kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности преподавания литературы в системе СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности преподавания литературы в системе СПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания литературы в системе СПО»

Особенности преподавания литературы в системе СПО

Преподавать литературу в старших классах, да и не только, становится всё сложнее и сложнее. Среди учащихся, к сожалению, чтение потеряло свою ценность. Интернет заменяет книгу. Особенно сложно становится заинтересовать учащихся 10 классов. Если литература 20 века, которая изучается в 11 классе, ещё бывает интересна детям, то литература 19 века, изучаемая в 10 классе, кажется скучной, неинтересной, ненужной. Классика, на которой воспитывались целые поколения, «выходит из моды», становится даже лишней, по мнению современных учащихся. Вот  поэтому учителю приходится находить способы, чтобы вызвать интерес к классической литературе. Для этого нужно очень постараться. И здесь мало будет каких-то отдельных приёмов и методов, используемых нами, педагогами, в средней школе. Дети уже выросли, и их не привлекают игры на уроках или домашние задания опережающего характера. Они, конечно, будут это выполнять, но чаще не по своей инициативе, а только потому, что это задал учитель.

             На мой взгляд, одним из способов привлечения учащихся к чтению классической литературы является проведение нетрадиционного урока. Причём для каждого учителя само понятие нетрадиционного урока будет своим. Кто-то, например, организует урок-экскурсию (если позволяет местность и есть куда выйти), где вместе с изучением творчества конкретного писателя ребята познакомятся с его жизнью. Я уверена, есть большая разница – увидеть эти места в реальности или в презентации. Сразу возрастает интерес к тому, что он писал. Можно также провести урок-размышление, где слово, в первую очередь, предоставлять учащимся. Пусть они высказывают свои мысли о том, зачем нам нужно читать или не читать того же М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и других писателей 19 века. Только здесь обязательно должно выполняться одно условие – свою точку зрения надо доказать. А учителю нужно помнить, что необязательно мнение учеников будет неправильным. Каждый имеет право мыслить так, как он считает верным. Благодаря рассуждениям, спорам человек задумывается о жизненных вопросах (а ведь именно они, в первую очередь, и ставятся перед читателями), делает для себя выводы. Также повышает интерес к чтению урок-сравнение. Сама я попробовала такой тип урока совсем недавно, но детям понравилось изучать произведение в такой форме. Суть заключается в том, что, например, при изучении романа «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина были подобраны произведения авторов 21 века с подобной тематикой (кстати, жанр современного фэнтези очень подходит сюда). При их сравнении дети увидели, что и в современном мире обсуждаются те же вопросы, что и 100-200 лет назад. Они сразу говорят о том, что, оказывается, произведение 19 века актуально и в наши дни. Просто нужно уметь вчитываться и анализировать прочитанное. Ну и, наконец, есть ещё один вид урока, мой самый любимый, но по времени самый затратный. Я его называю урок-новое прочтение русской классики. Например, мной был разработан и проведён урок по теме «Пушкин: новое прочтение». Плюс такого урока ещё и в том, что главную роль в нём выполняют дети. Учитель подбирает материал (видео, аудио записи современного исполнения произведений), готовит ведущих, а потом является на этом уроке зрителем. Подобный урок проводился в 10 классе ещё по творчеству И.А.Гончарова. Тема звучала так: «Обломов: читать или не читать?» Это произведение, по мнению учащихся, скучное, несовременное и, как следствие, необязательное для прочтения. Класс был поделён на две группы: сторонники и противники классической литературы. Ведущие тоже были противопоставлены друг другу. Фразы ведущих звучали исключительно в стихотворной форме, что привлекало внимание ребят. К концу урока все пришли к выводу, что литература 19 века нужна современному человеку (это было доказано на примере романа И.А.Гончарова «Обломов»), нужно только правильно уметь её читать. Да, такие уроки требуют большой подготовки со стороны учителя, нужно «расшевелить детей», найти желающих на роль ведущих. Это в 5-6 классах многие ребята хотят попробовать себя в этой роли, а в старших классах они уже соглашаются на это с трудом. Но, если выполнить эти два этапа и дойти до проведения самого урока, то результат, причём положительный, точно будет.

          Учащиеся с удивлением узнают, что, оказывается, произведения литературы 19 века востребованы и актуальны в современном мире. Их ставят на сцене, снимают по ним фильмы, поют песни, сочиняют романсы, используя творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других авторов, которые давно нам известны и от того считаются заезженными и скучными. Ребята начинают  по-новому смотреть на классику. У многих возникает желание если не прочитать, то хотя бы посмотреть фильм, снятый  нашими современниками по мотивам того или иного произведения 19 века. И этот возникший интерес дорогого стоит. Ведь классическая литература возвышает нашу душу, заставляет задуматься над тем, как мы живём и как, может быть,  должны жить. А если наши дети будут способны об этом рассуждать, то тогда мы уж точно не сможем про них сказать, что это «потерянное поколение», как сейчас слышно отовсюду. Я уверена в том, что если можешь заглянуть в свою душу – значит, можешь всё. И уроки литературы – первые помощники в этом!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности преподавания литературы в системе СПО

Автор: Охритюк Вера Николаевна

Дата: 21.11.2022

Номер свидетельства: 617904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Лингафонный кабинет в СПО "
    ["seo_title"] => string(27) "linghafonnyi-kabiniet-v-spo"
    ["file_id"] => string(6) "235632"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443783603"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Лингафонный кабинет, как шаг к улучшению качества преподавания английского языка в системе СПО "
    ["seo_title"] => string(110) "linghafonnyi-kabiniet-kak-shagh-k-uluchshieniiu-kachiestva-priepodavaniia-anghliiskogho-iazyka-v-sistiemie-spo"
    ["file_id"] => string(6) "235621"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443775407"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Реферат "Применение педагогических технологий" "
    ["seo_title"] => string(58) "riefierat-primienieniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143041"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418412573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства