Использование дидактического материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе
Использование дидактического материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе
Этот сборник - обобщение опыта учителя - дидактические материалы для использования на уроках русского языка и литературы. Приведены образцы ответов на творческие и учебные задания, работы учащихся - победителей конкурсов и олимпиад.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: «Использование дидактического материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе».
Почекутова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Почекутова Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 40 лет
Образование
Высшее: Лесосибирский государственный педагогический институт, 1979 год, специальность «Учитель русского языка и литературы».
Опыт работы
с 1979 по настоящее время
1982-2005- учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №19»
2006-2007 – учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №28»
2007-2019 – учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №3»
Повышение квалификации
2013г. - «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон» –108 ч., удостоверение № С-1889 «Институт системно-деятельностной педагогики» (г. Москва).
2015г. - «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода» - 108 ч., удостоверение № У – 195/в – 15 «Институт системно-деятельностной педагогики» (г. Москва)
Награды
1995г. - Почетная грамота Министерства Красноярского края «За высокую результативность профессиональной деятельности и многолетний добросовестный труд»
Глава города Норильска
2018г. Юбилейная медаль «65 лет городу Норильску» (Распоряжение от 09.06. 2018г. №06)
УО и ДО Администрации г.Норильска:
2015г. Благодарственное письмо «За подготовку победителя Всероссийского конкурса сочинений (муниципальный этап) в рамках празднования Года литературы».
2015г. Грамота «За подготовку призёров ГНПК школьников по литературе».
2015-2017гг. Благодарственное письмо «За подготовку победителя в городской НПК».
АННОТАЦИЯ
Почекутова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
г. Норильск, МБОУ «Лицей №3»
«Использование дидактического материала на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе».
Представленный материал (пособие) содержит различные развивающие творческие задания для эффективной работы на уроках русского языка и литературы. Задания ориентированы как на одарённых детей, так и на более широкую ученическую аудиторию. Приложения включают в себя образцы ответов на некоторые предложенные задания. Пособие адресовано педагогам русского языка и литературе.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация.
3
Введение.
5
7
Приложение 1. Задания для работы на уроках русского языка и литературы.
Error: Reference source not found
Приложение 2. Образцы ответов на задания по русскому языку и литературе
30
Заключение.
36
Список используемых источников
37
ВВЕДЕНИЕ
Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности. В.А. Сухомлинский
Проблема одаренности
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённый» следующим образом: «То же, что талантливый…». Талант - это врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. И задача школы – развивать эти способности у ребёнка.
В современной практике одним из основных направления в обучении одарённых детей является одновременное соответствующее изменение содержания учебных программ и методов обучения на основе сочетания двух основных стратегий - ускорения и обогащения.
Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже? Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. Ведь способности и талант – это понятия индивидуальные.
Актуальность:
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки
показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей
являются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В
наших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных
условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются
ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к
учению, то есть способные.
Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку достижение
максимально возможного для его уровня развития. Обучение способных (одарённых) детей в классах вместе с другими школьниками, во-первых, позволяет
создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, во- вторых, для выявления скрытой до определённого времени одарённости других
учащихся. Если одарённого ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера - очистить его от примесей.
Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы учителей с такими детьми.
Прежде всего это должен быть принципиально новый , качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно – ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение. Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности( и эти две
дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми).
Задания на уроках русского языка и литературы, включая домашние, должны отличаться игровой и творческой направленностью. Они обязаны и развлекать ребёнка, и развивать его творческую активность. Шарады, кроссворды, головоломки, тестовые задания, задания-мини-эссе, ассоциативные, - все они призваны привлечь внимание, заставить взглянуть на слово по-иному, отвлечь от каждодневной учебной рутины.
Одарённые дети «тянут» за собой остальных учащихся в классе. Здоровое детское любопытство сыграет свою роль, ведь всем нравится быть успешными, получать грамоты, слышать похвалы в свой адрес. Эффект не замедлит сказаться: вы и сами не заметите, как ваш «обыкновенный» ученик вдруг стал с большим интересом относиться к вашим предметам, его начала увлекать работа над словом, заданиями повышенной трудности или творческими.
Игровые технологии
Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает
К.Д. Ушинский
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные дни на уроках математики, русского языка… Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с перенасыщенностью современного мира информацией. Во всем мире в числе и в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, учитель учит детей не так, как ему, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
В данном сборнике представлены дидактические игры по русскому языку для проверки и закрепления знаний и умений учащихся 5-9 классов.
ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ –
победителей и призёров литературных конкурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
Японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга».
Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии
успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.
Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует
Творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности.
Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников. Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.
Литература.
1. Бакулина, В.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. В.А. Бакулина // Русский язык в школе. - № 3. – 2003.
2. Кухарёв, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. – М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. [Текст] / И.П.Подласый. - М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.
4. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. [Текст] / Е.С.Полат. – М.:Просвещение,1997. – 256 с.