Литературная викторина для обучающихся 9-ого класса. В разрабке представлены различные задания по произведениям древрусской литературы ("Слово о полку Игореве"), произведениям М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, а также по теории литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина »
10
Литературная викторина
Три команды учащихся 9 классов по 5 человек придумывают название команды.
I конкурс Древнерусская литература
Задание: Подберите к данным словам подходящее объяснение:
1команда
1.
червец
ссора, раздор, война
2.
оксамит
насекомое, из которого делали краску для щитов
3.
кожух
бархатная ткань
4.
Гзак и Кончак
верхняя одежда с мехом
5.
крамола
половецкие ханы
2 команда
1.
Святослав
князь стал рабом
2.
Сула, Двина
скорбь и печаль
3.
«...пересел из седла золотого в седло рабское»
плата за то, чтоб не беспокоили, не нападали
4.
Карна и Желя
реки
5.
дань
киевский князь
3 команда
1.
стяги
начать бой
2.
див
крепость с русским населением
3.
Тьмуторокань
языческий бог
4.
копьё преломить
флаги
5.
Троян
Вещая птица
II конкурс
Задание: Определите писателя по биографическим фактам.
1 команда
Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!». Он же «Петр Великий русской литературы».
2 команда
Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.
3 команда
Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».
III конкурс
Задание: назовите автора и произведение
1 команда
Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. (Г.Р. Державин «Властителям и судьям»)
2 команда
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. (Г.Р. Державин «Памятник»)
3 команда
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили… (В.А. Жуковский «Светлана»)
IV конкурс
Задание: Соотнесите определения с соответствующими видами тропов
1
Средство художественного выражения, основанное на преувеличении
А) метафора
2.
Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту
Б) эпитет
3.
Распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления с другим
В) гипербола
4.
Противопоставление в литературном произведении характеров, эпизодов, понятий, состояний, положений, мыслей
Г) художественная деталь
5.
Значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения
Д) антитеза
6.
Образное определение, характеристика свойства или качества человека, понятия, предмета, явления
Е) сравнение
V конкурс
1.команда
1.Какие характеристики относятся к романтизму:
1) деление жанров на «высокие» и «низкие»;
2) противоречие между идеалом и действительностью;
3) стремление к свободе;
4) конфликт между личностью и обществом;
5) стремление к сентиментальности в поведении человека, таинственному и ужасному;
6) единство места, времени и действия произведения
7) система амплуа;
8) принцип говорящих фамилий;
9) изображение чувств простых людей;
10) герои – поселяне, иногда пастухи и пастушки. Ответ: 2, 3,4
2 команда
1.Какие характеристики относятся к классицизму:
1) деление жанров на «высокие» и «низкие»;
2) противоречие между идеалом и действительностью;
3) стремление к свободе;
4) конфликт между личностью и обществом;
5) стремление к сентиментальности в поведении человека, таинственному и ужасному;
6) единство места, времени и действия произведения
7) система амплуа;
8) принцип говорящих фамилий;
9) изображение чувств простых людей;
10) герои – поселяне, иногда пастухи и пастушки. Ответ: 1, 6, 7,8
3 команда
1.Какие характеристики относятся к сентиментализму:
1) деление жанров на «высокие» и «низкие»;
2) противоречие между идеалом и действительностью;
3) стремление к свободе;
4) конфликт между личностью и обществом;
5) стремление к сентиментальности в поведении человека, таинственному и ужасному;
6) единство места, времени и действия произведения
7) система амплуа;
8) принцип говорящих фамилий;
9) изображение чувств простых людей;
10) герои – поселяне, иногда пастухи и пастушки. Ответ: 5, 9, 10
VI конкурс
Задание: В одной колонке даны названия произведений, в другой — их авторы. Восстановите соответствие: «автор и его произведение».
1 команда
«Евгений Онегин»
Н.В. «Гоголь»
«Светлана»
Жюль Верн
«Тарас Бульба»
Л.Н. Толстой
«Таинственный остров»
В.А. Жуковский
«После бала»
А.С. Пушкин
2 команда
«Мцыри»
А.С. Пушкин
«Ревизор»
Н.М. Карамзин
«Бедная Лиза»
Даниель Дефо
«Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов
«Робинзон Крузо»
Н.В. Гоголь
3 команда
«Мёртвые души»
А.С. Пушкин
«Слово о полку Игореве»
М.Ю. Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Неизвестный автор
«Дубровский»
Мигель де Сервантес
«Дон Кихот»
Н.В. Гоголь
VII конкурс
Задание: Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»:
1 команда
1. «И золотой мешок, и метит в генералы» (Лиза о Скалозубе)
2. «Он малый с головой; / И славно пишет, переводит» (Фамусов о Чацком)
3. «и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный» (Фамусов о Скалозубе)
2 команда
1. Он слова умного не выговорил сроду (Софья о Скалозубе)
2. «Он славно пересмеять умеет всех» (Софья о Чацком)
3. «А, впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» (Чацкий о Молчалине)
3 команда
1. «Созвездие маневров и мазурки» (Чацкий о Скалозубе)
2. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, / как …?» (Лиза о Чацком)
3. «Не человек – змея!» (Софья о Чацком)
VIII конкурс
Задание: Вставьте пропущенные слова в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
1 команда
1. Отец Лизы был довольно зажиточный поселянин, потому что он … работу, пахал землю и вёл всегда трезвую жизнь. (любил)
2. Прошло года два после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с … .(ландышами)
2команда
Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего … его давно искало. (сердце)
Наконец … дней сряду она не видела его и была в величайшем беспокойстве; в … пришёл он с печальным лицом и сказал ей: «Любезная Лиза! Мне должно на несколько времени с тобой проститься». (пять, шестой)
3 команда
1. В один день Лиза должна была идти в Москву, затем чтобы купить розовой воды, которую мать её лечила … свои. (глаза)
2. Вот … рублей – возьми их, - он положил ей деньги в карман, - позволь мне поцеловать тебя в последний раз - и поди домой. (сто)
IX конкурс
Задание: Продолжи фразу
1 команда
1. Дома новы, а__________________ (предрассудки стары)
2. Сказал бы я, во-первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, ________________ (поди-тка послужи)
3. Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где ____________________________ (доведётся жить)
Начальнику, с кем _______________________ (буду я служить)
Слуге его, который ______________________ (чистит платья)