ТЕМА: Изучение жизни и творчества писателей 20 века. М. Шолохов
Аннотация
Данная работа раскрывает основные вопросы изучения жизни и творчества писателей 20 века, в том числе, М. Шолохова на уроках литературного чтения в школе нерусским языком обучения.
Даны практические рекомендации по изучению рассказа М. Шолохова «Судьба человека» по литературному чтению в 11 классе в школах с узбекским языком обучения.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Основная часть.
2. 1. Биография М.А. Шолохова. Изучение творчества Шолохова в средней школе.
2. 2. Изучение рассказа «Судьба человека» в 11 классе.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение.
Введение.
В истории русской литературы есть множество авторов и произведений, которые, как мне кажется, однажды войдя в школьную программу, останутся в ней навечно. Таковы А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. М. Горький. Наши бабушки и мамы знают наизусть «Песнь о вещем Олеге» и «Бородино», сегодняшние дети тоже изучают эти произведения. Совсем иное дело- М. А. Шолохов. С одной стороны, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной, Ленинской и Нобелевской премий, с другой стороны- постоянная критика, ставится под сомнение его авторство романа «Тихий Дон», являющегося вершиной творчества М. А. Шолохова. Прочитав несколько рассказов М. А. Шолохова, главы из «Поднятой целины» или «Тихого Дона»; внимательный читатель навсегда запомнит неповторимую манеру письма автора: удивительный пейзаж, яркую народную речь, незабываемые образы. Для всего творчества писателя характерна масштабность. В произведениях М. А. Шолохова всегда решаются вопросы, действительно очень важные для народа и страны. Герои его книг- казаки-станичники, колхозники, рабочие, солдаты, уже пожилые и совсем ещё дети. Писатель «хорошо знает и чувствует народную жизнь, горячо любит простого человека- труженика, понимает его душу, его надежды и чаяния. Вот почему так глубоко волнует читателей всё написанное им». Действительно, волнует. Переживаешь за героев «Донских рассказов», никогда не забудешь глаза Андрея Соколова, «словно присыпанные пеплом». Захватывает достоверность событий, картин, образов, точность малейших деталей и штрихов.
Актуальность моей работы в том, что со временем люди меньше и меньше вспоминают ужас войны, кое- где переписывают её. Мы всегда должны помнить человеческие потери войны, извлекать уроки, чтобы сами и наши дети жили в мире и согласии. Цель моей работы- извлечь ценное и полезное из жизни творчества писателя М. Шолохова в воспитании молодого поколения, показать воспитательную ценность рассказа «Судьба человека»
В чём же сила художника Шолохова? Почему «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Судьба человека» признаны вершинным достижением литературы ХХ века? Объясняется это, прежде всего, тем, что очень значителен, интересен, сложен и поучителен тот исторический опыт народа, о котором повествует Шолохов. Мировая война 1914-1918 годов, революция 1917 года, гражданская война, строительство новой жизни, Великая Отечественная война 1941-1945 годов, борьба за мир. «Книги М.А.Шолохова, воссоздающие исторический процесс во всей полноте, объективности, сложности, со всеми противоречиями, воспринимаются как честная, суровая и необходимая правда века»
В последнее время появилось выражение «переоценка ценностей, Коснулась эта переоценка и творчества М. А. Шолохова, но осталось незыблемо то общечеловеческое, что заложено в произведениях автора, что делает их по сей день современными и актуальными. Петр Палиевский в статье «Шолохов сегодня» (2005 год) писал: «Мы постоянно сталкиваемся у него с чем-то непредусмотренным, непроизвольным, независимым- одновременно выявляющим общий смысл. Шолохов остается одним из редких художников ХХ века, которые умели соединить целенаправленную идею с тем, что называется свободной правдой жизни». Вот эта правда жизни и интересна современному читателю.
Основная часть
2. 1. Биография М.А. Шолохова
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской, области Войска Донского (теперь Ростовская область). Его официальная биография выглядит так. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, выходец из Рязанской губернии, с молодых лет работал по найму, кочуя по донским хуторам и станицам. Мать Анастасия Даниловна, дочь крепостного украинского крестьянина Черниговской губернии, с двенадцати лет вплоть до замужества работала в помещичьем имении Ясеновка, находившемся неподалёку от хутора Кружилина. Малограмотная женщина обладала острым природным умом, живой, образной речью, душевным богатством, и эти качества унаследовал будущий писатель.
Однако в последние годы стали известны другие факты. На самом деле сын приказчика 1-го класса и внук купца 2-й гильдии (высшей для станицы Вешенской) в комсомол вовсе не мог быть принят как выходец из семьи эксплуататоров, оружие тогда давали только комсомольцам, естественно.
Его творчество автобиографично лишь в самой малой мере. И если верно предположение его старшего друга Е.Г. Левицкой: «В шатаниях Григория (Мелехова) есть, безусловно, много автобиографического...» - то уж совсем не приходится сомневаться в стремлении Шолохова оттолкнуться от прошлого, как бы начать совершенно новую жизнь
В 17 лет он был назначен продовольственным комиссаром в станицу Букановскую Царицынской губернии. В 1923 году М.А. Шолохов приехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом домоуправлении и не оставлял мечту стать писателем. В комсомольской газете “Юношеская правда” появляются фельетоны, подписанные псевдонимом “М. Шолох”. Вскоре литература стала его основной профессией. В конце 1924 года был напечатан его первый рассказ “Родинка”, а затем повесть “Путь-дороженька”. Шолохов примкнул к литературной группе “Молодая гвардия”, в которую входили М. Светло, Ю. Лебединский, А. Фадеев и другие писатели. В 1925 г. Шолохов уже публикует рассказ за рассказом в периодике, пять из них выходят отдельными книжками. Всего рассказов набирается два с половиной десятка. В том же году Шолохов включает 19 из них в первый свой сборник «Донские рассказы», который немедленно переиздается с дополнениями под названием «Лазоревая степь» (1926). Шолохова признали. Осенью 1926 г. он начал «Тихий Дон» заново - с описания довоенной жизни донского казачества. Когда само слово «казак» вызывало ожесточение, и мало кто представлял себе, какие они, эти казаки, Шолохов решил показать их всем не как полицейскую силу царизма, а как целый мир, мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир интереснейших личностей и сложнейших человеческих отношений.
В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны рассказывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм. Отношение советского народа к фашистам характеризует разговор, который передаёт писатель в очерки “На юге”. Во время перестрелки с окружённой немецкой частью молодой боец сказал: “Видно, это идейные фашисты, товарищ лейтенант. Смотрите, не хотят сдаваться, а вот прибьём их тогда и посмотрим что у них за идея, ответил лейтенант. После боя в захваченном обозе оказались тюки с детской обувью, отрезами материи, женскими пальто и другими награбленными вещами. На убитой территории врага лейтенант увидел хозяйничанья гитлеровцев и был ошеломлён проявлением неслыханного человеконенавистничества. “Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…” А рядом – залитые кровью ученические тетради и учебники…
Изучению творчества М. А. Шолохову отводится не так много места: два урока на рассказ «Судьба человека» в одиннадцатом классе.
Творчество М.А. Шолохова достаточно хорошо разработано в методике преподавания литературы. Это и монографии (например, Бирюков Ф.Г. «Жизнь и творчество Шолохова» ), и многочисленные статьи в журнале «Литература в школе» ( Нянковский М.А., Палиевский П., Чалмаев В.А., Кузнецов Ф….) и других изданиях. Казалось бы всё давно изучено и проанализировано, но с каждым классом вновь открываешь для себя, что-то новое, на что раньше не обратила внимание, тем более, что статьи о творчестве М.А. Шолохова продолжают появляться в печати, и следует говорить о новизне подхода к изучению его произведений.
2. 2. Изучение рассказа «Судьба человека» (1956 г.) в 11 классе.
С героями рассказа учащиеся знакомы по кинофильму. Задача учителя- так построить уроки по изучению рассказа, чтобы не осталось равнодушных. На первом уроке учащиеся знакомятся с биографией М.А. Шолохова, историей создания рассказа, с главными героями и сюжетом, пытаются понять смысл названия. На втором уроке уделяется внимание композиции произведения, пейзажу, особенностям жанра, в частности, наличию в тексте автора и рассказчика.
Обычно на уроках по изучению рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» ребята работают активно, с увлечением, эмоционально, их волнует судьба Андрея Соколова. Почему? Андрей Соколов-главный персонаж рассказа- не такой уж герой из героев Это рядовой солдат- труженик, каких насчитывались тысячи. И даже трагедия пережитая им, не является исключительной: в годы войны многие потеряли родных и близких людей. В этом рассказе покоряет умение М.А.Шолохова изобразить суровую правду жизни, с её трудностями и горестями. В нём с предельной ясностью, подлинной глубиной воплощены представления о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами. Рассказ написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких и психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первая встреча с немцами на дороге, попытка бегства, объяснения с Мюллером, второй побег, известие о погибшей семье и гибели сына. Материалов хватило бы на целый роман, но Шолохов умесил его в небольшом рассказе. «Это произведение надо считать эпопеей, то есть таким повествованием, в котором отражён критический момент в истории страны, судьба всего народа. Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека», - писал в своей книге Ф. Г. Бирюков. Судьба Соколова тяжела: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Казалось, потеряв всё, душа его должна превратиться в камень, но он находит в себе силы, чтобы усыновить беспризорного. На душе у Соколова становится легче и светлее. Жизнь обретает высокий человеческий смысл.
Финал оптимистичен- два человека нашли друг друга. Но из текста рассказа ребята узнают, что Андрей Соколов болен, у него болит сердце, болит так, что он боится, умерев ночью напугать сына. Так что же - не будет отцовского плеча, не вырастет сын? События, по всей видимости, ведут туда. Но в том – то и сила шолоховской идеи, что человек у него выше событий. «Вырастит – хотя и может случиться такое, что для него потребуется незримая сила преодоления, - не меньшая, чем у отца. И, осознав это мы читаем строки: «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя». Шолохов в самом деле слышит в каждом положении непредсказуемую жизнь. И его мысль, как и жизнь, находит среди взаимоисключающих возможностей единственные пути. В литературе ХХ века он главный носитель этого начала, что, конечно, есть мощная поддержка в жизни и мысли каждого из нас».
Название рассказа «Судьба человека» точно отражает его суть – жизненный путь простого русского человека, которому пришлось преодолеть множество испытаний. Через судьбу обычного солдата автор показывает, через что прошел весь советский народ? Вся жизнь Соколова — отражение того, что пережил каждый боец. Таков смысл заглавия произведения.
Само слово «человек» в названии подчёркивает главную мысль Шолохова – о том, как пройдя через ад, можно и нужно остаться человеком, способным на сострадание. Как, увидев, какие ужасы творит человек, не отчаяться и продолжать жить, надеясь на лучшее?
Тематика произведения «Судьба человека» отражает все тяготы и лишения войны, но еще больше в ней героизма и силы духа советского народа:
Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.
Любовь – любовь у Шолохова представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть. Соколов никогда не забудет свою семью.
Семья – семья в рассказе представлена, как наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.
Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подчёркивает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность.
Подвиг – рассказ Шолохова избавлен от пафоса и патетичности, однако в нём есть место настоящему подвигу, который, по мнению Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.
Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.
Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.
Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло.
Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.
Проблематика рассказа «Судьба человека» служит нам вечным напоминанием о том, что пережили наши предки:
Сила духа – Шолохов всячески подчёркивает силу духа своего героя, который не ломается ни перед чем, даже самой смертью. Такое качество советского народа сделало возможной победу над противником, превосходящим по силе и технической оснащенности.
Война – основная тема рассказа «Судьба человека». Писатель не склонен приукрашивать войну. Грязь, кровь смерть и насилие – вот, что представляет собой Великая отечественная война, лишённая всякой глянцевости. Однако Шолохов подчёркивает важность и необходимость вех этих испытаний перед лицом нацистского вторжения.
Измена родине – Шолохов подчёркивает патриотичность той войны, показывая непоколебимую преданность большей части советских граждан, проходящих через страшные муки, своему отечеству. Автор изобразил предателя, подчеркнув его одиночество в толпе. Люди не поддержали его, так как они сохранили верность стране аде под угрозой смерти.
Смерть – на протяжении всей войны смерть преследует героев, отнимая у них самых близких людей и угрожая им самим. Однако даже она не способна сломить бойцов, которые продолжают жить, несмотря ни на что.
Жестокость – главный герой сталкивается с нечеловеческой жестокостью со стороны немецких оккупантов, для которых человеческая жизнь не значит ничего. Избиения, издевательства и убийства со стороны нацистов становятся в плену обычным делом.
При изучении рассказа применяю такие методы и приёмы, как кластер, Т- схема, ЗХУ.
Синквейн
1. Андрей Соколов
2. Смелый, храбрый
3. Работает, защищает, победит
4. Андрей Соколов защищает свою Родину
5. Русский солдат
Пушкин дал высшее определение поэзии и личности Байрона - «властитель дум». О Шолохове можно сказать с полным основанием тоже самое. Его могучее влияние читатели ощутили уже в то время, когда появилось одно из первых изданий «Тихого Дона». Он, наряду с другими мастерами слова, доказал животворность тех принципов искусства реализма, которые сам определил так: «Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им пути борьбы.
Этим целям служит все творчество Шолохова. Писатель становился строгим свидетелем своего непростого времени, а это требовало, чтоб он осознавая всю долю ответственности перед обществом, историей, грядущими поколениями, чтоб он был честен, чтоб те уроки, которые он извлекает из прошлого, были действительно важными и духовно вооружающими людей, чтоб судьбы народные предстали во всей истине, пусть порой и очень горкой, отражали бы противоречия времени и были согреты таким чувством авторского сопереживания, на которое способно лишь большое, любящее, неравнодушное к жизни сердце гражданина и патриота.
Шолохов не был единственным создателем эпоса нашего времени. Но он увидел больше других, исследовал явления точнее многих и представил пережитое ярче и объемнее сравнительно даже с очень талантливыми прозаиками.
Шолохов рожден бурным временем. Отсюда — значительность проблематики, боевой гражданский настрой, эпический размах и острота эмоционального восприятия.
Книги Шолохова, воссоздающие исторический процесс во всей полноте, объективности, сложности, со всеми противоречиями, воспринимаются как честная, суровая и необходимая правда века. Шолохова – настолько он содержателен и эстетически глубок- с равным интересом читают крестьянин и рабочий, учитель школы и академик, юноша и старик, человек любой национальности. У него перенимают опыт наблюдательности, доброту, внимание к людям, требовательность к себе.
Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу со своими сложившимися представлениями о народе, точными наблюдениями, опытом непосредственного труда на земле. Он предстал как выдающийся знаток крестьянского быта, психологом, крупным мастером эпического повествования. Шолохов фактически впервые в русской литературе изобразил личность из народа, равную масштабу эпохи, национальной истории, философии быта, эстетике жизни, духовной культуре. Впервые в русской литературе недворянин стал в центре романа-эпопеи. Причем сильный, яркий во всех смыслах характер Григория Мелехова показан Шолоховым в исторической перспективе, на изломах судьбы русского народа. Автор наградил своего героя способностью любить дом, родину, женщину, а также страстным желанием жить в ценностях мира и добра. Ценой огромных потерь, нравственного перерождения Григорий оказался несломленным в условиях торжествующего зла, духовно преодолевая его.
Заключение
Уже в «Донских рассказах» определился слог Шолохова: земная, предметная основа, индивидуальная окрашенность, емкость образа. Каждый его образ – открытие таких сторон, которые обогащают наши представления о мире. Ведь можно сказать, например: «Сады расцвели», и Шолохов пишет: «Сады обневестились: зацвели цветом молочно-розовым, пьяным». Писатель подмечает поэзию в самом обычном: «На крыльцо вышел Николка, хрупкую тишину ломая перезвоном подкованных сапог…». Использует Шолохов в своем творчестве и цветопись: замшевые в прозелени меловые горы, вороненая рябь Дона, полынная проседь, бурый придорожник и т.д. Он умеет одухотворить неживое. Галька у него нацелована волнами, истоптанный конскими копытами придорожник – жевущой. В выборе слова Шолохов опирается на исключительное знание народного языка и фольклора. Стиль Шолохова оригинален именно тем, что в нем синтезированы устно-поэтические, просторечные и разговорные формы языка, с одной стороны, и тонко обработанная книжная речь – с другой. Герои его произведений говорят так, как должны были говорить в условиях места и времени, при данных обстоятельствах. Это необходимо для воссоздания полноты жизни. У каждого героя своя манера выражать мысли, свой словарь, тональность. «Каждое поколение по-своему прочитывает произведения М.А. Шолохова, воспринимает и трактует характеры героев, истоки и причины их трагических судеб. Задача учителя – помочь ученикам разобраться в сложнейшем смысловом «лабиринте» больших по объему произведений – «Тихий Дон», «Поднятая целина», приблизить их к авторскому пониманию событий, которые потрясли мир. Не секрет, что незнание современными читателями, в том числе и учащимися общеобразовательных школ, и студентами, социокультурных, исторических, бытовых реалий, воспроизведенных в шолоховских романах и рассказах, препятствует их пониманию, восприятию, а подчас ведет к грубым искажениям в прочтении текстов». А этого нельзя допустить. Поэтому и не ослабевает интерес к творчеству Шолохова, которое является, по сути своей, отражением XX века. По масштабности творчества и силе таланта я бы поставила М. А. Шолохова рядом с Л.Н. Толстым. Подтверждение этого являются слова Юрия Бондарева: «Особенность Шолохова в том, что его книги прочно врезаются в память, они не забываются, в какой бы обстановке мы ни находимся, о чем бы ты ни думал, как бы тяжело или легко тебе ни было».
Список использованной литературы.
1. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ.- М., Новый мир, 1990.- Т.1, часть 1, гл. 6.- С. 173-174.
2. Шолохов М. Судьба человека.- М.,Детская литература, 1981.- С. 11
3. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном. Жизнь и творчество М.А. Шолохова .-М.:, Просвещение, 1989.-С.5.
4. Кротова И. Заключительная статья к книге М. Шолохова «Судьба человека».-М.,Детская литература, 1981.-С.63.
Разработка урока «Красота души человека»
(по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Цель:
обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";
развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;
воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.
Методическое оборудование: портрет М.А. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека».
Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека», подготовить сообщения.
Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).
Оборудование: мультимедийный проектор, , презентация, кинофильм С. Бондарчука «Судьба человека», иллюстрации к рассказу.
Музыкальное сопровождение: просмотр музыкального ролика «От героев былых времен», музыка из фильма «Грозовые ворота».
Ход урока
1. | Организационный момент | 3 мин. |
2. | Вступительное слово учителя | 3 мин. |
3. | Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”. | 10 мин. |
4. | Анализ эпизодов | 10 мин. |
5. | Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. | 8 мин. |
4. | Подведение итогов урока | 7 мин. |
5. | Выставление оценок за урок | 2 мин. |
6. | Домашнее задание | 2 мин. |
I. Организационный момент. (Просмотр музыкального ролика «От героев былых времен».
1. Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи" (Музыка из фильма «Грозовые ворота»)
Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали:
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале -
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить-
Раз есть она, то как её прожить?
II. Вступительное слово учителя.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.
III. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.
Слово учителя.
Действительно, во все времена человек спрашивал себя: « Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?»Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ «Судьба человека». Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе.
Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою» (эпиграф) + (На экране)
Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965).
2. Работа над рассказом
- Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.
- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?
- А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?
- В чём своеобразие композиции рассказа?
-Что вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?
1. Довоенная жизнь;
2.Уход на фронт и прощание с семьёй;
3. Плен;
4. Гибель семьи;
5.Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном;
Класс разделен на группы, получены задания в соответствии с индивидуальными способностями учащихся.
- Какой была довоенная жизнь А.Соколова?
- Как Шолохов рисует жизнь героя до войны?
Итог учителя:
- А почему именно так?
- Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом?
- Чем эта фраза отличается от предыдущих?
Чтение эпизода
- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.
- В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..
Чтение эпизода
Анализ эпизода
Словарная работа
Оформитель
4. Анализ эпизода встречи автора с героями произведения.
Плен
- Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.
- Как Соколов попал в плен? (текст)
Чтение эпизода
Словарная работа –
Оформитель –
Анализ эпизода
- Как ведёт себя герой?
- Почему Соколов решается на побег?
- Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.
Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм)
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала?
Гибель семьи
- Ещё одно испытание - гибель семьи.
Чтение эпизода (
Словарная работа –
Оформитель –
Анализ эпизода
- Что помогло пережить, вынести всё это
- Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре?
- Глаза. «Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть».
- Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?
6. Анализ эпизода в церкви.
-Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?
Чтение эпизода (
Словарная работа –
Оформитель –
Анализ эпизода
8.Слово учителя.
- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?
- Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отнялавсё?
- Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.
9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека». Встреча Соколова с Ванюшкой.
- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
- После встречи с мальчишкой, у которого « глазёнки — как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).
- Реализация индивидуального задания
- Но не только вытерпеть, но и суметь сохранить доброе, чуткое сердце, способность подарить любовь и ласку людям.
- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»?
- Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом.
Итог урока:
V. Подведение итогов.
Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение «Андрей Соколов – главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
21