kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова. Состоит из 30 вопросов, разбитых на части А и В. Вопросы части А требуют краткого ответа и оцениваются в 1 балл, а часть В - полные, развёрнутые ответы, оцениваемые 1-3 баллами. Материал может использоваться на заключительных занятиях или на внеклассных мероприятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова»



БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«НАЗЫВАЕВСКИЙ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»









ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА,

посвящённая жизни и творчеству А.П. Чехова

для студентов 1 курса



Разработала Бондарькова Татьяна Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы















Вопросы (ответы) по литературе

Часть А требует краткого ответа. Часть В – полные развёрнутые ответы. Часть А – 1 балл; часть В – 1- 3 балла.



п/п

Вопрос

Ответ

Баллы

А 1

Кем по происхождению были отец и дед А.П. Чехова?

Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии, принадлежали помещику Черткову. Дед выкупил всю семью из крепостного состояния в 1841 г. Отец же выбился в люди и завёл торговое дело, став купцом 2-й, затем 3-й гильдии.


А 2

Какую роль играл молодой Чехов в комедии «Ревизор», поставленной в домашнем театре?

Роль городничего.


А 3

Какому ремеслу учился маленький Чехов?

Учился сапожному и портняжному ремеслу в одном из бесплатных ремесленных классов таганрогского училища. Выучился – портняжному.


А 4

За какой сборник рассказов Академия Наук присудила А.П. Чехову Пушкинскую премию?

В октябре 1888 Чехов получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в 1887 третий сборник — «В сумерках» (рецензент академик А. Ф. Быков). В своём отзыве рецензент писал: «Рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют, однако же, выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе».


А 5

Какая книга Чехова имеет географическое название?

«Остров Сахалин»


А 6

Какой рассказ Чехова назван прилагательными-антонимами?

«Толстый и тонкий»


А 7

Кто так определил роль в литературе Чехова-рассказчика: «У французов три писателя: Стендаль, Бальзак, Флобер, ну ещё Мопассан, но Чехов – лучше его»?

Л.Н. Толстой


А 8

Какой сборник рассказов Чехов посвятил П.И. Чайковскому?

В 1889 году Чехов просит разрешения у

П.И. Чайковского посвятить ему новую книжку своих рассказов «Хмурые люди»: «Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими, но это все-таки не отнимает у меня смелости обратиться к Вам с покорнейшей просьбой: разрешите мне посвятить эту книжку Вам…». И в 1890 году сборник «Хмурые люди» выходит из печати.


А 9

Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой А.П. Чехов.

«Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок».


А 10

Что за вывеска была на торговом заведении, открытом отцом А.П. Чехова?

«Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», а чуть пониже – «На вынос и распивочно».


А 11

Почему в 1890 году Чехов отправляется на остров Сахалин?

Нет единого мнения. Трактуется по разному. И сегодня ещё спорят по этому поводу.

  1. В газете «Новое время» любопытный читатель знакомится с заметкой: «Талантливый А.П. Чехов предпринимает путешествие по Сибири с целью изучения быта каторжников».

  2. Сам А.П. Чехов писал: «Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор…»

  3. Многие считали и считают, что эта поездка была предпринята писателем с целью возбудить к Сахалину внимание в обществе.


А 12

Чехов всю жизнь ощущал своё одиночество. Недаром он носил перстень, на котором было выгравировано: «………..». Перстень принадлежал его отцу.

Одинокому везде пустыня.


А 13

Учеником Чехов написал драму и даже предложил её великой актрисе Ермоловой. Пьеса была возвращена, и юный автор разодрал её в клочки. Как называется эта пьеса?

До нас дошёл единственный список этой пьесы, без титульного листа. В наши дни в разных изданиях и постановках она получила названия: «Платонов» (по имени главного героя, именовали в театральном обиходе) - «Пьеса без названия» -«Безотцовщина» ( в воспоминаниях младшего брата).


А 14

Назовите кинокартины, созданные по сюжетам произведений Чехова

«Анна на шее», «Шведская спичка», «Попрыгунья», «Невеста», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Хирургия», «Медведь», «Налим», «Человек в футляре», «Маска», «Дама с собачкой», «Свадьба» и др.


А 15

А.П. Чехов называл литературу своей «любовницей», что он называл «законной женой»?

Медицину.


В 1

Отец Чехова был одарённым человеком. Какими талантами он обладал?

Он любил рисовать, играл дуэты с Николаем на скрипке, увлекался пением, был регентом церковного хора. Вёл тетрадь-дневник, представляющие талантливую каждодневную мелиховскую летопись-хронику. Практицизм и поэтичность в описании добавили новые штрихи к портрету А.П. Чехова.

Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке и часто вечерами разыгрывал дуэты со вторым сыном, Николаем. Но больше всего он увлекался церковным пением и организовал собственный хор, лучший в городе. В хоре пело человек десять местных кузнецов-любителей, которые после целого дня тяжелой работы вечерами приходили к Павлу Егоровичу для спевок. Рисовал. Живя в Мелихово, вёл летопись-хронику, практицизм и поэтичность в описании добавили в будущем новые штрихи к портрету А.П. Чехова.


В 2

В чём проявляли своё дарование братья и сестра А.П. Чехова?

«Павел Егорович и Евгения Яковлевна не одарили своих детей капиталами, о которых так мечтал глава семьи. Однако они наделили их подлинным богатством – щедро одарили талантом, - писал биограф А.П. Чехова Г. Бердников. – старший брат Александр стал профессиональным литератором, поражая всех энциклопедической образованностью. К великому сожалению, он не сумел в полной мере проявить своё дарование, безалаберной жизнью загубил свой талант. Ещё в большей степени это относится к Николаю – ярко одарённому художнику, но совершенно бесхарактерному человеку. Отлично рисовала Мария, хотя и не была профессиональным художником. Михаил Павлович тоже рисовал, писал стихи, сотрудничал в детских журналах. В 1907 г. второе издание его «Очерков и рассказов» было удостоено Пушкинской премии Академии наук… Одарённость характерна и для следующего поколения. Сын Михаила Павловича – художник, а сын Александра Павловича – Михаил – актёр с мировым именем. Долго копившаяся душевная энергия и талантливость крепостных мужиков, вырвавшись на простор, щедро заявили о себе в молодом поколении семьи Чеховых».

Михаил – мемуарист, театральный критик, впоследствии автор воспоминаний и биограф А.П. Чехова; Мария учительствовала, ближайший друг помощница Антона Павловича, ей принадлежит сбор и издание эпистолярного и литературного наследия брата, хранительница Дома-музея Чехова в Ялте.


В 3

Каким рассказом А.П. Чехов завершил галерею образов «маленького человека» в русской литературе 19 века? Назовите предшественников Чехова, отразивших эту тему в литературе. Каково авторское отношение к этому литературному типу?

Начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина, через «Шинель» Гоголя к «Бедным людям» Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственного отношения к «маленькому человеку», к жертве несправедливых общественных обстоятельств. В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника», завершающем эту галерею образов, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные чувства.


В 4

Что вы знаете об общественной деятельности А.П. Чехова?

А.П. Чехов всю жизнь бесплатно лечил неимущих, принимал активное участие в помощи голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний, в борьбе с холерой; в Талеже, Новоселках и Мелихове он построил школы и был попечителем нескольких школ, принимал деятельное участие в постройке больниц. В 1899 году "за отличное усердие в делах народного просвещения" он был награжден орденом Святого Станислава III степени. В 1896 г.  из Мелиховской библиотеки он пожертвовал 2000 книг родному городу Таганрогу для общественной библиотеки. Благодаря усилиям Антона Павловича в Таганроге появился памятник Петру Первому. В 1897г. Антон Павлович принял деятельное участие в народной переписи, за что ему была пожалована бронзовая медаль. Ему принадлежала перепись всего населения острова Сахалина, произведенная им по своему почину и собственными средствами еще в 1890. Он был членом Российского общества покровительства животным. Писатель был избран в земские гласные. Чехов организовал посадку тысячи вишневых деревьев для засева голых лесных участков. Он мечтал, чтобы вся Россия стала одним прекрасным садом. В Ялте, как местный житель, он был избран в члены попечительского совета женской гимназии, пожертвовал 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопотал об устройстве первой биологической станции. Сам, уже тяжело больной туберкулезом, Чехов заботится о приезжих больных. Все отношения к людям сложились у Чехова так, что «он брал у них очень мало, а чаще не брал ничего, но давал им без конца и без счету».


В 5

Назовите места, связанные с именем

А.П. Чехова в Таганроге, Ялте, Москве.

В Таганроге в доме, где родился Чехов, создан мемориальный музей. В Таганроге есть улица Чехова, Литературный музей А.П. Чехова, центральная городская публичная библиотека им. А.П. Чехова. Музей «Лавка Чеховых» расположен в доме постройки 40-х годов XIX века, семья Чеховых арендовала этот дом с 1869 по 1874 год. В 2010 году, в год 150-летия со дня рождения писателя, с целью популяризации Чеховского наследия, памятников истории и культуры Таганрога и Ростовской области был основан Южно-Российский научно-культурный центр А.П. Чехова. В таганрогской гимназии №2 им. А.П. Чехова, в классе, где будущий писатель заканчивал курс гимназии, создан школьный музей им. Чехова. Бюст Чехова (1935г.), первый памятник писателю в СССР. 1960г. – памятник Чехову. Памятник «Человеку в футляре» в Таганроге.

В Ялте находятся Дом-музей А.П. Чехова (Белая дача), санатории и театр его имени, в Приморском парке – памятник писателю работы скульптора Г. Мотовилова , а на ялтинской набережной – Чехов и его «Дама с собачкой».

В Москве – улица Чехова, Дом- музей А.П. Чехова на Садово-Кудринской улице, библиотека им. А.П. Чехова, на кладбище Новодевичьего монастыря – могила А.П. Чехова, музей А. П. Чехова в ГОУ Центре образования № 170 им. А. П. Чехова, памятник работы скульптора М. Аникушина, домик Чехова на Малой Дмитровке, именем Чехова в Москве в 1985 году была названа станция метро. С 1987 года имя Чехова было присвоено Московскому художественному театру в Камергерском переулке.


В 6

Где находится город Чехов? Какое название он имел ранее?

Город Чехов находится в Московской области. В 1954г., в связи с 50-летием со дня смерти А.П. Чехова, рабочий посёлок Лопасня был переименован в г. Чехов. Поблизости от него, в Мелихове, жил и работал Чехов. 


В 7

Чем знаменателен мелиховский период жизни А.П. Чехова?

Постоянное общение с народом обогатило Чехова как писателя, оказало большое влияние на его творчество. В мелиховский период Чехов написал около 40 своих наиболее крупных и значительных произведений, в том числе: "Палата № 6" (1892г.), "Три года" (1895г.), "Дом с мезонином" (1896г.), "Моя жизнь" (1896 г.), "Человек в футляре" (1898 г.). В эти же годы была закончена книга "Остров Сахалин". Особенно ярко отразились мелиховские впечатления в рассказах и повестях, посвященных русской деревне: "Мужики" (1897 г.), "На подводе" (1897 г.), "Новая дача" (1898 г.), "По делам службы" (1899г.), "В овраге" (1900г.) и ряде других. В произведениях встречаются названия близлежащих сел (Дубечня - "Моя жизнь"), фамилии местных жителей (Ефимычевы, Матвеичевы - "Мужики"), описания происходивших здесь событий. Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам

Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.


В 8

В каком году Чехов был избран членом Академии Наук по разряду изящной словесности? Почему спустя два года он отказывается от почётного звания?

В январе 1900 года А.П. Чехов стал почетным академиком Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности.
25 апреля 1902 г. отказался от почётного звания в знак протеста после распоряжения президента Академии Наук Великого князя Константина Константиновича аннулировать избрание Горького в почётные академики по причине его политической неблагонадёжности.


В 9

В каких учебных заведениях учился

А.П. Чехов? Кто из выдающихся учёных работал в это время в университете?

«Приходила француженка, мадам Шопэ, учившая нас языкам… Позднее являлся учитель музыки…», - вспоминал Михаил Павлович о домашнем образовании. Семи лет от роду был определён в греческую школу, где пробыл два года. 1869 – 1879 гг. учёбы в таганрогской гимназии. Получив стипендию от таганрогского городского управления, он едет в Москву и поступает в этом году на медицинский факультет Московского университета, который славился замечательными профессорами ( А.И. Бабухин, В.Ф. Снегирёв, А.А. Остроумов, Г.А. Захарьин, К.А. Тимирязев), пробуждавшими у студентов уважение к науке. Под их влиянием задумывает большое исследование «Врачебное дело в России».


В 10

Кто раньше появился: Чехов-драматург или Чехов- писатель?

Чехов-писатель.

Ранний период творчества: начал писать ещё в Таганроге; сотрудничество в многочисленных юмористических изданиях; его смех весел и беззаботно заразителен, смех до слёз; отношение к «маленькому человеку».

2-я половина 80-х годов – некоторый перелом (жизнерадостный смех чаще уступает дорогу серьёзным, драматическим, но пока лишь, интонациям): рассказы о детстве, о людях, претендующих на знание настоящей правды, об общественной пассивности интеллигенции, деревенская тема, от Старцева к Ионычу и т.д.

Чехов-драматург синтезировал все мотивы своих повестей и рассказов, обеспечив появление «новой драмы».


В 11

Как сложилась семейная жизнь

А.П. Чехова?

Чехов должен был пройти и еще через одно испытание — жить в постоянной разлуке с женой: наездами, урывками, обманывая врачей и самого себя, выезжать в Москву, что было, очевидно, губительно для его легких. После двух-трех недель радости — возвращаться снова в Ялту, и снова томиться, и снова тосковать. И каждый раз, когда заговаривает в своих письмах Ольга Леонардовна Книппер о том, что она бросит сцену и переедет в Ялту, он убеждает ее не делать этого, утешая, что здоровье его поправляется, что скоро все равно они будут вместе, так как доктора позволят провести еще целую зиму в Москве, а там наступит лето, и можно будет поехать в Швейцарию, в Алжир, в Италию... Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с женой - это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов - его главный автор, а Книппер - исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Письма, относящиеся к этому времени, дышат глубокой, нежной любовью.


В 12

«Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я – по законам физики, вылетел из Петербурга, как бомба» - писал А.П. Чехов вскоре после спектакля. Газеты дружно накинулись на автора. Нашлись журналисты, которые стали отрицать у Чехова какого бы то ни было таланта. Чехов нашёл в себе достаточно мужества, чтобы шутить над своей неудачей, но премьера обошлась ему очень дорого: здоровье его резко ухудшилось. О какой премьере идёт речь?

Провал «Чайки» 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра был жестоким, несмотря на то, что в спектакле были заняты лучшие артисты театра, в том числе В. Ф. Комиссаржевская, игравшая Нину Заречную. Ее не поняли ни актеры, ни режиссеры, ни публика. Чехов был удручен; он ушел из театра, не дождавшись конца спектакля, и тотчас уехал в Мелихово. Антон Павлович поклялся, что никогда больше не будет писать для театра: «Никогда больше не буду пьес этих ни писать, ни ставить, если даже проживу семьсот лет».



В 13

Из воспоминаний К.С. Станиславского: «…как мы играли, не помню. Когда закончился первый акт, занавес закрылся при гробовом молчании. Актёры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина … кто-то заплакал. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Успех был небывалый». «Мы сумасшедшие от счастья», - телеграфировал Немирович-Данченко Чехову. О постановке какого спектакля идёт речь в этом отрывке?

17 декабря 1898 года произошло второе чудесное рождение «Чайки»  на сцене Московского Художественного театра. Этот вечер неизгладимыми чертами оттиснут в памяти всех  зрителей «Чайки», которые потребовали послать автору приветственную телеграмму.



В 14

Кто является прототипами Беликова, героя рассказа «Человек в футляре»?

Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники связывали образ Человека в футляре с реальным лицом - инспектором таганрогской гимназии А.Ф. Дьяконовым. Чехов писал о Дьяконове: "...это была машина, которая ходила, говорила, действовала, исполняла циркуляры и затем сломалась и вышла из употребления. Всю свою жизнь А.Ф. Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду и носил с собою зонтик. Таков был прототип Беликова".  Другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Ю. Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист М.О. Меньшиков.  Чехов в одном из своих дневников писал о нём: «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца». Но данное сходство было лишь внешнее.  Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове: «Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дешево и выгодно и даже в хорошую погоду берет с собой зонтик». Можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным, таящим опасность для общества: они душат всё живое.


В 15

Расскажите историю названия рассказа «Попрыгунья».

А.П. Чехов писал редактору журнала «Север» В.А. Тихонову в ответ на просьбу напечатать в объявлении название вещи, имеющей место появиться в «Севере»: «Рассказ я пришлю, но сказать, как он будет называться, я не могу. Назвать его теперь также трудно, как определить цвет курицы, которая вылупится из яйца, которое ещё не снесено». Редактор торопил. Чехов: «Если уж так нужно, то назовите просто „Рассказ“ или же „Обыватели“. Оба названия подойдут». В рукописи рассказ назывался «Великий человек», но в последний момент автор передумал. В письме В.А. Тихонову он сообщает о своем решении: «Право, не знаю, как быть с заглавием моего рассказа! «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе — это непременно. Назовите так — «Попрыгунья»...» Сменив название,

А.П. Чехов сместил акцент с героя рассказа на героиню, что лишь подчеркнуло скромное достоинство этого героя.

В 80-е г. Чехов дружил в Москве с Софьей Петровной Кувшинниковой, женщиной интересной, незаурядной, в салоне которой собирались художники, литераторы, врачи, артисты. Часто бывали Чехов и Левитан. Чехов решил отразить образ Кувшинниковой в своем рассказе. Любовь героини к художнику Рябовскому — это любовь Кувшинниковой к Левитану.  Рассказ вызвал толки в Москве, из-за него Чехов едва не поссорился с художником Левитаном — одним из лучших своих друзей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова

Автор: Бондарькова Татьяна Викторовна

Дата: 22.12.2015

Номер свидетельства: 269377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова"
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturnaia-viktorina-posviashchionnaia-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "269375"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450805000"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова"
    ["seo_title"] => string(71) "litieraturnaia-viktorina-posviashchionnaia-tvorchiestvu-a-p-chiekhova-1"
    ["file_id"] => string(6) "269376"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450805006"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Доклад  на тему  «Методы и приёмы изучения биографии писателя  в школе» "
    ["seo_title"] => string(77) "doklad-na-tiemu-mietody-i-priiomy-izuchieniia-bioghrafii-pisatielia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427612157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства