kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Русский характер в рассказе М. А. Шолохова "Судьба человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект был предоставлен к защите для итоговой аттестации в 9 классе. Работа оценена на 5.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дневник»



Приложение 2.

Дневник работы над проектом

  1. Подготовительный этап.

В течение подготовительного этапа изучались понятия «проект» и «исследование», различия между этими терминами. Основная разница между проектом и исследованием заключается в том, что в результате осуществления исследования получается новое знание, а проекта – какой-либо новый продукт.

На данном этапе работы над проектом рассматривались также принципы составления интеллект карт и осваивались навыки их разработки по основным понятиям проектной и исследовательской деятельности. Для создания интеллект-карты были выбраны следующие определения понятия «проект»:

«Проект - это комплекс задач и действий, имеющих следующие признаки: четкие конечные цели, взаимосвязь задач и ресурсов, определённые сроки начала и конца проекта».1

«Проект – это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятой для достижения цели».2

На рис. 1-2 представлены интеллект-карты термина «проект», на рис. 3 – «исследование».

Во время подготовительного этапа работы над проектом изучались принципы постановки цели по SMART, составлялась интеллект-карта на понятие «Цели по SMART» (Рис 4). SMART – это первые буквы пяти английских слов:

  • Specific (конкретный) - S.

  • Measurable (измеримый) - M.

  • Achievable (достижимый) - A.

  • Relevant (соотсветствующий) - R.

  • Time-bound (ограниченный во времени) - T.

На подготовительном этапе после выбора темы проекта, формулировались цели и задачи в соответствии с приведенными выше критериями. Мною была выбрана тема проекта «Русский характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Основная цель проекта была сформулирована следующим образом: «Всесторонне раскрыть русский характер на примере героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Выражена гипотеза проекта - в Андрее Соколове представлены лучшие нравственные черты русского человека, составляющие основу его личности, объект исследования - образ Андрея Соколова в рассказе, и предмет - ключевые черты характера героя как представителя русского национального характера.

Проводилась подборка методов необходимых при проведении исследования по теме проекта ключевыми стали следующие: чтение и анализ текста.

  1. Основной этап работы над проектом.

В течение основного этапа работы над проектом отбирались и анализировались литературные источники и интернет-ресурсы по теме проекта. Основными литературными источниками были выбраны следующие:

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковик. 1999 (944с.)

2. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Авт. В. В. Агеносов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова и др.– М.: Дрофа, 2003. (200с.)

3. Толстой А.Н. Русский характер . Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958 ( 150с.)

4. Шолохов М. Страницы жизни и творчества. – М.: Советский писатель, 1986 (40с.)

5.Шолохов М.А. «Судьба человека». Рассказы. – М.: Дрофа: Вече,2002.(50с.).

Кроме того, изучались материалы интернет-ресурсов:

http://rodnikovayavoda.ru/verbnaya_luxe.html

http://kopilkaurokov.ru/literatura

Котовчихина Н. Д. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// www. dissercat.com /content epicheskaya- proza- ma- sholokhova - v- russkom- literaturnom- protsesse- xx- veka

Груша С. А. Русский национальный характер в малой прозе Ф.А. Абрамова [Электронный ресурс]- Режим доступа http://university.tversu.ru/aspirants/abstracts/8

Муравьёва Н. М. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика [Электронный ресурс]- Режим доступа http://dissers.ru/2filologiya/proza-m-a-sholohova-ontologiya-epicheskaya-strategiya-harakterov-poetika-10-01-01-russkaya-literatura-avtoreferat-dissertacii.php

На данном этапе работы над проектом рассматривались основные методы исследования: «наблюдение» и «эксперимент», разрабатывались интеллект - карты изучаемых терминов, которые представлены на рис. 5-6. В течение основного этапа работы над проектом была составлена интеллект-карта «Русский характер», представленная на рис. 7,а также были созданы схемы и таблицы, отображенные на рис. 8-14.

3. Заключительный этап.

На заключительном этапе работы над проектом формулировались выводы проведенного исследования, определялась перспектива дальнейшей разработки выбранной темы. Осуществлялась подготовка презентации по теме проекта, написание конспекта выступления для защиты проекта.



1 Малюк В.И., Немчин А.М. Производственный менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. С. 220.

2 International Organization for Standartization. ISO 21500 Руководство по управлению проектами, DC: Van Haren Publishing, 2012. 36 с.

5


Просмотр содержимого документа
«Исследование»





исследование

















Рис. 3. Интеллект-карта понятия «исследование»



Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.1

1 http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-7826.html

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение»







метод





наблюдение















Рис. 5. Интеллект-карта понятия «наблюдение»



Наблюдение - описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.1

1 https://studopedia.ru/9_173133_metod-nablyudeniya.html

Просмотр содержимого документа
«Проект (вариант 1)»



5





проект











Рис. 1. Интеллект-карта понятия «проект» (вариант 1)



Проект - это комплекс задач и действий, имеющих следующие признаки: четкие конечные цели, взаимосвязь задач и ресурсов, определённые сроки начала и конца проекта.1

1 Малюк В.И., Немчин А.М. Производственный менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. С. 220.

Просмотр содержимого документа
«Проект (вариант 2)»





проект











Рис. 2. Интеллект-карта понятия «проект» (вариант 2)

Проект - это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятой для достижения цели.1

1 International Organization for Standartization. ISO 21500 Руководство по управлению проектами, DC: Van Haren Publishing, 2012. 36 с.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»



Приложение 1.

Технологическая карта проекта

«Русский характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»


Содержание, необходимые ресурсы


Цель проекта

Всесторонне раскрыть русский характер на примере героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».



Задачи проекта


1.Раскрыть значение понятий «судьба», «характер», «характер в литературе», «национальный характер», «русский характер».


2. Изучить литературные источники и интернет-ресурсы по теме проекта.


3. Обратиться к историческому прошлому Родины.

4. Проанализировать образ Андрея Соколова.

5. Привить подрастающему поколению чувство глубочайшего уважения к подвигу русских солдат на фронте.


Результат

проектной деятельности

Продукт проектной деятельности

Результаты исследования по теме «Русский характер в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»


Критерии оценки

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Данный критерий включа-ет оценку сформированности познавательных учебных действий.


2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содер-жание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющи-еся знания и способы действий.


3. Сформированность регулятивных действий, прояв-ляющаяся в умении самостоятельно планировать и уп-равлять своей познавательной деятельностью во време-ни, использовать ресурсные возможности для дости-жения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.


4. Сформированность коммуникативных действий, прояв-ляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполнен-ную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.


Что необходимо

для выполнения проекта


Источники информации


Литературные источники
  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковик. 1999 (944с.)

2. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Авт. В. В. Агеносов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова и др.– М.: Дрофа, 2003. (200с.)

3. Толстой А.Н. Русский характер . Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958 ( 150с.)

4. Шолохов М. Страницы жизни и творчества. – М.: Советский писатель, 1986 (40с.)

5.Шолохов М.А. «Судьба человека». Рассказы. – М.: Дрофа: Вече,2002.(50с.).

Интернет - ресурсы

http://rodnikovayavoda.ru/verbnaya_luxe.html

http://kopilkaurokov.ru/literatura

Котовчихина Н. Д. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// www. dissercat.com /content epicheskaya- proza- ma- sholokhova - v- russkom- literaturnom- protsesse- xx- veka

Груша С. А. Русский национальный характер в малой прозе Ф.А. Абрамова [Электронный ресурс]- Режим доступа http://university.tversu.ru/aspirants/abstracts/8

Муравьёва Н. М. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика [Электронный ресурс ]- Режим доступа http://dissers.ru/2filologiya/proza-m-a-sholohova-ontologiya-epicheskaya-strategiya-harakterov-poetika-10-01-01-russkaya-literatura-avtoreferat-dissertacii.php

Необходимые умения, способы работы

  1. Анализ литературных источников по теме проекта.

  2. Навыки работы с интернет-ресурсами.

  3. Систематизация материалов по теме проекта.

  4. Навыки создания компьютерной презентации.


План работы над проектом


Этап 1.


Подготовительный этап.

В течение этого этапа работы над проектом изучались понятия «проект» и «исследование», различия между этими терминами, рассматривались также принципы составления интеллект карт и осваивались навыки их разработки по основным понятиям проектной и исследовательской деятельности. Во время подготовительного этапа изучались принципы постановки цели по SMART, составлялась интеллект-карта на понятие «Цели по SMART». На подготовительном этапе выбиралась тема проекта, формулировались цели и задачи предстоящей работы.


Этап 2.

Основной этап.

Работа над проектом

В течение основного этапа отбирались и анализировались литературные источники и интернет-ресурсы по теме проекта. Данная стадия представляет собой рассмотрение основных методов исследования: «наблюдение» и «эксперимент», а также непосредственную разработку интеллект –карт. Была составлена интеллект-карта «Русский характер», схемы и таблицы по теме проета.

Этап 3.

Заключительный этап.

На заключительном этапе работы над проектом формулировались выводы проведенного исследования, определялась перспектива дальнейшей разработки выбранной темы. Осуществлялась подготовка презентации по теме проекта, написание конспекта выступления для защиты проекта.




1


Просмотр содержимого документа
«Цели по СМАРТ»




Measurable: Измеримый







Achievable Достижимый



Specific: Конкретный







Цели по SMART






Time bound Ограниченный во

времени






Relevant: Значимый













Рис. 4. «Цели по SMART»



Просмотр содержимого документа
«картинки по проекту»

Рис.8.

Рис.9.

Рис.10.


Рис. 11.

Рис.12

Рис.13


Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
(М. В. Исаковский)












Рис.14. Фельдман А.П. « Родина»

1


Просмотр содержимого документа
«русский характер»







Русский

характер

















Рис.7. Интеллект - карта понятия « Русский характер»

7. «Русский характер - легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжёлой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу,- не щадя себя, он не щадит и врага. В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой…». 1

1 Толстой А.Н. Русский характер. Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958 (152с)

Просмотр содержимого презентации
«презентация проект Лера»

Проект  Русский характер в  рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»  Выполнила учащаяся 9 «А» класса МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза И. Х. Тхагушева с.Георгиевское Миносян Валерия Руководитель Николаева И.Е., преподаватель проектной деятельности

Проект Русский характер в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Выполнила учащаяся 9 «А» класса МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза И. Х. Тхагушева с.Георгиевское Миносян Валерия Руководитель Николаева И.Е., преподаватель проектной деятельности

Актуальность темы

Актуальность темы

  • Актуальность темы : проблема русского национального характера во время Великой Отечественной войны, волнующая писателей и поэтов ХХ века, остаётся современной по сей день, заставляя нас, юных наследников прошлого, помнить о том, какой ценой была завоёвана долгожданная победа.
Цель работы

Цель работы

  • Цель работы : всесторонне раскрыть русский характер на примере героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
Задачи проекта:

Задачи проекта:

  • Изучить литературные источники и интернет - ресурсы по теме проекта.
  • Раскрыть значение понятий « характер»,
  • « русский характер».
  • Обратиться к историческому прошлому Родины.
  • Проанализировать образ А ндрея Соколова.
  • Привить подрастающему поколению чувство глубочайшего уважения к подвигу русских солдат на фронте
Объект исследования  Предмет исследования

Объект исследования

Предмет исследования

  • образ Андрея Соколова в рассказе
  • Ключевые черты характера героя как представителя русского национального характера
Гипотеза

Гипотеза

  • В Андрее Соколове представлены лучшие нравственные черты русского человека, составляющие основу его личности.
Понятия характер, русский характер

Понятия характер, русский характер

  • Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. (словарь С.И.Ожегова) Русский характер – «лёгкий, отрытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжёлой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу…» (А.Н.Толстой).
Биография Михаила Александровича Шолохова Михаил Александрович Шолохов (1905- 1984) -  уроженец Ростовской земли, выросший в семье служащего торгового предприятия, Александра Михайловича Шолохова .С юных лет будущего писателя влекло литературное искусство. Его гению принадлежат ярчайшие творения русской словесности, такие как: сборник «Донские рассказы» (1926), «Судьба человека», а также роман «Тихий Дон»   (1928-1932), принесший автору звание Нобелевского лауреата.

Биография Михаила Александровича Шолохова

Михаил Александрович Шолохов (1905- 1984) -

уроженец Ростовской земли, выросший в семье служащего торгового предприятия, Александра Михайловича Шолохова .С юных лет будущего писателя влекло литературное искусство. Его гению принадлежат ярчайшие творения русской словесности, такие как: сборник «Донские рассказы» (1926), «Судьба человека», а также роман «Тихий Дон» (1928-1932), принесший автору звание Нобелевского лауреата.

Публикация В 1956 - 1957 гг. в газете «Правда» впервые было опубликовано произведение Шолохова «Судьба человека»

Публикация

В 1956 - 1957 гг. в газете «Правда» впервые было опубликовано произведение Шолохова «Судьба человека»

Сюжет рассказа Основанный на реальных событиях этот рассказ повествует о простом человеке, познавшем все тяготы войны. Не раз смерть оказывалась близко, но истинно русский характер помог герою преодолеть испытания и вновь обрести счастье.

Сюжет рассказа

Основанный на реальных событиях этот рассказ повествует о простом человеке, познавшем все тяготы войны. Не раз смерть оказывалась близко, но истинно русский характер помог герою преодолеть испытания и вновь обрести счастье.

Характеристика героев  Ваня – маленький мальчик, оставшийся сиротой в условиях войны, обделённый родительской любовью и заботой, жил один до встречи с приёмным отцом. Образ ребенка чистый, непорочный. Андрей Соколов –  советский человек, национальный патриотизм которого проявился во время войны. В чертах его внешности видна суровая решимость.

Характеристика героев

Ваня – маленький мальчик, оставшийся сиротой в условиях войны, обделённый родительской любовью и заботой, жил один до встречи с приёмным отцом. Образ ребенка чистый, непорочный.

Андрей Соколов советский человек, национальный патриотизм которого проявился во время войны. В чертах его внешности видна суровая решимость.

Черты характера главного героя  Андрей Соколов обладатель истинно русского характера. Ему свойственны самые лучшие добродетельные качества: * Патриотизм * Самоотверженность * Мужество * Сострадание * Честность * Великодушие

Черты характера главного героя

Андрей Соколов обладатель истинно русского характера. Ему свойственны самые лучшие добродетельные качества: * Патриотизм * Самоотверженность * Мужество * Сострадание * Честность * Великодушие

Герой рассказа – образ собирательный, воплотивший в себе все черты русского национального характера. Он отражает судьбу человека, являющегося достойным представителем c оветского народа. Вывод : цель работы достигнута. Гипотеза нашла свое полное подтверждение. Тема раскрыта.
  • Герой рассказа – образ собирательный, воплотивший в себе все черты русского национального характера. Он отражает судьбу человека, являющегося достойным представителем c оветского народа.
  • Вывод : цель работы достигнута. Гипотеза нашла свое полное подтверждение. Тема раскрыта.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Русский характер в рассказе М. А. Шолохова "Судьба человека"

Автор: Миносян Валерия Амаяковна

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 499999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(65) "vospitaniie-patriotizma-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454385829"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454385028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства