kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурсная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

-рассказать об изучении детского языка и сравнить мышление современных детей с мышлением героев книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»Цель данной работы – познакомить с К.И.Чуковским -  лингвистом, с его трудами,
Для достижения цели работы были поставлены задачи:
- рассказать о борьбе К.И.Чуковского за «живое» в языке
-рассказать об отношении Чуковского-лингвиста к изменениям в языке
-рассказать об изучении детского языка и сравнить мышление современных детей с мышлением героев книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа»





Тема: « Лингвистическая деятельность К.И.Чуковского»



Номинация: Детские исследовательские и научные работы, проекты







Хороватая Марина , ученица 8 класса

МКО СОШ №3 им. Ф.А.Зубалова


Руководитель – Тегкаева Р.Г., учитель русского языка и литературы























С. Красноярское

2018 год



-2-



Оглавление


1. Введение – 3стр.

2.Глава 1.К.И.Чуковский – всесторонне развитая личность – 4стр.

3. Глава 2.Борьба за «все живое» в языке – 5-6стр.

4. Глава 3. Умение извлечь «портрет» писателя из «писательского стиля» - 7стр.

5. Глава 4. Исследование детской речи. Детская речь в 21веке 8-9стр.

6.Заключение -10стр.




























-3-

Введение

Корней Иванович Чуковский является основоположником детской литературы. Он прожил большую плодотворную жизнь -87лет. В памяти читателей К.И. Чуковский остался как непревзойденный сказочник, как автор «Мухи – Цокотухи», «Федорина горя», «Телефона», «Айболита», «Мойдодыра» и многих других любимых с детства сказок. Но мало кто знает К.И.Чуковского как исследователя языка.

«Я не лингвист, не ученый», — говорил о себе К.И. Чуковский. Это было, конечно, не так. Он был прекрасным, тонким исследователем, замечательным знатоком русского языка. К.И.Чуковский понимал законы языкового развития, умел объективно смотреть на факты языка, не выдвигая свое личное мнение как единственный аргумент при их оценке.

Его перу принадлежат такие лингвистические труды, как «От двух до пяти», «Живой как жизнь», «Высокое искусство»

Цель данной работы – познакомить с К.И.Чуковским - лингвистом, с его трудами,

Для достижения цели работы были поставлены задачи:

- рассказать о борьбе К.И.Чуковского за «живое» в языке

-рассказать об отношении Чуковского-лингвиста к изменениям в языке

-рассказать об отношении К.И.Чуковского к «канцеляризмам»

-рассказать об изучении детского языка и сравнить мышление современных детей с мышлением героев книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»

-рассказать об умении лингвиста извлечь портрет писателя из писательского стиля





-4-

Глава 1. К.И.Чуковский – всесторонне развитая личность

Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним «Корней Чуковский», прожил большую и плодотворную жизнь. В памяти читателей он остался как непревзойденный сказочник – автор «Айболита», «Крокодила», «Тараканища», «Мухи – Цокотухи» и множества других замечательных сказок. Но мало кто знает о том, что К.И.Чуковский был еще и выдающимся филологом – как литературоведом, так и языковедом.

Еще до революции Корней Иванович стал известным литературным критиком. После революции он становится известным переводчиком и теоретиком художественного перевода. К.И.Чуковскому принадлежат статьи об Авдотье Панаевой, Василии Слепцове, Николае Успенском. Он является исследователем творчества великого Н.А.Некрасова. Но сегодня я хотела бы поговорить о К.И.Чуковском как об языковеде.

Первой статьей, посвященной языку, стала «Старая книга и новые слова»,опубликованная в 1911году. В ней К.И.Чуковский, защищая И.А.Бодуэна де Куртенэ (редактора 3-его издания) от грубых, необоснованных обвинений журналистов, все же указал и на то, что в словаре нет новых слов(политических и технических терминов),твердо вошедших в общее употребление.

Прожив почти восемьдесят восемь лет, Корней Иванович все время шел вперед, пристально всматриваясь в бушующую стихию русского языка и отстаивал в нем красочность, подвижность, выразительность. Он восхищался живостью речи и ненавидел пуританизм и казенщину.







-5-

Глава 2.Борьба за «все живое» в языке

В1962 году итогом многолетних размышлений К.И.Чуковского о языке стала книга «Живой как жизнь», в которой он выступил как лингвист. Защищая живой язык от засилья бюрократических оборотов речи, он объявил «канцелярит» главной болезнью современного русского языка. С его легкой руки слово это вошло в русский язык.

«Живой язык никогда и нигде не строится по указке одного только здравого смысла. В его создании участвуют и другие могучие силы» - писал Корней Иванович. Он видел в таких алогизмах, как ужасно смешно, страшно рад и т.д. стремление к тому, чтобы в речи «была музыка и, главное, была выразительность»

Чуковский-языковед отстаивал все живое в речи перед лицом надвигающейся бюрократизации и стандарта. « Никто не спорит: наша нынешняя русская речь действительно нуждается в лечении, К ней уже с давнего времени привязалась одна довольно неприятная хворь., исподволь подтачивающая ее могучие силы. Но на эту хворь редко обращают внимание. Зато неутомимо и самонадеянно лечат больную от других, нередко воображаемых немощей»

О каких воображаемых немощах и о какой хвори говорит писатель?

Чуковский считал, что главная болезнь речи – «канцеляриты», засилье бюрократических оборотов. Он считал, что именно эта болезнь, а не иноязычные слова, жаргонизмы и сложносокращенные слова, может привести наш язык к хилости.

Он не мог оставаться равнодушным, когда видел убогие штампы, шаблоны в литературном произведении или обыденной речи. Особенно огорчали они его в детской речи. «Горько осознавать, что в наших школах

-6-

если не во всех, то во многих педагоги уже с первого класса начинают стремиться к тому, чтобы «канцеляризировать» речь детей»

Главную причину болезни речи К.И.Чуковский видел в равнодушии. Он считал, что именно оно рождает серый нудный язык. Писатель называл этот язык бессовестным, воровским жаргоном, потому что о самых мучительных для людей фактах он толкует гладко, с ледяным безразличием. «Все эти закругленные фразы отлично баюкают совесть», считал К.И.Чуковский.

Корней Иванович показывает, что заимствование иностранных слов – естественный процесс языкового развития. Он терпеливо объясняет читателю, что русский язык, вбирая в себя тысячи «иноплеменных слов», становится богаче и ярче. Но, считал К.И.Чуковский, нельзя злоупотреблять ими.

Чуковский-языковед постарался рассмотреть и объяснить читателям тяготение молодежи к жаргонным словам. Он предположил, что так она спасается от нудного казенного языка учебников.

Борьба писателя за чистоту русского слова была борьбой «против душевной пустоты, против попытки заткнуть словом прорехи мысли и совести»

Говоря о К.И.Чуковском как о языковеде, нельзя не вспомнить «В высоком искусстве»,книгу, которая насквозь лингвистична. В ней много точно найденных афористичных выражений, собрана целая коллекция переводческих ошибок и анекдотичных, и горьких. Книга учит свободе выбора выражений в собственной речи и к осторожному отношению к этому выбору.



-7-

Глава 3. Умение извлечь «портрет» писателя из «писательского стиля»

Для Корнея Ивановича литературоведческий анализ немыслим без анализа лингвистического. Чуковский – критик не оставляет без внимания стиль писателя или поэта. Он начинает свой анализ именно со Слова.

К.И.Чуковский мог, по мнению М.С.Петровского, извлечь «портрет» писателя из «писательского стиля». С анализа отдельных слов, выражений начинал анализ мировоззрения писателя, его творческой манеры.

Лингвистические наблюдения Корнея Ивановича тонки и существенны. Так о раннем Блоке в статье «Александр Блок как человек и поэт» он говорит: «Поэт мыслил одними сказуемыми. Такие бесподлежащные, бессубъектные строки Отлично затуманивали речь… Самое слово туманный было его излюбленным словом». А в статье о Бунине К.И.Чуковский пишет: «Ни у одного поэта нет такого изобилия глаголов, содержащих понятие цвета: чернеть, алеть, синеть…»

Анализируя стиль Куприна, он через любимые купринские слова показывает, что писатель настолько уверенно чувствует себя в изображенном им мире устоявшихся фактов, что может категорически утверждать: «все атлеты носят фуфайки», «все воры скупы».













-8-

Глава 4. Исследование детской речи

Как тонкий, вдумчивый и профессиональный языковед К.И. Чуковский предстает и в книге «От двух до пяти», в которой учил видеть в детской речи не только результат подражания взрослому языку, но и плоды самостоятельного творчества. Он писал, что каждый ребенок «есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни»

Слова, созданные детьми, К.И.Чуковский делил на две группы: имеющиеся в языке и отсутствующие в нем. По мнению писателя, большую часть составляют созданные детьми неологизмы.

Мать говорит дочери после долгой разлуки:

- Как ты похудела, Надюша. Один нос остался.

- А разве, мама, раньше у меня два носа было? – иронически возражает четырехлетняя дочь.

Мать рассердилась и сказала трехлетнему Ване:

- Ты мне всю душу вымотал!

Вечером пришла соседка. Мать, разговаривая с нею, пожаловалась:

- У меня душа болит.

Ваня, игравший в углу, рассудительно поправил ее:

-9-

- Ты сама сказала, что я у тебя всю душу вымотал. Значит, у тебя души нету и болеть нечему.

Уже маленький ребенок способен к словообразовательному анализу. Он действует так же, как и взрослые, использующие механизм народной этимологии: компресс – в «мокресс», термометр - в «теплометр»,валерьянку в «болерьянку» и т.д.

Именно в возрасте от двух до пяти, по мнению К.И.Чуковского, ребенок «становится гениальным лингвистом» и одаривает своих родных неологизмами собственного сочинения.

«Вообще мне кажется, что в возрасте двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти – шести годам, эту гениальность утрачивает» - писал К.И.Чуковский.

Книга переиздавалась двадцать один раз и с каждым новым изданием пополнялась.

И в 21 веке так же, как и в 20 веке дети мыслят нестандартно, также склонны к анализу. Они тоже мыслят вещами, предметами и т.д.

Мама сыну:

- Так поступать нельзя, не отнимай у Антошки игрушку

-Льзя, льзя, он меня песковал (толкнул в песочницу)

Дочка спрашивает у мамы:

-Если ненавижу – это не люблю, значит, люблю это навижу?

Образование сложных слов

- Он такой пузоход (трехлетний ребенок о своем друге)

-10-

Я не начаепился

Использование приставок

-Мама, купи мне мыльные пузыри. Мы с Ирой их будем выпузыривать



































-11-

Заключение

Все достижения К.И.Чуковского перечислить трудно, да этого делать и не нужно. Самой большой наградой для писателя стала безумная популярность и общенародная любовь.

В 1957году великому писателю, критику, лингвисту была присвоена ученая степень доктора филологических наук. К.И.Чуковский был награжден орденом Ленина(1957г.), тремя орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями. В 1962году ему была присвоена Ленинская премия. В Великобритании К.И.Чуковский был удостоен степени Доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.


























-12-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Чуковский К.И. Собрание сочинений. М.,1969г.


Чуковский К.И. От двух до пяти. М.,1970г.


Чуковский К.И. Высокое искусство. М.,1988г.


Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт.

П.,1924г.


Петровский М.С. Книга о Корнее Чуковском. И.,1966г

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конкурсная работа

Автор: Учитель-Тегкаева Рита Георгиевна работа Хороватой Марины

Дата: 02.10.2018

Номер свидетельства: 479518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конкурсная работа по математике для 7 класса на Школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2014-15 учебном году. "
    ["seo_title"] => string(131) "konkursnaia-rabota-po-matiematikie-dlia-7-klassa-na-shkol-nom-etapie-vsierossiiskoi-olimpiady-shkol-nikov-v-2014-15-uchiebnom-ghodu"
    ["file_id"] => string(6) "119229"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413369043"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ : " Мы хотим вас научить, как здоровье сохранить."  3 класс"
    ["seo_title"] => string(81) "konkursnaia-rabota-na-tiemu-my-khotim-vas-nauchit-kak-zdorov-ie-sokhranit-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "314009"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459594893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конкурсная работа "Удивительное насекомое медведка" "
    ["seo_title"] => string(56) "konkursnaia-rabota-udivitiel-noie-nasiekomoie-miedviedka"
    ["file_id"] => string(6) "228580"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441389150"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проектная работа"Каша - пища наша""
    ["seo_title"] => string(38) "proiektnaia-rabota-kasha-pishcha-nasha"
    ["file_id"] => string(6) "314021"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459596822"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проектная работа"Каша - пища наша""
    ["seo_title"] => string(40) "proiektnaia-rabota-kasha-pishcha-nasha-1"
    ["file_id"] => string(6) "314022"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459596829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства