новаторами.1
В чем может проявляться новаторство литературного произведения? Продолжите заполнение алгоритма.
Литературное новаторство
Жанр
Форма
Тема, проблема, идея,
мотив
Стихосло-
жение
Система
персонажей
…………………………………………………………………………
Знаете ли вы?
Игорь Северянин (настоящее имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941) - русский поэт, переводчик, мемуарист, очеркист. Эстетизировал салонно-городские мотивы, играл в романтический индивидуализм в сборниках «Громокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915). С 1918 жил в Эстонии. Создал автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник сонетов «Медальоны», проникнутые любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутости от нее.
…………………………………………………………………………..
Русского поэта начала ХХ века И. Северянина можно считать новатором жанра и стихотворной формы. Он создал 10 новых лирических жанров и стихотворных форм. Среди них квадрат квадратов и дизель. Прочитайте произведения И. Северянина. В чем проявилось литературное новаторство автора?
Квадрат квадратов
Никогда ни о чем не хочу говорить ...
О, поверь! – я устал, я совсем изнемог…
Был года палачом, - палачу не парить…
Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…
Ни о чем никогда говорить не хочу…
Я устал… О, поверь! Изнемог я совсем…
Палачом был года – не парить палачу…
Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм…
Не хочу говорить никогда ни о чем…
Я совсем изнемог… О, поверь! я устал…
Палачу не парить… был года палачом…
Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал…
Говорить не хочу ни о чем никогда!..
Изнемог я совсем, я устал, о, поверь!
Не парить палачу!.. палачом был года!..
Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..
1910
Дизель I
Ветер ворвался в окно –
Ветер весенний,
Полный сирени…
Мы не видались давно, -
Ветер ворвался в окно,
Полный видений…
Скучно и в сердце темно:
Нет воскресений
Прежних мгновений…
Ветер ворвался в окно.
1919
…………………………………………………………………………
Знаете ли вы?
Евгений Венский (настоящее имя и фамилия Евгений Осипович Пяткин) (1885-1943) - русский пародист, сатирик, поэт, прозаик, мастер малых форм. Печатал свои произведения в журналах «Сатирикон», «Синий журнал», в столичных и провинциальных газетах. Издавал журнал «Трепач». Был выразителем разбуженной революцией 1917 года народной стихии. Автор книги пародий «Мое копыто», на обложке этой книги был изображен осел, лягающий льва. Другая его книга – рассказы в стихах «Конец Касьяна Камаринского» так и не была опубликована.
………………………………………………………………………..
Русский поэт Е. Венский писал фигурные стихи в форме различных предметов: пирамиды, бокала, кочерги. Отметьте новаторство в стихотворении «Кочерга».
Кочерга
1909
Фольклорные традиции
Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Вспомните!
Какие сказки А.С. Пушкина вы читали в прошлом?
………………………………………………………………………….
Выделите ключевые эпизоды обеих сказок. Сопоставьте содержание, сделайте выводы.
……………………………………………………………………………
Какие фольклорные традиции отразились в сказке Пушкина?
………………………………………………………………………….
Чем отличаются образы Ивана–царевича из народной сказки и царя Салтана из сказки А.С. Пушкина?
…………………………………………………………………………
Что является причиной всеобщих несчастий в обеих сказках?
…………………………………………………………………………
Приведите примеры литературных сказок, сюжеты которых заимствованы из фольклорных.
Ю.П. Кузнецов «Атомная сказка»
Перед вами схема взаимодействия мотивов и образов в стихотворении Ю.П. Кузнецова «Атомная сказка».
мотив превращения
Лягушка
мотив смерти
мотив поиска невесты
Иванушка
Иван-дурак
мотив познания
Лирический герой
Сделайте выводы о композиции стихотворения и эволюции образа Ивана в нем.
………………………………………………………………………….
Знаете ли вы?
Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) - русский поэт-символист. В его стихотворениях отразились культ лирического «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала, музыкальность. К.Д. Бальмонт – автор стихотворных сборников «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), переводов, статей по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал из России.
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Прочитайте стихотворение. Объясните, с какой целью К. Бальмонт включил в свое произведение традиционные сказочные образы.
Константин Бальмонт «У чудищ»
Я был в избушке на курьих ножках. Там все как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у старой две нитки бус. Разгневал ведьму и скрылся в дымке. И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею, Найду для песен там жемчугов. До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны — и был таков.
1905
Знаете ли вы?
Федор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия Тетерников) (1863-1927) - русский писатель, поэт, переводчик. Его сборник стихов «Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма. В романе «Мелкий бес» (1905) отразилось гротескное изображение русской провинциальной жизни.
…………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Прочитайте стихотворение. Объясните, с какой целью Ф. Сологуб включил в свое произведение традиционный сказочный образ.
Федор Сологуб «Иван-Царевич»
Сел Иван-Царевич На коня лихого. Молвил нам Царевич Ласковое слово:
«Грозный меч подъемлю, В бой пойду я рано, Заберу всю землю Вплоть до океана».
Год проходит. Мчится Вестник, воин бледный. Он поспешно мчится, Шлем иссечен медный.
«Сгибли наши рати Силой вражьей злобы. Кстати иль некстати, Запасайте гробы.
Наш Иван-Царевич Бился с многой славой». «Где ж Иван-Царевич?» «В битве пал кровавой».
3 декабря 1904
…………………………………………………………………………
Приведите примеры названий других стихотворений русских поэтов, отразивших сюжеты, мотивы и образы славянского и западноевропейского фольклора.
……………………………………………………………………………
Творческое задание «Проба пера»
Сочините сказку, в которой традиционные сказочные герои (Иван–царевич, Василиса Премудрая, Кощей, Баба-Яга и другие) жили бы в современном мире и вступали в сложные и противоречивые взаимоотношения с ним.
Древнерусская литература и ее традиции
Вспомните!
Какие произведения древнерусской литературы вы изучали на уроках литературы в 5 и 7 классах?
………………………………………………………………………….
Заполните таблицу примерами.
Жанр древнерусской литературы
Пример произведения
Летопись
Повесть
Хождение
Слово
Житие
Поучение
Сказание
Из «Повести временных лет»
В состав «Повести временных лет» входят тексты разных жанров: погодные записи, повести, поучения, притчи, предания, легенды, сказания, записи устных рассказов, договоры.
Соотнесите жанр и название эпизода «Повести временных лет».
Повесть
n
n
о Белгородском киселе, о смерти князя Олега от своего коня
Поучение
n
n
о первых русских князьях и их гибели
Предания
n
n
о посещении русской земли апостолом Андреем
Легенда
n
n
об ослеплении князя Василия Теребовльского
Сказания
n
n
Похвала книгам
………………………………………………………………………….
sВ чем особенность книги «Повесть временных лет»? Кто ее создатель? Чем она интересна современному читателю?
……………………………………………………………………………
sОпределите, какой из двух приведенных текстов принадлежит летописи, какой является частью художественного произведения. Обоснуйте свое мнение.
1) «Мстислав, брат Ярослава, был в Тмуторокани и пошел на касогов. Услышав это, князь касожский Редедя вышел против него. И когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу:
- Чего ради губить нам дружины? Сойдемся лучше да поборемся сами. Если одолеешь ты, то возьмешь богатство мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму все твое.
И сказал Мстислав:
- Да будет так.
И сказал Редедя Мстиславу:
- Не оружием будем биться, но борьбою.
И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав:
- О, пречистая Богородица, помоги мне! Если одолею его, воздвигну церковь во имя твое.
И сказал так, ударил им о землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмуторокань, воздвиг церковь Святой Богородицы, что стоит и до сего дня в Тмуторокани».
2) «Редедя, касожский князь, а по-гречески Редедос-кесарь, взамен общего боя предложил Мстиславу божий суд – поединок.
Сердце изныло глядеть, как князья шлемы иссекли, щиты расщепили, латы помяли, оружие поломали и сошлись бороться руками. Почему легче самому делать, чем смотреть на тяготы другого?
Редедя-Редедос был богатырь телом, крупнее Мстислава, и все ж Мстислав пересилил, хватил оземь через колено и довершил его жизнь ножом. Касоги сказали – помиловал: по-ихнему, для побежденного нет солнца…
В память победы Мстислав на выкуп Редедьевой семьи построил храм Деве Марии. Чист, как снег, белого тесаного камня, купол сведен банным строением, а не шатром. Откуда ни взгляни, нет красивее ни в Корчеве, ни в Суроже, ни в Киеве».
«Слово о полку Игореве»
8Слово – жанр древнерусской литературы. В светской литературе слово - историческая повесть или историческая поэма: таковы «Слово о погибели земли Русской», «Слово о Мамаевом побоище». В духовной (церковной) литературе словом называлась церковная проповедь; таковы, например, «Слова» знаменитого поэта и церковного деятеля ХII века Кирилла Туровского.
……………………………………………………………………………
$Загляни в словарь!
С помощью «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля выясните значение слова «полк».
Полк -
……………………………………………………………………………
Малая олимпиада
Когда, где и кем было найдено «Слово о полку Игореве»?
n Знаете ли вы?
За год до похода князя Игоря Новгород-Северского на половцев, то есть в 1184 году, общими усилиями русских князей под руководством князя Святослава Всеволодовича Киевского половцы были разбиты, но по причине гололедицы князь Игорь Новгород-Северский и его родственники в походе не участвовали. Спустя год князь Игорь Новгород-Северский, его брат Всеволод Курянский, сын Владимир и племянник Святослав Рыльский с небольшими дружинами отправились в половецкие земли, хотя половцы не нападали на Русь после победы русских в 1184 году.
…………………………………………………………………………
sИсследователь Б.А. Рыбаков пишет: «Автор «Слова» употребляет весь свой талант на то, чтобы как-то сгладить тягостное впечатление от поведения князя … Ограничиваясь … вынужденными комплиментами Игорю, автор дает понять, что главное для него – судьба Руси в грандиозных и непрерывных схватках с половцами середины 1180-х годов».
Можете ли вы согласиться с тем, что автор стремится «сгладить тягостное впечатление от поведения князя»?
Если да, то как это отразилось в тексте?
Какие комплименты произносит автор Игорю? Могли бы вы назвать эти комплименты «вынужденными»? Почему?
………………………………………………………………………….
Малая олимпиада
Какие тропы, стилистические фигуры, поэтические приемы использованы в тексте «Слова о полку Игореве»?
а) «Пороси поля прикрывают»;
б) «в пяток потопташа поганыя полкы половецкыя»;
в) «по полю помчаша»;
г) «се ли створисте моей сребренеи седине»;
д) «свистъ зверинъ въста, збися Дивъ»
е) «нощъ стонущи ему грозою птичъ убуди»;
ж) «страны ради, гради весели»;
з) «ту ся брата разлучиста… ту кровава вина не доста… ту пир докончаша храбрии русичи»;
и) «Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит»;
к) «Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици чървлеными щиты».
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Приведите примеры отражения фольклорной традиции в «Слове…»
……………………………………………………………………………
U Докажите, что мир природы в «Слове…» тесно связан с миром людей.
……………………………………………………………………………
n Это интересно!
По мнению ученых-исследователей автором «Слова…» могли быть некоторые из современников князя Игоря, например, тысяцкий Рагуил, сын тысяцкого Рагуила, сам князь Игорь, летописец Петр Бориславович, летописец Сафоний Рязанец. Кроме того, предполагают, что автор был родом из Брянской земли, так как в тексте «Слова» присутствует множество брянских диалектных слов.
…………………………………………………………………………
!" Малая олимпиада
Назовите фамилии писателей и поэтов, переводивших «Слово…» на русский язык в XIX и XX веках и сочинивших поэтические переложения.
!" Малая олимпиада
Назовите фамилию и имя композитора, написавшего оперу на сюжет «Слова…».
!" Малая олимпиада
Кто из русских художников создал иллюстрации к поэме?
Жизнь «Слова» в литературе
Творческая мастерская.
С какой целью поэт Валерий Брюсов использовал образы «Слова о полку Игореве»? Какая авторская идея выражена в стихотворении с помощью этих образов? Каковы чувства лирического героя стихотворения?
Валерий Брюсов «Певцу «Слова»
Стародавней Ярославне тихий ропот струн:
Лик твой скорбный, лик твой бледный, как и прежде, юн.
Раным-рано ты проходишь по градской стене,
Ты заклятье шепчешь солнцу, ветру и волне,
Полететь зегзицей хочешь в даль, к реке Каял,
Где без сил, в траве кровавой, милый задремал.
Ах, о муже-господине вся твоя тоска!
И, крутясь, уносит слезы в степи Днепр-река.
Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн.
Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто Слово спел,
Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
Или русских женщин лики все в тебе слиты?
Ты – Наташа, ты – и Лиза, и Татьяна – ты!
На стене ты плачешь утром… Как светла тоска!
И, крутясь, уносит слезы песнь певца – в века!
1912
……………………………………………………………………………
Творческое задание «Проба пера»
Попробуйте сочинить лирическую миниатюру, в которой с помощью образов «Слова» выразились бы ваши чувства и переживания.
!" Малая олимпиада.
Решите кроссворд «Слово о полку Игореве».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
17
16
18
19
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
Пропущенное слово в цитатах обозначено ……(?), нужно вписать в том же числе и падеже, как в авторском тексте.
По горизонтали.
3. «Истинно», «да будет так» на церковнославянском.
4. «Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я к нему слёз на море рано». Имя героини.
16. «Русичи великие поля ……(?) щитами перегородили».
19. Половецкий хан.
По вертикали.
1.Академик, переводчик и комментатор «Слова».
2. «Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов». Имя героя.
5. Литературный памятник, где также рассказывается о походе Игоря.
6. «Тут копьями изломиться,
Тут саблям побиться
о шлемы половецкие
на реке на ……(?),
у Дона великого!»
11. Город, где была найдена А.И. Мусиным-Пушкиным рукопись «Слова».
12. «Если сокол к гнезду летит,
То опутаем мы соколенка
красной девицей».
О каком соколенке идет речь?
14. Жена Всеволода.
17. Славянский языческий бог, чьи внуки – ветры.
18. Денежная единица Древней Руси, равная 1/2 гривны.
Духовная литература и ее традиции
«Поучение Владимира Мономаха»
8 Поучение – жанр духовной литературы, проповедь, сочинение, содержащее в себе наставления о жизни.
…………………………………………………………………………..
Малая олимпиада
Кто такой Владимир Мономах? Когда он жил? Чем прославился?
…………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Как заветы Бога воплощаются в жизни Владимира Мономаха?
sКак вы думаете, кому адресовано «Поучение Владимира Мономаха»? В чем особенность употребления слова «лениться» в «Поучении Владимира Мономаха»? Что включает Мономах в понятие «лености»? Какие еще пороки он осуждает?
…………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Назовите традиции духовной литературы, отразившиеся в «Поучении Владимира Мономаха».
Творческое задание «Проба пера»
Напишите шуточное поучение родителям от лица детей.
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN»
АМВРОСИЙ Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) [23 ноября (5 декабря) 1812, с. Большая Липовица, Тамбовская губерния — 10 (22) октября 1891, Шамординская Казанская пустынь, Перемышльский уезд Калужской губернии], преподобный, иеросхимонах, старец, духовный писатель.
В 1842 принял монашеский сан и был наречен Амвросием (во имя святителя Амвросия, епископа Медиоланского). В 1843 рукоположен в иеродиаконы, в 1845 — в иеромонахи.
АМВРОСИЙ Оптинский принимал ежедневно множество паломников, отвечал на десятки писем. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей: простого народа и интеллигенции. Его посещали Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой. Своим духовным детям отец Амвросий посылал письма к праздникам, а также ответы на вопросы веры и жизни. Они печатались в журнале «Душеполезное чтение», а также издавались отдельно. Некоторые письма не лишены элементов публицистики. Амвросию Оптинскому посвящена обширная мемуарная литература, в которой запечатлен его облик проницательного знатока человеческой души, ласкового и светлого наставника.
В последние годы жизни старца поблизости от Оптиной пустыни в деревне Шамордино была устроена по его благословению женская Казанская обитель. Здесь старец скончался. В июне 1988 на поместном соборе Русской Православной церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.
………………………………………………………………..
$Загляни в словарь!
С помощью «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой узнай значение слова «преподобный».
Преподобный -
……………………………………………………………………………
!" Малая олимпиада.
Где находится монастырь Оптина Пустынь? Когда и кем был основан? Чем знаменит?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Как вы понимаете религиозную идею, высказанную в «Письме преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN»:
«…царствие Божие внутри нас»?
«…главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих…»
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Какие традиции духовной литературы отражены в «Письме преподобного Амвросия»?
E Семинар на тему «Древнерусская и духовная литература»
Задания группам
Расскажите о проявлении фольклорных традиций в произведениях древнерусской и духовной литературы. Приведите примеры.
Расскажите о проявлении национальных традиций в произведениях древнерусской и духовной литературы. Приведите примеры.
Расскажите об особенностях произведений духовной литературы и о традициях их создания. Приведите примеры.
Расскажите о влиянии произведений древнерусской литературы на литературу XIX – XX века. Приведите примеры.
Припомните рождественские рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и расскажите о влиянии духовной литературы на русскую литературу XIX века.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Традиции зарубежной литературы
Сонет
$Загляни в словарь!
С помощью словаря литературных терминов (Квятковский А.П. «Школьный поэтический словарь», или «Литература. Школьный справочник», сост. Т.Г. Кучина, ЕМ. Болдырева, или словари и справочники других авторов) дайте определение.
8 Сонет –
…………………………………………………………………………..
Это полезно знать!
Пути развития жанра.
Рассмотрите схему «Пути развития жанра» и с ее помощью расскажите о том, где и когда возник сонет как жанр, кто были первыми сочинителями сонетов, поэты каких стран и эпох переняли эту жанровую традицию.