kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивы Нового Завета в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит новую интерпретацию известного стихотворения М.Лермонтова и может служить материалами для урока по творчеству поэта.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы Нового Завета в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».»

Мотивы Нового Завета в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».


В лирике М.Ю.Лермонтова можно найти мотивы Нового Завета. Новый Завет – это вторая часть Библии, начинающаяся рождением Иисуса Христа. Канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг – четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного посла­ния апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова.

У Лермонтова есть ряд произведений, в которых отразились мо­тивы Нового Завета, например, «Смерть поэта», «Предсказание», «Ангел», «Ветка Палестины» и другие.

Стихотворение «Смерть поэта» написано 28 января (9 февраля) 1837 года, когда до М. Ю. Лермонтова дошли слухи, что Пушкин умер (хотя А.С. Пушкин скончался 29 января (10 февраля). Он очень ценил и любил творчество А.С. Пушкина и очень болезненно переживал его смерть. Всю горечь потери великого поэта России Лермонтов отразил в этом стихотворении. Оно сразу же разлетелось по Санкт-Петербургу и сделало Лермонтова знаменитым . Заметим, что стихотворение названо «Смерть по­эта». Имя А.С. Пушкина в названии не упомянуто, вероятно, потому что Лермонтов обобщил образ поэта.

Эпиграф стихотворения и заключительные 16 строк играют большую роль в понимании главной мысли, заключённой в стихотворении.

«Отмщенье, государь, отмщенье!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример».

Этот эпиграф был взят М. Ю. Лермонтовым из неопубликованного чет­вертого акта трагедии французского драматурга Жана Ротру «Венцеслав» и является обращением непосредственно к Николаю I. Вначале стихотворение печаталось без эпиграфа, так как он считался дерзким и вольнодумным. И лишь в 1978 году в Собрании сочинений (издательство «Наука») он был восстановлен . Цель эпиграфа – требование, обращенное к царю, о правосудии. Лермонтов, потрясенный смертью Пушкина до глубины души, хотел, чтобы его убийца был наказан максимально строго. Но император не мог ничего сделать с Дантесом, кроме как отправить его на Родину во Францию без права въезда в Россию.

Вскоре, примерно через неделю после первого варианта стихотворения, М. Ю. Лермонтов дописал заключительные 16 строк. Произошло это после визита к нему одного из его родственников – Н. Столыпина, который стал осуждать горячность Лермонтова по отношению к такому джентльмену, как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страст­ного гнева набросал эти заключительные 16 строк. В них он называет истин­ных виновников гибели Поэта: «надменные потомки известной подлости прославленных отцов», которые «таятся под сению закона» и «пред ними суд и правда – всё молчи!..». «Но есть и божий суд, наперсники разврата!»,

«И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!» – в этих строках звучит уверенность Лермон­това, что поэт будет отомщён, когда истина восторжествует, но произойдет это в результате высшего суда, а не человеческого. Однако речь в эпиграфе и заключительных строках идёт о наказании абсолютно разных лиц. В эпиграфе М. Ю. Лермонтов говорит о том, что суд должен состояться над непосредственным убийцей – Дантесом, а в заключительных строках – о том, что «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи» должны понести наказание за смерть Поэта.

Лермонтов сравнивает судьбу Поэта с судьбой Иисуса Христа, и можно чётко проследить параллели между судьбой А.С. Пушкина и земной жизнью Спасителя.
Стихотворение «Смерть поэта» начинается такими строками:

«Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой».

Пушкин был оклеветан, так же как и Иисус. Непосредственной причиной дуэли Дан­теса и Пушкина были ухаживания Дантеса за Натальей Николаевной. Пушкину приходили анонимные письма, в которых содержались намёки на неверность его жены. Первый вызов на дуэль Пушкин был вынужден ото­звать, так как Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой, сестре На­тальи Николаевны. Это случилось через неделю после вызова Пушкина. Но вскоре после брака Дантеса с Екатериной новый шквал клеветы обрушился на поэта. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин отправил письмо Геккерну, приёмному отцу Дантеса. Поэт понимал, что его письмо носит оскор­бительный характер и должен последовать вызов на дуэль. В тот же день Пушкин получил письмо, в котором от имени Геккерна Дантес вызвал А.С. Пушкина на дуэль, которая и стала роковой в жизни поэта. Таким образом, мы видим, что у Пушкина было много поводов для волнений и светское общество намеренно пускало слухи, чтобы позлить поэта и спровоцировать на конфликт. Эта травля, несомненно, объясняется искренностью высказы­ваемых Пушкиным суждений, прямотой и откровенностью его стихов и, вероятно, завистью к гению поэта.

Учение Христа, его призыв любви к ближнему, милосердию – это всё было направлено на то, чтобы люди изменили образ жизни. Иисус критико­вал первосвященников, служителей иудейской церкви, так как они брали деньги в церкви и сами жили в роскоши. Можно сказать, что это был своеоб­разный вызов обществу, но бунта Иисус не призывал людей к бунту. Иисус Христос был сыном Бога, спустившимся на Землю, совмещая в себе человеческую и божественную природу, а сам Иисус, согласно Библии, характери­зовал себя так: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). Он также был оклеветан. Иудеи предали Христа. Его распяли в Иерусалиме по приказу римского прокуратора, обвиняя в подстрекательстве к мятежу против Римской империи и в том, что он называет себя царем Иудейским. На самом же деле, Иисус никогда не настраивал людей против римлян. Он был проповедником, и никогда не провозглашал себя царём.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова появляется образ тернового венца.

«И прежний сняв венок, – они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него»

Терновый венец – венец из ветвей растения с шипами (терниями), ко­торый был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, стано­вясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иу­дейский!» (Евангелие от Матфея). Кстати, римское право исключало подобные издевательства над приго­ворёнными к смертной казни людьми. Тем не менее, Иисусу пришлось их выдержать. И с тех пор терновый венец символом страданий, тяжёлого пути, а также символом унижения и мучения. Таким об­разом, М.Ю. Лермонтов подчёркивает похожесть судеб Иисуса и А.С. Пушкина.

Иисус был одинок перед своей смертью. И здесь также можно увидеть аналогию с судьбой поэта. Пушкин в последний год своей жизни был абсолютно одинок, не встречая понимания даже у очень близких людей. «Один, как прежде, и убит», – пишет Лермонтов о Поэте.

«К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?» – эти строки можно отнести как к Пуш­кину, так и к Христу.

Учение Христа признали только после смерти, так же как и творчество Пушкина. Заповеди Христа вечны, и ничто и никто не сможет разрушить их. После смерти Иисуса апостолы создали Христиан­скую церковь, сохранились Молитвы. Многие люди ещё с младенчества про­ходят обряд крещения, позже ходят в церковь, молятся за здравие и об упо­коении своих близких. Конечно, существуют и атеисты, но когда в жизни че­ловека происходят несчастные случаи или случается какая-либо неприят­ность, неужели мы не обращаемся к Богу с просьбами помочь нам? Каждому знакома Иисусова Молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй меня, грешного». Творчество А.С. Пушкина знакомо нам с детства. Оно объемно – это и стихотворения, и поэмы, и сказки, также драматические и прозаические произ­ведения. И каждый человек в любом возрасте, приобщаясь к нему, находит там ответы на волнующие его вопросы.

После смерти Христа его дело продолжили его верные ученики - апо­столы, а после смерти А.С. Пушкина – Лермонтов и другие поэты. То есть после смерти обоих остались последователи, которые продолжили их деятельность и сохранили их наследие для будущих поколений. И сегодня без плодов их деятельности наша культура немыслима.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Мотивы Нового Завета в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».

Автор: Дядина Людмила Анатольевна

Дата: 02.09.2019

Номер свидетельства: 518982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Нить притяжения" Мотивы лирики русских поэтов в творчестве Абая"
    ["seo_title"] => string(70) "nit-pritiazhieniia-motivy-liriki-russkikh-poetov-v-tvorchiestvie-abaia"
    ["file_id"] => string(6) "255442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447935775"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства