kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум по литературе для студентов среднего профессионального образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по учебному предмету «Литература». Сборник включает в себя методические рекомендации по организации и проведению практических занятий, варианты заданий для проведения практических работ, словарь литературоведческих терминов.

Практикум предназначен для преподавателей и  студентов 1и 2 курсов среднего профессионального образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по литературе для студентов среднего профессионального образования. »

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курский автотехнический колледж»





Практикум

по литературе

для профессий 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807.01 Повар, кондитер.







Курск – 2014




Полянская Т.И./ Практикум по литературе/.-Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014- 46с.






Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по учебному предмету «Литература». Сборник включает в себя методические рекомендации по организации и проведению практических занятий, варианты заданий для проведения практических работ, словарь литературоведческих терминов.

Практикум предназначен для преподавателей и студентов 1и 2 курсов среднего профессионального образования.









Методические материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии ОБОУ СПО «КАТК» протокол № 8 от 27 марта 2014 года.


Председатель Тарасова М.Н.






Автор: Т.И.Полянская, преподаватель русского языка и литературы ОБОУ СПО «КАТК».


Рецензент: Тарасова М.Н., преподаватель русского языка и литературы ОБОУ СПО «КАТК».








Содержание

Введение…………………………………………………………………………………5

Практическое занятие № 1 на тему: « Комплексный анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»: проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина»……………………………………………………………………………….8

Практическое занятие №2 на тему: « Составление сравнительной характеристики героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». Роль персонажей второго ряда»………………………………………………………………………….11

Практическое занятие №3 на тему: « Составление сравнительной характеристики героев: Штольц и Обломов. Анализ эпизода «Сон Обломова»…15

Практическое занятие №4 на тему: « Сюжетно-композиционный анализ текста. Нигилизм Базарова. Базаров и Аркадий. Тема любви в романе. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя»…………………………18

Практическое занятие № 5 на тему: « Сюжетно-композиционный анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Народные образы в поэме. Проблема счастья в поэме»………………………………………22

Практическое занятие №6 на тему: «Составление тезисного плана-схемы на тему: « Идея Раскольникова о праве сильной личности. Правда Сони Мармеладовой. Двойники Раскольникова. Воскрешение Раскольникова через любовь»………………………………………………………………………………..25

Практическое занятие №7 на тему: «Составление сравнительной характеристики героев. А.Болконский и П.Безухов. Кутузов и Наполеон.»…………………………………………………………………………….28

Практическое занятие №8 на тему: «Составление сравнительной характеристики героев. Пьеса «Вишневый сад». Судьбы и характеры героев пьесы. Конфликт в пьесе»……………………………………………………………31

Практическое занятие №9 на тему: «Сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Любовь и творчество в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»……………………………………………...34

Практическое занятие №10 на тему: «Роль и значение женских образов в художественной системе романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Мысль семейная в романе»………………………………………………………………………………...37

Заключение…………………………………………………………………………...40

Краткий словарь литературоведческих терминов……………………………...41

Библиографический список………………………………………………………..46































Введение

Одна из главнейших задач современного образования – научить самостоятельно учиться. Это требование диктуется объективной реальностью: какие бы знания и в каком объеме ни получали студенты, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо продолжать развивать у студентов умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения. Это задача отчасти находит свое решение при выполнении заданий практической работы, которые подразумевают высокую степень самостоятельности студентов.

Кроме формирования навыков познавательной самостоятельности на практических занятиях по литературе, преподаватель должен еще учитывать типологические особенности студентов в области восприятия художественного текста.

Существует три основных типа студентов, различающихся своим художественным восприятием:

1.Студенты, способные к художественно-аналитическому восприятию, наделенные способность внутреннего видения образа, с хорошо развитым воссоздающим и творческим воображением. Читательский образ у них характеризуется яркостью, полнотой, максимальным приближением к авторскому. Это обеспечивает правильное и глубокое образное обобщение, связанное со способностью анализа и синтеза.

2.Студенты с хорошо развитым логическим мышлением, с ярко выраженными способностями к анализу и синтезу, обобщению и абстрагированию. Они могут делать самостоятельно выводы, результаты самих размышлений обобщающего характера излагать последовательно, логично, лаконично. В литературном произведении они стремятся прежде всего выявить мысль, идею – художественные средства ее выражения им представляются фактором несущественным. Воспроизводящее и творческое воображение у них развито сравнительно слабо. Отсюда и проистекают их затруднения в анализе художественного текста в единстве его формы и содержания. Такие студенты нуждаются в постоянных заданиях на развитие воображения, художественного видения образа.

3. Студенты с художественным, или субъективно-экспрессивным, типом восприятия. Это студенты с хорошо развитым воспроизводящим и творческим воображением. Они понимают позицию автора, читательский образ у них ярок и полон. Видят образ настолько отчетливо, так сильно сопереживают, что у них часто появляется стремление транслировать свои впечатления. Как правило, эти студенты способны к самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, преподаватель должен внимательно следить за литературным продвижением своих воспитанников, направлять их, давать, кроме общих, индивидуальные задания с целью развития еще не полностью раскрытых способностей студентов.

Поэтому в данном пособии содержатся материалы для проведения практических занятий, ориентированные на обозначенную типологию студентов; задания, в которых учитывают разные типы литературного восприятия студентов: это и самостоятельная работа по образцу – узнавание, опознавание, текстуальное воспроизведение; и описание и анализ явлений и героев, предвидение возможных исходов; и осуществление поисковой деятельности, когда студент открывает новые для себя знания.

Пособие выстроено в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету. Практические занятия, представленные в пособии, являются иллюстрацией различных методических подходов к преподаванию предмета и организации учебной деятельности студентов (реализация уровневой дифференциации при организации практических занятий).

Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс практических работ по литературе, количество и объем которых соответствует объему часов (20 часов), заявленному в рабочей программе. Соответственно учебное пособие состоит из 10 практических занятий, в основе которых заложено формирование умений, определенных образовательным стандартом по литературе:

- воспроизведение содержания литературного произведения;

- анализ и интерпретация художественного произведения; анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его, связь с проблематикой произведения;

- соотнесение художественной литературы с общественной жизнью и культурой; раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания изученных литературных произведений; выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы; соотнесение произведения с литературным направлением эпохи;

- определение рода и жанра произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- выявление авторской позиции;

- выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов), соблюдение норм литературного произношения.

Каждая практическая работа начинается с оглашения темы, с формулировки целей и задач, поставленных в рамках данного учебного занятия, в инструкционных картах изложены основные теоретические положения, дальнейшее закрепление материала проходит с помощью заданий, которые нацеливают студентов на последовательный анализ и интерпретацию литературного произведения (или отдельного эпизода) средствами критической литературы.











А.С.Пушкин.

Поэма «Медный всадник»




Практическая работа №1

Инструкционная карта

Тема занятия: «Комплексный анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»: проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина».

Цель выполнения задания: уяснение жанрового своеобразия произведения, особенностей композиции, выявление основных проблем произведения.

Необходимо знать: поэма, повесть, лирический герой, реализм, романтизм.

Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Поэ́ма (др.греч. ποίημα) — поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Повесть – это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Реализм – это художественный метод образного отражения действительности с объективной достоверностью.

Романтизм – это литературное направление конца XVIII - начала XIX века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм её отражения.

Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, выявленного из текста лирических композиций.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести комплексный анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» по следующему плану:

1.Жанровое своеобразие поэмы

  • Когда А.С.Пушкин написал поэму «Медный всадник»?

  • К какому литературному направлению относится данная поэма?

  • В чем заключается жанровое своеобразие произведения?

  • Каким образом в поэме отражается присутствие автора?

2. Образ Петра

  • Каким вы видите Петра во вступлении?

  • В чем суть конфликта Петра и Евгения?

  • Выпишите из текста поэмы цитаты, характеризующие Петра как царя-преобразователя и «горделивого истукана».

3.Образ Евгения

  • Кого А.С.Пушкин сделал главным героем поэмы?

  • Выпишите строки, дающие представления о смысле жизни Евгения?

  • Назовите качества характера Евгения, вызывающие симпатию.

  • Какое событие пробуждает в безумце память?

  • Приведите цитаты, подтверждающие ненависть к «державцу полумира» и жажду возмездия.

Содержание отчета

Укажите, какие навыки и умения вы приобрели в результате выполнения практического занятия.

Контрольные вопросы

1.Как вы понимаете определение «маленький человек»?

2.Определите, какие художественные приемы использует поэт для создания картин бушующей природы.

Литература

1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник».



А.Н. Островский.

Пьеса «Гроза».


Практическая работа №2


Инструкционная карта

Тема занятия: « Составление сравнительной характеристики героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». Катерина и Кабаниха. Роль персонажей второго ряда»

Цель занятия: повторение и систематизация изученного материала по указанной теме занятия, проведение сравнительной характеристики Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой с использованием данных различных критических источников.

Необходимо знать: драма (как род литературы); трагедия, комедия, драма, триединство.

Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественные образы, используя сведения различных критических статей, работать с различными источниками информации и систематизировать её.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Драма - имеет два значения: 
1. Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Д. как род существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы и комедии, которые всегда предназначены для постановки на сцене; 
2. Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Д. возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистической литературе XIX в. 

Трагедия - один из жанров драмы; произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Т. чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою).

Комедия - один из жанров драматического рода, произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести комплексный анализ пьесы А.Н.Островского «Гроза», отвечая на поставленные вопросы.

I. Ответьте на вопросы:

1.В чем заключается смысл названия пьесы?

2.Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?

3.Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

4.Каковы основные черты «темного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза»?

5.Почему Катерина не может жить по законам «темного царства»?

6.Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

7.Достоин ли Борис Катерины, её любви?

8.Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

9.В чем сущность трагедии героини?

10.В чем сущность разногласий Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева в оценке образа Катерины? В каких статьях высказаны их точки зрения?

11.Катерина и Кабаниха?

II. Определите, кто это говорит?

а)  «...да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю». 

б) «Отчего люди не летают?»

в) «Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" 

г) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!»

д) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют».

е) «Я грубиян считаюсь… он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану».

Содержание отчета

Укажите, какие навыки и умения вы приобрели в результате выполнения практического занятия.

Контрольные вопросы

1.Драма как род литературы?

2.Авторская ремарка, что это такое?

Литература

1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.А.Н.Островский. Пьеса «Гроза».















И.А.Гончаров.

Роман «Обломов».



Практическая работа №3

Инструкционная карта

Тема занятия: «Составление сравнительной характеристики героев: Штольц и Обломов. Анализ эпизода «Сон Обломова».

Цель занятия: анализ образа Обломова; анализ образа Штольца; выбор критериев для сопоставления указанных персонажей.

Необходимо знать: роман как жанр литературы.

Необходимо уметь: сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести сравнительную характеристику героев романа И.А.Гончарова «Обломов», отвечая на поставленные вопросы.

Ответьте на вопросы:

  1. Какова основная тема романа? В чем заключается основной конфликт произведения?

  2. Почему Н.А.Добролюбов называет Обломова последним в ряду «лишних людей»? Что такое «обломовщина»?

  3. Какими художественными средствами пользуется И.А.гончаров при обрисовке характера своего героя?

  4. Каковы отличительные особенности Обломова? Каким образом формировался его характер?

  5. За что Ольга Ильинская полюбила Обломова?

  6. Проанализируйте 2-3 эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение, нежелание трудиться? Каков его идеал любви, семейной жизни?

  7. Какое значение в композиции романа имеет глава «Сон Обломова»?

  8. Штольц? Можно ли считать Андрея Штольца положительным героем романа?

  9. Почему в романе не показана деятельность Штольца?

  10. Обломов и Штольц?



Содержание отчета

Укажите, какие навыки и умения вы приобрели в результате выполнения практического занятия.

Контрольные вопросы

1.Назовите основные черты «обломовщины»?

2.Можно ли рассматривать Обломова как национальный и общечеловеческий тип? Почему?

Литература

1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.Роман И.А.Гончарова «Обломов».



И.С.Тургенев.

Роман «Отцы и дети».



Практическая работа №4

Инструкционная карта

Тема занятия: " Сюжетно-композиционный анализ текста. Нигилизм Базарова. Базаров и Аркадий. Тема любви в романе. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя "

Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети", провести сравнительную характеристику Базарова и Павла Петровича Кирсанова на основании использования различных критических источников.

Перед началом занятия необходимо знать: знать историю написания романа, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа.

После окончания занятия необходимо уметь: уметь делать анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести сюжетно-композиционный анализ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» по следующему плану:

I. Ответьте на вопросы:

1. Какова роль названия " Отцы и дети" в построении всего произведения?

2. Охарактеризуйте противостояние Базарова и "отцов". В чем сила и слабость Базарова, Павла Петровича Кирсанова?

3. Почему Базарову жизнь "отцов" представляется "глухой"?

4. Как объяснить, почему И. С. Тургенев написал: " Николай Петрович- это я" ?

5. Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя своего времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.

6. Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

7. Что привлекает Базарова в Одинцовой?

8. Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его "горькую терпкую вольную жизнь" ?

9. Почему Одинцова решила " не шутить с этим" ( дает отказ Базарову) ?

10. Могли ли иначе закончиться взаимоотношения Базарова и Одинцовой?

11. Почему роман заканчивается смертью героя? Означает ли это гибель всех его идей?

12. В чем причины трагического одиночества Базарова в мире людей? Кто виноват?

13. Базаров- герой положительный или отрицательный? Почему?

14. "Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, ... сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего" . Воплощен ли этот замысел романа? Отношение Тургенева к своему герою?

II. Установите соответствие:

1. русский аристократ а) Е. Базаров

2. полковой лекарь б) П. П. Кирсанов

3. студент-барич в) В. И. Базаров

4. студент-демократ г) А. Н. Кирсанов

Содержание отчета

Укажите, какие навыки и умения вы приобрели в результате выполнения практического занятия.

Контрольные вопросы:

1.Роман как жанр литературы?

2. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

" Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг."

Литература

1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.Роман И.С.Тургенев «Отцы и дети».



Н.А. Не­красов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Практическая работа №5.

Инструкционная карта

Тема занятия: «Сюжетно-композиционный анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Народные образы в поэме. Проблема счастья в поэме».

Цель занятия: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; проследить, какие фольклорные мотивы нашли отражение в поэме, в чём проявляется творческое отношение писателя к фольклорному наследию.

Перед началом занятия необходимо знать: историю создания поэмы, её нравственную и философскую проблематику.

После окончания занятия необходимо уметь: производить сюжетно-композиционный анализ произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Поэ́ма (др.греч. ποίημα) — поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести сюжетно-композиционный анализ поэмы Н.А. Не­красова «Кому на Руси жить хорошо», ответив на следующие вопросы:

1.Охарактеризуйте жанр и композицию поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

2.В чем состоит художественное своеобразие поэмы Н.А. Не­красова «Кому на Руси жить хорошо»?

3.Каковы основные общественные и нравственные проблемы поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

4. В чем выражается связь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с народным творчеством?



5.Охарактеризуйте поэтическое мастерство Некрасова в создании художественных образов: каковы особенности портрета, характера, языка героев (на примере 1-2 персонажей поэмы по выбору).

6.Как в судьбе героини поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрены Тимофеевны отразилась жизнь рус­ской женщины-крестьянки?

7.Охарактеризуйте образ народного заступника - Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Содержание отчета

Какие умения и навыки вы приобрели в ходе выполнения практической работы.

Контрольные вопросы:

Узнайте персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по описанию:

1.«…Осанистая женщина

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие…»





2. «…С большущей гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал…»


Литература:

1.Литература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».




Ф.М.Достоевский.

Роман «Преступление и наказание».

Практическая работа №6

Инструкционная карта

Тема занятия: « Идея Раскольникова о праве сильной личности. Правда Сони Мармеладовой. Двойники Раскольникова. Воскрешение Раскольникова через любовь».

Цель занятия: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести студентов к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.

Перед началом занятия необходимо знать: историю создания романа, его нравственную и философскую проблематику.

После окончания занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести комплексный и эпизодический анализ романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ответив на следующие вопросы:

1.Как родилась у Раскольникова мысль об убийстве старухи?

2.Какой мотив преступления из тех, которые Раскольников назвал Соне, является ведущим?

3.Как начинается «наказание» героя? Как и почему изменилась его жизнь после убийства?

4.Что понял Раскольников во время встречи с матерью и сестрой?

5.Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова становится ему ближе всех людей?

6.Какое место в романе занимают Лужин и Свидригайлов?

7.Почему Раскольников не сможет жить по лужинскому принципу «все позволено»?

8.В чем раскаивается Раскольников: в том, что старуху убил, или в том, что не смог стать достаточно сильным, чтобы презреть муки совести? Почему он делает «явку с повинной»?

Содержание отчета

Какие умения и навыки вы приобрели в ходе выполнения практической работы.

Контрольные вопросы:

Какую дорогую сердцу вещь заложил Раскольников старухе-процентщице? 

  • кольцо-подарок сестры;

  • медальон матери;

  • единственный костюм;

  • брошь матери.

Литература

1.Литература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».








Л.Н.Толстой.

Роман «Война и мир».



















Практическая работа №7

Инструкционная карта

Тема занятия: " Составление сравнительной характеристики героев. А.Болконский и П.Безухов. Кутузов и Наполеон. "

Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по роману Л. Н. Толстого " Война и мир", провести сравнительную характеристику Андрея Болконского и Пьера Безухова на основании использования различных критических источников.

Перед началом занятия необходимо знать: знать историю написания романа, как отражена в романе политическая ситуация на мировой арене; смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа.

После окончания занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический.

Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Ход выполнения задания, методические указания

Провести сравнительную характеристику героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» по следующему плану:

1. Как можно объяснить название романа?

2. Как вы думаете, почему из пятнадцати вариантов начала романа Толстой остановился на вечере в салоне А. П. Шерер?

3. Какие нормы жизни Толстой утверждает, а какие отрицает?

4. Что сближает Андрея Болконского и Пьера Безухова и в чем их различие?

5. В чем сходство и различие семейного уклада Ростовых и Болконских?

6. Как Толстой раскрывает характеры героев- участников военных событий 1805-1807 годов (на примере князя Андрея и Николая Ростова)?

7. Что мы узнаем об отношении народа к этой войне? Чем объясняется такое отношение?

8. Как вы думаете, почему именно в первом томе романа так ярко проявляется его антивоенная направленность?

9.Кутузов и Наполеон?

10. Чем объясняет Толстой поражение союзников в Аустерлицком сражении?

Содержание отчета

Какие умения и навыки вы приобрели в ходе выполнения практической работы.

Контрольные вопросы

1. Кто из героинь романа " Война и мир" впервые предстает перед нами такой:

" Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые сжимались, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках"?

2. Сколько лет Наташе Ростовой в тот момент, когда автор знакомит читателей с героями произведения( 1 том)?

Литература

1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г. А. - М.: Издательский центр " Академия", 2010

2. Роман Л. Н. Толстого " Война и мир".






А.П.Чехов.


Пьеса «Вишневый сад».




Практическое занятие №9

Тема занятия: «Составление сравнительной характеристики героев. Пьеса «Вишневый сад». Судьбы и характеры героев пьесы. Конфликт в пьесе».

Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по теме, провести сравнительную характеристику поместного дворянства и буржуазии, используя сведения различных критических источников.

Перед началом занятия необходимо знать: драма (как род литературы), трагедия, комедия, драма, триединство.

После окончания занятия необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественные образы, используя сведения различных критических статей, работать с различными источниками информации и систематизировать её.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Пье́са — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.

Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц  диалоги и монологи, — и функциональные авторские ремарки: примечания, содержащие обозначение места действия, иногда — особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т. д. Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т. п.

Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие — явления, эпизоды, картины.

Ход выполнения задания, методические указания

Провести сравнительную характеристику героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» по следующему плану:


  1. В чем заключается своеобразие основного конфликта пьесы?

2.В чем истоки жизненной драмы хозяев «Вишневого сада»? Прав ли Петя, полагающий, что «власть над живыми людьми переродила» их всех?

3. Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и Гаеву?

4.Лопахин - «новый» хозяин вишнёвого сада?

5. Какие черты Лопахина привлекательны? Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? Какое качество в нем победит?

6.Почему Лопахин не делает предложения Варе? О каком будущем говорит он?

7. Как характеризует Раневскую и Гаева то, что они не принимают лопахинский проект спасения вишневого сада?

8.Какими вам представляются Петя Трофимов и Аня? Как вы думаете, верил ли им и в них Чехов?

9.Какова роль в пьесе образов слуг — Фирса и Яши? Последнее слово Фирса и всей пьесы — «недотепа». Только ли к Фирсу оно относится?

10.Последний звук, который раздается в произведении, — стук топора по дереву. Как вы думаете, почему именно так Чехов закончил «Вишневый сад» — пьесу, действие которой начинается весной (пора обновления, надежд), а кончается осенью?

Содержание отчета

Какие умения и навыки вы приобрели в ходе выполнения практической работы.

Контрольные вопросы

Почему Гаев и Раневская оказались неспособными спасти имение?

Литература

1.Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад».






М.А.Булгаков.

Роман «Мастер и Маргарита».


Практическая работа №9

Инструкционная карта

Тема занятия: «Сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Любовь и творчество в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель занятия: проследить, как развивается сюжетная линия Мастер - Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев.

Перед началом занятия необходимо знать: историю создания романа, его нравственную и философскую проблематику.

После окончания занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический.

Ход выполнения задания, методические указания

Провести сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова, ответив на следующие вопросы:

«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

1.Как познакомились Мастер и Маргарита?

2.Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?

3.Как жила Маргарита до Мастера?

4.Как жил Мастер до Маргариты?

5.Что общего в их жизнях до встречи друг с другом?

6.В чем же заключается счастье для Мастера и Маргариты? Ведь все было более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.

7.В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

8.Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?

9.Что делает Маргарита во имя спасения любви?

10.Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?

11.Какие качества можно отметить в ее характере?

12.Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?

13.Какова роль Маргариты в истории романа Мастера?

14.Какие идеалы, связанные с темой любви, утверждает автор?

Содержание отчета

Какие умения и навыки вы приобрели в ходе выполнения практической работы.

Контрольные вопросы:

1.По портрету узнайте персонажа:

«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет».

2.Кто автор этой записки и кому она адресована?

« Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».

Литература

1.Литература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».


М.А.Шолохов.

Роман «Тихий Дон».

Практическая работа №10.

Тема занятия: «Роль и значение женских образов в художественной системе романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Мысль семейная в романе».

Цель занятия: показать быт и нравы казачества в романе Шолохова "Тихий Дон", его место в истории русской литературы.

Перед началом занятия необходимо знать: историю создания романа, его нравственную и философскую проблематику.

После окончания занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический.

Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Ход выполнения задания, методические указания

Провести образный и эпизодический анализы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», ответив на следующие вопросы:

1.Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда?

а) «История Прокофия Мелехова» (гл. 1);

б) «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2);

в) «На сенокосе» (гл. 9);

г) сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15—22) ;

д) призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).
2.Как решается Шолоховым идея домашнего очага как общечеловеческой ценности? Дом, семья Мелеховых. Почему они в центре романа «Тихий Дон»?

3.Аксинья. Любовь - вот что определяет эту женщину. Любовь как трагическая стихия обновления человека. Судьба Аксиньи в романе.

4.Ильинична - хранительница очага, хозяйка большого семейства, великая самоотверженная натура. Характеристика образа Ильиничны.

5.Наталья Коршунова - олицетворение верности, терпения. Ее призвание - материнство.

Трагическая судьба Натальи в романе.

6.Зачем так подробно и обстоятельно в первой книге романа «Тихий Дон» рассказывает М.Шолохов о довоенной жизни казаков?

Содержание отчета

Какие умения и навыки вы приобрели в ходе выполнения практической работы.

Контрольные вопросы:

1.Какие исторические события нашли отражение в романе?

2. Время действия в романе.

Литература

1.Литература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон».











Заключение

Немногие осознают, что книга – это "праздник, который всегда с тобой", что от слова можно испытывать такое же наслаждение, что и от музыки или прекрасного, увлекательного зрелища. Тот, кто любит книгу, приобретает друга и учителя, который всегда готов прийти на помощь, который помогает расти и становиться Человеком.

Потребность ПОНИМАТЬ – одна из самых главных в человеческой жизни. Что это такое? Что бы это значило? На что это похоже? Как это получилось? В чем смысл этого всего? Как мне к этому относиться? — подобные во­просы человек задает себе всегда, с самого детства до самой старости. В том числе и по отношению к кни­гам, которые читает. С вопросов и начинается диалог – с книгой, с автором, с культурой, с самим собой... Вопросы практических занятий, указанные в данном пособии помогут студенту установить этот диалог, а преподавателю – направить студента, оказать ему помощь в построении этой беседы с книгой.

По­нимание прочитанного является необходимым условием полноцен­ного общения студента с художественным произве­дением и его автором – только на этой основе стано­вится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личност­ный духовный рост.












Краткий словарь литературоведческих терминов

Акт действие) - относительно законченная часть литературного драматического произведения или его театрального представле­ния.
Аллегория - иносказательное выражение отвлеченного поня­тия, суждения или идеи посредством конкретного образа. 
Аллитерация - повторение согласных звуков в том же самом или близком сочетании с целью усиления выразительности художественной речи.
Амфибрахий - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на втором слоге.
Анапест - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударе­нием на третьем слоге.
Анафора (единоначалие) - стилистическая фигура; повторение одного и того же слова или группы слов в начале рядом стоящих строк или строф (в стихе), в начале смежных фраз или абзацев (в прозе). 
Антитеза - в художественном произведении резкое противопос­тавление понятий, образов, ситуаций.
Ассонанс - повторение одних и тех же или близких по звучанию гласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. Основу А. составляют ударные гласные, безударные могут выполнять лишь роль своеобразных звуковых подголосков. 
Архетип - в современном литературоведении: первообраз, мо­дель мира и человеческих отношений, как бы бессознательно «дремлю­щая» в коллективной памяти человечества, восходящая к его единым пер­вобытным представлениям (напр., старость - мудрость; материнство - за­щита).
Бессоюзие - стилистическая фигура; пропуск союзов, соединяющих во фразах однородные слова или предложения. Б. может сообщать изображаемому динамизм, драматизм и др. оттенки.

Гипербола  - художественное преувеличение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они об­ладать не могут.
Градация - стилистическая фигура; постепенное нарастание (или, напротив, ослабление) эмоционально-смыслового значения слов и выражений.
Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Г. предполагает внутреннее взаимодействие контра­стных начал: реального и фантастического; трагического и комического; саркастического и юмористического.
Дактиль - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на первом слоге.
Диалог - обмен репликами двух или нескольких лиц в литератур­ном произведении. Д. особенно широко применяется в драматургии, ис­пользуется и в эпических произведениях.

Драма - имеет два значения: 
1. Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Д. как род существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы и комедии, которые всегда предназначены для постановки на сцене; 
2. Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Д. возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистической литературе XIX в. 
Жанр - совокупность самых общих, типологических особенностей содержания и формы, повторяющаяся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы. 
Завязка - эпизод сюжета, изображающий возникновение противоречия (конфликта) и в какой-то мере определяющий дальнейшее раз­вертывание событий в произведении. 
Инверсия  - стилистическая фигура; необычный (с точки зрения правил грамматики) порядок слов в предложении или фразе.
Иносказание - выражение, содержащее иной, скрытый смысл.  И. усиливает выразительность художественной речи, лежит в основе тропов.

Комедия - один из жанров драматического рода, произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление.

Композиция - то или иное построение художественного произведения, мотивированное его идейным замыслом. К. - это определен­ное расположение и взаимодействие всех компонентов произведений: сюжетных (т.е. развития действия), описательных (пейзажа, портре­та), а также монологов, диалогов, авторских лирических отступлений и др.
Кульминация - та точка в развитии сюжета, когда кон­фликт достигает наивысшего напряжения: столкновение противоборст­вующих начал (социально-политических, морально-нравственных или др.) ощущается особенно остро, а характеры в их существенных чертах раскрываются в наибольшей степени. 

Лирика - литературный род, раскрывающий переживания личности по поводу различных явлений действительности. «Лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души» (Л.И.Тимофеев).

Лирическое отступление автора  - отклонение автора от прямого сюжетного повествования, которое заключается в выраже­нии его чувств и мыслей в форме лирических вставок на темы, мало (или совсем) не связанные с основной темой произведения. Л.О. позво­ляют выразить мнение автора по важным проблемам современности, высказать размышления по тем или иным вопросам. Л.О. встречаются как в поэзии, так и в прозе. 
Литота - художественное преуменьшение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут. 
Метафора - один из основных тропов художественной речи; скрытое сравнение предмета или явления по сходству их признаков.
Метонимия - перенесение значения с одного явления на дру­гое не на основе сходства их признаков (что отмечается в метафоре), а только по какой-либо их смежной связи.
Многосоюзие - стилистическая фигура; особое построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны одним и тем же союзом.
Монолог  - достаточно продолжительная речь одного героя в литературном произведении.
Олицетворение - уподобление не­одушевленного предмета живому существу.
Пейзаж  - описание картин природы в художественном произведении.

Повесть - средний по объему, а также охвату действительности эпический жанр (в сравнении с романом и рассказом). В П., как правило, описывается несколько эпизодов, в центре внимания находятся один-два героя; кроме того, в П. нередко наблюдается тенденция к опоре на достоверное. 

Пролог  - своеобразное предисловие к основному сюжетному развитию. В П. сообщаются намерения автора или изображаются события, задолго предшествовавшие основному действию.
Развязка - исход, разрешение конфликта в произведении.
Размер стиха - определенная соизмеримая упорядоченность ритмических повторов внутри стихотворных строк.
Рассказчик - образ человека, от лица которого ведется повествование
Рефрен - ритмически повторяющееся слово, стих или группа стихов в конце каждой строфы. Р. эмоционально усиливает основное настроение стиха. 
Рифма - повтор звуков и интонации, связывающих окончания двух и более строк. Р. делит стихотворный текст на отдельные стихи, организует его в строфы, усиливает эмоциональную выразительность поэзии.

Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р. , сатирический, исторический и др.
Символ художественный - самостоятельный художественный образ, который имеет многозначный эмоционально-иносказательный смысл.
Синекдоха - троп; разновидность метонимии; называется часть предмета вместо целого предмета или целый предмет вместо его части.
Сравнение - троп; одно явление или понятие проясняется через сопоставление его с другим явлением.
Сюжет - одно из основных значений: система событий литературного произведения, раскрывающая характеры героев и конфликтные отношения между ними. С. произведения может представлять собой не одну, а несколько переплетающихся линий.

Трагедия - один из жанров драмы; произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Т. чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою).

Хорей - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двухсложной стопы с ударением на первом слоге.
Экспозиция - бесконфликтная часть текста, предшествующая завязке. В Э. дается изображение начальной ситуации, среды, фона, на котором будут затем разворачиваться события.
Эпилог - заключительная, следующая за развязкой конфликта часть произведения, кратко сообщающая о дальнейшей судьбе героев.
Эпитет - художественное определение, подчеркивающее какую-либо важную черту в изображаемом явлении или придающее ему дополнительное, добавочное значение.

Эпос - литературный род, предметом изображения в котором являются, как правило, важные общественные явления. Изображение носит прежде всего повествовательный (событийный) характер.

Ямб - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двусложной стопы с ударением на втором слоге.







Библиографический список

Основные источники:

  1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Дополнительные источники:

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс.- «Русское слово».

  2. Чалмаев В.А. Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) 11 класс – «Русское слово».

  3. Лебедев Ю.В. Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс – «Просвещение»

  4. СмирноваЛ.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др.; Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И. и др. /Под ред. Журавлева В.П. Литература (базовый и профильный уровни) 11 класс – «Просвещение»

Интернет-ресурсы:

  1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru

  2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru

  3. Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/

  4. Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Практикум по литературе для студентов среднего профессионального образования.

Автор: Полянская Татьяна Игоревна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 178992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников "
    ["seo_title"] => string(159) "mietodichieskiie-aspiekty-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-kak-sposoba-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii-vypusknikov"
    ["file_id"] => string(6) "219335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434120765"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "методическая разработка практического занятия "УСТРОЙСТВА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА" "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-praktichieskogho-zaniatiia-ustroistva-piersonal-nogo-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "130969"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416049053"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "презентация к практическому занятию "УСТРОЙСТВА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-praktichieskomu-zaniatiiu-ustroistva-piersonal-nogo-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "130974"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416049917"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Эта увлекательная информатика "
    ["seo_title"] => string(32) "eta-uvliekatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "129321"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415685902"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства