kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути анализа литературного произведения в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути анализа литературного произведения в средней школе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути анализа литературного произведения в школе»

Пути анализа литературного произведения в средней школе



Школьный анализ литературного произведения избирателен по материалу, который вовлечен в разбор. Очень часто во время анализа литературного произведения учитель опирается на самые показательные и открытые в идейно-художественном плане элементы, которые ведут к общему представлению о произведении. Однако отбор важнейших проблем и доступных для учащихся элементов не должен приводить к искажению смысла литературного произведения, ведь одним из главных условий школьного анализа остаются охват всего произведения и сила общего впечатления. Выбор мотива анализа литературного произведения ни в коем случае не должен перекрывать внимание к другим элементам и сферам произведения.


Школьный анализ основывается на сложившиеся в методической науке и школьной практике пути изучения литературного произведения. Путь анализа (изучения) литерного произведения – это особая последовательность разбора, своеобразный, регламентирующийся правилами ход разбора литературного произведения. Выделяют следующие пути анализа литературного произведения:







Следует отметить, что большая часть методистов не выделяют в отдельную группу четвертый путь, выделяя лишь первые три: «вслед за автором», «по образам» и проблемно-тематический. Впрочем, Владимир Георгиевич Маранцман отмечает, что выделяется и смешанный путь анализа, суть которого заключается в рассмотрении и событий произведения в их сюжетной последовательности, и образов, и тем, и проблем вместе. Он отмечает, что подобный путь анализ привлекателен «живым своеобразием, отказом от схемы». 1

Каждый из этих путей обладает своими свойствами, которые определяют процесс анализа, процесс постижения литературного произведения обучающимися. Эти свойства определяют условия выбора того или иного пути: учителю необходимо четко понимать, почему он прибегает к конкретному пути анализа литературного произведения.

Выбор пути анализа литературного произведения мотивируется художественной природой литературного произведения, целями, которые ставятся перед собой учителем, уровнем развития учащихся. Впрочем, каждый из данных путей может быть использован в любом классе, но при соответствующих видоизменениях, так как в полной мере доступными данные пути анализа литературного произведения становятся только на определенном уровне развития учащихся.

Для того, чтобы целостно вести анализ литературного произведения, необходимо осознать каждый из четырех путей анализа в его специфике: изучить его функции и выявить его свойства и особенности.





Композиционный («вслед за автором») путь анализа

литературного произведения

Композиционный путь анализа – один из литературных путей анализа, который иначе называется «вслед за втором». Второе называние данного пути как бы намекает на свою особенность и отличие от остальных путей. В основе данного пути лежит сюжет произведения, а его основной единицей является эпизод, сцена, глава.



Среди достоинств данного пути Владимир Георгиевич Маранцман выделяет последовательность и естественность разбора, следование за развитием мысли, эмоциональность, рассмотрение литературного произведения во взаимодействии формы и содержания.

Данный выбор анализа основывается на:

  • возрастные особенности учащихся;

  • художественное своеобразие произведения;

  • педагогические цели, которые преследуются учителем.


В основе композиционного пути лежит непосредственно

сюжет литературного произведения.

Основные положения данного пути:

  1. Изучение произведения приближено к первичному читательскому восприятию. Основная цель – усиление эмоционального воздействия на ученика.

  2. Привлечение внимания к опорным моментам текста, авторским отступлениям. Каждый этап рассматривается как развитие авторского замысла.

  3. В центре опорных моментов ставятся характеры героев литературного произведения, которые раскрываются и прогрессируют в ходе развития сюжета произведения.

  4. Пейзажи, внутренние и внешние портреты героев, художественные детали не отделяются от основного восприятия произведения – рассматривается попутно.

  5. Проблемы философского типа, нравственного или эстетического типа рассматриваются в связи с конкретными ситуациями, которые их вызывают.

  6. Завершением изучения литературного текста становятся выводы о его актуальности и востребованности на сегодняшний день.



Данный путь, по утверждению методистов, полезен в V –VII, так как обучающиеся недостаточно литературно развиты и им требуется последовательность в осмыслении литературного произведения, впрочем, такая де ситуация может наблюдаться и в 8-9 классах, когда при анализе произведений, стиль и направление которых вызывают затруднения у обучающихся при самостоятельном чтении и анализе. Также следует помнить, что литературное развитие должно сохранять ценные качества, приобретенные за предыдущие периоды, а потому смело можно обращаться к данному пути анализа литературного и в 8-11 классах. Иными словами, композиционный путь анализа литературного произведения при его видоизменении и усложнении можно применить и в старших классах.

Однако следует помнить и про то, что у композиционного пути есть свои «ловушки»: велика вероятность «раствориться в тексте», в событиях и потерять основную мысль, или же превращение разбора литературного произведения в повальное комментирование, которое может заменить видение и осмысление произведения учащихся видением учителя.





Пообразный путь анализа литературного произведения



Пообразный пусть – еще один путь анализа литературного произведения, более привычный и часто используемый в школе. Разбор образов литературных героев часто становится неотъемлемой частью анализа в 5-7 классах, а в полной мере им можно пользоваться в 8-9 классах, когда обучающиеся способны самостоятельно анализировать системы образов произведений.

Основные положения пообразного пути:

1. При анализе охватывается произведение полностью, и его основная идея раскрывается через раскрытие судеб главных героев (главного героя).

2. Персонажи произведения группируются по отношению к главному герою (семья, друзья и. т.д.)

3. Идейная и художественная стороны литературного произведения раскрываются через систему образов.

4. Выбор опорных героев и опорных моментов в художественном тексте.

5. Одним из положений этого пути является также самостоятельная работа с текстом – домашнее чтение.

Данный метод предполагает анализ персонажей литературного произведения, то есть составление характеристики . Характеристика героя состоит из:

  1. Биографических сведений о герое

  2. Характер: основные качества личности и их проявление в художественном тексте

  3. Поступки героя: причины и исход

  4. Взаимоотношения с окружающими: взаимодействие с остальными группами персонажей

  5. Внешний порт героя

  6. Речь героя и ее особенности

  7. Авторская характеристика героя

  8. Отношение читателя к образу героя



Также возможны следующие дополнения к характеристике:

  1. Прототипы героя

  2. Место персонажа в системе образов литературного произведения

  3. Приемы раскрытия образа героя

  4. Образ героя в критической литературе

  5. Значение данного героя в истории литературы и в общественной жизни с соответствующей исторической эпохи по сей день

  6. Современное понимание образа





Пообразный путь – один из тех путей, который соответствует задачам и целям литературы. Этот традиционный анализ способен при правильном построении дать оптимальные результаты.

















Проблемно-тематический путь анализа

литературного произведения



Если сравнивать проблемно-тематический путь с остальными, то необходимо отметить, что путь «вслед за автором» характерен и преемственен для обучающихся средних классов, а проблемно-тематический путь – высший путь анализа, рассчитанный для учащихся старших классов. Для того, чтобы охарактеризовать данный путь, необходимо сказать о таких понятиях, как проблемный вопрос и проблемная ситуация. Если иногда путь «вслед за автором» сводится к рассмотрению характеристики героев, а пообразный путь предполагает в редких случаях анализ определённого эпизода, то для проблем-тематического анализа материалом может послужить и событие, и характер героя. Его характерным качеством является связь проблемных ситуаций, которая позволяет рассмотреть произведение в общем. Проблемный анализ предполагает, что проблемный вопрос, возникший при чтении литературного произведения, и организует весь процесс изучения и анализа, то есть проблемная ситуация предшествует анализу всего произведения, не ограничивая рамками одного урока, обеспечивая тем самым непрерывность разбора литературного произведения.

Основные положения проблемно-тематического анализа:

  1. Вычленение из содержания произведения той или иной социальной, нравственной или иных проблем в зависимости от того, насколько ярко она представлена в тексте.

  2. Рассмотрение тематики и проблематики литературного текста в их взаимосвязи.

  3. Выбор эпизодов, опираясь на выбранные темы или проблемы.

  4. Анализ, опирающийся на проблематику и тематику, не означает отказ от анализа формы произведения.



Если говорить о плюсах данного пути, несомненным достоинством является тот факт, что он, путь, дает общее представление о произведении, охватывая его и рассматривая с разных углов. И, соответственно, минусов выступает возможность упущения деталей.

Приемы изучения проблемно-тематического пути делятся на :

  • литературоведческие;

  • школьные.

Литературоведческие приемы:

  1. Анализ композиции литературного произведения, сюжетных линий, образов и т.д.

  2. Прием сопоставления жизненного материала с вымыслом

  3. Историко-литературные, историко-культурные комментарии к тексту

  4. Стилистический анализ произведения

Школьные приемы:

  1. Выразительное чтение произведения

  2. Прием устного словестного рисования

  3. Сопровождение чтения живыми впечатлениями

  4. Пересказы

  5. Открытый анализ



Говоря о достоинствах проблемно-тематического анализа литературного произведения, М. А. Рыбникова утверждает, что весь разбор литературного произведения можно свести к одному вопросу: когда беседа превращается в спор, можно осуществить всесторонний разбор литературного произведения: учащиеся будут отстаивать свою точку зрения, а учитель будет требовать аргументы. Рыбникова считает, что подобный путь анализа достаточно «жив и интересен».2



Проблемный анализ основывается на связи проблемных вопросов, каждый из которых разрешается только в поединке мнений. Ценность проблемного анализа заключается и в том, что учащиеся в ходе таких поединков учатся высказывать свое мнение и защищать свою позицию.

Проблемный анализ предполагает свободу обращения с текстом, ведь материл здесь объединен ни связью событий, как это происходит в композиционном анализе, ни определёнными образами, как в пообразном анализе, он объединен в соответствии с «логикой авторской мысли». Впрочем, анализ на основе проблемных вопросов возможен только при наличии анализа-переживания, если учащиеся прочувствовали произведение, если они переживают и анализируют действия, события, образы (Например: Действительно ли Катерина – луч света в темном царстве? Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его? и т.д.), иначе вопросы и противоречия так и останутся нерешенными.

Таким образом, выбор пути анализа литературного произведения определяется уровнем литературного развития учащихся, а также целями, которые ставятся учителем. Для того, чтобы между учащимися и текстом произведения (автором текста) развился диалог, необходимо сделать анализ литературного произведения легким и естественным для учащихся.







1 Методика преподавания литературы : пособие для студентов и преподавателей : в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М. : Просвещение : Владос, 1995 – с. 220

2 М.А. Рыбникова. Методы преподавания литературы. Москва, 1930. - С. 59


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Пути анализа литературного произведения в школе

Автор: Батукаева Хава Хусейновна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(48) "mietodika-analiza-litieraturnogo-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249743"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446970364"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Анализ литературного произведения "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-litieraturnogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413913080"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок по литературному чтению 4 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "311534"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459229353"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства