kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Организация досугового чтения в рамках внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить ребенка любить книгу, увлечь чтением? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Я. Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

-развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

-развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации.

Досуговое  чтение в рамках внеурочной деятельности способствует расширению читательского кругозора учащихся. Формированию читательского интереса школьников, воспитанию вдумчивого, внимательного читателя способствуют следующие  формы внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Организация досугового чтения в рамках внеурочной деятельности" »

Работа заочной научно-практической конференции
«
Федеральный перечень 100 «книг» как способ формирования и развития читательской компетентности школьников»

Татьяна Владимировна Хожаева



ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44 имени Ф.А.Щербины,

учитель русского языка и литературы

Каневской район

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Существуют разные причины такого спада:
1. усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
2. резкое изменение общественной жизни, возросло количество семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка;
3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми;
4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции школьников является весьма актуальным.

Как научить ребенка любить книгу, увлечь чтением? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Я. Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

-развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

-развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации.

Досуговое чтение в рамках внеурочной деятельности способствует расширению читательского кругозора учащихся. Формированию читательского интереса школьников, воспитанию вдумчивого, внимательного читателя способствуют следующие формы внеурочной деятельности:

- дискуссия;

-беседа- «приманка»;

-конкурс декламированного чтения;

-реклама книги;

-литературный праздник;

-литературная гостиная;

-театральный фестиваль;

-библиотечный час;

-литературные викторины;

- «стилизированные» игры («Брейн-ринг», «Поле чудес», «Крнстики-нолики», «Умники и умницы», «Сильное звено», «Счастливый случай», «Литературный покер»)

- читательские конференции ( «Об этой книге хочу рассказать», «Любимая сказка», «Мифология народов мира», «Мой сверстник в литературе», «Русский литературный XVIII век», «Русская классическая лирика», «Произведения о Великой Отечественной войне»).

Из опыта работы видно, что центральным звеном во внеурочной деятельности по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение. По окончании этого срока провожу литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.

Подготовка к игре захватывает детей порой больше, чем сама игра. Иногда выдаю ученикам домашнее задание – подготовить инсценировку литературного произведения или представить проект. При выполнении домашнего задания ученикам необходимо вместе обсуждать прочитанные произведения, погружаться в атмосферу книги.

И в средней школе литературная игра остается одной из самых интересных форм вовлечения ученика в мир книг. Мною составлены сценарии литературных игр для учеников по произведениям золотого фонда мировой художественной литературы.

Пятиклассникам я предлагаю игру «Пушкиниана» по творчеству А.С.Пушкина и игру «В  флибустьерском дальнем море» по произведениям о пиратах – «Остров сокровищ» Р.Л.Стивенсона и «Одиссея капитана Блада» Р.Сабатини.

Ученики 6-х классов читают рыцарский роман В.Скотта «Айвенго», литературная игра для них называется «Да здравствует рыцарство!».

Семиклассники переносятся в мир литературы об индейцах, с увлечением читая произведения Т.Майн Рида, Ф.Купера, А.Шклярского. «Индейская» литературная игра называется «По следам Чингачкука».

Ученикам 8-х классов я открываю мир серьезной научной фантастики. «Через тернии к звездам» – название литературной игры по произведениям Г.Уэллса, А.Толстого, братьев Стругацких, И.Ефремова, Г.Гаррисона.

С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Все игры проходят с использованием ИКТ, что делает игру более яркой и зрелищной. По итогам литературных игр победителям вручаются грамоты, разработанные вместе с учениками.

О поощрении успехов в чтении нужно сказать отдельно. Для читателя младшего школьного возраста чтение – тяжелый труд. Пока техника чтения не позволяет ребенку прочувствовать всю прелесть чтения как отдыха, необходимо постоянно хвалить ученика, замечая самые малые его успехи, учитывая динамику улучшения восприятия прочитанного. Причем сравнение нужно вести по принципу «Я вчера и я сегодня».

Творческие и занимательные задания для старшеклассников повышают стремление учеников-читателей проникнуть в творческую лабораторию писателя, концентрируют внимание на сюжете, стиле произведения, его композиции, образах, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в осмыслении и анализе целого круга авторских проблем. Эффективно использовать следующие виды внеурочной деятельности:

- «примерь» ситуацию ( чтобы сделал ты на месте литературного героя);
-письмо герою;
- работа над афишей, эскизами костюмов и декораций.

Данные формы оказались весьма эффективными, что подтверждается результатами диагностики.

Проведя диагностические исследования, я заметила, что читательский интерес у моих учеников возрос, помимо этого улучшились навык и техника чтения. Дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения. Почти 100% учащихся посещают библиотеки.


Используя накопленный опыт работы, прибегая к помощи учителей, библиотекарей, родителей ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы). Детские работы моих учеников можно встретить на страницах школьной газеты «Юниория», а также в районных СМИ («Каневские зори», «10-й канал»). Мои воспитанники являются участниками и призерами творческих конкурсов различного уровня (школьного, муниципального, краевого): «Пасха в кубанской семье», «Победа деда- моя Победа», «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», «Сочи- моя Олимпиада» и др.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Организация досугового чтения в рамках внеурочной деятельности"

Автор: Хожаева Татьяна Владимировна

Дата: 06.07.2014

Номер свидетельства: 109484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Досугово-образовательная программа лагеря с дневным пребыванием"
    ["seo_title"] => string(66) "dosughovoobrazovatielnaiaproghrammalaghieriasdnievnympriebyvaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "307901"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458474473"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vospitatelnaia_rabota_v_usloviiakh_shkoly_internata_dlia_detei_s_"
    ["file_id"] => string(6) "654721"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723027672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Роль школьной библиотеки в учебном процессе "
    ["seo_title"] => string(49) "rol-shkol-noi-bibliotieki-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "195912"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427980353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства