Просмотр содержимого документа
«"Как привить у ребенка любовь к чтению?"»
Как привить у ребенка любовь к чтению
Послушайте, папы, послушайте, мамы,
Доверьтесь совету, не будьте упрямы!
Ведь это кощунство, ведь это обман,
Когда вместо книги — телеэкран!
И утро, и вечер, недели подряд
Сидят ваши дети и в ящик глядят.
Жуют, в телевизор засунувши нос,
И их усыпляет телегипноз.
Они не играют, они не шалят,
Они не похожи на прежних ребят.
Компьютер и Интернет занимают прочные позиции в познавательной, развлекательной и образовательной сферах современных детей. Однако ни одна аудио-сказка или компьютерная игрушка не сравнима с печатными книгами.
Любовь к чтению учит ребенкасамостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у ребенка желание читать.
Развитие интереса к чтению — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Родители должны формировать устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, чем у школы, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.
Любовь к чтению необходимо прививать ребенкус раннего возраста, а не непосредственно перед школой. Любовь к книге у ребенка проявляется, в первую очередь, через слушание. Чем ярче и выразительнее интонации взрослых во время чтения, тем больше будет интерес ребенка к книге. Пусть чтение станет хорошей привычкой, хотя бы десять-пятнадцать минут в день. Даже если ребенок уже умеет читать самостоятельно, необходимо продолжать совместное чтение. Это лучшее время для общения и для закрепления хорошей привычки - читать, если ребенок имеет пример перед глазами - читающих папу и маму - ему тоже захочется читать. Хорошо, если есть библиотека дома. Рассматривать книжные переплеты, доставать их из полки, шуршать страницами. Это целый ритуал, предшествующий погружению в чтение. Также положительное влияние оказывает знакомство ребенка с любимыми книгами родителей, передайте их как семейную реликвию.
Нужно с раннего возраста приучать ребенка к бережному отношению к книгам. Рвать, заламывать и разрисовывать страницы в два года - еще позволительно, но в пять лет ребенок уже прекрасно понимает, как нужно обращаться с книгой. Пусть он знает, что книги имеют своё - место на полке - и приучается возвращать их обратно.
Правильное чтение — это техничное чтение. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.
Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
1. Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать меньше, но чаще. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
3. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В этом режиме ребёнок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых.
4. Для того, чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их ребёнок научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги. Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.
Послушайте, папы, послушайте, мамы, Доверьтесь совету, не будьте упрямы! Выбросьте телек, какой бы он ни был! За это вам дети скажут спасибо!