Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: "Игровые технологии на уроках литературы"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2 ИМ. В.В.ТАЛАЛИХИНА»
Адрес: г. Саратов, ул. Чехова, 4а
Тел. (факс): 62-91-50,62-91-63
Исследовательская работа
учителя
высшей квалификационной категории
Стынги Надежды Константиновны
по теме: «Игровые технологии на уроках литературы»
Саратов - 2021 год
Данная работа рассматривает литературную игру как эффективную форму контроля знаний учащихся, раскрывает способы проведения литературных игр, их структуру, место в учебном процессе.
Все документы, регламентирующие задачи современного курса литературы в школе, говорят о том, что уроки литературы должны помочь ученикам в развитии творческих способностей, эстетических и нравственных ориентиров, гуманистических принципов. А «одной из главных целей литературного образования должно явиться формирование квалифицированного читателя, у которого к окончанию обучения должна быть сформирована достаточно устойчивая шкала ценностей и определен круг читательских интересов».
ФГОСы третьего поколения нацеливают на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Как же добиться того, чтобы в процессе знакомства с книгой от юного читателя не ускользнули, на первый взгляд, незаметные художественные особенности, из которых складывается ткань произведения, его колорит, его тональность?
Заинтересовать учеников самим процессом чтения, вырабатывать потребность юного человека читать умные, серьезные книги, вводить его в удивительный мир художественной литературы, формировать эстетический вкус читателей-подростков помогают нетрадиционные формы промежуточного контроля, такие как литературные игры, кроссворды, которые не только не снижают стремление наших учеников-читателей попытаться проникнуть в глубины творческой лаборатории писателя, а напротив, концентрируя внимание на сюжете, стиле произведения, его композиции, художественной детали, учат подростков вниманию и уважению к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в осмыслении и анализе целого круга авторских проблем.
Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово. С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно-пренебрежительно: «Всё играете, как дети малые», то глубокомысленно цитируем пушкинское: «Что наша жизнь? Игра…»
На уроке учащиеся с удовольствием участвуют в игре. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней.
Я провожу литературные игры по творчеству русских писателей и поэтов, входящих в школьную программу по литературе. Литературная игра обогащает культуру, расширяет кругозор, формирует эстетический вкус ученика, развивает творческую активность, обогащает словарный запас и совершенствует грамматический строй речи. В литературные игры включаю вопросы, касающиеся областей искусства, тесно связанных с литературой: театра, живописи, музыки, кино. Литературные игры помогают школьнику в усвоении учебного материала. Считаю, что «литературная игра – это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка, возможность проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период работы над текстом».
Подготовку к игре начинаю при первом знакомстве с книгой. От урока к уроку, всё глубже проникая в ткань произведения, ребята учатся составлять характеристики персонажей, отмечая индивидуальные особенности их внешности, речи, манер, вкусов, мироощущения…, работают с малоупотребительной сегодня лексикой, выписывают крылатые выражения, учат наизусть отрывки. Игра проводится после прочтения текста, перед большим серьезным разговором по ведущей проблеме произведения.
Способы проведения литературных игр различны. Я практикую два варианта. Литературные игры проходят как традиционно (соревнование между командами), так и по системе КСО (коллективно-самостоятельного обучения), когда каждый ученик получает индивидуальный материал с подробным описанием задания и установкой на результат. Большая часть заданий и вопросов ориентирована на усвоение школьниками тех разделов программы, которые составляют основу государственного общеобразовательного стандарта по литературе. Наряду с этим в литературные игры включаю задания, рассчитанные на учащихся, углубленно занимающихся литературой.
Вопросы и задания по творчеству каждого писателя располагаются по степени нарастания сложности – от вопросов, требующих простой репродукции знаний, до заданий, предполагающих элементы аналитической работы.
Каждая литературная игра содержит вопросы и задания, направленные на проверку:
а) знания биографического и историко-культурного контекста изучаемого произведения;
б) знания и понимания текста конкретных произведений;
в) усвоение основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией;
г) навыков анализа и интерпретации произведений соответствующего жанра.
В заданиях повышенной трудности стремлюсь привлечь внимание к тем аспектам произведения, которые в максимальной степени отражают творческую индивидуальность писателя, - к особенностям художественной манеры, языка, ритмики.
Литературные игры помогают проконтролировать уровень усвоения той или иной литературной темы, дают возможность раскрыться наиболее талантливым и эрудированным ученикам, попробовать свои силы в выполнении нетрадиционных заданий остальным учащимся.
При всей кажущейся простоте каждой игре предшествует большая подготовительная работа. Немалых усилий требуют сценарий и оборудование игры.
Подготовить интересные вопросы, задания бывает нелегко. Но ненамного легче вести игру. От учителя зависит и настроение команд, и отчасти исход игры. Каждая игра должна быть целостным действом, со своим сюжетом, композицией, определенным темпоритмом. На долю учителя ложится и драматургия, и режиссура игры, и исполнение одной из центральных ролей. Правда, в отличие от театрального или кинорежиссера, у учителя нет возможности повторить с актерами плохо сыгранный эпизод. Более того, «актеры» вообще не должны ощущать режиссуру.
При проведении игры вполне уместна бывает ирония, добрая шутка, например, для того, чтобы подчеркнуть абсурдность какой-либо нелепой версии и заставить участников мыслить в ином направлении, но я никогда не высмеиваю неправильный ответ, так как это унизит игроков и моментально разрушит взаимопонимание между ними и мною. Конечно, я предполагаю, какой вопрос вызовет серьезные затруднения, на какой вопрос скорей всего ответят сразу, а на какой следует ждать множество нелепых ответов.
Напряжение во время игры достаточно велико, но участники должны быть уверены в добром отношении к ним, должны почувствовать, что учитель радуется за всех участников игры.
Литературная игра идеально подходит для итоговых занятий в конце года или полугодия; она может быть связана с любым материалом, изучаемым на уроках литературы: с творчеством и биографией писателя, с работами критиков, с теоретическими понятиями, но увлекательной игру делают нетрадиционные конкурсы, такие, как «Бюро находок», «Чудеса в решете», «Штрихи к портрету», «Четвертое лишнее», «Кушать подано», «Библиотечка литературных героев», «Ошибочка вышла», «Киноверсии» и другие.
В условиях игровой ситуации, раскрепощающей её участников психологически и мобилизующей интеллектуально, происходит актуализация накопленных знаний.
Применение литературных игр может способствовать также и реализации межпредметных связей, если использовать, например, такие рубрики: «Исторический деятель в литературе», «Неведомые земли в произведениях русских писателей».
Удовольствие от демонстрации имеющихся знаний, азарт, вызванный соперничеством, стремление стать лучшим знатоком литературы, возможность самореализации каждого участника в творческом процессе игры – всё это благоприятно сказывается на формировании и развитии интереса к предмету, особенно если сделать этот праздник мысли традиционным.
Таким образом, литературные игры – это эффективная форма контроля, которая позволяет учителю объективно оценить полученные учащимися знания, оживить учебный процесс, придать ему занимательный характер.
Считаю, что такая система контроля весьма актуальна в последнее время, когда от учащихся требуется хорошее знание художественных текстов, глубокое понимание проблематики произведения и его художественных особенностей.
Литературная игра позволяет быстро и эффективно определить, насколько хорошо усвоен материал, насколько внимательным было чтение.
Обращаться к литературным играм надо как можно чаще, ибо, по словам немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера, «В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».
Литературные игры помогают совершить захватывающее путешествие в мир литературного творчества, узнать множество интересных и полезных сведений, испытать радость борьбы и наслаждений победой, сочетать нужное и полезное с приятным.
Конспект литературной игры по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита» (1928-1940) как роман – лабиринт».
Цель: проверка знаний текста романа, его проблематики, главных образов; развитие способности анализировать поступки героев, делать выводы, обобщать; создание условий для реализации творческих способностей учащихся через участие в проектной деятельности.
Оборудование: портрет М.А.Булгакова, карточки (26 штук) для 1 конкурса «Три мира в романе»: Латунский, Иешуа, Бездомный, Босой, Мастер, Соков, Каифа, Азазелло, Николай Иванович, Гестас, Берлиоз, Маргарита, Поплавский, Понтий Пилат, кот Бегемот, Стёпа Лиходеев, Фрида, Алоизий Могарыч, Марк Крысобой, Воланд, Гелла, Коровьев, Левий Матвей, профессор Преображенский, Шариков П.П., Иуда.
Ход игры
1 этап.
Слово учителя.
Я приветствую всех на нашем уроке. Сегодня у нас заключительный урок по творчеству М. А. Булгакова, который пройдёт в форме литературной игры на тему: «Мастер и Маргарита» (1928-1940) как роман – лабиринт». Соревноваться в знаниях, творческих заданиях будут 2 команды. Представляю жюри.
2 этап.
Многие литературоведы называют произведение «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова романом – лабиринтом, т.к. в романе волшебным образом переплетаются пути - дороги разных миров, поэтому 1 конкурс называется «Три мира в романе».
Задание: команды получают по 13 карточек, на которых имена персонажей, но есть и карточки - обманки с именами героев Булгакова из других произведений. Ваша задача: распределить персонажей романа М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита» по 3-м мирам (древний Ершалаим 2000 лет назад, современная Москва 30-х годов 20 века, мистический мир во главе с Воландом), исключив карточки – обманки.
За каждый верный ответ – 1 балл. Время выполнения 2 минуты. Подсчёт очков.
3 этап.
2 конкурс был дан в качестве театрального проекта и назывался «Роль эпизода в концепции романа».
Задание домашнее: выбор эпизода, инсценирование и краткий ответ на вопрос: какова роль эпизода в концепции романа.
1 команда представляет проект «Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри» (гл.2).
Примерный ответ на вопрос.
Этот эпизод открывает ершалаимский мир 2000 лет назад. Фрагмент напоминает библейский сюжет, где Понтий Пилат допрашивает Иисуса Христа, а потом подписывает приказ о его казни – распятии. Отличие в том, что Иешуа не сверхчеловек, как Христос, а всего- навсего сын человеческий, нищий бродячий философ. Именно этот эпизод мы считаем одним из главных в романе, т.к. в этом фрагменте Булгаков предлагает нам поразмышлять о философских и этических проблемах. Философские проблемы: Что такое добро и зло? Что такое истина? В чём смысл человеческой жизни? А нравственные проблемы – это прежде всего ответственность человека за свои поступки, проблемы совести и веры. Перечисленные проблемы будут решаться всеми без исключения героями.
2 команда представляет проект «Явление героя» (гл. 13).
Примерный ответ на вопрос.
Мы выбрали эпизод из московских глав романа. В клинике для душевнобольных людей Мастер – писатель, создавший роман о Понтии Пилате, ночью через балкон приходит к Ивану Бездомному, чтобы рассказать историю своей любви, своего романа, своей болезни. Этот эпизод очень важен, т.к. история Мастера – это основа всего романа. Судьба самого М.А. Булгакова отражается в судьбе Мастера (травля критиков, высокая образованность, противостояние с властью, внутренняя независимость, невозможность увидеть напечатанным свой главный роман). Страницы романа Мастера оживают, и мы оказываемся в Ершалаиме. Все сюжетные линии романа связаны с героями романа Мастера.
За проект – максимально 5 баллов. Подсчёт очков.
4этап.
3 конкурс «Отгадай по реплике героя»
А за квартиру Пушкин платить будет? (Босой)
Каждому будет дано по его вере. (Воланд)
Я погибаю вместе с тобой. (Маргарита)
Свободен! Свободен! Он ждёт тебя. (Мастер Пилату)
За каждый верный ответ – 1 балл. Подсчёт очков.
5 этап.
4 конкурс «Художественный фильм».
Задание: посмотреть фрагмент «Бал Сатаны» художественного фильма «Мастер и Маргарита» и ответить на вопрос.
1 команда.
Почему Маргарите трудно было быть королевой бала?
2 команда.
Почему голова председателя московской литературной ассоциации оказалась на блюде у Воланда?
За каждый верный ответ – 2 балла. Подсчёт очков.
6 этап.
5 конкурс «Чёрный ящик».
Задание: достать, не глядя, из ящика предмет и отгадать, кому он принадлежит (баночка с кремом, платок Фриды, мешочек с мелочью, большой нож).
За каждый верный ответ – 1 балл. Подсчёт очков.
7 этап.
6 конкурс «Прокомментируй фразу».
1 команда: «Рукописи не горят».
2 команда: «В числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость».
За каждый верный ответ – 2 балла. Подсчёт очков.
8 этап.
6 конкурс «Играем блиц».
1 команда
Сколько лет Маргарите? (30 лет)
Любимые цветы Мастера? (розы)
Где произошла первая встреча Маргариты и Воланда? (кв.50)
Почему королевой бала Воланда стала Маргарита? (имя, королевская кровь, москвичка)
Какую вещь на прощание подарил Воланд Маргарите? (подкову)
Какое прозвище имела Аннушка, разлившая масло на трамвайных путях? (чума)
На сколько дней прилетел дьявол в Москву? (3)
Какого цвета были цветы, которые несла Маргарита, когда впервые увидела Мастера? (жёлтого)
2 команда
Когда арестовали Мастера? (осень, октябрь)
Сколько месяцев провёл Мастер в заключении? (3)
Кто такой барон Майгель? (шпион)
Почему кот Бегемот? (большой)
В какой день недели Маргарита стала ведьмой? (в пятницу)
Сколько лет наказывал Воланд Фриду? (30)
Кто дирижировал оркестром на балу у Воланда? (Иоганн Штраус)
Как назывался бал дьявола? (весенний бал полнолуния или бал 100 королей)
За каждый верный ответ – 1 балл. Подсчёт очков.
9 этап.
7 конкурс «Закончи фразу» (групповое задание).
1 команда и 2 команда получают 3 минуты на обдумывание ответа.
«Самой важной проблемой романа «Мастер и Маргарита» я считаю…»