Нравственное воспитание на уроках литературы (Из опыта работы)
Нравственное воспитание на уроках литературы (Из опыта работы)
Как научить читать и любить художественное произведение? Как донести учителю литературы до учащихся программный материал так, чтобы художественное слово научило внимательно читать, видеть и чувствовать, что переживают герои, каким образом автор передал свое отношение к ним, что хотел сказать своим произведением, какую проблему поднимает в произведении?
Как заинтересовать предметом, чтобы литературу не рассматривали лишь как подготовку к ЕГЭ&? Именно об этом и будет статья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание на уроках литературы (Из опыта работы)»
Нравственное воспитание на уроках литературы. (Из опыта работы)
Гуманитарное образование играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, развитии её морально-нравственных качеств. Образование сегодня – это воспитание интеллигентного человека, формирование взглядов и нравственных ориентиров, формирование коммуникативных, информационных, интеллектуальных умений учащихся.
Цель современного литературного образования определяется как «воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления.»
Но как воспитать такого читателя? Как научить читать и любить художественное произведение? Как донести учителю литературы до учащихся программный материал так, чтобы художественное слово научило внимательно читать, видеть и чувствовать, что переживают герои, каким образом автор передал свое отношение к ним, что хотел сказать своим произведением, какую проблему поднимает в произведении?
Как заинтересовать предметом, чтобы литературу не рассматривали лишь как подготовку к ЕГЭ?
Цели и задачи моей педагогической деятельности определяются следующим: при анализе художественных произведений при помощи проблемных вопросов способствовать формированию нравственных качеств учащихся.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходят к учащемуся само собой: его надо развивать и воспитывать с самых первых уроков. Благодатная почва для развития этих качеств- уроки литературы. На уроках, где делается основной упор на нравственное воспитание, нужно говорить о патриотизме, духовном богатстве человека, подлости, духовной нищете, о справедливости и красоте. Ученики должны стать добрее в человеческих отношениях благодаря урокам литературы. При подготовке к урокам, учитель литературы стоит перед трудной задачей: нужно донести до учащихся то, что прежде всего художественно значимо, тот материал, который будет воздействовать на сердце, на душу, на ум учащихся, т.е. нравственное развитие учащихся должно стоять на первом месте. На уроках литературы мы не только изучаем программные произведения, а добиваемся гораздо большего: формируем Человека с его взглядами и убеждениями, своим собственным мнением. Я хочу научить своих учащихся видеть, чувствовать, понимать, сопереживать, любить окружающий мир и быть терпимыми к людям. Поэтому, по возможности, использую на уроках стихи, лирические миниатюры, подыскиваю очень емкие и красивые слова, чтобы учащиеся чувствовали силу слова. Л. Айзерман сказал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то, вполне возможно, она не откроется ему и после школы.»
Сегодня, к сожалению, не все выпускники могут логично излагать свои мысли, грамотно писать, делать выводы, обобщать прочитанное. Поэтому необходимо искать новые подходы в преподавании литературы, которые развивают у школьников живое воображение, интерес к слову, к родному языку.
Несколько лет я работаю по теме « Нравственное воспитание на уроках литературы». Считаю свою тему актуальной, т.к. с помощью анализа художественного текста развиваются не только художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, совершенствуется речь, прививается истинная любовь к литературе как культурному достоянию нации, но и формируется Человек, обогащенный нравственными и духовными ценностями народа.
Современный урок–это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность учителя и ученика. Информационные технологии дают возможность подготовить и провести уроки литературы на высоком эстетическом уровне. Конечно, компьютер не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, но может стать хорошим помощником в изучении литературного произведения. Учитель при необходимости должен уметь менять цели обучения, изменять темы, содержание нового материала, не “занижая ”, а “поднимая” интеллектуальную планку, но при этом должен учитывать очень важное условие: выбор тех или иных подходов к обучению определяется уровнем класса.
На сегодняшний день в педагогике накоплена палитра образовательных технологий, каждая из которых имеет свои достоинства. Перед учителем неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Как и любой учитель, я в своей работе опираюсь на использование различных образовательных технологий, которые помогают осуществить задачи педагогической деятельности
Каким же должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель при изучении художественных произведений имел возможность воспитывать духовно богатую личность? Для этого, на мой взгляд, необходимо превратить анализ литературного произведения при помощи проблемных вопросов в нравственную проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней, убеждая в актуальности затронутых в художественном произведении проблем. Какими же приемами можно создать проблемную ситуацию на уроке?
1.Использование цитат. « Я люблю Россию- всю, в целом, великую, несуразную, могучую и бессильную. Я болел ее болью, радовался ее редкими радостями, гордился ее гордостью, горел ее жгучим стыдом.» Федор Дмитриевич Крюков, русский писатель, предшественник М.М. Шолохова.( Князь Серебряный- защитник земли русской( По роману А.К.Толстого «Князь Серебряный».(«Башкы»,№2 2005,стр.32-35). Эта цитата ярко, точно и сжато выражает тему урока ,выделяет идею произведения, так как патриотическое воспитание подрастающего поколения является на современном этапе актуальнейшей проблемой. Именно на уроках литературы необходимо приобщать учащихся к вековой истории народа, его традициям и самобытности, воспитывать чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей Родины. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе. Итогом работы по данному произведению (Князь Серебряный- защитник земли русской) стало написание эссе на тему «Роль литературы в формировании национального самосознания». 2.Столкновение противоположных мнений. « Читать ли подросткам Н.И.Дубова?»
( Н.И.Дубов «Беглец») ( «Башкы» № 5,1993, стр73-77).Жизнь невероятно усложнилась, далеко ушла от предписанных ранее правил, и мы все чаще и чаще слышим о семьях без любви и о любви без семьи, о пьянстве, наркомании. Но самый главный вопрос , который всегда будет стоять в центре внимания общественности,- каким должен человек? Что в нем должно преобладать: деловая хватка или человечность? Можно ли человеку убежать от самого себя? Итог этого урока :хочется верить, что наш герой не повторит незавидной судьбы своего отца. У него будет своя жизнь, за которую ему будет не стыдно.
3. Прием « Ответь себе сам…» По повести Алексина «Безумная Евдокия». Восьмиклассники… Всем известно, что в этом возрасте у ребят теряются нравственные ориентиры, проблемы взаимоотношений подростка с окружающими его людьми становятся одной из главных. Поэтому основное внимание на уроке я акцентировала на двух моментах: 1.Достойна ли жизнь учителя подражания? Всегда ли мы помним тех, кому обязаны своими знаниями? Прошу вспомнить имя, отчество, фамилию учителя, оставившего след в душе. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что учителем может быть не каждый? Предлагаю классу подумать над такими вопросами: 1) почему, закрывая последнюю страницу произведения, нас охватывает тревожное чувство? Почему нас не покидает чувство вины перед учителем, его ежедневным кропотливым трудом? Зачитываю слова Распутина, записанные на доске: «странно, почему мы так же, как и перед родителями, всю жизнь чувствуем свою вину перед учителями …» На эти вопросы каждый должен ответить себе сам. Здесь было очень важно заострить внимание учащихся на том, что цель урока, основная мысль становились своеобразным эпиграфом, лейтмотивом урока: талантчеловечности должен быть основным в людях. Никому еще не удалось стать человеком с помощью одних только знаний. Только настоящий учитель может научить основе всех наук – быть человеком.
2). Раскрыть на примере образа Оленьки понятие эгоцентризма. Ключевым моментом любого урока является постановка проблемных вопросов, т.к. эти вопросы помогают задуматься над содержанием произведения, решить нравственные вопросы.
Для того, чтобы ярче показать ребятам главную героиню, я предложила им презентацию, из которой ясно, что Оленька считает себя центром Вселенной.
Зная черты характера Оленьки, мы можем представить и описать ее портрет, т.е. подвожу ребят к мысли: внутреннее содержание человека не всегда совпадает с его внешним видом. Скорее всего, главная героиня красива, но от ее красоты холодно и неуютно тем, кто находится около нее. Одно дело – увлекаться любимым делом, отдавать ему все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких, о матери. Ребята приходят к выводу, что развитие таких качеств, как чувство ответственности, критичность своих поступков требует от человека немалых усилий. А родители Оленьки пытались оградить ее от жизни, забывая о том, что жить ей придется среди людей. Осознание моральных свойств личности героя, изображенного в художественном произведении, выступает для школьников как жизненно важная задача. По отношению ученика к герою произведения, его поведению, убеждению, взглядам, чувствам можно судить о личности ребенка. Оправдываем ли мы поступок Оленьки или нет? Чтобы ярче показать, как же можно охарактеризовать «задумку» героини любой ценой оказаться первой, провожу словарную работу со словами: самолюбие, эгоизм ,эгоцентризм и характеризуем ее поступок как самый бесчеловечный по отношению к самому близкому ей человеку. Обращаться к чувствам школьников, осуществляя нравственное воспитание, обязательно нужно, поэтому на этом уроке звучит стихотворение «Старые учителя», Л.Куклина, которое несет большой нравственный потенциал.
4. Прием « Загляни в себя…» В. Железников« Чучело» ( Представление педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок». «Тот, кто не имеет сострадания, жесток» (по повести В. Железникова «Чучело» Диск 2 «587702» 2011год.). Этот урок тоже был проведен с восьмиклассниками. Всем известно, что в последнее время с экранов телевизоров и других средств массовой информации на нас хлынул поток западной культуры, насаждаются чуждые нам идеалы, мировоззрение, жестокость. Основная цель урока – задуматься над вопросом: каким должен быть человек? Какие нравственные качества в нем должны преобладать? Чтобы научить учащихся мыслить, свободно излагать свои взгляды, иметь свою точку зрения на определенные поступки и события, необходимо показывать примеры столкновения разных точек зрения, чтобы ребята задумались не только над сюжетом произведения, но и «заглянули» в себя. Учащимся было предложено следующее задание : сейчас мы останемся наедине с самим собой и ответим про себя на мои вопросы.
1. Добрый ли я человек?
2. Умею ли я помочь другу, посочувствовать ему?
3. Были ли у меня жизненные ситуации, когда я совершила сделку с совестью?
4. Могу ли я упрекнуть себя в равнодушии к окружающим меня людям?
5. Были ли в моей жизни поступки, за которые мне было стыдно?
Учитель: Ваш ответ останется только с вами. Я уверена, что вы все отзывчивые, добрые и внимательные друг к другу и к окружающим вас людям.
Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся, им становится ближе понятие « мотив поступка». Обращаю внимание, что милосердие, доброта и прощение обладают большой силой воздействия на человека .Нужно быть терпимее, человечнее друг к другу.
Предлагаю учащимся приготовить сообщение о доме (« Чучело» В. Железников).Ребята не только словесно передают описание дома, но и обращают внимание на то, что дом описан как человек. Он в повести не только жилище, но и живое существо, которое радуется заботе хозяина о нем, его теплу. Дом- это свет и покой, место, где можно раскрыть свою душу и проанализировать свои поступки. Анализируя образ Железной кнопки приходим к выводу: многие из нас умеют говорить правильные слова, но разглядеть, какие поступки за ними скрываются- дано не каждому. Хочется, чтобы мои ученики сделали жизненный выбор в пользу нравственных идеалов : честности, доброты, щедрости души и сострадания к людям, и мои уроки литературы сыграли в этом выборе не последнюю роль.
5. Россия! Сколько замечательных поэтов русской земли воспели тебя в пре-красных стихах, сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Писатели были патриотами своей страны, во многих своих произведениях они призывали любить и защищать свою родину. Подрастающее поколение, читая произведения русских писателей, начинает по-другому относиться к России, у молодежи формируется чувство патриотизма. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей малой Родине, Отчизне, к окружающим его людям. Урок на тему « Тема России в творчестве М.Ю.Лермонтова» дает возможность решать проблемы не только патриотического, но и нравственного становления личности.
6. Творческое воображение. « Тема России в творчестве М.Ю. Лермонтова». Цель: Сейчас прозвучит стихотворение «Ангел». Попробуйте представить то , что услышите.
2. О ком это стихотворение? ( Об ангеле). Он несет душу и поет песню.
Сюжет стихотворения: Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню. Душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о песне осталась.
3. Но могут ли земные песни заменить ей небесные звуки? (Нет) Подтвердите текстом.
4. Какое чувство является в стихотворении ведущим? ( Грусть- чувство печали)
Это стихотворение посвящено Марии Михайловне Лермонтовой. Разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина ( ангел) лелеяла своей песней душу Лермонтова, готовя его к трудной жизни, к земному пути. Зрительного образа матери у М.Ю.Лермонтова не осталось, но осталось нечто в душе, что он потом старался вспомнить всю жизнь. Это единственное из юношеских стихотворений, отданное Лермонтовым в печать и опубликованное с его полным именем.
7. Прием сравнения . « Судьбы людские…»( Тема интеллигенции и революции в романах А.Фадеева «Разгром и Б. Пастернака «Доктор Живаго». («Русский язык в Туве»,№ 5,2013,стр.43-45). В романах А.Фадеева «Разгром» и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака затронута важная для своей эпохи проблема роли революционных событий в судьберусскойинтеллигенции и роли революции. Это средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке позволяет проникнуть в подтекст произведения, задуматься над прочитанным.
8. Начиная новую тему, фиксирую ее формулировку на доске, а учащиеся выделяютглавное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым. На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока.
9. « А душу твою люблю…» .( Литературная гостиная. Пушкину посвящается).( « Башкы»№1,1999,стр36-44). Наши школьники знакомятся с русской литературой весьма неохотно, и, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает. Многие учителя литературы, к сожалению, отмечают низкий уровень читательской культуры. Внеклассные мероприятия призваны не просто познакомить с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ученикам развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы. Высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают учащимся нравственный идеал как жизненный ориентир, представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности.
Сегодня современный урок литературы оценивается по эмоциональной увлеченности учителя и учащихся, умению учителя создавать проблемные ситуации и способности класса активно участвовать в их разрешении, разнообразию видов деятельности, уместного включения в урок аудио- и видеоматериалов. Опыт работы в школе позволяет отметить, что проблемное обучение- наиболее эффективное средство формирования взгляда на мир. Уроки литературы позволяют формировать критическое мышление, и самостоятельное решение проблем превращает знания в убеждения, так как только проблемный и поисковый подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует у учащихся систему прочных и глубоких убеждений. Уроки, включающие вопросы и задания проблемного характера, позволяют оживить и активизировать учебный процесс, способствуют формированию нравственного воспитания учащихся, их мировоззрения, разных умений и навыков коммуникативного общения.