kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова. Состоит из 30 вопросов, разбитых на части А и В. Вопросы части А требуют краткого ответа и оцениваются в 1 балл, а часть В - полные, развёрнутые ответы, оцениваемые 1-3 баллами. Материал может использоваться на заключительных занятиях или на внеклассных мероприятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова»



БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«НАЗЫВАЕВСКИЙ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»









ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА,

посвящённая жизни и творчеству А.П. Чехова

для студентов 1 курса



Разработала Бондарькова Татьяна Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы















Вопросы (ответы) по литературе

Часть А требует краткого ответа. Часть В – полные развёрнутые ответы. Часть А – 1 балл; часть В – 1- 3 балла.



п/п

Вопрос

Ответ

Баллы

А 1

Кем по происхождению были отец и дед А.П. Чехова?

Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии, принадлежали помещику Черткову. Дед выкупил всю семью из крепостного состояния в 1841 г. Отец же выбился в люди и завёл торговое дело, став купцом 2-й, затем 3-й гильдии.


А 2

Какую роль играл молодой Чехов в комедии «Ревизор», поставленной в домашнем театре?

Роль городничего.


А 3

Какому ремеслу учился маленький Чехов?

Учился сапожному и портняжному ремеслу в одном из бесплатных ремесленных классов таганрогского училища. Выучился – портняжному.


А 4

За какой сборник рассказов Академия Наук присудила А.П. Чехову Пушкинскую премию?

В октябре 1888 Чехов получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в 1887 третий сборник — «В сумерках» (рецензент академик А. Ф. Быков). В своём отзыве рецензент писал: «Рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют, однако же, выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе».


А 5

Какая книга Чехова имеет географическое название?

«Остров Сахалин»


А 6

Какой рассказ Чехова назван прилагательными-антонимами?

«Толстый и тонкий»


А 7

Кто так определил роль в литературе Чехова-рассказчика: «У французов три писателя: Стендаль, Бальзак, Флобер, ну ещё Мопассан, но Чехов – лучше его»?

Л.Н. Толстой


А 8

Какой сборник рассказов Чехов посвятил П.И. Чайковскому?

В 1889 году Чехов просит разрешения у

П.И. Чайковского посвятить ему новую книжку своих рассказов «Хмурые люди»: «Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими, но это все-таки не отнимает у меня смелости обратиться к Вам с покорнейшей просьбой: разрешите мне посвятить эту книжку Вам…». И в 1890 году сборник «Хмурые люди» выходит из печати.


А 9

Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой А.П. Чехов.

«Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок».


А 10

Что за вывеска была на торговом заведении, открытом отцом А.П. Чехова?

«Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», а чуть пониже – «На вынос и распивочно».


А 11

Почему в 1890 году Чехов отправляется на остров Сахалин?

Нет единого мнения. Трактуется по разному. И сегодня ещё спорят по этому поводу.

  1. В газете «Новое время» любопытный читатель знакомится с заметкой: «Талантливый А.П. Чехов предпринимает путешествие по Сибири с целью изучения быта каторжников».

  2. Сам А.П. Чехов писал: «Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор…»

  3. Многие считали и считают, что эта поездка была предпринята писателем с целью возбудить к Сахалину внимание в обществе.


А 12

Чехов всю жизнь ощущал своё одиночество. Недаром он носил перстень, на котором было выгравировано: «………..». Перстень принадлежал его отцу.

Одинокому везде пустыня.


А 13

Учеником Чехов написал драму и даже предложил её великой актрисе Ермоловой. Пьеса была возвращена, и юный автор разодрал её в клочки. Как называется эта пьеса?

До нас дошёл единственный список этой пьесы, без титульного листа. В наши дни в разных изданиях и постановках она получила названия: «Платонов» (по имени главного героя, именовали в театральном обиходе) - «Пьеса без названия» -«Безотцовщина» ( в воспоминаниях младшего брата).


А 14

Назовите кинокартины, созданные по сюжетам произведений Чехова

«Анна на шее», «Шведская спичка», «Попрыгунья», «Невеста», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Хирургия», «Медведь», «Налим», «Человек в футляре», «Маска», «Дама с собачкой», «Свадьба» и др.


А 15

А.П. Чехов называл литературу своей «любовницей», что он называл «законной женой»?

Медицину.


В 1

Отец Чехова был одарённым человеком. Какими талантами он обладал?

Он любил рисовать, играл дуэты с Николаем на скрипке, увлекался пением, был регентом церковного хора. Вёл тетрадь-дневник, представляющие талантливую каждодневную мелиховскую летопись-хронику. Практицизм и поэтичность в описании добавили новые штрихи к портрету А.П. Чехова.

Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке и часто вечерами разыгрывал дуэты со вторым сыном, Николаем. Но больше всего он увлекался церковным пением и организовал собственный хор, лучший в городе. В хоре пело человек десять местных кузнецов-любителей, которые после целого дня тяжелой работы вечерами приходили к Павлу Егоровичу для спевок. Рисовал. Живя в Мелихово, вёл летопись-хронику, практицизм и поэтичность в описании добавили в будущем новые штрихи к портрету А.П. Чехова.


В 2

В чём проявляли своё дарование братья и сестра А.П. Чехова?

«Павел Егорович и Евгения Яковлевна не одарили своих детей капиталами, о которых так мечтал глава семьи. Однако они наделили их подлинным богатством – щедро одарили талантом, - писал биограф А.П. Чехова Г. Бердников. – старший брат Александр стал профессиональным литератором, поражая всех энциклопедической образованностью. К великому сожалению, он не сумел в полной мере проявить своё дарование, безалаберной жизнью загубил свой талант. Ещё в большей степени это относится к Николаю – ярко одарённому художнику, но совершенно бесхарактерному человеку. Отлично рисовала Мария, хотя и не была профессиональным художником. Михаил Павлович тоже рисовал, писал стихи, сотрудничал в детских журналах. В 1907 г. второе издание его «Очерков и рассказов» было удостоено Пушкинской премии Академии наук… Одарённость характерна и для следующего поколения. Сын Михаила Павловича – художник, а сын Александра Павловича – Михаил – актёр с мировым именем. Долго копившаяся душевная энергия и талантливость крепостных мужиков, вырвавшись на простор, щедро заявили о себе в молодом поколении семьи Чеховых».

Михаил – мемуарист, театральный критик, впоследствии автор воспоминаний и биограф А.П. Чехова; Мария учительствовала, ближайший друг помощница Антона Павловича, ей принадлежит сбор и издание эпистолярного и литературного наследия брата, хранительница Дома-музея Чехова в Ялте.


В 3

Каким рассказом А.П. Чехов завершил галерею образов «маленького человека» в русской литературе 19 века? Назовите предшественников Чехова, отразивших эту тему в литературе. Каково авторское отношение к этому литературному типу?

Начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина, через «Шинель» Гоголя к «Бедным людям» Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственного отношения к «маленькому человеку», к жертве несправедливых общественных обстоятельств. В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника», завершающем эту галерею образов, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные чувства.


В 4

Что вы знаете об общественной деятельности А.П. Чехова?

А.П. Чехов всю жизнь бесплатно лечил неимущих, принимал активное участие в помощи голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний, в борьбе с холерой; в Талеже, Новоселках и Мелихове он построил школы и был попечителем нескольких школ, принимал деятельное участие в постройке больниц. В 1899 году "за отличное усердие в делах народного просвещения" он был награжден орденом Святого Станислава III степени. В 1896 г.  из Мелиховской библиотеки он пожертвовал 2000 книг родному городу Таганрогу для общественной библиотеки. Благодаря усилиям Антона Павловича в Таганроге появился памятник Петру Первому. В 1897г. Антон Павлович принял деятельное участие в народной переписи, за что ему была пожалована бронзовая медаль. Ему принадлежала перепись всего населения острова Сахалина, произведенная им по своему почину и собственными средствами еще в 1890. Он был членом Российского общества покровительства животным. Писатель был избран в земские гласные. Чехов организовал посадку тысячи вишневых деревьев для засева голых лесных участков. Он мечтал, чтобы вся Россия стала одним прекрасным садом. В Ялте, как местный житель, он был избран в члены попечительского совета женской гимназии, пожертвовал 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопотал об устройстве первой биологической станции. Сам, уже тяжело больной туберкулезом, Чехов заботится о приезжих больных. Все отношения к людям сложились у Чехова так, что «он брал у них очень мало, а чаще не брал ничего, но давал им без конца и без счету».


В 5

Назовите места, связанные с именем

А.П. Чехова в Таганроге, Ялте, Москве.

В Таганроге в доме, где родился Чехов, создан мемориальный музей. В Таганроге есть улица Чехова, Литературный музей А.П. Чехова, центральная городская публичная библиотека им. А.П. Чехова. Музей «Лавка Чеховых» расположен в доме постройки 40-х годов XIX века, семья Чеховых арендовала этот дом с 1869 по 1874 год. В 2010 году, в год 150-летия со дня рождения писателя, с целью популяризации Чеховского наследия, памятников истории и культуры Таганрога и Ростовской области был основан Южно-Российский научно-культурный центр А.П. Чехова. В таганрогской гимназии №2 им. А.П. Чехова, в классе, где будущий писатель заканчивал курс гимназии, создан школьный музей им. Чехова. Бюст Чехова (1935г.), первый памятник писателю в СССР. 1960г. – памятник Чехову. Памятник «Человеку в футляре» в Таганроге.

В Ялте находятся Дом-музей А.П. Чехова (Белая дача), санатории и театр его имени, в Приморском парке – памятник писателю работы скульптора Г. Мотовилова , а на ялтинской набережной – Чехов и его «Дама с собачкой».

В Москве – улица Чехова, Дом- музей А.П. Чехова на Садово-Кудринской улице, библиотека им. А.П. Чехова, на кладбище Новодевичьего монастыря – могила А.П. Чехова, музей А. П. Чехова в ГОУ Центре образования № 170 им. А. П. Чехова, памятник работы скульптора М. Аникушина, домик Чехова на Малой Дмитровке, именем Чехова в Москве в 1985 году была названа станция метро. С 1987 года имя Чехова было присвоено Московскому художественному театру в Камергерском переулке.


В 6

Где находится город Чехов? Какое название он имел ранее?

Город Чехов находится в Московской области. В 1954г., в связи с 50-летием со дня смерти А.П. Чехова, рабочий посёлок Лопасня был переименован в г. Чехов. Поблизости от него, в Мелихове, жил и работал Чехов. 


В 7

Чем знаменателен мелиховский период жизни А.П. Чехова?

Постоянное общение с народом обогатило Чехова как писателя, оказало большое влияние на его творчество. В мелиховский период Чехов написал около 40 своих наиболее крупных и значительных произведений, в том числе: "Палата № 6" (1892г.), "Три года" (1895г.), "Дом с мезонином" (1896г.), "Моя жизнь" (1896 г.), "Человек в футляре" (1898 г.). В эти же годы была закончена книга "Остров Сахалин". Особенно ярко отразились мелиховские впечатления в рассказах и повестях, посвященных русской деревне: "Мужики" (1897 г.), "На подводе" (1897 г.), "Новая дача" (1898 г.), "По делам службы" (1899г.), "В овраге" (1900г.) и ряде других. В произведениях встречаются названия близлежащих сел (Дубечня - "Моя жизнь"), фамилии местных жителей (Ефимычевы, Матвеичевы - "Мужики"), описания происходивших здесь событий. Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам

Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.


В 8

В каком году Чехов был избран членом Академии Наук по разряду изящной словесности? Почему спустя два года он отказывается от почётного звания?

В январе 1900 года А.П. Чехов стал почетным академиком Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности.
25 апреля 1902 г. отказался от почётного звания в знак протеста после распоряжения президента Академии Наук Великого князя Константина Константиновича аннулировать избрание Горького в почётные академики по причине его политической неблагонадёжности.


В 9

В каких учебных заведениях учился

А.П. Чехов? Кто из выдающихся учёных работал в это время в университете?

«Приходила француженка, мадам Шопэ, учившая нас языкам… Позднее являлся учитель музыки…», - вспоминал Михаил Павлович о домашнем образовании. Семи лет от роду был определён в греческую школу, где пробыл два года. 1869 – 1879 гг. учёбы в таганрогской гимназии. Получив стипендию от таганрогского городского управления, он едет в Москву и поступает в этом году на медицинский факультет Московского университета, который славился замечательными профессорами ( А.И. Бабухин, В.Ф. Снегирёв, А.А. Остроумов, Г.А. Захарьин, К.А. Тимирязев), пробуждавшими у студентов уважение к науке. Под их влиянием задумывает большое исследование «Врачебное дело в России».


В 10

Кто раньше появился: Чехов-драматург или Чехов- писатель?

Чехов-писатель.

Ранний период творчества: начал писать ещё в Таганроге; сотрудничество в многочисленных юмористических изданиях; его смех весел и беззаботно заразителен, смех до слёз; отношение к «маленькому человеку».

2-я половина 80-х годов – некоторый перелом (жизнерадостный смех чаще уступает дорогу серьёзным, драматическим, но пока лишь, интонациям): рассказы о детстве, о людях, претендующих на знание настоящей правды, об общественной пассивности интеллигенции, деревенская тема, от Старцева к Ионычу и т.д.

Чехов-драматург синтезировал все мотивы своих повестей и рассказов, обеспечив появление «новой драмы».


В 11

Как сложилась семейная жизнь

А.П. Чехова?

Чехов должен был пройти и еще через одно испытание — жить в постоянной разлуке с женой: наездами, урывками, обманывая врачей и самого себя, выезжать в Москву, что было, очевидно, губительно для его легких. После двух-трех недель радости — возвращаться снова в Ялту, и снова томиться, и снова тосковать. И каждый раз, когда заговаривает в своих письмах Ольга Леонардовна Книппер о том, что она бросит сцену и переедет в Ялту, он убеждает ее не делать этого, утешая, что здоровье его поправляется, что скоро все равно они будут вместе, так как доктора позволят провести еще целую зиму в Москве, а там наступит лето, и можно будет поехать в Швейцарию, в Алжир, в Италию... Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с женой - это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов - его главный автор, а Книппер - исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Письма, относящиеся к этому времени, дышат глубокой, нежной любовью.


В 12

«Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я – по законам физики, вылетел из Петербурга, как бомба» - писал А.П. Чехов вскоре после спектакля. Газеты дружно накинулись на автора. Нашлись журналисты, которые стали отрицать у Чехова какого бы то ни было таланта. Чехов нашёл в себе достаточно мужества, чтобы шутить над своей неудачей, но премьера обошлась ему очень дорого: здоровье его резко ухудшилось. О какой премьере идёт речь?

Провал «Чайки» 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра был жестоким, несмотря на то, что в спектакле были заняты лучшие артисты театра, в том числе В. Ф. Комиссаржевская, игравшая Нину Заречную. Ее не поняли ни актеры, ни режиссеры, ни публика. Чехов был удручен; он ушел из театра, не дождавшись конца спектакля, и тотчас уехал в Мелихово. Антон Павлович поклялся, что никогда больше не будет писать для театра: «Никогда больше не буду пьес этих ни писать, ни ставить, если даже проживу семьсот лет».



В 13

Из воспоминаний К.С. Станиславского: «…как мы играли, не помню. Когда закончился первый акт, занавес закрылся при гробовом молчании. Актёры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина … кто-то заплакал. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Успех был небывалый». «Мы сумасшедшие от счастья», - телеграфировал Немирович-Данченко Чехову. О постановке какого спектакля идёт речь в этом отрывке?

17 декабря 1898 года произошло второе чудесное рождение «Чайки»  на сцене Московского Художественного театра. Этот вечер неизгладимыми чертами оттиснут в памяти всех  зрителей «Чайки», которые потребовали послать автору приветственную телеграмму.



В 14

Кто является прототипами Беликова, героя рассказа «Человек в футляре»?

Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники связывали образ Человека в футляре с реальным лицом - инспектором таганрогской гимназии А.Ф. Дьяконовым. Чехов писал о Дьяконове: "...это была машина, которая ходила, говорила, действовала, исполняла циркуляры и затем сломалась и вышла из употребления. Всю свою жизнь А.Ф. Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду и носил с собою зонтик. Таков был прототип Беликова".  Другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Ю. Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист М.О. Меньшиков.  Чехов в одном из своих дневников писал о нём: «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца». Но данное сходство было лишь внешнее.  Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове: «Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дешево и выгодно и даже в хорошую погоду берет с собой зонтик». Можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным, таящим опасность для общества: они душат всё живое.


В 15

Расскажите историю названия рассказа «Попрыгунья».

А.П. Чехов писал редактору журнала «Север» В.А. Тихонову в ответ на просьбу напечатать в объявлении название вещи, имеющей место появиться в «Севере»: «Рассказ я пришлю, но сказать, как он будет называться, я не могу. Назвать его теперь также трудно, как определить цвет курицы, которая вылупится из яйца, которое ещё не снесено». Редактор торопил. Чехов: «Если уж так нужно, то назовите просто „Рассказ“ или же „Обыватели“. Оба названия подойдут». В рукописи рассказ назывался «Великий человек», но в последний момент автор передумал. В письме В.А. Тихонову он сообщает о своем решении: «Право, не знаю, как быть с заглавием моего рассказа! «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе — это непременно. Назовите так — «Попрыгунья»...» Сменив название,

А.П. Чехов сместил акцент с героя рассказа на героиню, что лишь подчеркнуло скромное достоинство этого героя.

В 80-е г. Чехов дружил в Москве с Софьей Петровной Кувшинниковой, женщиной интересной, незаурядной, в салоне которой собирались художники, литераторы, врачи, артисты. Часто бывали Чехов и Левитан. Чехов решил отразить образ Кувшинниковой в своем рассказе. Любовь героини к художнику Рябовскому — это любовь Кувшинниковой к Левитану.  Рассказ вызвал толки в Москве, из-за него Чехов едва не поссорился с художником Левитаном — одним из лучших своих друзей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова

Автор: Бондарькова Татьяна Викторовна

Дата: 22.12.2015

Номер свидетельства: 269376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова"
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturnaia-viktorina-posviashchionnaia-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "269375"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450805000"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Литературная викторина, посвящённая творчеству А.П. Чехова"
    ["seo_title"] => string(71) "litieraturnaia-viktorina-posviashchionnaia-tvorchiestvu-a-p-chiekhova-2"
    ["file_id"] => string(6) "269377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450805013"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Доклад  на тему  «Методы и приёмы изучения биографии писателя  в школе» "
    ["seo_title"] => string(77) "doklad-na-tiemu-mietody-i-priiomy-izuchieniia-bioghrafii-pisatielia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427612157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства