Просмотр содержимого документа
«Как сделать урок интересным, познавательным и нескучным»
Как сделать урок интересным, познавательным и нескучным.
Швец Елена Сергеевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Посерская основная общеобразовательная школа»
На какие ценности следует ориентироваться, занимаясь воспитанием и обучением детей? Данный вопрос не может быть риторическим, особенно в современной школе. И при всей сложности и многоаспектности в его решении прежде всего следует руководствоваться простой идеей: школа должна учить маленького человека жить в мире с самим собой, с природой, с окружающими его людьми. Пути, которые ведут к важному решению, очень разные. Поговорим о некоторых из них. Урок длится 40 минут или 2100 секунд, на каждой из которых может рождаться знание или скука, мысль или опасное безделье. Ценность этих секунд на уроке определяет учитель. В его власти сделать урок интересным и захватывающим путем к новым знаниям, к самосовершенствованию, к интеллектуальному общению, в котором обязательно должны присутствовать искра юмора, блеск таланта, изящное слово.
Вот некоторые приемы, которые, безусловно, помогут сделать современный урок познавательным интересным и нескучным как для детей, так и для учителя.
«Ассоциации».
Интересный и необычный прием, в котором выявляются образные представления о том, что предстоит изучать, уже изучено, или следует обобщить.
«Черный - песок – вода – это вереница высказываний, которые мог бы сделать шимпанзе, указывая на пляж на Гавайских островах. Но было бы нелепо объяснять шимпанзе различие между предложениями: «Песок рядом с водой черный» и «Нагревание создает на асфальте иллюзию воды». Дети зачастую тоже не могут выразить свою мысль словами. Это ведет к утрачиванию веры в себя. Игра в ассоциации играет важную роль в восстановлении эмоционального равновесия ребенка.
Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин». Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо; Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы. Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: нарисовать ассоциацию, сопоставить литературного героя с музыкальным произведением. Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но для этого они должны хорошо понимать литературного героя.
«Метафора»
Очень близко с ассоциациями находится метафора, где бы она ни встретилась, она всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка. Понимание метафоричности творческого мышления, метафорической природы интуитивных догадок диктует необходимость пристального внимания к этому явлению на самых различных стадиях обучения и воспитания, и особенно в школе.
«Фраза-картинка». Можно написать «Он рассердился», и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: «Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул». Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание – «показать» фразы, т. е. подобрать метафоры к ним. ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.
Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
«Вкусные слова...» Что значит «хороший запах»? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные метафоры, то возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, запах августовского вечера – дурманящий вкус жасмина, первые майские дни - свежие и чистые песни ландышей в лесу, хвойный дурман душного полдня, смолистый сосновый запах морского прибоя. Попробуйте подобрать метафоры к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.
Создание метафоры можно использовать как прием развития творческого мышления детей. А можно просто найти примеры метафор в поэтических текстах:
Наивная луна, кружок из белой жести
Над башней замка стынет.
Деревья в парке свили тени вместе –
Сейчас печаль нахлынет…
С. Чёрный.
А это детские стихи:
Тумана касаясь косой золотой,
Стоит на поляне березка.
Теряет красотка листочки кудрей –
Растрепанная прическа.
И платье прозрачнее с каждым деньком –
Изящного кружева нити.
Проказник осенний шалун-ветерок
Решил на клубок распустить их.
Кружит на поляне березка, а с ней
Рябины багрянец алей и алей.
Смеркается, дождик опять моросит.
Рябина, как свечка, горит и горит…
«Да или нет»
Задание – прослушайте предложенные утверждения и согласитесь или не согласитесь с ними, в этом случае - предложите правильный вариант.
(Она – балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).
Она – актриса, он – актёр. (Да).
Она – стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).
Она — учительница, он – учитель. (Да).
Она – подводница, он – подводник. (Да).
Она — конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).
Она – доярка, он – подойник. (Нет, дояр).
Она – писательница, он – писатель. (Да).
Она — художница, он – художник. (Да).
Она – швея, он – швец. (Нет, портной).
Она – медсестра, он – медбрат. (Да).
Он – профессор, она – профессура. (Нет, тоже профессор).
Он – певец, она – певица. (Да).
Он – кузнец, она – кузница. (нет, тоже кузнец).
Он – повар, она – поварёшка. (Нет, повариха).
Он – лётчик, она – лётчица. (Да).
Он – пилот, она – пилотка. (Нет, тоже пилот).
Он – космонавт, она – космонавтка. (Да).
Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз).
Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).
Он – акробат, она- акробатка. (Да).
Он – толкатель ядра, она – толкушка. (Нет, толкательница).
Он – кочегар, она – кочегарка. (Нет, тоже кочегар).
Он – рыбак, она – рыбачка. (Да).
Он – сторож, она – сторожка. (Нет, сторожиха – разговорный вариант).
Он – моряк, она – морячка. (Да, разговорный вар-т).
Он – матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).
Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, тоже стрелок).
Он – маляр, она – малярия. (Нет, малярша – разговорный вар-т).
Он – поэт, она – поэтика. (Нет, поэтесса).
Он – электрик, она – электричка. (Нет, тоже электрик).
Он — кассир, она — кассирша. (Да, разговорный вар-т).
Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да).
Он – носильщик, она – несушка. (Нет, тоже носильщик).
Он – рабочий, она – рабочая. (Да).
Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, тоже штукатур).
Он – каменщик, она – каменка. (Нет, тоже каменщик).
Он – портной, она – портная. (Нет, портниха).
Он – мельник, она – мельница. (Нет, тоже мельник).
Он – музыковед, она – музыковедьма. (Нет, тоже музыковед).
«Диаманта»
Существует множество разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на разных этапах урока, например на этапе рефлексии. Очень эффективным для работы с понятиями является написание диаманты, стихотворной формой из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Схема диаманты: 1 строка: тема (имя существительное); 2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия); 3 строка: действие (три глагола); 4 строка: ассоциации (четыре имени существительных) переход к антонимичным понятиям; 5 строка: действие (три глагола), 6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия); 7 строка: тема (имя существительное). Например, задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина. Царица. Злая, завистливая. Любуется, злится, приказывает. Пустота, ржа – свет, мир. Живёт, помогает, радует. Скромная, добрая. Царевна.
«Живые рисунки». Этот прием очень эффективен, он создает на уроке ситуацию заинтересованности. Он побуждает работать «молчаливых» детей. Прослушав или прочитав определенный текст, ученики воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, при помощи только междометий стараются выразить настроение героев, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней. «Крокодил»
Эту игру хорошо использовать на уроках обобщения знаний. Учащиеся делятся на две команды, одни демонстрируют с помощью мимики и жестов без слов и какого-либо оборудования какое-либо явление, случай из жизни героя, писателя, какое-либо правило правописания и т. д
«Рисунок на скале»
Первобытные люди рисовали важное для себя на стенах пещеры: оружие, животных, предметы быта. Ученику нужно назвать только одну вещь, символизирующую литературного героя, художественное произведение, автора. Например, хрустальный башмачок – Золушка, Алые паруса – Ассоль.
«Верю – не верю»
Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Учитель задает классу вопросы, которые начинаются словами «Верите ли вы, что…?» Дети соглашаются с этим утверждением или нет. Например, верите ли вы, что А.С. Пушкин сжег письмо от любимой жены?
Верите ли вы, что прообразом Татьяны Лариной, главной героини «Евгения Онегина», стала жена А.С.Пушкина – Н.Н.Гончарова? (ответ: нет, т.к. он начал работу над романом в 1823году, а женился в 1831г.)
Верите ли вы, что сам А.С.Пушкин, оценивая свой роман «Евгений Онегин», говорил о его идеальности? (ответ: отчасти, он говорил о романе «собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных…)
Верите ли вы, что сказка А.С.Пушкина «О золотом петушке» была написана во время эпидемии холеры? (ответ: да в Болдинскую осень)
«Шапка-невидимка»
Представим ситуацию, нужно срочно взять интервью и нет времени на его подготовку. Проиграем ее.
Учитель надевает на одного из учеников шапку-невидимку, на которой написано, кто наш герой, причем он сам об этом не знает, другой задает ему 2-3 вопроса, старается «разговорить» собеседника, в конце ученик должен догадаться, кем он был. Например, герой – участник шоу «Голос», Колобок, Дима Билан и т. д.
И в заключении хочется сказать, что, конечно же, можно много трудиться, и показывать, и спрашивать и заучивать, и решать… Но если мы не увидим самого главного – есть ли за всеми нашими усилиями развитие ребенка, вряд ли мы достигнем успеха..
Крылья нужны лишь тем, кто летает,
Подумай, как живут люди,
Что они делают, где они?
Задержись и подумай,
Почему одни ходят пешком, другие летают.
Некоторые опускают руки,
Продолжая ткать паутину из сюжета будней.
Ход жизни, который никогда не идет ни вверх, ни вниз,
Мы просто движемся по кругу,
Остальные не стоят на месте,
Борясь ежедневно против посредственности и идя вперед.