kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Христианские мотивы в детской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовная литература воздействует на сознание человека, на его эмоции сильнее, чем светская. Знание Библии способно приблизить нас к пониманию самих себя. И лучше, если это происходит в детстве. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Христианские мотивы в детской литературе»



XIII районная научно-практическая конференция юниоров





Христианские мотивы в детской литературе

Уровень исследовательский, вид работы проблемно-поисковый





Автор: Фролов Георгий,

обучающийся 7 класса,

МБОУ «Мальтинская СОШ»



Руководитель: Васильченко Наталья Ивановна

Категория: 1

МБОУ «Мальтинская СОШ»















2016 год

Тезисы

  1. Духовная литература воздействует на сознание, на эмоции, на человеческую природу сильнее, чем светская.

  2. В детской прозе христианские мотивы обнаруживают себя в переложениях Священного писания для детей, в литературной сказке, в жанре святочного рассказа, в сюжетах фэнтези.

  3. Нравственную культуру литературных сказок в 19 веке определяет православие. Сказка – способ и результат мудрого проникновения в глубины народного сознания, основанного на вере.

  4. В «Сказке о царе Салтане…» А.С. Пушкина звучат призывы к христианским чувства – терпению, добру, покаянию, всепрощению.

  5. В сказке «Конек-горбунок» П.П. Ершова отчетливо обозначена позиция человека, воспитанного на христианской культуре.

  6. Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого обладает потенциалом для духовного воспитания детей. Многие сюжеты имеют параллели с христианством.

  7. В сказке «Мальчик-звезда» О.Уайльда душевное очищение героя становится возможным только после искупления своих грехов.

  8. Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» пропитана христианскими мотивами.

  9. В святочных рассказах наличествует архетипический для христианской традиции образ жертвы, и этой жертвой оказывается ребенок.

  10. Христианские мотивы в трилогии «Властелин колец». Писательский да Толкиена помогает читателю проникнуться христианскими идеями добра, всепрощения, верности долгу.

  11. «Хроники Нарнии» К.Льюиса действенны тем, что они не сразу выдают свою тайну. Они проповедуют не наставляя. Они написаны с любовью о Книге Любви – о Евангелии.

  12. Семья должна быть цитаделью Добра, хранящей Справедливость, Красоту, Свет, Тепло Вечности и Бога в душе. Этот первый шаг в великом духовном пути начинается с семейного приобщения к хорошей литературе.



Отзыв руководителя об исследовательской работе.



Исследовательская работа «Христианские мотивы в детской литературе» обучающегося 7 класса Фролова Георгия освещает проблему низкого духовного уровня населения. Данная проблема важна, потому что в наше время хорошую нравственную книгу заменили телевидение и компьютер. Люди мало общаются друг с другом, а особенно почти исчезло доброе семейное общение.

В исследовательской работе рассматриваются христианские мотивы прежде всего в детской прозе. Автор попытался найти их в наиболее известных детских произведениях. Прежде всего автор хочет понять то, как духовные мотивы воздействуют на сознание читателя, на его человеческую природу.

В исследовательской работе предлагается интересный подход к решению вопроса духовного воспитания детей. Автор предлагает возродить традицию семейного чтения, семейного приобщения к хорошей литературе, основанной на христианских традициях.

Поэтому считаю, что проблематика раскрыта на достаточном уровне. В целом исследовательскую работу «Христианские мотивы в детской литературе» Фролова Георгия можно считать актуальной.

























Оглавление



  • Вступление

  • Основная часть

  • Учебно-познавательная и нравственно- дидактическая литература

  • Литературная сказка с христианскими мотивами

  • Святочные рассказы

  • Фэнтези

  • Выводы, предложения

  • Использованная литература

  • Приложение



























Введение.



Цель: показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование детской литературы, проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских и зарубежных писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни.

Задачи:

• приобщение к духовному наследию своего народа;

•воспитание любви и уважения к Родине, к своему народу, к его духовной культуре, традициям;

•формирование умения определить своё отношение к прочитанному, к интерпретации канонического текста в творчестве того или иного писателя; умения выстраивать размышления о проблемах вечных истин в литературе и жизни.

Актуальность.

Актуальность данной темы состоит в проблеме низкого уровня духовности населения. Исчезла практически традиция семейного чтения хорошей, доброй, чистой литературы. Всё это заменили телевизор и компьютер. Хочется сказать, что семья и её ценности могут вернуть духовное воспитание. Стоит только ввести в семейную традицию чтение хорошей литературы с христианскими мотивами. Ведь необходимо развивать в детях нравственные чувства сопереживания, ответственности за другого человека, уметь взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нормами христианской морали, развивать чувство благодарения.



Сроки и место проведения данного исследования:

Данная работа была проведена в течение трёх месяцев на базе МБОУ «Мальтинская СОШ».

Методы исследования.

  1. Теоретический (изучение художественной литературы, СМИ, Интернет-ресурсов и т.д.)

  2. Анкетирование и опрос учащихся по данной теме.



Мне данная тема показалась интересной и нужной. Поэтому я решил в ней разобраться. Конечно, проанализировать всю детскую литературу невозможно по причине большого количества хороших книг, в которых можно найти христианские мотивы. Я решил проследить, как в сказках отражаются христианские заповеди. Я остановился на некоторых из них, самых известных.

























Вступление

Духовная литература воздействует на сознание, на эмоции, на человеческую природу сильнее, чем светская. Знание Библии приближает нас к пониманию самих себя, собственной речи, дает ощущение памяти родства, так необходимых для самосознания личности, нации, государства.

С принятием христианства на Руси источником грамоты, книжного знания становится еще церковь, монастырь. Они являются к тому же самыми полными хранилищами книг, библиотеками. Считалось, что детям слово Божие доступней, нежели греховным взрослым людям. Поэтому справедливей говорить о первых книгах круга детского чтения - книгах церковных, сопутствовавших духовной работе ребенка над собой, учивших говорить о сокровенном. Впоследствии создаются адаптированные для детского восприятия переложения Святого писания, специальные учебники «Закона Божия». В 19 веке появляется иллюстрированная “Моя первая Священная история”, адресованная самым маленьким читателям. Она включает ряд сюжетов и дает самые необходимые, но недостаточные сведения о священной истории. Другой возрастной категории адресована Библия для детей, составленная протоиереем Александром Соколовым и выдержавшая в конце 19 века несколько изданий. Повторное воспроизведение этой Библии осуществляется в 1991 году.

Таким образом, христианские мотивы обнаруживают себя в детской прозе прежде всего:

  1. в переложениях Священного писания для детей;

2) в литературной сказке;

3) в жанре святочного рассказа;

4) в сюжетах фэнтези.











Учебно-познавательная и нравственно- дидактическая литература.

Начало славянской книжной культуры было положено деяниями братьев Кирилла (826- 869) и Мефодия (820-885). Для переводов святые братья создали в 863 году славянскую азбуку - на основе греческого алфавита с добавлением еврейских и коптских букв. Азбука получила название кириллицы.

И в Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь, входящая в состав Священного Писания (Псалтырь - сборник изречений, притч из Ветхого Завета). Долгие века она следовала за Азбукой и была общесемейной книгой.

Роль Библии, религиозной литературы в развитии детской литературы.

Азбука и Псалтырь готовили к чтению главной книги – Библии. Библия была альфой и омегой книжной культуры в средневековой Европе и славянских странах. Зарождение литературы для детей было обусловлено процессом христианского просвещения.

Первое и на долгое время единственное произведение древней русской литературы, адресованное непосредственно как собственным детям, так и потомкам, идущим вслед: «Поучение» Владимира Мономаха. Параллельно книжной традиции развивалась традиция устной риторической словесности, в рамках которой юное поколение получало обращенное к нему авторское Слово. «Поучение» Владимира Мономаха (1053— 1125), написанное им вероятнее всего в 1117 г., незадолго до смерти. Оно является обобщением опыта человека, много пожившего и много свершившего. В древнерусских памятниках раскрывается тема воспитания идеального человека, которая впоследствии оформилась в так называемые «роман воспитания» (в европейских литературах) или «повесть воспитания» (в русской литературе) и вошла в набор популярных мотивов литературных сказок.

Первый образ ребенка в древнерусской литературе встречается в «Сказании о Борисе и Глебе», которое было написано по мотивам истории, изложенной в «Повести временных лет». Это сказание примерно датируется серединой XI века. В нем говорится о сыновьях Владимира, убитых в 1015 году Святополком Окаянным, их старшим братом. В отличие от летописной версии, сказание создавалось ради возведения жертв в чин святых мучеников (первых на Руси), поэтому оно более эмоционально, в нем использованы литературные приемы условности. Помимо поучений, сказаний, летописей, хронографов (исторических хроник), военных и бытовых повестей в круг детского чтения входили также жития святых. Жития стали прообразом книг о замечательных людях, оставивших благой след в истории; очевидно, что такие произведения чаще предлагались молодому поколению, на их основе создавались повести с реальным героем, чья жизнь и деяния изображены как пример для подражания.

Литературная сказка с христианскими мотивами.

Нравственную культуру литературных сказок в 19 веке определяет православие. Сказка для большинства писателей – способ и результат мудрого проникновения в самые глубины народной жизни и народного сознания, основанного на вере.

Основную роль в развитии литературной сказки сыграл опыт А.С. Пушкина. Уже в «Сказке о царе Салтане…» (1831) звучат призывы к христианским чувствам – терпению, добру, покаянию, всепрощению. Пушкинская сказка несет христианскую этику и идеи: расправа над носителями зла, отрицательными героями не принимается автором, поскольку она компрометирует саму идею добра.

Позиция человека, воспитанного на христианской культуре, ощущающего непрерывную вековую православную традицию, отчетливо обозначена в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок» (1835). Читатель видит в сказке особую модель мира – «землю Землянскую» православную, восточные «немские» страны у «окияна», в которые отправляется Иван в поисках Царь-девицы, и Царство небесное, где живут Солнце и Месяц:

Подъезжают; у ворот

Из столбов хрустальный свод;

Все столбы те завитые

Хитро в змейки золотые;

На верхушке три звезды,

Вокруг терема сады…

А на тереме из звезд –

Православный русский крест.



Герои Ершова верят, не рассуждая, ибо человек сомневающийся – не тверд в вере. Они полагаются на милость Божью и прибегают к молитве. Если в народной волшебной сказке чудо объясняется тем, что его творит волшебный помощник, в ершовской сказке мы находим иное объяснение: «Чудо Бог один творит!»

В 2015 году исполнилось 80 лет с того дня. Как из-под пера Алексея Толстого вышла сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Толстой не просто русифицировал итальянскую сказку Карло Коллоди «Пиноккио», полную моральных назиданий, но, через введение нового образа золотого ключика как символа счастья, наполнил ее глубоким смыслом. Буратино не Пиноккио, ему чужды обман, хитрость и изворотливость. Сказка о Буратино обладает потенциалом не только для нравственного, но и духовного воспитания детей. Многие сюжеты имеют параллели с христианством. Разговор Буратино со сверчком напоминает нам общение человека со своей совестью. В критической ситуации Буратино зовет на помощь единственную надежду – папу Карло. И он приходит на помощь. Можно легко увидеть параллель с помощью Божией человеку, находящемуся в безвыходной ситуации и призывающего Его на помощь. Так же как Творец дает человеку Книгу Жизни, читая которую, он учится общению с Богом и окружающим миром, так и папа Карло дарит Буратино азбуку. Уход с пути, указанного папой Карло, приводит к тому, что жизнь Буратино наполняют опасности. Но, несмотря на извилистую дорогу, Буратино, как блудный сын, возвращается в отчий дом, да еще с золотым ключиком. Мы понимаем, что ни Карабас Барабас, олицетворяющий в сказке зло, ни его приспешники не могут в полной мере быть счастливыми, поскольку безнравственны. И обладание золотым ключиком не делает героев счастливыми. Необходима та дверь, к замку которой подходит этот ключ, и за которой находится главная мечта – счастливая жизнь вечная, жизнь с Богом.

Рассмотрев христианские мотивы в русских сказках, обратимся к зарубежным литературным сказкам.

В сказке «Мальчик-звезда» автор Оскар Уайльд посредством антитезы раскрывает сущность не двух абсолютно противоположных героев, а одного. Мальчик-звезда в начале сказки предстает перед нами удивительно красивым. Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику. Но красота и беспредельная власть принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким. Из-за своей жестокости герой этой сказки становится уродом: душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить прежде всего свою мать – это, в конце концов, находит отражение на его лице. Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки. Толчком к исправлению как душевному очищению становится отвращение к собственной безобразной внешности. Красота возвращается к нему лишь после того, как он искупает свои грехи.

Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» пропитана христианскими мотивами. В эпизоде, когда Герда пытается войти в замок Снежной Королевы, ее туда не пускает стража. Попасть в него она смогла благодаря тому, что стала читать молитву «Отче наш». После чего стража, превратившись в ангелов, проложила девочке дорогу. В то время, когда Герда и Кай возвращаются в родной дом, бабушка читает Евангелие. После встречи дети все вместе начинают танцевать вокруг куста роз и петь рождественскую колядку, чем и закончилась поучительная сказка.

А начиналось это загадочное путешествие из мира добра в страну зла с осколка разбитого зеркала, попавшего в глаз Каю. Зеркало разбилось из-за того, что тролли (то есть бесы) отражали в нем все на свете в искаженном виде. Андерсен объясняет это тем, что бесы во врущем зеркале хотели отразить Творца. Бог, не допуская этого, сделал так, что зеркало вырвалось из рук бесов и разбилось. Образ Ада отражается в слове «вечность», которое Снежная Королева поручила сложить Каю. Ледяная, не созданная Творцом, вечность – это образ ада. В эпизоде, где олень просит волшебницу помочь Герде и дать ей силу двенадцати богатырей (двенадцать апостолов), она отвечает, что не сможет сделать девочку сильнее, чем она есть. Ее сила – маленькое любящее сердце. А Бог ей и так помогает. Противопоставление холода и тепла. С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает. Холод в сказке – это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло – это любовь.

Святочные рассказы

Довольно часто вслед за X. К. Андерсеном русские писатели обращаются в своих произведениях к жанровой структуре святочного рассказа, где социально- психологическое, нравственно-эстетическое вписано в каноны календарной литературы. а) Рождественский рассказ, б) рождественская сказка, в) пасхальная история, а шире — святочный рассказ — вариации жанра, берущего свое начало в мистерии, где художественное пространство трехмерно, трехуровнево: мир земной, реальный; мир горний, небеса и последний — преисподняя, ад. В святочном рассказе дан путь героя: его нисхождение — путь в ад, который материализуется в жизни земной, но этот путь чреват восхождением (или даже вознесением). В святочном рассказе, как и в мистерии, наличествует образ жертвы, образ архетипический для христианской традиции, и этой жертвой оказывается ребенок. Святочные рассказы писателей XIX в. Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, писателей рубежа XIX—XX вв. Л. Чарской, А. Куприна, Л. Андреева, М. Горького, А. Серафимовича не утратили своей ценности и сегодня.

 В центре внимания в дни Святок - Вифлеемский вертеп, путешествие волхвов, поклонение пастухов, звезда над пещерой... Вся вселенная замерла, увидев рождение чудесного младенца. И это событие, произошедшее больше двух тысяч лет назад, не просто вспоминается, как факт прошлого. Оно проживается нами сегодня - и сегодняшний свет Рождества в нашей жизни отражается в святочных рассказах.

  Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Это были драмы на библейские темы. Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, детства. В середине XIX века он сочинил несколько рождественских повестей и стал публиковать их в декабрьских номерах своих журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год». Диккенс объединил повести заглавием «Рождественские книги». «Рождественский гимн в прозе: Святочный рассказ с привидениями», «Колокола: Рассказ о Духах церковных часов», «Сверчок за очагом: Сказка о семейном счастье», «Битва жизни: Повесть о любви», «Одержимый, или Сделка с призраком» - все эти произведения густо населены сверхъестественными созданиями: и ангелами, и разной нечистью. Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена. Чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение врагов, забвение обид - популярные мотивы рождественских и святочных рассказов. Святочный рассказ, несмотря на пестроту и многочисленность текстов, принадлежащих разным эпохам и разным писателям, тем не менее, весьма легко узнаваем. В самом общем виде можно определить святочный рассказ как рассказ о случившемся в период зимних праздников чуде.

Рассказы начинаются обычно с описания несправедливости. Захлебывались слезами замерзающие сиротки, доведенные до отчаянья бедняки, плутали в бурю путники. Смутной тенью скользили привидения, суженый со страшной улыбкой глядел на невесту из мерцающего зеркального пространства, одинокий старик с раскаяньем вспоминал прожитые годы, помышлял о самоубийстве несчастный влюбленный, срубленная елочка тосковала о привольной жизни в лесу. Но видно, оттого, что происходило это в ночь под Рождество Христово, в великую ночь спасения, не утешенных не оставалось. По милости Провидения и сиротка встречала своего благодетеля, и бедняк получал наследство, и путник сквозь метель слышал звон колокольчика. Чудо входит в жизнь людей. В противовес нередко создавались реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, - «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского.

 Чудо совсем не обязательно связано с событиями сверхъестественного порядка - посещением ангелов или Христа (хотя встречается и такое), гораздо чаще это чудо бытовое, которое может восприниматься просто как удачное стечение обстоятельств, как счастливая случайность. Однако для рассказов, опирающихся на евангельскую систему ценностей, и случайности не случайны: в любом успешном стечении обстоятельств и автору и героям видится милостивое небесное водительство.

Интересно, что гармония порой обретается даже ценой смерти, причем автор обычно не покидает героя на ее пороге, вступая в небесные обители вместе с ним,- описание его «посмертного» блаженства как бы уравновешивает тяготы земного существования. Для маленького героя Ф. Достоевского сама смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало ему в действительности, - свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери. Именно «Мальчик у Христа на елке» стал, пожалуй, самым известным русским святочным рассказом.

 Сегодня пора вспоминать теплые и трогательные истории. Особенно важно, что никогда эти рассказы не прятались в отдельные «детские» и «взрослые» рубрики журналов и альманахов. Это рассказы для семейного, домашнего чтения. Перед чудом нет детей и взрослых, молодых и старых. У Христа на празднике не будет конфликта отцов и детей. Весточка из этого светлого мира - рассказы о том, почему на Рождество украшают именно елку (потому что только она стоит в лесу вечно зеленой, а значит, указывает на вечную жизнь), почему все люди и даже все звери спешат не только поклониться Божественному Младенцу, но и помочь тем, кто заплутал на пути к Его вертепу.

Вот она, цель святочного рассказа - усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о необходимости милости и любви.

Фэнтези

Христианские мотивы в трилогии "Властелин колец" рассмотрим на примере, относящемся к области добра.

Можно смело утверждать, что писательский дар Толкиена помогает читателю проникнуться христианскими идеями добра, всепрощения, верности долгу. Это произведение формирует некоторое мировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Таким образом, «Властелин колец» - это глубочайшее, сложное произведение, интересное и с философской, и с литературной точек зрения, и просто, как занимательная книга.

«Властелин Колец» – можно назвать сказкой, а сказка традиционно жанр нравоучительный. Добро и зло, белое и черное разделяются в ней решительно и категорически. Но превыше всего не честь и отвага, а милосердие и жалость, ибо без них добрые устремления не возымеют действия и даже могут стать опасными. Это абсолютный закон морали, по Толкиену, и как же он нам всем сегодня нужен...

Абсолютная ценность христианской идеи подчеркивается всем строением «Властелина Колец» - жалость и милосердие стали темой параллельного сюжета, тесно сплетенного с основным, но все, же, как бы идущего рядом, поскольку в нем нарушается закон классической сказки: зло следует карать без малейшего сожаления. Герой этого сюжета (вернее сказать, антигерой) - отвратительное, злобное, беспощадное существо Горллум. Он теряет Кольцо Власти в начале эпопеи, и в последний момент именно он, пусть против своего желания, уничтожает Кольцо и тем спасает мир от рабства и гибели.

Добро должно быть непреклонным, говорит нам Толкиен, и Горллума щадят не только кроткие хоббиты, его милуют Гэндальф, умеющий быть беспощадным, и великий воитель Арагорн, и суровые эльфы, обитатели Мрачного Леса, и командир разведчиков Фарамир, едва успевший остыть после жестокой битвы. Они разят слуг Черного Властелина в бою, и они же - по формуле Гэндальфа - не наносят удара без необходимости. Мир спасают Жалость и Милосердие, а это основные христианские догматы, которые невидимыми нитями проходят через все произведение.

Таким образом, анализ сюжета и жанровой природы произведения позволяет рассматривать «Властелина Колец», как современную героико-мифологическую эпопею, воплотившую в себе христианско-гуманистические идеи автора и основные принципы его эстетики.

«Хроники Нарнии» Клайв Льюис. Сам Клайв Стейплз Льюис писал для людей, которые имели возможность изучать «Закон Божий» в школе. С одной стороны, это знакомство с сюжетами священной истории позволяло им узнавать с полуслова аллюзии и намеки. В этих книгах, написанных англичанином и протестантом, более всех имеем нужду мы, русские и православные. Дело не только в том, что у нас практически исчезла христианская литература для детей. Важнее, что эти сказки заполняют пустую нишу в храме православной культуры. Наша традиция проповеди и духовного образования всегда была дидактична, поучительна. Но ребенку иногда становится тягостно от обилия строгих и умно-самоуверенных поучений. Ему бывает очень нужно, чтобы с ним просто посидели рядом и о чем-то помолчали. Или пошутили, или поговорили, как с равным.

Книги Льюиса действенны тем, что они не сразу выдают свою тайну: они проповедуют, не наставляя. Читатель сначала влюбляется в автора, в мир его мыслей и героев, а лишь затем начинает догадываться, откуда же берет начало тот свет, который наполняет собою весь мир писателя. Они написаны с любовью о Книге Любви — о Евангелии. Эта книга написана в обществе, где принято быть христианином. И написана она затем, чтобы человек влюбился в то, во что он раньше только верил.

Российскому читателю в этом отношении читать «Хроники» проще: для его восприятия «добрые вести из Иерусалима» еще вполне свежи. С другой стороны, сложнее: не только дети, но даже их родители вряд ли настолько знакомы с Евангелием, чтобы с ходу улавливать прозрачные намеки Льюиса и Аслана. Жить с Богом радостно и трудно. Жить без Него — в конце концов тоже трудно, но еще и серо. Жить по велениям Аслана трудно, потому что Он — «не ручной Лев». Его нельзя использовать в качестве гаранта или сторожа своего домашнего благополучия. Его дружбу и помощь нельзя подкупить. На Его помощь нельзя иметь ложных надежд, которые упраздняли бы активное действие самого человека. Он приходит, когда пожелает; — и все же желает, чтобы Его звали.

Еще трудна встреча с Богом, потому что из нее нельзя выйти неизменившимся. Аслан может ласково дыхнуть, а может поранить.

«Хроники Нарнии» состоят из семи сказок. Случайно или намеренно появилось у Льюиса это вполне библейское число — не знаю. Но как в Библии семь дней — это семь эпох мировой истории, так и у Льюиса вся история Нарнии — от ее создания до гибели — дана в семи эпизодах. Впрочем, прямых заимствований из Библии в сказках Льюиса нет. Разве что — в привычке называть детей «сынами Адама» и «дочерьми Евы». Создателя зовут Аслан, а не Бог или Христос. В первой хронике («Племянник чародея») Аслан, являющийся детям в облике золотого сияющего льва, творит мир. Он творит песней. Библия не говорит — откуда в нашем мире появилось зло. Человек приходит в мир, который еще добр, но в который уже прокралось зло. Само зло не живет — оно паразитирует на жизни и добре. Так и Колдунья отнюдь не создается песней Аслана, а в Нарнию она попадает некоторым паразитическим способом — ухватившись за детей. В Библии лишь подговорив людей, зло получает власть во вселенной; в Нарнии Колдунья тоже делает людей своими соучастниками… И Эдемский сад, и древо познания также узнаваемы у Льюиса.

Итак, в следующей сказке речь идет уже об Искуплении: Аслан отдает себя на смерть «по законам древней магии». Но по законам «еще более древней» магии — воскресает и уничтожает проклятие. Бог всегда требует, чтобы люди изменялись. И однажды, чтобы им это было легче делать, Он Сам принес Себя в жертву Своей любви к людям — не только для того, чтобы дать им пример, но и для того, чтобы поистине искупить их и вызволить из-под власти «древних заклятий» и соединить с Собою, чтобы дать им участие в Своей собственной Жизни, в Своей собственной Любви. Но для этого тем более человек должен стать таким, каким еще не был.

Евангельская основа «Хроник Нарнии» очевидна. В них можно встретить и прямую полемику с атеизмом, чьи аргументы очень похоже излагает Колдунья одурманенным детям в Подземье («Серебряное кресло»). А можно найти весьма прозрачную притчу о покаянии (Аслан, сдирающий драконьи шкуры с Юстеса в «Повелителе зари»). Но потому так важно указать и на ветхозаветные истоки тех черт, которые Льюис придает Аслану. Бог любит людей — и потому требователен к ним: требователен, ибо неравнодушен.

«Плохому мальчику» Юстесу кажется, что он случайно, бессмысленно, чуть ли не назло заброшен в мир Нарнии. И лишь через скорбь, покаяние и первые попытки заботы о других приходит к нему понимание того, что не он обречен на жизнь, а жизнь дарована ему. Понимание того, что, по законам Нарнии, в одиночку можно лишь умереть, но выжить можно лишь сообща.

Христианская любовь — дарующая, а не потребляющая: в ее глубине всегда просвечивает крест.

В общем, в Нарнии много евангельского. Читая «Хроники», полезно вспомнить о Евангелии. Но, читая Евангелие, было бы непозволительно вместо Христа вспоминать Аслана. Поскольку для детей это будет скорее всего первая книга о духовной жизни, надо им время от времени напоминать, что в человеческом, а не символически-сказочном мире, молитву надо обращать к Тому, Кто позволил Себя называть Иисусом, а не Асланом.

























Заключение.

Время, в котором мы живём, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Известно, что литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Семья должна быть цитаделью Добра, хранящей Справедливость, Красоту, Свет, Тепло Вечности и Бога в душе. Может ли человек в наше время жить по христианским заповедям? Ответ только один: может и должен. Этот первый шаг в великом духовном пути должен сделать каждый. И этот шаг начинается с семейного приобщения к хорошей литературе.

Прошли века – ничего не изменилось. Христианские темы и образы не стали менее актуальны в искусстве, а, наоборот, получили наивысшую степень остроты. Наверное, это вселяет надежду в то, что человек не деградирует, а, напротив, находится в поиске ответов на все те же вопросы и проблемы, которые волновали людей с древних времен: о добре и зле, о любви и ненависти, о прощении и выборе и многие другие.

«Сотвори мир в душе и пошли его людям» Ф.А. Абрамов.



















Список использованной литературы:

1) Андерсен, Г.Х. Сказки. – М.: РОСМЭН, 1990. – 150с.

2) Гопман, В. Книги обязаны хорошо кончаться. Статья. – М.: Риф, 1991. – 192с.

3) Григорьев, Н.В. Джон Рональд Руэл Толкиен «Властелин колец»/перевод Григорьева Н.В., Грушецкий В.И. – Ленинград: Северо-запад, 1991. – 207с.

4) Ершов, П.П. Конёк-горбунок. – М.: Детская литература, 1984. – 25с.

5) Моя первая священная история. В рассказах для детей П.Н. Воздвиженского. – С-П – М.: 1899.

6) Пушкин, А.С. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1985. - 170с.

7) Рождественская звезда. – М.: Рипол классик, 2014. – 205с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Христианские мотивы в детской литературе

Автор: Васильченко Наталья Ивановна

Дата: 14.05.2016

Номер свидетельства: 326596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока "
    ["seo_title"] => string(45) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "164719"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691464"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Мальчик у Христа на ёлке- презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(52) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "164722"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422691807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства