Исследовательская работа по литературе "У войны не детское лицо"
Исследовательская работа по литературе "У войны не детское лицо"
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками, всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их мужество и патриотизм во время Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Свою исследовательскую работу я назвала « «У войны не детское лицо» (Мужество и патриотизм детей в произведениях о Великой Отечественной войне)».
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками, всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их мужество и патриотизм во время Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа.
Во время Великой Отечественной войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей!
Вдумайтесь в эти цифры: каждый день умирало 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1 ребенок. Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.
Сегодня еще живы те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.
Тема дети и война является одной из самых малоисследованных в литературе. И это не случайно: ратные и трудовые подвиги во имя победы испокон веку считались уделом взрослых мужчин, война не детское дело. Война – это страшное зло, лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.
Я провела опрос среди 6-7 классов, знают ли они книги о детях войны. Из 30 опрошенных учащихся 6-7 классов 12 человек не читали таких книг вообще (См. приложение 1.)
А имена литературных героев детей войны не знают 66% учеников (См. приложение 2.).
Разве эти дети войны не образцы поведения для современных детей? Почему же сегодня мы про них так мало знаем? Наши родители читали и перечитывали книги о военном детстве, старались быть похожими на юных героев войны. К сожалению, в наше время ценности изменились: читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.
Основанием для исследовательской работы послужил целый ряд обстоятельств:
сегодня дети войны - последние свидетели тех трагических дней;
заинтересованность фактами из жизни сверстников времен Великой Отечественной войны;
возможность увидеть проявление мужества и патриотизма детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
Цель работы: методом анализа литературных произведений выявить, что «у войны не детское лицо», так как дети не в меньшей степени, чем взрослые, проявляли мужество и патриотизм в годы Великой Отечественной войны везде: на фронте, в блокадном Ленинграде, в концлагерях и оккупации, в тылу.
Цель определила такие задачи:
узнать о жизни сверстников, живших в годы Великой Отечественной войны, на примере произведений писателей;
уточнить значения понятий «мужество», «патриотизм»;
выяснить сходство или различие причин, толкнувших маленьких героев выступить на защиту Родины, и классифицировать произведения, учитывая эту специфику.
Объект исследования: стихи и проза о детях Великой Отечественной войны
Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ.
Место проведения исследования: село Ломовка, Кулебакский район, Нижегородская область, МБОУ Ломовская СОШ
1.1. Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне
Во время Великой Отечественной Войны и после нее в русской литературе возникло очень много книг, посвященных военным событиям. Это были произведения разных лет, от написанных в окопах стихотворений, до повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда люди получили возможность осознать происходившее.
С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Каждый третий из ушедших на фронт писателей - около четырехсот человек - с войны не вернулся. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям, большинство из которых стали фронтовыми журналистами, приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями, а многие просто оказались в строю - воевать в пехотных частях, в ополчении, в партизанах. Никогда писатель не слышал так отчетливо сердце народа - для этого ему надо было прислушаться к своему сердцу. Чувство общности, объединившее сражающийся против захватчиков народ, вело в бой.
Литература того времени прошла в своем развитии несколько этапов:
Военный. В этот период поэты и писатели, отправившиеся на войну, своими произведениями поддерживали патриотический дух народа, объединяли его в борьбе с общим врагом. Девиз времени «Убей его!» (врага), пронизывал эту литературу. Литература первого этапа по своему духу была описательной.
2. Послевоенный. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях – излишне ликующие и триумфальные. Они недоговаривали жуткой правды о войне.
3. Литература 60-80-х г. Настоящая правда о войне писалась, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей и бился за «пядь земли», побывал в плену. Она сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945г., тыл ; взрослые и дети – вот что в высоких и низких проявлениях воскресили эти писатели. Они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе взрослых солдат и совсем еще детей на фронте и в оккупации, жизнь в тылу.
1.2«У войны не детское лицо»
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина!
Разве хотела ты
нашей смерти,
Родина!
Роберт Рождественский
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Существует целое поколение, чье детство выпало на времена Великой Отечественной войны. Их так и называют - дети войны. Своеобразными оксюморонами звучат слова: «недетские страдания детей», «военное детство», «взрослые дети», стираются границы между словами « дети»,
« взрослый» («ведь взрослые всего лишь дети»), а значит, утеряно безоблачное, беззаботное, счастливое детство.
«Дети войны»…В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и мы, они мечтали, дружили, любили. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г. Дальше - вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу и воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности!
Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, угнали в концлагеря… Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера. Или родителей уже не было... Дети войны начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле или в госпитале. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер.
Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь. Да, война – не детское дело. Тема детей и войны в литературе является, на мой взгляд, одной из самых малоисследованных. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Об их подвигах повествуется в произведениях. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.
Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. В литературе тема войны и детей стала развиваться в шестидесятые годы 20 в.. Хотя повесть Валентина Катаева "Сын полка" была написана еще в 1944г., известной она стала гораздо позже.
1.3. Классификация произведений о детях войны
Вопрос о классификации произведений о детях войны всегда был и продолжает оставаться трудным. Науке известно большое количество классификаций литературных произведений. На одно и то же произведение можно смотреть с разных сторон, выявляя различную специфику. Некоторые литературоведы в основу классификации произведений, в которых говорится о том, что «у войны не детское лицо», берут во внимание то, кто они – дети войны? Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:
1)дети на фронте,
2)дети блокадного Ленинграда,
3)дети в оккупации и фашистских концлагерях,
4)дети в тылу.
Я считаю, что, учитывая перечисленные признаки, и литературные произведения, показывающие мужество и патриотизм детей, прошедших войну, можно классифицировать таким образом:
- стихи и проза о детях на фронте,
- стихи и проза о детях блокадного Ленинграда,
- стихи и проза о детях концлагерях и оккупации,
- стихи и проза о детях в тылу.
Кроме того, классифицируя произведения о детях на фронте, нужно учитывать, что дети на фронт попали по разным причинам:
-у одних война отняла у них дом, родных и им было некуда вернуться;
- другие убегали из дома, чтобы «бить фашистов».
- произведения, о детях, у которых не стало матери, и отец вынужден был взять сына с собой.
1.4. Мужество и патриотизм - важнейшие качества личности детей военной поры.
До войны мальчишки и девчонки, учились, помогали старшим, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священный патриотизм и мужество.
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. О патриотизме сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация. Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться» Этого высказывания не знали дети войны, но на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее, потому что Родина была в опасности. Это были маленькие патриоты большой войны.
Мужество – более глубокое качество, чем героизм. Мужество – это храбрость, присутствие духа в опасности, стойкость. Мужество – это способность человека совершить поступок во чье-то благо и ответить за него. Мужественные люди – гораздо сильнее героев. Они несут ответственность за свои поступки, и готовы всегда отстаивать свои действия. Гораздо сложнее быть мужественным, чем героем. Ведь мужество – это потрясающая закалка, несгибаемость, непоколебимость перед трудностями и ужасами войны. Такими были дети войны, они стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле». Героями не рождаются, героями делает жизнь, героями делает война. Разве считали себя героями эти дети? Сколько пришлось пережить, сколько крови и смертей они увидели! Но всегда они шли вперед вопреки смерти, вопреки самим себе, вопреки тому, что у «войны - не детское лицо».
2.1. Мужество и патриотизм детей на фронте в стихах и прозе о Великой Отечественной войне.
В своём дневнике немецкий солдат писал: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Но дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Дети войны повзрослели раньше времени. О них написано очень много замечательных произведений, потому что тысячи мальчишек и девчонок хотели помочь стране и воевали в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. И причины этого были разными.
Одних, голодных и промерзших, привозили в штабные землянки, потому что им некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. Звание «сын полка», не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами. Мужество и патриотизм детей на фронте и в оккупации - те важнейшие качества личности детей-подростков, которые воспеты в стихах и прозе о Великой Отечественной войне.
О мальчике, который потерял все и попал на фронт, написал Валентин Петрович Катаев. Свою повесть он так и назвал - «Сын полка». В ней говорится о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Воины нашей армии сержант Егоров и капитан Енакиев, наводчик Ковалёв и ефрейтор Биденко, не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитывали в нём лучшие качества настоящего человека: мужество и патриотизм. Маленького мальчика нашли разведчики в лесу: «В окопе спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад… Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови».Этот ребенок сравнивается с затравленным волчонком. Может ли быть такое сравнение? Наверное, может. Счастливым местом для Вани Солнцева оказалась палатка разведчиков: «Он ел с такой торопливой жадностью…В то же время не отводя взгляда от длинных ломтей ржаного хлеба».
Ване не верилось, что позади были три года нищеты, унижения, постоянного гнетущего страха, ужасной душевной подавленности и пустоты. Ему не верилось, что еще вчера он пробирался по страшному, холодному лесу один во всем мире, ночью, голодный, больной, затравленный, как волчонок, не видя впереди ничего, кроме гибели. Сердце его переполняет радость, когда его оставляют у себя разведчики и он становится сыном полка. В бою против немецких танков гибнет весь батарейный расчёт, и Ваню Солнцева направляют в Суворовское училище.
Как не парадоксально, но счастье ребенка заключается в том, что он находится среди взрослых мужчин, в самых опасных местах, где каждый день грозит смертью. А где же семья, детские игры и шалости? Где же детство? Это не детство! И разве Ваня один такой? Конечно, нет.
Нет! Не приключения храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага написал Валентин Петрович Катаев. Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, а если и там для них нашлось дело - это несчастье, беда, трагедия, и повода для восхищения и подражания тут нет.
Сыны полков. Разными путями они попадали на войну, лишившись детства. Встречалось и такое, что ребенок добирался до военной части, убежав из дома, чтобы «бить фашистов». И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции, и не отправляли их назад, домой. О мужестве и патриотизме детей пишет народный поэт БурятииАндрей Григорьевич Румянцев в стихотворении «Сыны полка»:
В наш городок сибирский, дальний Полк на постой пришел с войны. В нем был особый взвод солдатский, Наш брат бедовый – пацаны.
То были стреляные волки – Сыны полка.
А до этого голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки:
Великоваты были им шинели, Во всем полку сапог не подобрать, Но все равно в бою они умели Не отступать, а побеждать. Жила в сердцах их взрослая отвага, В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. К мирной жизни подросшие сыны полка все-таки возвращались, но пройдя нелегкими, не детскими дорогами войны: И только звякали медали Под нашим братом на полу.
И тут они – куда им деться – Кидались в гущу кутерьмы. Ребята возвращались в детство…
А вот еще одна судьба. Не детская доля выпала мальчику… В своей книге «Шел ребятам в ту пору…» Л. И. Харченко в рассказе «Маленький танкист» повествует о том, как у Васи Жигайлова не стало матери, и отец вынужден был всюду возить сына с собой. Работа у отца была непростая: то раненых перевозили, а то и снаряды. А тут его в танковую бригаду перевели. Куда девать малолетнего сына? И хоть не положено было держать детей в действующей части, для Васи сделали исключение: он в танке продолжал ездить вместе с отцом. Пока шли занятия у солдат, он залезал в танк и дотошно расспрашивал, как надо стрелять, что и как называется. И так быстро все освоил, что уже скоро сдал экзамены на стрелка-радиста. Теперь Вася уже недаром свой паек ел, наравне с солдатами участвовал в боях. Вот как однажды он выполнял задание: «Командование бригады решило послать в разведку Васю Жигайлова. На мальчишку меньше обратят внимание... Надели на него рваные штаны, дали сумку, в которую положили сухари, рассказали, что он должен разведать и как себя вести». У околицы села Равнополье его встретили немцы и повели в комендатуру. По дороге мальчишка принял смелое решение – бежать.
Рассказ «Маленький танкист» поражает трагизмом военного лихолетья. Вася Жигайлов стал свидетелем гибели отца, который пал смертью храбрых в одном из танковых боев. Отец и сын прикрывали отход товарищей, завязалась ожесточенная перестрелка. Мина разорвалась рядом с Петром Жигайловым, Вася увидел, как отец свалился на землю. Последнее, что увидел Жигайлов- старший, - глаза сына, полные слез.
2.2. Мужество и патриотизм детей блокадного Ленинграда в стихах и прозе о Великой Отечественной войне
«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова,у человека сжималось сердце. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, об этом писала поэтесса Елена Коковкина:
Твоя душа взметнулась в небо, Голодное покинув тело. А мать несла краюшку хлеба Тебе, сынок… Да не успела…
Не было света, воды, не было тепла и продуктов. Время наступило тяжелое, голодное, холодное с постоянными бомбёжками. Детдомовцам выдавали по 125 грамм хлеба, иногда по 75 граммов и очень жидкий-жидкий, но все же, горячий суп.Поэтесса Лидия Тимофеевна Хямелянина в своем стихотворении «Блокадный хлеб» писала:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Который в детском доме нам давали. Не из муки он был - из наших бед, И что в него тогда только не клали!
Есть одна книга, которая произвела на меня потрясающее впечатление. Она так и называется — «Блокада». Автор Юрий Петрович Воронов. В ней пронзительные, выстраданные стихи. Без особо ярких образов и метафор. Юрий Воронов создал свой поэтический памятник ленинградской блокаде, все девятьсот дней которой сам пережил в осажденном врагами городе:
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?.. Нам в сорок третьем выдали медали И только в сорок пятом – паспорта. И в этом нет беды. Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг стало страшно оттого, что мы не будем Ни старше, ни взрослее, чем тогда.
В повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая» речь идет о детях блокадного Ленинграда: «Из копны стали вылезать дети. Худые, полуголые, придавленные страхом и голодом, с глазами, полными слез». Кто же они? Ответ находим в повести: «Нас тут много…Семеро Мы из Ленинграда, из детского дома Эвакуированные.. Нас долго везли поездом, потом, когда немцы стали бомбить поезд, наши воспитатели были убиты и много детей сгорело.. А мы, которые остались живы, убежали… Бежали долго и заблудились… Нас было восемнадцать, осталось семеро. Одиннадцать умерло по дороге с голода – три девочки и восемь мальчиков. Не обижайте нас, тетечка миленькая.. нам всем очень холодно и мы хотим кушать…» Можно ли считать, что у этих детей было детство? Их счастье оказалось в том, что они остались живы, и нашла их добрая женщина, потерявшая своего сына.
Спасением, да и то не всегда, была «Дорога жизни» – ледовая дорога через Ладожское озеро. Она была фактически единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. В одном из первых стихотворений Александра Петровича Межирова «Ладожский лёд», участника обороны Ленинграда и боёв по прорыву блокады Ленинграда, снова судьбы детей:
Одинокие дети на взорванном льду - Эту тёплую смерть распознать не могли они сами И смотрели на падающую звезду Непонимающими глазами. Мне в атаках не надобно слова «вперёд». Под каким бы нам ни бывать огнём- У меня в зрачках чёрный ладожский лёд, Ленинградские дети лежат на нём. В школах учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. Об этом в стихотворении Юрия Петровича Воронова «В школе»:
Девчонка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.
Герой рассказа Алексея Ивановича Пантелеева «На ялике» - двенадцатилетний Мотя, ленинградский мальчишка, работающий на Неве перевозчиком под дождем снарядов и зенитных осколков. После гибели своего отца, который работал перевозчиком и недавно был убит осколком снаряда, на его место заступил сын. Пассажиры уважительно называют его Матвеем Капитонычем за его смелость, мужество и серьезность. Работает он так, что с любым взрослым потягаться может. Он всегда на посту: и днем и ночью, и в дождь и в бурю, и под осколками снарядов, которые в любую минуту могут его убить. Но Мотя преодолевает свой страх и мужественно выполняет свою работу.
2.3.Мужество и патриотизм детей в концлагерях и оккупации в стихах и прозе о Великой Отечественной войне
Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей. Только на Дону в период оккупации были убиты 61 тысяча граждан, более 130 тысяч вывезены в Германию из них 40 тысяч детей. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. Их было около 2 миллионов. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд ,Треблинка, Ора-дур , Лидице, Бабий Яр, Хатынь – это названия концлагерей, созданных фашистами. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Об этом написано немало произведений. Одно из них стихотворение Л.М. Голодяева:
Какая разница, где был под немцами, В Дахау, Лидице или Освенциме? Их кровь алеет на плацах маками Трава поникла, где дети плакали Дети войны – боль отчаянна И сколько надо им минут молчания!
В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Над ними издевались, их мучили, а дети не могли понять. В чем они виноваты. Это с пронзительной болью отражено в стихотворении Наума Моисеевича Коржавина: Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились — мучили детей. И это каждый день опять: Кляня, ругаясь без причины… А детям было не понять, Чего хотят от них мужчины. За что — обидные слова, Побои, голод, псов рычанье? И дети думали сперва, Что это за непослушанье.
Но их всё били. Так же. Снова. И не снимали с них вины. Они хватались за людей. Они молили. И любили. Но у мужчин «идеи» были, Мужчины мучили детей.
Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.
Тема повести Виктора Афанасьевич Козько «Скудный день» - оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место действия – небольшой белорусский городок; время действия – 10 лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение, - это напряженный тон повествования, который зависит не сколько от сюжетного развития событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос определяет весь стиль повести. Колька Летичка ,это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит, маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.И вот случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает – и убивает Кольку Летичку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в детстве. Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, - это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей: «Мама, спаси меня!» - закричал он на весь зал, как кричал на всю землю он в том далеком 1943, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.
Не лучшей была доля детей в оккупации. Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Детей отбирали у матерей и увозили в концлагерь. Вот строки из стихотворения Н.Карпова «В концлагере»: Враги везли детей на запад. Живя на мизерном пайке, Едва держались души в теле. Из них в далёком далеке Людское вытравить хотели. А следом, в ужас лагерей,
Ночным осенним небосклоном Летели души матерей… Те, кто читает стихотворение «Их расстреляли на рассвете», которое написал Муса Мустафович Джалиль, не могут сдержать слез :
Их расстреляли на рассвете, Когда вокруг редела мгла… Там были женщины и дети, И эта девочка была…
Сперва велели им раздеться И стать затем ко рву спиной. Но прозвучал тут голос детский, Наивный, чистый и живой: «Чулочки тоже снять мне, дядя?»- Не осуждая, не грозя, Смотрели, прямо в душу глядя, Трехлетней девочки глаза. - Чулочки тоже снять мне, дядя? На миг эсэсовец обмяк, Рука сама с собой, с волненьем, Вдруг опускает автомат.
В стихотворении «Варварство» показана сцена бесчеловечной расправы фашистских палачей над мирными жителями. Фашисты торжествуют, упиваясь своей жестокостью:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили…
Сама природа негодует против такой жестокости! При виде невинных жертв – детей и матерей – плачет земля, и в ярости рыдает мать – земля, и солнце выходит из-за туч, будто хочет последний раз обогреть детей. Всё живое негодует против такого варварства:
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
2.4.Мужество и патриотизм детейв тылу в стихах и прозе о Великой Отечественной войне
Но большинство детей сражалось на трудовом фронте: дети войны работали на заводах, колхозах, в госпиталях, девочки шили для бойцов кисеты, рукавицы, вязали носки и варежки. Не детская доля была у них! Но война не разъединила, а объединила детей и взрослых.
Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды.
Обо всем этом повесть Альберт Анатольевич Лиханова «Последние холода». Наверное, детское желание повзрослеть чаще других исполнялось во время войны. Очень быстро, за несколько дней меняется Колька, потому что, по словам А. А. Лиханова, «…взрослость приходит к нам не однажды, не в какой – то установленный всеми миг. Она приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное если не умом, то сердцем». Коля воочию увидел, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой… Коля видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице, в тифозном бараке. Живут вдвоем. К тому же Маша потеряла карточки, и они голодают. Никто об их беде не знает, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты. Доброта, любовь, забота о маме, забота друг о друге помогли им выжить. Вадик чувствует ответственность за Машу, защищал ее, кормил. Детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля: кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел, идет с Вадиком на «промысел» и не побоялся пойти в тифозный барак: «У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно». Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной. «Но что стоят добрые пожелания без поступков?» - говорит он себе. Мы видим, как мужает Коля, как становится сильным. Эти дети сумели пробудить в Коле добрые чувства: в нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы. Такое чувство появляется не вдруг, его нужно воспитывать в себе, преодолевая боязнь и страх. Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ними были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. В стихотворении Сергея Владимировича Михалкова «Пионерская посылка» говорится о том, как дети собирали посылки для солдат, воевавших на фронте:
Две нательные фуфайки,
На портянки – серой байки,
Чтоб ногам стоять в тепле
На снегу и на земле.
Меховые рукавицы,
Чтоб не страшен был мороз.
Чтоб с друзьями поделиться…
В эти тяжёлые дни для нашей Родины дети трудились на заводах, вкладывая свой непосильный труд в освобождение страны. Об этом повествует Владимир Родкевич в «Балладе о банке варенья»:
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка.
Пришли на заводы работать мальчишки,
Подставили ящики, чтобы достать до станка
Ребята помогали раненым в госпиталях, ставили спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин, о чем рассказывается в стихотворении Р.Рождественского «Концерт»:
Медсестра. Омский госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи, до чего же артисты маленькие»
Мы идем коридорами длинными
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, мандолинами
И большими пачками книг.
Заключение
Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, и молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа! Особенно сейчас, когда мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Выполнение исследовательской работы значительно расширило мои знания о произведениях о детях военной поры, которые сумели выстоять вместе со взрослыми все испытания, выпавшие на их долю; сумели сохранить человеческое достоинство, явились примером мужества и героизма, стойкости и преданности Отчизне в тяжелые годы Великой Отечественной войны, сознавали личную ответственность за все происходящее в стране.
Гражданственность и патриотизм – важнейшие качества личности детей военной поры.
В ходе исследования я пришла к выводам: 1. «Война» и «дети» - эти слова никогда не должны стоять рядом: «у войны не детское лицо». 2. Мужество и патриотизм детей в годы войны помогли выдержать все испытания и внести свой вклад в дело Победы над врагом везде: на фронте, в блокадном Ленинграде, в концлагерях и оккупации, в тылу.
3.Боль, страдания и утраты помогли детям войны воспитать в себе стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. 4. Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа особенно сейчас, когда мир не спокоен, не стабилен: в разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма.
Данный материал может быть использован на уроках литературы, классных часах, кружках.
Список использованной литературы
и Интернет-ресурсы
1. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т. – М., 2002
Воронов Ю.П.Сборник стихов «Блокада». - М.,1968.
Джалиль М. М. Избранное. –М., 1976 .
В.Катаев «Сын полка»- М., 1987
Николаева С.А. Дети и война [Литературно-критические очерки]. – М., 1991, - 158 с.
Родина мужественных: Стихотворения и поэмы военных лет/ Сост. Юрьев И.Я. – Ярославль: Верх. - Волж. кн. Изд-во, 1985
В Саласпилсском лагере смерти. -Рига:Латвийское государственное издательство, 1964.
Стихи Великой Отечественной. Мурманск, Кн изд-во,1974.
Пантелеев А.И. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Л.: Дет.лит., 1984
Лиханов А.А. «Последние холода» (1984)
Румянцев А.Г. За светом и надеждой [Вступ. ст.] // Венок Вампилову. – Иркутск,1997.
Межиров А.П.«Ладожский лёд» (1965)
Сергей Михалков. Собрание сочинений в одном томе. М, 2003.
Радкевич В.И. Под звездами: Лирика.Сборник.Пермь,1964.
15. http://www.dayudm.ru/article.php?id=3121 – ОТДАЛИ ВСЕ БЕЗ ОСТАТКА, воспоминания людей, которые были детьми в годы войны.
http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm – дети в период ВОВ
http://www.sergiev-posad.ru/gorod/history/?id=3852 – Война и дети
http://www.world-war.ru/cat_index_130.html – Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне