Литература - уникальный предмет, где в равных долях осуществляется образовательная и воспитательная функции, но интерес к этой дисциплине в последнее десятиление значительно упал. В чём же причины?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы преподавания литературы в СПО»
Проблемы преподавания литературы в СПО
1 курс в СПО - это изучение общеобразовательных дисциплин и своеобразный переход от школьной системы к профобразованию. Литература — предмет уникальный, учит максимально работать с текстом, черпать из него информацию, видеть особенности текста и даже учить жить, помогает воспитывать положительные качества. Изучение построено на умении читать, понимать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи. Всё это обучающиеся умеют с начальных классов, здесь даже нет формул, длинных правил, но именно литература вызывает у обучающихся трудности. Почему?
1. Если просто просмотреть список литературы, необходимой для прочтения, то весьма не мал, тем более, когда речь идёт о студентах. Не каждый взрослый сможет прочитать такой объём за год. А ведь надо ещё заинтересовать чтением, научить быть внимательным, сопереживающим читателем. Перегрузка программ среднепрофессионального образования учебным материалом при таком малом количестве отведённых часов в результате вызывает отторжение предмета. Невозможно за пару (90 минут) изучить жизнь, творчество писателя, прочитать и проанализировать хотя бы одно из его произведений. А кроме того спаренные уроки предполагают лишь одно домашнее задание, когда отдельные уроки — два.
2. Отсюда вытекает следующая проблема — обзорное изучение большей части произведений. Студенты сами признаются, что не читали, учатся воспринимать всё с чужих слов (преподавателя, готовых работ, взятых из Интернета и д.т.), выдавая собственное мнение за своё. Так как объём произведений достаточно большой, прочитать произведение без внутренней потребности обучающегося практически невозможно. Тем более чтению противостоят Интернет, Социальные сети, телешоу, сериалы, виртуальные многоуровневые игры-стратегии. Иногда чтение обучающиеся пытаются заменить просмотром экранизаций, но это не даёт полного представления о произведении, тем более что в киноискусстве допустимо творческое отступление сценариста и режиссёра.
3. Уровень восприятия студентов и их интересы не совпадают, точнее не соответствуют содержанию многих произведений, предусмотренных обязательной программой. Не могут объяснить смысл развития любовной сюжетной линии, причины и следствия поведения героев до расставания и после, поскольку им не хватает жизненного опыта.
4. Изменился статус литературы как предмета, значимого для всех и экзаменационных дисциплин. В старших классах этот предмет сдают не более 10 %, а в профессиональных учебных заведениях важными считают лишь спецпредметы. Большая часть студентов и старшеклассников перестали серьёзно воспринимать этот предмет, упала мотивация к обучению, резко снизилась подготовка к нему.
5. Современный студент требует знания и использования информационных технологий и программ, нетрадиционных источников информации. Поэтому не желает и даже не умеет работать с текстов, анализировать его, искать причинно-следственные связи, делать выводы. Обучающиеся нацелены только на готовый прямой ответ, который можно найти по первой ссылке и в течение 2-3 минут. Отсутствует самое главное — чтение художественного текста и непосредственная читательская рефлексия. Следует не просто усваивать информацию, а со-размышлять и со-переживать.
6. Мал кругозор, нет представления о предметах и явлениях, без которых была невозможна жизнь 50-100 лет назад, несмотря на то, что в классической литературе и истории эти слова встречаются достаточно часто. Наблюдается буквальное и ассоциативное представление, зачастую не связанное с контекстом. Например в стихотворении А.Блока «Россия»: Когда звенит тоской отсрожной
Глухая песня Ямщика.- произносят ямщика с ударением на 1 слог, объясняя, что это человек, который копает ямы, а ведь лет 10 назад ни у кого такой ассоциации не возникало.
7. Общая проблема при обучении первокурсников — адаптационный период, который длится от 2 месяцев до полугода: надо привыкнуть к новому месту жительства, новому коллективу, преподавателю, требованиям и режиму, а главное преодолеть стеснение. Лишь к концу учебного года всё это перестаёт вызывать дискомфорт, но и предмет в это время уже заканчивается. Поэтому перед преподавателем стоит задача как можно быстрее преодолеть адаптационный период, сделать его менее болезненным.
Как бы то ни было, литература — уникальный предмет, выполняющий одновременно образовательную и воспитательную функцию и имеющий множество связей с другими предметами.