kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные методы обучения, обеспечивающие создание на занятиях творческих ситуаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главный предмет литературы как искусства -человек, его внутренний мир, его отношение к людям, к обществу и природе.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные методы обучения, обеспечивающие создание на занятиях творческих ситуаций»

Нетрадиционные методы обучения, обеспечивающие создание на

занятиях творческих ситуаций.



В.Ю.Честных

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 7 г. Мичуринска




В XXI веке отмечено возрастание роли образования, переход его из статуса одного из факторов развития в статус приоритетного условия прогресса. Образование превратилось в мощную общественную силу, важнейший компонент социально- экономического, культурного и нравственного развития человека. Не случайно два последних десятилетия одной из острейших проблем был поиск наиболее эффективных путей развития образования.

Образование как социальное явление ориентировано на формирование личности, выполняет важнейшие функции социализации и профессионализации человека.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Апробация и внедрение новых форм и методов работы представляют собой постоянную потребность образования. При этом разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности. Инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности.

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами среднего образования и профессиональной квалификации специалиста среднего звена.

Изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования. Перед ним ставятся принципиально новые задачи по формированию у обучающихся системного мышления, экологической, правовой, информационной и коммуникативной культуры, предпринимательской и творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.

Важнейшим аспектом модернизации является совершенствование содержания образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.

Нынешнее непростое время, в котором мы живем, наложило отпечаток не только на экономические, политические стороны жизни, но и на воспитание и обучение молодого поколения. В детях, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, а это значит и ее положительные и отрицательные моменты, а главный вопрос, который подспудно мучает многих, - а зачем все это: учеба, знания – когда определяющим стал материальный фактор.

Вот в такое смутное время каждый педагог должен не только на словах, но и делом доказать, что ни одному человеку знания еще не стали помехой, а, наоборот, с возрастом их не хватает, приходится заниматься самообразованием, так как в жизни все преходяще, и будем надеяться, что не за горами то время, когда стране нужны будут хорошие специалисты, а без багажа знаний таким не станешь.

Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которые психологи называют продуктивной, творческой, - понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных качеств обучающегося, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого студента, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции. Такие формы деятельности должны превосходить качественный потенциал обычных уроков, содержать многоплановый педагогический «стереоэффект», возможности интеграции многих составляющих.

Литература как учебный предмет не имеет своей целью дать какие-то точные познания в курсе обучения. Ее задача – знакомство с литературным наследием нашего народа, которое является неотъемлемой частью духовной культуры.

Учебником жизни, человековедением часто называют литературу, поэтому те изменения, что происходят в обществе, находят свой отзвук и в литературе.

Все труднее становится заставить обучающихся читать, так как столько сейчас других соблазнов: видео, компьютер и т.д.

В самом деле, зачем человек берет в руки книгу? Чтобы удовлетворить свою потребность в ярких переживаниях, испытать ранее испытанные или неиспытанные пока чувства. В горькую или радостную минуту пообщаться с мудрым собеседником, знатоком человеческой души – писателем, найти в художественном произведении отзвук своим мыслям, воспринять сердцем и разумом, как о том же или подобном может говорить другой, прошедший через подобные испытания. Узнать о прошлом своей Родины и человечества. Осмыслить настоящее.

Вступая в диалог с писателем, одобряя или споря с ним мысленно, читатель, незаметно для себя, формирует свой взгляд на мир, свою жизненную позицию. Переживая трагические конфликты, приходит к душевному очищению. Подспудно идет процесс самопознания, самостроения личности.

Главный предмет литературы как искусства – человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе. Именно на основе чтения, при умелом и тактичном руководстве преподавателя формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы молодежи.

И вот теперь мы встали перед проблемой: как заставить студента читать. И в связи с этой проблемой многие опытные педагоги стали искать новые формы организации обучения, чтобы стали они той отправной точкой, стимулом к саморазвитию обучающихся.

Ни для кого не секрет, что господствующим в последнее время приемом в работе стала беседа. Да, это не плохой прием, учитывая и активизирующую и направляющую роль преподавателя в ней. Но если в младших можно видеть «лес рук», то в старших классах беседовать будут единицы. Причин много, но главная – лень, нежелание напрягать себя, да еще если ты плохо или вообще не знаешь произведение.

Поэтому появилась потребность в использовании нетрадиционных форм и методов обучения.

Для уроков литературы и русского языка особое значение имеют игровые технологии. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игра – это соревнование, борьба либо с соперником, либо с самим собой. Она дает возможность за сравнительно короткое время проявить свои способности.

На своих уроках по возможности стараюсь привлекать к игре всех обучающихся. В игровой форме провожу и фронтальный эксперимент, и демонстрации, и контроль знаний. В игре предусматриваю разные формы деятельности обучающихся: движение, размышление, соревнование, сотрудничество, оценку действий товарища, общение.

Чтобы урок был увлекательным и интересным и в то же время более эффективным, на разных этапах работы я использую интеллектуальные игры-викторины, кроссворды, ребусы. При составлении кроссвордов учитываю уровень подготовленности обучающихся.

Мною разработаны игры «Умники и умницы», «Пресс-конференции», «Войди в образ», «Кто это?», «Чьи это слова?», «Четвертое лишнее» и т.д.

Сделать урок интересным, а старое содержание новым можно порою благодаря небольшой фантазии преподавателя. Например, совершая заочную экскурсию в Константиново, знакомимся с жизнью и творчеством С.А.Есенина. И такой игровой момент, как «поездка на автобусе» на родину поэта с помощью видео и диапозитивов вызывает большой интерес обучающихся, учит видеть красоту той природы, которую воспел в своих стихах С.А.Есенин, и которую мы видим постоянно, а порой – не замечаем.

Элементы театрализованности (инсценировки отдельных сцен произведений А.Н.Островского «Гроза», А.П.Чехова «Вишневый сад» и его рассказов), «зрительные картины» отдельных сцен романа или «разговор по душам» на темы нравственности по современной литературе с постановкой проблемных вопросов только помогают взаимопониманию преподавателя и обучающегося. По этим темам разработаны уроки-спектакли.

Необычность использования новых форм на уроке дает обучающимся возможность свободного общения, высказывания своей точки зрения по поводу произведения или отдельного героя даже тогда, когда произведение ими самими недостаточно понято. Живой, заинтересованный разговор о произведении, о его героях, событиях будит интерес и у тех, кто не читал произведение совсем.

Литература и музыка неотделимы друг от друга. В кабинете создана фонотека. Изучение поэзии А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина и наших современников невозможно без прослушивания романсов на их произведения. По этим темам разработаны уроки-концерты.

Преподавать предмет, при изучении которого «душа обязана трудиться», - в век телевидения, кино, радио и видео очень трудно: ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения.

Поэтому своими силами создали видеотеку. Практически по каждой теме, по каждому произведению в кабинете имеется художественный фильм.

Перед просмотром видеофрагмента я прошу сравнить, как рассказано о жизни героев в произведении писателем и как «рассказано» средствами кино.

Обсуждение поставленной проблемы, в которое вовлечены студенты, никого не оставляет равнодушным. Идет процесс поиска, диалогическое общение не только по схеме «учитель – ученик», но и между обучающимися.

Такое взаимодействие формирует опыт сотрудничества, сотворчества.

Уверена, что обучающиеся должны проявлять на уроке свои способности, и самый лучший способ для этого – подготовка урока не только преподавателем, но и обучающимися. И мы проводим его вместе: кто-то рисует, кто-то читает наизусть, кто-то спорит, утверждая и отстаивая свою точку зрения, свой взгляд на проблему. Это помогает им самоутвердиться, открыть свои способности.

По мере изучения произведений использую и другие виды: урок-диспут «Преступление и наказание» - «вечно живой роман», урок-семинар по современной литературе, урок-дискуссия «Мой современник в жизни и в литературе».

Внедряю разнообразные формы контроля знаний, использую различные методы (тематические зачеты, семинарские занятия, тестирование, рецензирование письменных работ самими обучающимися). Также значительное место отвожу самоконтролю и взаимоконтролю.

Несмотря на неоднозначность оценки учеными этих форм занятий по литературе, они все же пробили себе дорогу на практике. Значит, есть в них жизненная потребность. В чем же она заключается? Самое главное, наверное, эти формы и методы дают возможность преодолеть укоренившиеся стереотипы урока, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый материал более зримым, как бы «оживить» персонажи.

Но этот смелый творческий порыв обязывает преподавателя более тщательно готовиться к уроку. Выбор оригинальной формы занятия только тогда оправдывает себя, когда она естественно согласуется с особенностями художественного произведения.

Так что нетрадиционные формы и методы обучения – это великий труд, но он предполагает труд не одного преподавателя и пары обучающихся, а труд многих или всех. И, конечно, не сразу будут видны плоды, но если преподавателем эти формы и методы используются систематически, обучающиеся повернутся в конце концов к нам лицом, все активнее будут проявлять себя на уроке.

Давать обучающимся необходимые знания, которые им пригодились бы в жизни, научить ценить в человеке истинные его ценности, уважать окружающих, любить свою страну, знать и помнить ее историю, талантливых своих предков и самому делаться лучше, кем бы ты ни был – оставаться человеком. Это и есть задача обучения и воспитания подрастающего поколения, и преподаватель путем использования новых форм и методов обучения, должен давать стимул к саморазвитию обучающихся.





Литература:


1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Совсем необычный

урок. Практическое пособие, «Учитель», 20011

2.Монахов В.В. Личностно-ориентированное обучение, М., Изд. «Высшая школа»,

2012

3.Платонов Т.Д. Нетрадиционные формы обучения. Ж. «Профессиональное

образование», № 7, 2015



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Честных Валентина Юрьевна

Дата: 20.01.2018

Номер свидетельства: 451308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике с использованием ИКТ. Мониторинг образовательной подготовки». "
    ["seo_title"] => string(123) "formy-i-mietody-podghotovki-uchashchikhsia-k-iege-po-fizikie-s-ispol-zovaniiem-ikt-monitoringh-obrazovatiel-noi-podghotovki"
    ["file_id"] => string(6) "139670"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417775401"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,  КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»"
    ["seo_title"] => string(121) "ispolzovaniienarodnykhpodvizhnykhisportivnykhigrnaurokakhfizichieskoikulturykaksriedstvozdoroviesbieriezhieniiashkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "270959"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451323142"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства