kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Формирования навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте ведётся работа с текстами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Формирования навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения".»

Формирование навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения.

I раздел

Номинация: учебно-дидактический проект.

Автор, должность: Гаврилова Ольга Михайловна, учитель начальных классов

Чудинова Светлана Александровна, учитель начальных классов

Название ОУ, муниципалитета: МАОУ Верещагинская средняя общеобразовательная школа № 121, Верещагинский муниципальный район

Адрес: 617120, Пермский край, г. Верещагино, ул. Железнодорожная, 25

e-mail: verschool121@ mail.ru

Фото:

Аннотация:

Проект направлен на формирование смыслового чтения младших школьников.

Тел/факс: (834254)-3-85-52, сотовый телефон: 89504620511, 89655696279

II раздел

Цель: создание условий для формирования навыков смыслового чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать существующие педагогические подходы к обозначенной проблеме.

  2. Проследить динамику и уровень влияния применения приёмов продуктивного чтения на процесс развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.

  3. Создать электронное пособие приёмов и методов смыслового чтения.

  4. Создать читательский дневник младшего школьника обновленной формы.

Обоснование проекта:

Актуальность проекта обусловлена Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, в которых одним из метапредметных результатов является овладение школьниками навыками: смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Использование в практике традиционных технологий и методов обучения не позволяет качественно формировать навыки смыслового чтения.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

Считаем, что систематическое использование приёмов и методов смыслового чтения на уроках позволит не только научить детей приобретать новые знания, но и развивать их интеллектуальный и творческий потенциал. В связи с этим, определилась тема педагогического проекта «Формирование навыков осознанного чтения младших школьников средствами технологии продуктивного чтения».

Новизна опыта выражается в разработке методического пособия приёмов над смысловым чтением по литературному чтению для учащихся 4 классов.

Содержание проекта:

Представленные ниже приёмы и технологии позволят постепенно, уже с 1 класса вводить в образовательный процесс творческие задания, направленные на формирование у детей читательскую компетентность, научат их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, - организуют деятельность учащихся, а соответственно развивают интеллект и способствуют развитию творчества.

Планируется использовать следующие технологии.

  • Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения. Приёмы INSERT, чтение с остановками, тонкие и толстые вопросы, кластер, приём ЗХУ и др

  • Технология продуктивного чтения. Работая в технологии продуктивного чтения, планируем осуществлять работу с текстом до чтения; работу с текстом во время чтения; работу с текстом после чтения.


Этапы работы с текстом в технологии

Цель этапа

Приёмы

1

Работа с текстом до чтения

Развитие у учащихся умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов

1. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании.

2. Чтение ключевых слов.

3. Предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения.

2

Работа с текстом во время чтения

Достижение понимания текста на уровне содержания

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.



Работа с текстом после чтения.

Достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)

1. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.

Таким образом, использование технологии позволяет формировать смысловое чтение младших школьников, учит учащихся поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Данная технология организует деятельность учащихся, а соответственно развивают интеллект и способствуют развитию творчества.

План-график реализации проекта:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

I этап подготовительный.

  1. анализ литературы по проблеме формирования навыков смыслового чтения младших школьников.

  2. Изучение педагогического опыта работы по данной проблеме.

  3. выявление наиболее эффективных приемов и технологий смыслового чтения.

  4. диагностика уровня сформированности навыков чтения учащихся.

(сентябрь-декабрь2014г.)


II этап основной


  1. Внедрение эффективных приемов смыслового чтения в практику.

  2. Отслеживание индивидуального продвижения каждого ученика в овладении навыками продуктивного чтения.

  3. Осуществление промежуточной диагностики навыков смыслового чтения.

  4. Коррекция полученных результатов.

  5. Создание методической копилки эффективных приемов, уроков с использованием эффективных приемов.

  6. Использование эффективных приемов продуктивного чтения во внеурочной деятельности.

  7. Вовлечения учащихся в творческие, литературные конкурсы и конкурсы учебно-исследовательских работ («Открой дверь в сказку», «Золотое перо», «Эрудит», «Талант с колыбели») на разных уровнях.

  8. Привлечение родителей к внеклассным мероприятиям : конкурсу «За чистоту родного языка», викторины «Читаем всей семьей», «Учимся говорить правильно» и т.д.)

  9. Организация посещения детской городской библиотеки.

(с января2015г. по январь 2017 г.)

III этап обобщающий.

-анализ и обобщение полученных результатов;

-систематизирование опыта работы;

-обмен опытом.



(январь- май 2017 г.)

Апробация: учащиеся начальной школы МАОУ ВСОШ № 121.

Результаты проекта:

  • сформированность ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных;

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

  • положительная динамики уровня обученности учащихся;

  • достижения учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах на разных уровнях;

  • электронное пособие КОЗ по литературному чтению для учащихся 4-х классов.

  • читательский дневник младшего школьника обновленной формы.

Анализ нормативно-правовой базы.

  • Закон «Об образовании»;

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект) (Одобрено решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004)

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования
    (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785

от 22 .12. 2009);

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 2010

  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

  4. Светловская Н.Н. Технология продуктивного чтения. -




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Чудинова Светлана Александровна

Дата: 27.02.2020

Номер свидетельства: 541290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства