Программа курса «За страницами твоего учебника» предполагает углубленное изучение литературы, посредством визуального просмотра и чтения произведений не входящих в основную программу 7 класса.
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на воспитание читающего, грамотного человека и на становление его гражданской позиции.
В результате изучения данного курса учащиеся должны прочитать и под руководством учителя изучить произведения, не вошедшие в базовый уровень, однако необходимые для учащихся 7 класса, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«курс "За страницами твоего учебника"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «За страницами твоего учебника» предполагает углубленное изучение литературы, посредством визуального просмотра и чтения произведений не входящих в основную программу 7 класса.
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на воспитание читающего, грамотного человека и на становление его гражданской позиции.
В результате изучения данного курса учащиеся должны прочитать и под руководством учителя изучить произведения, не вошедшие в базовый уровень, однако необходимые для учащихся 7 класса, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской литературы.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия, уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению.
Планируются следующие формы работы: просмотр экранизированных произведений, чтение произведений, развернутые ответы на проблемные вопросы, характеристики персонажей, составление отзывов о прочитанных произведениях и другие формы работ.
Цели курса:
Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.
Развитие разговорной речи учащихся
3) Воспитывать любовь к активному чтению.
Основные задачи курса:
Учить школьников размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.
Формировать гармонически развитую личность.
Совершенствовать умения и навыки работы по анализу художественного текста.
Учащиеся умеют давать оценку произведения на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия
Умеют анализировать лирическое и художественное произведение;
Умеют грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению.
Умеют составлять отзыв о прочитанном произведении.
Рецензия
Устойчивый интерес к русской литературе (данные психологических исследований) начинает формироваться в 10 -12. Поэтому актуальность программы заключается в перспективном обеспечении сформированности устойчивого познавательного интереса к предмету ученика 7 классов, так как при ее реализации ученик должен почувствовать радость в процессе познания нового при чтении художественной литературы, размышления над произведениями Данная программа актуальна, так как помогает подготовить обучающихся 7 классов к дальнейшему изучению курса , литературного чтения выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научить ориентироваться в потоке различной информации, обеспечить компетентностный подход в обучении предмету. Курс состоит из 34 часов (1час в неделю )
Главная цель курса – заинтересовать школьника русской литературой.. Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
Работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. Программа направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Однако, в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным конкурсам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА (34ч) среда
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Сроки
Виды деятельности
1
Литературная сказка.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
1
3. 09
Рассказ учителя, беседа, комментированное чтение.
2
А.П. Платонов «Волшебное кольцо».
1
10.09
Чтение и обсуждение ключевых страниц.
3
В.П. Астафьев «Белогрудка».
1
17.09
Рассказ учителя Беседа. Комментированное чтение.
Групповая работа.
4-5
П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка
2
25.09 к.ч
1.10
Просмотр мультфильма, вопросы по сюжету.
6-7
Рассказ.
А.И. Куприн «Чудесный доктор».
2
8,15.10
Рассказ учителя, чтение фрагментов беседа, индивидуальная работа (развернутый ответ на вопрос).
8-9
М. Шолохов «Судьба человека»
2
22,29. 10
Историческая справка, просмотр фильма,обсуждение
10-11
В. Распутин «Уроки французского»
2
3.11
7.11
Просмотр фильма, обсуждение
12-13
Рассказы А.П. Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия» и др.
2
24.11
3.12
Беседа. Отзыв. Чтение и анализ эпизодов.
14
О Генри «Вождь краснокожих».
1
8.12
Чтение и обсуждение , пересказ близко к тексту .
15
И.С Тургенев «Муму»
1
15.12
Просмотр фильма
16
И.С Тургенев «Бежин луг»
1
22.12
Чтение по ролям
17
Р/Р.Сочинение фантастического рассказа
1
29.12
Творческая работа
18
19
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
2
12. 01
19.01
Просмотр мультфильма
20
Личность и творчество Ч. Айтматова.
1
26.01
презентация
21
Лирика М.Ю. Лермонтова
1
2.02
Показ презентации
Выразительное чтение
22
Роман А.Р Беляев «Человек-амфибия» (научно-фантастический роман)
1
9.02
Просмотр фильма. обсуждение
23
Мифы и легенды Древней Греции
1
16.02
Просмотр мультфильмов
24-25
А. С. Пушкин «Повести Белкина»
2
23.02
1.03
Просмотр фильма «Метель»
26
Анализ лирического произведения
1
9.03 к.ч
Беседа. отзыв
27
Изобразительно-художественные средства
1
15.03
Анализ лирического произведения
28
Лирика С. Есенина
1
5.04
Выразительное чтение
29, 30
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
2
12.04
19.04
Анализ произведения
31
Роман. Г. Уэлс «Человек-невидимка»
1
26.04
Выразительное чтение
Работа с текстом
32
Читательская конференция.
1
3.05
33
Презентация «Мои любимые книги».
1
10.05
Аналитическая беседа.
Монологическая -диалогическая речь
34
Отзыв о прочитанном произведении (на выбор)
1
17.05
Творческая работа.
Литература для учителя:
1.История русской литературы. ХIХ век. В 2 частях. Под редакцией В. Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М. Владос, 2001.
2. Калганова С.Л. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей – словесников. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006.
3. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. - Ижевск, 1978.
4.Успенский Б.А. Поэтика и композиции. – СПб, 2000.
14. А. С. Пушкин «Повести Белкина» издательство АСТ. Москва 2007
15. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» АСТ. Москва 2011
16. Г. Уэлс «Человек-невидимка» Москва «Русское слово» 2012
Содержание курса:
1 Литературная сказка – 5ч
2.Рассказ – 13ч
3. Повесть – 5ч
4.Мифы и легенды – 1ч
5. Роман -2ч
6. лирика – 4ч
6. Развитие речи – 2ч
7.контроль знаний – 2ч
Оценивание учебных достижений учащихся, критерии и формы оценки.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся . Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определение, правила в конкретных случаях.
При оценке ответов ученика необходимо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа.
5 баллов ставится если ученик
полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературных понятий;
•обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести собственные примеры;
• излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
4 балла ставится, если ученик
дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет;
• допускает 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
3 балла ставится, если ученик
• обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но:
• излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке литературных терминов;
• не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
• излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
1-2 балла ставится, если ученик
• обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала;
• допускает ошибки в содержании произведения , искажая его смысл;
• беспорядочно и неуверенно излагает материал.
0 баллов ставится, если ученик
обнаруживает полное незнание материала.
Требования к знаниям учащихся:
• знать о жизненном и творческом пути выдающихся классиков русской литературы и других писателей XIX и XX веков (основные факты), почерпнутые самостоятельно из дополнительных источников, о творческой истории этапных произведений русской литературы, о важнейших периодах и
направлениях развития русской и зарубежной литературы,
• об оценке изученных произведений писателей-классиков в критике и
литературоведении; об основных характеристиках, необходимых для интерпретации и оценки художественных произведений: роды и жанры литературы, художественный образ, литературный тип, сюжет и элементы сюжетной
композиции, художественное пространство и художественное время, проблематика и пафос, авторский замысел и средства его воплощения в поэтическом и прозаическом произведениях, язык и стиль,
• об основных эстетических категориях и особенностях художественного познания: прекрасное и безобразное, трагическое, комическое и трагикомическое, ценностное отношение к миру и эмоционально-образное его воссоздание.
Умения учащихся:
• грамотно высказывать в устной и письменной формах свое отношение к художественному произведению;
• писать сочинение, очерки, отзыв, и другие письменные
работы литературно-творческого характера;
• соотносить произведения литературы с произведениями искусства.