Просмотр содержимого документа
«"Моменты истины-1" (по произведениям русских поэтов 19-20 веков)»
«Не передавайте человеку знание, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него – вот крайний предел педагогики во всех степенях учения».
В. Ф. Одоевский
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Проектная деятельность заняла своё место в образовательном и воспитательном процессе. Мы вступили в новую формацию жизни и не думать о будущем своих выпускников, которым дальше жить в новом информационном и коммуникационном обществе, мы не имеем права.
Основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребёнка, интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких и общества. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это одно из самых сильных его сторон. Поиск нужной информации требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются к учебникам и учебно – познавательной литературе. Работа над проектом в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности ученика, формируя её положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите. Интеграция знаний других наук, необходимых для обоснования проекта, переводит любой учебный предмет в разряд интеллектуально насыщенных и повышает его значимость. Это отражается на сфере познавательных интересов, происходят изменения в системе отношений школьников к учебным предметам.
Данная технология развивает способность критического мышления, в том числе критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. В проектной деятельности осуществляется целенаправленное воздействие на процесс выполнения учащимся мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций, что ведет к развитию культуры мышления.
При этом надо чётко осознавать, что введение проектных технологий не отменяет традиционных способов организации учебной деятельности, а лишь расширяет диапазон возможностей.
В школьном проекте очень высока роль учителя. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной цели, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. Кроме того, учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач.
Свою систему работы по внедрению проектной технологии в учебный процесс мы, учителя, выстраиваем по трём направлениям:
1. Создание учебно-методического пакета документов (памятка по выполнению учебно-познавательного проекта, план работы по проекту, лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения, лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту, лист планирования презентации, лист планирования публикации, образец разрешающей формы от родителей, оценочная таблица проекта, положения окружных и городских конференций).
2. Обучение работе по проектной технологии (проведение учебных семинаров для учащихся по выполнению аналитической части исследования, оформлению результатов, составлению тезисов).
3. Работа по графику окружных и городских конференций (отслеживание сроков проведения конференций, подачи заявок, тезисов и работ, подготовка учащихся к публичной рефлексии, участие в конференциях и конкурсах).
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать систему на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения.
В нашей школе одним из таких способов является организация проектной исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.
Развитие исследовательской компетентности становится реальным, когда учитель умеет подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постоянном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Критерием успешности деятельности проектного обучения, на наш взгляд, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться. Школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь педагога, других ребят, родителей, чувствует себя успешным. Отвечая на вопрос "Что я должен сделать, чтобы быть нужным, значимым, успешным?” - ребенок может опираться на тот опыт, который он получил в ходе работы по проекту. Взаимодействие с различными организациями, со сверстниками, с жителями микрорайона во время работы по проекту также способствует социализации ребенка. В качестве критериев оценки результативности личностно-ориентированного обучения выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащимся, комфортность и активность их участия в учебной деятельности.
Педагогический коллектив нашей школы считает, что одним из эффективных механизмов, способствующих максимальному развитию личности обучающихся, а значит, и реализации воспитательной составляющей ФГОС, основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша надежная школа», особенно таких, как «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников», «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся», является технология проектной и исследовательской деятельности, в процессе которой у обучающихся формируются общеучебные компетентности, культура рефлексивного мышления, навыки выбора направлений деятельности и принятия решений, дискуссионная культура. Включение в проектную и исследовательскую деятельность, несомненно, способствует эмоциональному и личностному развитию учащихся, росту их социальной активности и является залогом будущей успешности при получении профессионального образования. Кроме того, этот вид деятельности эффективен для применения со всеми возрастными группами детей как с одаренными, так и не проявляющими особых талантов.
Поэтому, учитывая государственную стратегию развития образования, систематизировав социальные ожидания родителей, учащихся и педагогов, был разработан инновационный проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов в условиях городской школы» Инновационность проекта состоит в том, что педагоги будут выступать не в роли объекта, а в роли субъекта обучения. В ходе тренингов, помогая детям разрабатывать различные мини-проекты, педагоги будут погружены в атмосферу проектно-исследовательской деятельности. Обучение будет происходить в ходе совместной деятельности учителя и ученика.
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Появляется новая оценка - «и это тоже возможно». Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Результат этой деятельности стало участие учеников школы в городских конкурсах и проектах.
Самым успешным и значимым проектом считаем Московскую метапредметную олимпиаду «Не прервется связь поколений», целью которой является поддержка обучающихся, имеющих высокую социальную мотивацию, приобщение их к базовым национальным ценностям российского общества – патриотизму, социальной ответственности, гражданственности, сохранению исторического наследия страны. В олимпиаде на протяжении пяти лет школа становилась победителем в городском конкурсе социально – значимых проектов, учрежденного Департамент образования города Москвы совместно с Городским методическим центром ДОгМ и Центром педагогического мастерства ДОгМ. Проект охватил всех учащихся школы и большую часть сотрудников, включая дополнительное образование и классных руководителей.
Уникальность проекта заключалась в том, что в его реализации участвовало 10 педагогов школы, каждый из которых отвечал и реализовывал свой проект(были и победители, и призеры, и участники)
2014-2015 уч. г –победитель «Дело, которому служишь» ученица 8 кл. Голова Татьяна. Учитель Котельникова С.И.
Реализация массовых проектов, на наш взгляд, имеет огромный воспитательный эффект. Учащиеся, родителя и учителя объединяются в решении одной проблемы, которая объединяет и сплачивает коллектив.
Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС развивает творческое мышление и пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности. К примеру, возьмем конкурс «История моей семьи в истории России», который способствует построению системы взаимодействия образовательной организации с семьей на основе изучения и сохранения лучших образцов семейного воспитания, в основе которого − традиции и преемственность поколений, формированию чувства сопричастности к своим корням, к истории своей семьи и страны в целом. Конкурс проводится Городским методическим центром Департамента образования города Москвы и направлен на исполнение Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. № 599, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» (Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450-ПП (ред. от 08.04.2015)), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Работа над проектом началась с мини – проекта «Моя родословная» на уроках в начальных классах. В результате объединения проект расширил спектр своего действия и привлек к его реализации учащихся 5 – 11 классов, весь педагогический коллектив.
2016-2017 уч.г. участник «Профессия по наследству» ученица 5 кл. Груздева Таня. Учитель Порватова Г.С. За последние два года в рамках объединения разработано и реализовано около 30 различных проектов (социально – значимые, исследовательские, индивидуальные).
Об уникальности нашей исторической территории и ее безусловной исторической ценности как для русской истории и русского народа, так и для всей мировой истории в целом является мемориальный комплекс «Кузовлево»
Многие эпохальные исторические события русской истории на протяжении нескольких веков происходили именно на нашей земле. Здесь развернулись события двух величайших сражений - это Война 1812 года и Великая Отечественная война. Наш социальный проект «Модернизация и развитие мемориального комплекса «Кузовлево» на территории ТиНАО в целях патриотического воспитания» был представлен на конкурс и занял первое место среди социальных проектов по ТиНАО. Проект представляла ученица 8 класса Филипова Аня. Учитель Порватова Г.С.
Метод проектов приобрел большую популярность в современной школе. Это достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Работая по учебно-методическому комплексу «Школа России», в каждом учебном предмете, начиная с первого класса, встречается работа над проектом. На уроках наши обучающиеся получают возможность проявить любознательность, активность, интерес к окружающему миру, они могут экспериментировать, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Большую помощь над созданием проектов оказывают родители. Они с удовольствием включились в работу. На родительском собрании мы выработали главное правило взрослого в работе над проектом ребенка - стать равноправным соучастником, вдохновителем. Родители отмечают, что очень сложно было с первым проектом ребенка, а вот последующая работа, в большей части, порадовала, так как дети, получив положительный опыт работы, практически самостоятельно работали над созданием своего нового проекта.
В процессе реализации проекта наши обучающиеся получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей и включение их в научно – практическую деятельность.
Таким образом, применение технологии проектов даёт возможность учащимся научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, самостоятельно принимать решения, быстро адаптироваться в новой ситуации. Реалии нашей жизни таковы, что востребованным оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Порватова Г.С., учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа №2073