Цель: создание условий для формирования навыков смыслового чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения.
Задачи проекта:
Изучить и проанализировать существующие педагогические подходы к обозначенной проблеме.
Проследить динамику и уровень влияния применения приёмов продуктивного чтения на процесс развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.
Создать электронное пособие приёмов и методов смыслового чтения.
Создать читательский дневник младшего школьника обновленной формы.
Обоснование проекта:
Актуальность проекта обусловлена Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, в которых одним из метапредметных результатов является овладение школьниками навыками: смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Использование в практике традиционных технологий и методов обучения не позволяет качественно формировать навыки смыслового чтения.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Считаем, что систематическое использование приёмов и методов смыслового чтения на уроках позволит не только научить детей приобретать новые знания, но и развивать их интеллектуальный и творческий потенциал. В связи с этим, определилась тема педагогического проекта «Формирование навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения».
Новизна опыта выражается в разработке методического пособия приёмов над смысловым чтением по литературному чтению для учащихся 4 классов.
Содержание проекта:
Представленные ниже приёмы и технологии позволят постепенно, уже с 1 класса вводить в образовательный процесс творческие задания, направленные на формирование у детей читательскую компетентность, научат их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, - организуют деятельность учащихся, а соответственно развивают интеллект и способствуют развитию творчества.
Планируется использовать следующие технологии.
Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения. Приёмы INSERT, чтение с остановками, тонкие и толстые вопросы, кластер, приём ЗХУ и др
Технология продуктивного чтения. Работая в технологии продуктивного чтения, планируем осуществлять работу с текстом до чтения; работу с текстом во время чтения; работу с текстом после чтения.
№
Этапы работы с текстом в технологии
Цель этапа
Приёмы
1
Работа с текстом до чтения
Развитие у учащихся умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов
1. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
Работа с текстом после чтения.
Достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)
1. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.
Таким образом, использование технологии позволяет формировать смысловое чтение младших школьников, учит учащихся поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Данная технология организует деятельность учащихся, а соответственно развивают интеллект и способствуют развитию творчества.
План-график реализации проекта:
Этап
Содержание деятельности
Сроки
I этап подготовительный.
анализ литературы по проблеме формирования навыков смыслового чтения младших школьников.
Изучение педагогического опыта работы по данной проблеме.
выявление наиболее эффективных приемов и технологий смыслового чтения.
диагностика уровня сформированности навыков чтения учащихся.
(сентябрь-декабрь2014г.)
II этап основной
Внедрение эффективных приемов смыслового чтения в практику.
Отслеживание индивидуального продвижения каждого ученика в овладении навыками продуктивного чтения.
Создание методической копилки эффективных приемов, уроков с использованием эффективных приемов.
Использование эффективных приемов продуктивного чтения во внеурочной деятельности.
Вовлечения учащихся в творческие, литературные конкурсы и конкурсы учебно-исследовательских работ («Открой дверь в сказку», «Золотое перо», «Эрудит», «Талант с колыбели») на разных уровнях.
Привлечение родителей к внеклассным мероприятиям : конкурсу «За чистоту родного языка», викторины «Читаем всей семьей», «Учимся говорить правильно» и т.д.)
Организация посещения детской городской библиотеки.
(с января2015г. по январь 2017 г.)
III этап обобщающий.
-анализ и обобщение полученных результатов;
-систематизирование опыта работы;
-обмен опытом.
(январь- май 2017 г.)
Апробация: учащиеся начальной школы МАОУ ВСОШ № 121.
Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект) (Одобрено решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004)
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785
от 22 .12. 2009);
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 2010
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Светловская Н.Н. Технология продуктивного чтения. -