kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Образ Учителя в произведениях русской литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель – самая благородная профессия. Именно учитель дает путевку в жизнь молодому поколению. Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы  не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии - только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Я не буду учителем». Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными,  обращаются к образу своего учителя.

В исследовательской работе сделана попытка показать образ Учителя в произведениях русской литературы 19 и 20 веков на примере следующих произведений:  «Уроки словесности» А.П. Чехова, «Храбрые  беглецы» А.И. Куприна, «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, «Уроки французского» В.Распутина,  «Тринадцатый подвиг Геракла»  Ф.Искандера.

        Цель исследовательской работы: показать образ Учителя в произведениях русских писателей.

          Задачи работы:

  • Изучить произведения  русских писателей, раскрывших образ учителя.
  • Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.
  • Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Образ Учителя в произведениях русской литературы» »

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№101»

Советского района г. Казани

Республики Татарстан







Направление: науки об искусстве, литературе



Исследовательская работа

«Образ Учителя в произведениях русской литературы»









Учащийся: Халилова Лилия

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Хузиахметова Лилия Наильевна













Содержание стр.

  1. Введение………………………………………………………………...3



  1. Образ Учителя в произведениях русской литературы……………...5

2.1. Образ учителя в рассказе А.П. Чехова «Учитель словесности..5

2.2. «Храбрые беглецы» и их учителя в одноименном рассказе А.И. Куприна………………………………………………………………...6

2.3. «Педагогическая поэма А.С. Макаренко»..……………………..7

2.4. «Уроки французского» В.Распутина…………………..………10

2.5. «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера…………………11



  1. Заключение……………………………………………………………13

  2. Использованная литература………………………………………….15





























Введение

Учитель – самая благородная профессия. Именно учитель дает путевку в жизнь молодому поколению. Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии - только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Я не буду учителем». Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными, обращаются к образу своего учителя.

Мне выпало счастье встретиться со многими замечательными педагогами. Большинство из них – это люди удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Они не признают работы «от и до», а отдают ей все свои силы и время. Именно таким учителям русские писатели посвящали свои лучшие произведения. Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными, обращаются к образу своего учителя.

Все большие русские писатели в какое-то время своей жизни беспокоились о народном образовании, многие открывали школы, работали учителями, учили своих и чужих детей. Державин Г.Р. открыл 6 народных училищ в Тамбове, завел школу в своем доме, сам из Москвы выписывал карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников. Крылов И.А. учил детей князя Голицына. Жуковский В.А. был придворным педагогом, учил будущего царя Александра 2, составлял учебники, карты. Н.В.Гоголь преподавал историю и географию. Тургенев И.С. учредил школу в селе Спасском. Гончаров И.А. был домашним учителем в семье художника Майкова. Некрасов Н.А. открыл на свои средства бесплатное «училище для обучения крестьянских детей грамоте». Для одних писателей преподавание было радостью, отдыхом, для других - житейской необходимостью; для Льва Николаевича Толстого оно было главным делом в жизни. Он открыл школу в Ясной Поляне и составил свою «Азбуку».

В исследовательской работе сделана попытка показать образ Учителя в произведениях русской литературы 19 и 20 веков на примере следующих произведений: «Уроки словесности» А.П. Чехова, «Храбрые беглецы» А.И. Куприна, «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, «Уроки французского» В.Распутина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера.

Цель исследовательской работы: показать образ Учителя в произведениях русских писателей.

Задачи работы:

  • Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.

  • Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.

  • Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.

Новизна работы заключается в том, что мы попытались на примере литературных произведений показать, какие трудности преодолели представители профессии «учитель» в процессе работы над собой, прежде чем пришли к пониманию, что учитель – человек творческий, с неординарным мышлением, способный принимать быстрые решения, не пугающийся трудностей.

Актуальность продиктована временем. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

  1. Образ Учителя в произведениях русской литературы

2.1. Образ учителя в рассказе А.П. Чехова «Учитель словесности»

В 1894 году русский писатель Антон Павлович Чехов написал рассказ «Учитель словесности». Для Л.Н. Толстого школа была радостью, «поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться». К сожалению, нельзя сказать этого о главном герое рассказа Чехова - учителе словесности Никитине. История души чеховского персонажа обыкновенна, но самому герою она представляется глубокой драмой. Попытаемся разобраться в этом.

Сергей Васильевич Никитин – счастливчик, получивший и приличное место службы - учителя гимназии, и обеспеченное семейное положение. Но процесс его «взросления» ещё не завершен. Достигнув материального благополучия, он испытывает недовольство жизнью. Чем же оно вызвано? Чехов пишет: «Он с уверенностью говорил себе, что он вовсе не педагог, а чиновник, такой же бездарный и безличный, как чех, преподаватель греческого языка; никогда у него не было призвания к учительской деятельности, с педагогикой он знаком не был и ею никогда не интересовался, обраться с детьми не умеет; значение того, что он преподавал, было ему неизвестно, и, быть, может, даже он учил тому, что не нужно». Главный герой думает, что он не способен учить детей, так как сам не уверен в правильности выбора профессии. Хотя минутой раньше Никитин размышляет: «Ты – педагог. Работаешь на благородном поприще. Какого же ещё тебе нужно другого мира? Что за чепуха!» В процессе долгих мучительных размышлений разум побеждает, герой приходит к мысли, что всё, окружающее его сейчас – это иллюзия. Всё, что он раньше считал истиной: престиж, достаток, «семейное благополучие»- ничтожно и бессмысленно. А причиной всему является пошлость, « нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости». Всё, что он раньше считал истиной, ничтожно и бессмысленно.

Антон Павлович Чехов создает образ ещё одного учителя, учителя истории Ипполита Ипполитыча, «самым нужным и самым важным считалось у него по географии черчение карт, а по истории - знание хронологии; по целым ночам сидел он и синим карандашом поправлял карты своих учеников или же составлял хронологические таблицы». Ни о каком творчестве, поиске истины, диспутах на уроках истории Ипполита Ипполитыча не было и речи. Даже перед смертью он повторял лишь знакомые всем истины, а душа его так и осталась во мраке. В минуты размышлений Никитин приходит к выводу, что его коллега « был откровенно туп, и все товарищи и ученики знали, кто он и чего можно ждать от него…»

В результате долгих раздумий чеховскому учителю захотелось творчества, «говорить с кафедры, сочинять, печатать, шуметь, утомляться, страдать». « Ему захотелось чего-нибудь такого, что захватило бы его до забвения самого себя, до равнодушия к личному счастью…»

2.2.«Храбрые беглецы» и их учителя

в одноименном рассказе А.И. Куприна

В описании «казенного сиротского пансиона» отразились впечатления Куприна А.И. от московского Александровского сиротского малолетнего училища, где он был около трех лет, до поступления в 1880 году в кадетский корпус. Очень интересны портреты воспитателей и типы детей. Рассказ Куприна показывает, как борется яркая, полная жизненных сил детская душа за свое право свободно развиваться. Мы видим, как велико бывает расстояние между ребенком и учителем, если второй выбрал профессию не по призванию.

Главному герою мальчику Нельгину после многих унижений наконец посчастливилось встретить учителя, который отнесся к нему с его неистощимым и чудовищно пышным воображением с пониманием, уважением и лаской. Княжна Л. не только не стала наказывать мальчиков за побег, но и увидела в Нельгине, который взял и чужую вину на себя, человека, достойного не только сострадания, но и уважения. Куприн пишет, что классные дамы, пришедшие к нему в его лазаретную комнату, разговаривали на французском языке: «Нельгин ровно ничего не понял, но, как мог, он все-таки переводил разговор на свой язык. Ему казалось, что прежняя начальница сказала:

-Не выпороть ли нам этого мальчишку?

А другая сказала:

-Нет, зачем же, он такой маленький и худой.

«Первая ласка от чужого человека». Именно так княжна Л.(Елена Александровна Ливен) сумела пробудить в детской душе доверие ко взрослому человеку. Он «прошептал восторженно со слезами на глазах:

-Для тебя!.. Всё!

Нет, на мой взгляд, похвалы больше для учителя, чем слова благодарности от ученика.

2.3. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко

Воспитанник А.С. Макаренко Колос И.Г. вспоминал: «Для нас Антон Семенович Макаренко был всем, что может дать семья своим детям, учителем, другом, наставником, отцом». Это отзывы о великом учителе, авторе «Педагогической поэмы», чье 120 - летие отмечало 13 марта все педагогическое сообщество. Антон Семенович воспитывал трудных подростков. Он просто жил рядом со своими воспитанниками, работал вместе с ними. К каждому он старался найти «свой ключик». Жизненное кредо Макаренко: «Видеть хорошее в человеке всегда очень трудно…. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».

Макаренко в своем произведении раскрыл образ педагога - новатора. Деятельность Учителя представлена как борьба за детскую душу. Максим Горький писал: «Поздравляю Вас с хорошей книгой, горячо поздравляю!»

Еще в молодые годы А.С.Макаренко показал себя искренне преданным своему делу, талантливым, ищущим новых путей в воспитательной работе. Пророческими оказались слова совета института, в котором получил образование будущий педагог: «Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности по русскому языку».

В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах гектаров двести соснового леса. В лесу поляна. В одном из ее углов находилась новая колония для правонарушителей. Именно в этой колонии и трудился небольшой, но целеустремленный коллектив, которому предстояло дать путевку в жизнь малолетним преступникам. Кто же были учителя, на чью долю выпал такой жребий?

«Лидия Петровна была очень молода - девочка. Она недавно окончила гимназию и еще не остыла от материнской заботы». О ней А.С.Макаренко писал: «…Лидочка - чистейшее существо, я рассчитываю на нее вроде как на прививку». Второй учитель колонии Екатерина Григорьевна «была матерый педагогический волк». Первые их воспитанники имели «богатое прошлое»- вооруженный квартирный грабеж, которые помоложе обвинялись в кражах. Но никакие трудности не способны были сбить этих влюбленных в свое дело педагогов.

Первая реакция воспитанников на воспитателей была следующая: «В первые дни они нас даже не оскорбляли, просто не замечали нас». Через неделю один из них был арестован за убийство и ограбление. Воспитатели были потрясены этим известием. Кроме того, в колонию приходили ограбленные селяне и «трагическими голосами просили помощи». Такое положение подтолкнуло Макаренко к прочтению множества педагогической литературы. «Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог применить к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».

В это время колония все больше напоминала «воровскую малину». Антон Семенович совершил поступок, которого потом он стыдился всю жизнь, но который изменил отношение к нему воспитанников и стал переломным в их отношениях.. В первый раз он ударил своего ученика за неуважительное отношение к учителю. «…ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство». Но в глазах воспитанников авторитет Антона Семеновича возрос. Размышляя над этим фактом, педагог пришел к выводу: «Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок». Такое же мужество требовалось от Макаренко, когда он читал доклад о дисциплине, в котором «позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждавших, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше полагаться на самоорганизацию и самодисциплину».

Каждый день терпеливо, шаг за шагом Макаренко и его сподвижники приближались к заветной цели. Скоро ребятам поручили охрану государственного леса. Что «очень подняло нас в собственных глазах».

В поисках новых форм воспитания Антон Семенович сделал вывод: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона» Он старался занять воспитанников всякого рода работой: купил свиней, приобрел лошадей, организовал борьбу с самогонщиками в среде деревенских жителей, учил военной зарядке и азам военной науки и выработал коммунарскую систему работы в отрядах т.д.

«Многое прошло и многое забывается…. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, много десятков их уже подходят к окончанию вуза». Не это ли показатель результативности работы педагога. Труд Макаренко не пропал даром, он сумел воспитать человека, полноправного гражданина, который будет трудиться на благо свое Родины.

2.4. «Уроки французского» В. Распутина

В повестях и рассказах Валентина Распутина главное внимание уделяется исследованию человеческих характеров, психологии героев, их нравственным поискам. Наибольшую известность получил рассказ «Уроки французского», в которой рассматриваются важные проблемы школы.

Валентин Распутин посвятил рассказ «Уроки французского» матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему его учительницу. Распутин рассказывал: «Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».

Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа "Уроки французского". Это та самая Лидия Михайловна Молокова. В газете «Труд» напечатана статья о Лидии Михайловне: «Правда, она не сразу согласилась на интервью: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать... Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью». Лидия Михайловна вспоминала: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции... Только преподавала я там уже не французский, а русский язык - для тех, кто владел французским. Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье... Спустя годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала…»

Лидия Михайловна, учительница французского, преподавала не только учебный предмет, но и не прописанные в расписании уроки доброты. Она всячески старалась помогать мальчику. Распутин пишет: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

2.5. «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера.

Темой небольшого рассказа Фазиля Искандера является обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. Начинается эта история с появления в школе учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававших математику. Само имя как нельзя более подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлении которого в классе ученики «замирают».

С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.

Рассказчик, от лица которого ведется повествование, и его одноклассники вскоре прониклись уважением к этому спокойному человеку, невольно заставившему учеников серьезно относиться к учебе. Ироничный Харлампий Диогенович со временем дал понять изворотливому подрастающему поколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя к этому нужно с ранних лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо человечества Геракл уже совершил. Харлампий Диогенович – Учитель с большой буквы.





































Заключение

Почти все русские писатели так или иначе рассказывали в своих произведениях об учителях, о взаимоотношениях между учеником и воспитателем, о становлении молодого поколения.

Проанализировав несколько произведений русской литературы, позволим себе сделать несколько выводов:

  1. У каждого ребенка остается память о школьном учителе, плохая или хорошая зависит от личности учителя;

  2. На характер и поведение учителя влияли историческая эпоха и состояние общества;

  3. Наглядно убедились, что учитель-это не только профессия, это призвание души;

  4. С конца 19 века образ учителя в литературе сильно изменился. На смену определениям «чудовища в юбке», «злые, крикливые, нервные», «нетерпеливые, придирчивые», «плачущие от раздражения», убежденные в «непоколебимости и верности нравоучительных анекдотов» пришли определения «аккуратная, умная, красивая, с внимательными глазами, «чистейшее существо», человек, способный на «немедленный анализ и немедленное действие», убежденные, что нельзя найти «в насилии какое-то всесильное педагогическое средство».

Двадцать пять веков назад один из мудрейших писателей мира Софокл сказал:

И в минувшем, и в грядущем

Лишь один закон всесилен:

Не проходит безмятежно

Человеческая жизнь.

Не проходит безмятежно человеческая жизнь. Можно с уверенностью сказать, что не проходит бесследно и труд Учителя. Не побоюсь рядом с этими вечными строками повторить слова выпускников нашей школы: «Мы никогда не забудем родную школу, тех учителей, которые воспитывали нас, отдавая всю любовь, терпение и знания…».









































Использованная литература

  1. Повести и рассказы. А.П. Чехов/ сост. А.М. Турков.- М.: Сов. Россия, 1983. - 345с.

  2. Воспитание гражданина/Сост. Р.М. Бескина.- М.: Просвещение, 1988. – 304с.

  3. Рассказы. Куприн А.И./Ил. Ю.С. Гершковича.- М.: Правда, 1983. – 512с.

  4. Час ученичества. Соловейчик С.Л. – Переизд. – М.: Дет.лит., 1986.- 383с.

  5. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./авт. – сост. В.П. Полухина.- М.: Просвещение, 2002.- С. 119-170.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская работа «Образ Учителя в произведениях русской литературы»

Автор: Хузиахметова Лилия Наильевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы. "
    ["seo_title"] => string(58) "obraz-snieghurochki-na-stranitsakh-fol-klora-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "120932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413825168"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: « ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО »"
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkoi-litieratury-na-tiemu-osobiennosti-khudozhiestviennogo-mirooshchushchieniia-a-p-chiekhova-rannieie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "249885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446988917"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Княгиня Ольга исследовательская работа"
    ["seo_title"] => string(45) "kniaghinia-ol-gha-issliedovatiel-skaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "304351"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457704173"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Равноапостольная Княгиня Ольга исследовательская работа"
    ["seo_title"] => string(63) "ravnoapostol-naia-kniaghinia-ol-gha-issliedovatiel-skaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "304353"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457704271"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Роль жаргонизмов в русском языке (научно-исследовательская работа)"
    ["seo_title"] => string(71) "rol-zharghonizmov-v-russkom-iazykie-nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "311636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459239299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства