Приложение 2.
Дневник работы над проектом
Подготовительный этап.
В течение подготовительного этапа изучались понятия «проект» и «исследование», различия между этими терминами. Основная разница между проектом и исследованием заключается в том, что в результате осуществления исследования получается новое знание, а проекта – какой-либо новый продукт.
На данном этапе работы над проектом рассматривались также принципы составления интеллект карт и осваивались навыки их разработки по основным понятиям проектной и исследовательской деятельности. Для создания интеллект-карты были выбраны следующие определения понятия «проект»:
«Проект - это комплекс задач и действий, имеющих следующие признаки: четкие конечные цели, взаимосвязь задач и ресурсов, определённые сроки начала и конца проекта».1
«Проект – это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятой для достижения цели».2
На рис. 1-2 представлены интеллект-карты термина «проект», на рис. 3 – «исследование».
Во время подготовительного этапа работы над проектом изучались принципы постановки цели по SMART, составлялась интеллект-карта на понятие «Цели по SMART» (Рис 4). SMART – это первые буквы пяти английских слов:
Specific (конкретный) - S.
Measurable (измеримый) - M.
Achievable (достижимый) - A.
Relevant (соотсветствующий) - R.
Time-bound (ограниченный во времени) - T.
На подготовительном этапе после выбора темы проекта, формулировались цели и задачи в соответствии с приведенными выше критериями. Мною была выбрана тема проекта «Русский характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Основная цель проекта была сформулирована следующим образом: «Всесторонне раскрыть русский характер на примере героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Выражена гипотеза проекта - в Андрее Соколове представлены лучшие нравственные черты русского человека, составляющие основу его личности, объект исследования - образ Андрея Соколова в рассказе, и предмет - ключевые черты характера героя как представителя русского национального характера.
Проводилась подборка методов необходимых при проведении исследования по теме проекта ключевыми стали следующие: чтение и анализ текста.
Основной этап работы над проектом.
В течение основного этапа работы над проектом отбирались и анализировались литературные источники и интернет-ресурсы по теме проекта. Основными литературными источниками были выбраны следующие:
1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковик. 1999 (944с.)
2. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Авт. В. В. Агеносов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова и др.– М.: Дрофа, 2003. (200с.)
3. Толстой А.Н. Русский характер . Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958 ( 150с.)
4. Шолохов М. Страницы жизни и творчества. – М.: Советский писатель, 1986 (40с.)
5.Шолохов М.А. «Судьба человека». Рассказы. – М.: Дрофа: Вече,2002.(50с.).
Кроме того, изучались материалы интернет-ресурсов:
http://rodnikovayavoda.ru/verbnaya_luxe.html
http://kopilkaurokov.ru/literatura
Котовчихина Н. Д. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// www. dissercat.com /content epicheskaya- proza- ma- sholokhova - v- russkom- literaturnom- protsesse- xx- veka
Груша С. А. Русский национальный характер в малой прозе Ф.А. Абрамова [Электронный ресурс]- Режим доступа http://university.tversu.ru/aspirants/abstracts/8
Муравьёва Н. М. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика [Электронный ресурс]- Режим доступа http://dissers.ru/2filologiya/proza-m-a-sholohova-ontologiya-epicheskaya-strategiya-harakterov-poetika-10-01-01-russkaya-literatura-avtoreferat-dissertacii.php
На данном этапе работы над проектом рассматривались основные методы исследования: «наблюдение» и «эксперимент», разрабатывались интеллект - карты изучаемых терминов, которые представлены на рис. 5-6. В течение основного этапа работы над проектом была составлена интеллект-карта «Русский характер», представленная на рис. 7,а также были созданы схемы и таблицы, отображенные на рис. 8-14.
3. Заключительный этап.
На заключительном этапе работы над проектом формулировались выводы проведенного исследования, определялась перспектива дальнейшей разработки выбранной темы. Осуществлялась подготовка презентации по теме проекта, написание конспекта выступления для защиты проекта.
5