Просмотр содержимого документа
«Отражение мотивов Нового Завета в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта»»
Библейские мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
В лирике М.Ю.Лермонтова можно найти мотивы Нового Завета. Новый Завет – это вторая часть Библии, начинающаяся рождением Иисуса Христа. Канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг – четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова.
У Лермонтова есть ряд произведений, в которых отразились мотивы Нового Завета, например, «Смерть поэта», «Предсказание», «Ангел», «Ветка Палестины» и другие.
Стихотворение «Смерть поэта» написано 28 января (9 февраля) 1837 года, когда до М. Ю. Лермонтова дошли слухи, что Пушкин умер (хотя А.С. Пушкин скончался 29 января (10 февраля). Он очень ценил и любил творчество А.С. Пушкина и очень болезненно переживал его смерть. Всю горечь потери великого поэта России Лермонтов отразил в этом стихотворении. Оно сразу же разлетелось по Санкт-Петербургу и сделало Лермонтова знаменитым . Заметим, что стихотворение названо «Смерть поэта». Имя А.С. Пушкина в названии не упомянуто, вероятно, потому что Лермонтов обобщил образ поэта.
Эпиграф стихотворения и заключительные 16 строк играют большую роль в понимании главной мысли, заключённой в стихотворении.
«Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример».
Этот эпиграф был взят М. Ю. Лермонтовым из неопубликованного четвертого акта трагедии французского драматурга Жана Ротру «Венцеслав» и является обращением непосредственно к Николаю I. Вначале стихотворение печаталось без эпиграфа, так как он считался дерзким и вольнодумным. И лишь в 1978 году в Собрании сочинений (издательство «Наука») он был восстановлен . Цель эпиграфа – требование, обращенное к царю, о правосудии. Лермонтов, потрясенный смертью Пушкина до глубины души, хотел, чтобы его убийца был наказан максимально строго. Но император не мог ничего сделать с Дантесом, кроме как отправить его на Родину во Францию без права въезда в Россию.
Вскоре, примерно через неделю после первого варианта стихотворения, М. Ю. Лермонтов дописал заключительные 16 строк. Произошло это после визита к нему одного из его родственников – Н. Столыпина, который стал осуждать горячность Лермонтова по отношению к такому джентльмену, как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал эти заключительные 16 строк. В них он называет истинных виновников гибели Поэта: «надменные потомки известной подлости прославленных отцов», которые «таятся под сению закона» и «пред ними суд и правда – всё молчи!..». «Но есть и божий суд, наперсники разврата!»,
«И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!» – в этих строках звучит уверенность Лермонтова, что поэт будет отомщён, когда истина восторжествует, но произойдет это в результате высшего суда, а не человеческого. Однако речь в эпиграфе и заключительных строках идёт о наказании абсолютно разных лиц. В эпиграфе М. Ю. Лермонтов говорит о том, что суд должен состояться над непосредственным убийцей – Дантесом, а в заключительных строках – о том, что «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи» должны понести наказание за смерть Поэта.
Лермонтов сравнивает судьбу Поэта с судьбой Иисуса Христа, и можно чётко проследить параллели между судьбой А.С. Пушкина и земной жизнью Спасителя. Стихотворение «Смерть поэта» начинается такими строками:
«Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой».
Пушкин был оклеветан, так же как и Иисус. Непосредственной причиной дуэли Дантеса и Пушкина были ухаживания Дантеса за Натальей Николаевной. Пушкину приходили анонимные письма, в которых содержались намёки на неверность его жены. Первый вызов на дуэль Пушкин был вынужден отозвать, так как Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой, сестре Натальи Николаевны. Это случилось через неделю после вызова Пушкина. Но вскоре после брака Дантеса с Екатериной новый шквал клеветы обрушился на поэта. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин отправил письмо Геккерну, приёмному отцу Дантеса. Поэт понимал, что его письмо носит оскорбительный характер и должен последовать вызов на дуэль. В тот же день Пушкин получил письмо, в котором от имени Геккерна Дантес вызвал А.С. Пушкина на дуэль, которая и стала роковой в жизни поэта. Таким образом, мы видим, что у Пушкина было много поводов для волнений и светское общество намеренно пускало слухи, чтобы позлить поэта и спровоцировать на конфликт. Эта травля, несомненно, объясняется искренностью высказываемых Пушкиным суждений, прямотой и откровенностью его стихов и, вероятно, завистью к гению поэта.
Учение Христа, его призыв любви к ближнему, милосердию – это всё было направлено на то, чтобы люди изменили образ жизни. Иисус критиковал первосвященников, служителей иудейской церкви, так как они брали деньги в церкви и сами жили в роскоши. Можно сказать, что это был своеобразный вызов обществу, но бунта Иисус не призывал людей к бунту. Иисус Христос был сыном Бога, спустившимся на Землю, совмещая в себе человеческую и божественную природу, а сам Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). Он также был оклеветан. Иудеи предали Христа. Его распяли в Иерусалиме по приказу римского прокуратора, обвиняя в подстрекательстве к мятежу против Римской империи и в том, что он называет себя царем Иудейским. На самом же деле, Иисус никогда не настраивал людей против римлян. Он был проповедником, и никогда не провозглашал себя царём.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова появляется образ тернового венца.
«И прежний сняв венок, – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него»
Терновый венец – венец из ветвей растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Евангелие от Матфея). Кстати, римское право исключало подобные издевательства над приговорёнными к смертной казни людьми. Тем не менее, Иисусу пришлось их выдержать. И с тех пор терновый венец символом страданий, тяжёлого пути, а также символом унижения и мучения. Таким образом, М.Ю. Лермонтов подчёркивает похожесть судеб Иисуса и А.С. Пушкина.
Иисус был одинок перед своей смертью. И здесь также можно увидеть аналогию с судьбой поэта. Пушкин в последний год своей жизни был абсолютно одинок, не встречая понимания даже у очень близких людей. «Один, как прежде, и убит», – пишет Лермонтов о Поэте.
«К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?» – эти строки можно отнести как к Пушкину, так и к Христу.
Учение Христа признали только после смерти, так же как и творчество Пушкина. Заповеди Христа вечны, и ничто и никто не сможет разрушить их. После смерти Иисуса апостолы создали Христианскую церковь, сохранились Молитвы. Многие люди ещё с младенчества проходят обряд крещения, позже ходят в церковь, молятся за здравие и об упокоении своих близких. Конечно, существуют и атеисты, но когда в жизни человека происходят несчастные случаи или случается какая-либо неприятность, неужели мы не обращаемся к Богу с просьбами помочь нам? Каждому знакома Иисусова Молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Творчество А.С. Пушкина знакомо нам с детства. Оно объемно – это и стихотворения, и поэмы, и сказки, также драматические и прозаические произведения. И каждый человек в любом возрасте, приобщаясь к нему, находит там ответы на волнующие его вопросы.
После смерти Христа его дело продолжили его верные ученики - апостолы, а после смерти А.С. Пушкина – Лермонтов и другие поэты. То есть после смерти обоих остались последователи, которые продолжили их деятельность и сохранили их наследие для будущих поколений. И сегодня без плодов их деятельности наша культура немыслима.