kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дидактического материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот сборник - обобщение опыта учителя - дидактические материалы для использования на уроках русского языка и литературы. Приведены образцы ответов на творческие и учебные задания, работы учащихся - победителей конкурсов и олимпиад.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактического материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ№3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК

____________________________________________________________________________

* 663300, Красноярский край, город Норильск, улица Комсомольская, дом 27а

  • (приемная) (3919) 461-736

E-mail: [email protected]











Тема: «Использование дидактического материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе».







Почекутова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы













Почекутова Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж: 40 лет

Образование

Высшее: Лесосибирский государственный педагогический институт, 1979 год, специальность «Учитель русского языка и литературы».

Опыт работы

с 1979 по настоящее время

1982-2005- учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №19»

2006-2007 – учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №28»

2007-2019 – учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №3»

Повышение квалификации

2013г. - «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон» –108 ч., удостоверение № С-1889 «Институт системно-деятельностной педагогики» (г. Москва).

2015г. - «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода» - 108 ч., удостоверение № У – 195/в – 15 «Институт системно-деятельностной педагогики» (г. Москва)

Награды

1995г. - Почетная грамота Министерства Красноярского края «За высокую результативность профессиональной деятельности и многолетний добросовестный труд»

  • Глава города Норильска

2018г. Юбилейная медаль «65 лет городу Норильску» (Распоряжение от 09.06. 2018г. №06)

  • УО и ДО Администрации г. Норильска:

  • 2015г. Благодарственное письмо «За подготовку победителя Всероссийского конкурса сочинений (муниципальный этап) в рамках празднования Года литературы».

  • 2015г. Грамота «За подготовку призёров ГНПК школьников по литературе».

  • 2015-2017гг. Благодарственное письмо «За подготовку победителя в городской НПК».














АННОТАЦИЯ


Почекутова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

г. Норильск, МБОУ «Лицей №3»




«Использование дидактического материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе».


Представленный материал (пособие) содержит различные развивающие творческие задания для эффективной работы на уроках русского языка и литературы. Задания ориентированы как на одарённых детей, так и на более широкую ученическую аудиторию. Приложения включают в себя образцы ответов на некоторые предложенные задания. Пособие адресовано педагогам русского языка и литературе.





















СОДЕРЖАНИЕ





Аннотация.

3

Введение.

5





7

Приложение 1. Задания для работы на уроках русского языка и литературы.

Error: Reference source not found

Приложение 2. Образцы ответов на задания по русскому языку и литературе


30

Заключение.

36

Список используемых источников


37



ВВЕДЕНИЕ


Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.
В.А. Сухомлинский

Проблема одаренности

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённый» следующим образом: «То же, что талантливый…». Талант - это врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. И задача школы – развивать эти способности у ребёнка.

В современной практике одним из основных направления в обучении одарённых детей является одновременное соответствующее изменение содержания учебных программ и методов обучения на основе сочетания двух основных стратегий - ускорения и обогащения.

Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже? Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. Ведь способности и талант – это понятия индивидуальные.

Актуальность:

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки

показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей

являются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В

наших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных

условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются

ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к

учению, то есть способные.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку достижение

максимально возможного для его уровня развития. Обучение способных (одарённых) детей в классах вместе с другими школьниками, во-первых, позволяет

создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, во- вторых, для выявления скрытой до определённого времени одарённости других

учащихся. Если одарённого ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера - очистить его от примесей.

Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы учителей с такими детьми.

Прежде всего это должен быть принципиально новый , качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно – ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение. Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся,

необходимых для успешной социализации и самореализации личности( и эти две

дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми).

Задания на уроках русского языка и литературы, включая домашние, должны отличаться игровой и творческой направленностью. Они обязаны и развлекать ребёнка, и развивать его творческую активность. Шарады, кроссворды, головоломки, тестовые задания, задания-мини-эссе, ассоциативные, - все они призваны привлечь внимание, заставить взглянуть на слово по-иному, отвлечь от каждодневной учебной рутины.

Одарённые дети «тянут» за собой остальных учащихся в классе. Здоровое детское любопытство сыграет свою роль, ведь всем нравится быть успешными, получать грамоты, слышать похвалы в свой адрес. Эффект не замедлит сказаться: вы и сами не заметите, как ваш «обыкновенный» ученик вдруг стал с большим интересом относиться к вашим предметам, его начала увлекать работа над словом, заданиями повышенной трудности или творческими.

Игровые технологии


Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает

К.Д. Ушинский

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные дни на уроках математики, русского языка… Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с перенасыщенностью современного мира информацией. Во всем мире в числе и в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, учитель учит детей не так, как ему, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

 Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

 - как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

В данном сборнике представлены дидактические игры по русскому языку для проверки и закрепления знаний и умений учащихся 5-9 классов.


ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

































ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ


ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

победителей и призёров литературных конкурсов







































ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.

Японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга».

Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии

успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.

Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует

Творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности.

Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников. Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.



























Литература.

1. Бакулина, В.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. В.А. Бакулина // Русский язык в школе. - № 3. – 2003.

2. Кухарёв, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. – М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. [Текст] / И.П.Подласый. - М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.

4. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. [Текст] / Е.С.Полат. – М.:Просвещение,1997. – 256 с.


1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Почекутова Татьяна Николаевна

Дата: 25.04.2019

Номер свидетельства: 508371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства