kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Формирования навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте ведётся работа с текстами.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Формирования навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения".»

Формирование навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения.

I раздел

Номинация: учебно-дидактический проект.

Автор, должность: Гаврилова Ольга Михайловна, учитель начальных классов

Чудинова Светлана Александровна, учитель начальных классов

Название ОУ, муниципалитета: МАОУ Верещагинская средняя общеобразовательная школа № 121, Верещагинский муниципальный район

Адрес: 617120, Пермский край, г. Верещагино, ул. Железнодорожная, 25

e-mail: verschool121@ mail.ru

Фото:

Аннотация:

Проект направлен на формирование смыслового чтения младших школьников.

Тел/факс: (834254)-3-85-52, сотовый телефон: 89504620511, 89655696279

II раздел

Цель: создание условий для формирования навыков смыслового чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать существующие педагогические подходы к обозначенной проблеме.

  2. Проследить динамику и уровень влияния применения приёмов продуктивного чтения на процесс развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.

  3. Создать электронное пособие приёмов и методов смыслового чтения.

  4. Создать читательский дневник младшего школьника обновленной формы.

Обоснование проекта:

Актуальность проекта обусловлена Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, в которых одним из метапредметных результатов является овладение школьниками навыками: смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Использование в практике традиционных технологий и методов обучения не позволяет качественно формировать навыки смыслового чтения.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

Считаем, что систематическое использование приёмов и методов смыслового чтения на уроках позволит не только научить детей приобретать новые знания, но и развивать их интеллектуальный и творческий потенциал. В связи с этим, определилась тема педагогического проекта «Формирование навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения».

Новизна опыта выражается в разработке методического пособия приёмов над смысловым чтением по литературному чтению для учащихся 4 классов.

Содержание проекта:

Представленные ниже приёмы и технологии позволят постепенно, уже с 1 класса вводить в образовательный процесс творческие задания, направленные на формирование у детей читательскую компетентность, научат их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, - организуют деятельность учащихся, а соответственно развивают интеллект и способствуют развитию творчества.

Планируется использовать следующие технологии.

  • Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения. Приёмы INSERT, чтение с остановками, тонкие и толстые вопросы, кластер, приём ЗХУ и др

  • Технология продуктивного чтения. Работая в технологии продуктивного чтения, планируем осуществлять работу с текстом до чтения; работу с текстом во время чтения; работу с текстом после чтения.


Этапы работы с текстом в технологии

Цель этапа

Приёмы

1

Работа с текстом до чтения

Развитие у учащихся умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов

1. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании.

2. Чтение ключевых слов.

3. Предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения.

2

Работа с текстом во время чтения

Достижение понимания текста на уровне содержания

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.



Работа с текстом после чтения.

Достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)

1. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.

Таким образом, использование технологии позволяет формировать смысловое чтение младших школьников, учит учащихся поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Данная технология организует деятельность учащихся, а соответственно развивают интеллект и способствуют развитию творчества.

План-график реализации проекта:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

I этап подготовительный.

  1. анализ литературы по проблеме формирования навыков смыслового чтения младших школьников.

  2. Изучение педагогического опыта работы по данной проблеме.

  3. выявление наиболее эффективных приемов и технологий смыслового чтения.

  4. диагностика уровня сформированности навыков чтения учащихся.

(сентябрь-декабрь2014г.)


II этап основной


  1. Внедрение эффективных приемов смыслового чтения в практику.

  2. Отслеживание индивидуального продвижения каждого ученика в овладении навыками продуктивного чтения.

  3. Осуществление промежуточной диагностики навыков смыслового чтения.

  4. Коррекция полученных результатов.

  5. Создание методической копилки эффективных приемов, уроков с использованием эффективных приемов.

  6. Использование эффективных приемов продуктивного чтения во внеурочной деятельности.

  7. Вовлечения учащихся в творческие, литературные конкурсы и конкурсы учебно-исследовательских работ («Открой дверь в сказку», «Золотое перо», «Эрудит», «Талант с колыбели») на разных уровнях.

  8. Привлечение родителей к внеклассным мероприятиям : конкурсу «За чистоту родного языка», викторины «Читаем всей семьей», «Учимся говорить правильно» и т.д.)

  9. Организация посещения детской городской библиотеки.

(с января2015г. по январь 2017 г.)

III этап обобщающий.

-анализ и обобщение полученных результатов;

-систематизирование опыта работы;

-обмен опытом.



(январь- май 2017 г.)

Апробация: учащиеся начальной школы МАОУ ВСОШ № 121.

Результаты проекта:

  • сформированность ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных;

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

  • положительная динамики уровня обученности учащихся;

  • достижения учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах на разных уровнях;

  • электронное пособие КОЗ по литературному чтению для учащихся 4-х классов.

  • читательский дневник младшего школьника обновленной формы.

Анализ нормативно-правовой базы.

  • Закон «Об образовании»;

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект) (Одобрено решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004)

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования
    (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785

от 22 .12. 2009);

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 2010

  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

  4. Светловская Н.Н. Технология продуктивного чтения. -




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Чудинова Светлана Александровна

Дата: 27.02.2020

Номер свидетельства: 541290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства