Интегральные возможности литературы и реализация межпредметных связей
Интегральные возможности литературы и реализация межпредметных связей
В условиях перестройки системы народного образования, внедрения новых стандартов образования важнейшее значение приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания школьников, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приёмам обучения, воспитания и развития школьников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегральные возможности литературы и реализация межпредметных связей»
Исследовательская работа по теме
«Интегральные возможности литературы и реализация межпредметных связей»
Работу выполнила:
Голубева Галина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Карлинская средняя школа» г. Ульяновска,
Ульяновск
2019
План стр.
Вступление………………………………….…………………..…….3
Основная часть…………………………………………………..…7
1. Педагогичесике основы интегрирования искусств и
предметов гуманитарного цикла…………………………….. ..7
Из истории вопроса………………………………………. ..7
Проблемы межпредметных связей в обучении и
воспитании учащихся………………………………………9
Интеграция предметов искусств как альтернативная
система обучения школьников предметам искусства,
их эстетического воспитания и развития…………………13
2. Практическая часть. Реализация межпредметных связей при изучении литературы в школе………………………………….17
2.1. Из опыта работы Карлинской средней школы по осуществлению межпредметных связей при изучении
литературы……………………………………………...17
Интегральные возможности предмета литература…...19
Опыт проведения интегрированных уроков
литературы в условиях массовой средней школы…...29
Выводы………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………......36
Приложение………………………………………………………....38
Вступление
В условиях перестройки системы народного образования, внедрения новых стандартов образования важнейшее значение приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания школьников, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приёмам обучения, воспитания и развития школьников.
Гуманизация, демократизация и гуманитаризация школы выдвигают на первый план проблему разработки педагогических основ эффективного воспитания и развития учащихся 1 - 11-х классов посредством интеграции искусства и гуманитарных предметов. Содержание, взаимосвязи различных учебных предметов должны методологически определяться требованиями государственных образовательных стандартов, принципами модернизации системы образования, а также идеями известных философов, педагогов, психологов, деятелей искусства.
Опираясь на их опыт и используя свой собственный, в данной работе я пытаюсь:
проанализировать педагогические основы интегрирования;
рассмотреть интегральные возможности предмета литература;
затронуть проблемы межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся;
показать их актуальность;
в практической части поговорить о методике проведения интегрированных уроков литературы и их результативности;
обосновать свою точку зрения по данному вопросу.
Думается, что в нынешних условиях, когда идёт размывание традиционных ценностей, развитие личности и формирование у неё целостного восприятия мира становится первоочередной задачей преподавания литературы, на мой взгляд, одного из самых важных учебных предметов современной общеобразовательной школы.
Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, изобразительным искусством, музыкой... Установление органических взаимосвязей литературы с этими
учебными предметами не только обогащает и углубляет художественно-эстетические знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
Стремление к эффективности учебного процесса заставляет преподавателя литературы преодолевать случайность в установлении межпредметных связей, предпочитая ей систематическое использование таких сведений и фактов из других дисциплин, включение которых в уроки литературы благотворно сказывается на культурном образовании учащихся. Лишь только установив личные контакты с преподавателями истории, МХК, изобразительного искусства и музыки, изучив программы и учебники по этим предметам, учитель литературы сможет добиться планомерности и гибкости в решении проблемы интеграции названных предметов.
Данная работа ставит перед собой задачу определить основные аспекты в привлечении сведений смежных учебных предметов на уроки литературы и наметить некоторые пути практического решения актуальной методической проблемы.
Наиболее естественно осуществляются связи литературы и МХК. У этих предметов есть немало общего.
Произведения мировой художественной культуры всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории. Теснейшая связь художественного и научно-исторического материала характеризует уроки изучения обзорных тем - уроки, которые дают непосредственное представление о закономерностях развития общественного процесса и становления культуры.
Хорошая традиция школьного изучения МХК - широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своём развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали художников кисти. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства в их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова.
Возможны пути привлечения на уроки литературы, МХК, истории, ИЗО, музыки портретов великих историков, писателей, живописцев и музыкантов, картин, иллюстраций. Обращение к знаниям учащихся, полученным на уроках-беседах по МХК, и к их практическим умениям поможет преподавателю литературы в решении специфических задач, когда искусствоведческий комментарий, органически соединяясь с комментарием историко-литературным, ведёт школьников к углубленному пониманию идейно-художественного своеобразия произведений мировой литературы и существенных закономерностей её развития.
Изучение литературы в школе, предусматривающее широкие межпредметные связи, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведёт их к более глубокому пониманию закономерностей развития литературы и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.
При обращении к теме интегральных возможностей предмета литература я использовала труды известных советских педагогов: В.В. Гузеева, А.И. Пайгусова, В.И. Мурашова, Е.Б. Спорышевой, а также статьи Е.К. Рыковой о синтезе искусств на уроках. Интерес вызвала и статья Л.В. Безруковой «Интеграционные процессы в педагогической практике», которая акцентирует внимание на духовно-нравственных основах воспитания школьников.
Данная курсовая работа предназначена студентам, изучающим культурологию, учителям-предметникам, работающим в школах, начинающим педагогам, родителям, заинтересованным в становлении детей как личностей и развитии их творческого потенциала.
Основная часть
1. Педагогические основы интегрирования предметов
гуманитарного цикла и искусств
Данный вопрос недостаточно полно разработан и описан в научной и методической литературе. Я попытаюсь обобщить теоретические сведения по интегрированию искусств и показать практическую значимость этого процесса.
1.1. Из истории вопроса
Многие философы, педагоги, психологи, музыканты и художники высказывались о пользе воздействия различных видов искусства и предметов гуманитарного цикла на личность, на формирование её духовного мира, эстетических потребностей и интересов, исторических представлений. В своё время об этом убедительно писали К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, B.C. Муравьёв, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский.
Так, Н.Г. Чернышевский отмечал, что художественное слово действует тем, что ставит перед нашим воображением предмет как эстетический образ.
Как известно, эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.
Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств: искусства слова (родного и иностранного языков), звуков, линий, красок, исторических фактов и т.д.
Художественное же восприятие, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть развитие у подрастающего поколения любви и интереса к искусству, а также умений и навыков художественной деятельности (хорового пения, игры на музыкальных инструментах, рисования, художественного чтения и т.д.), являясь, таким образом, частью эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, комплексное использование таких искусств, как литература и живопись, родная речь и народный фольклор плюс народное творчество - декоративно-прикладное искусство, архитектура, музыка, пение.
Н.Я. Брюсов в статье «За искусство» (1918) отмечал, что в преподавании рисования, поэзии и пения и т.п. без взаимосвязи невозможны творческое преобразование, творческое начало. Он призывал воспитывать творческое чувство наряду с умением осознавать творения и «...всем работающим в деле духовного воспитания надо все силы отдать, чтобы суметь дать детям это творческое воспитание, раскрыть для них возможности действенной духовной жизни на земле. Воспитателям самим надо учиться этому умению наравне с учениками, создавать новые педагогические приёмы, творчески работать».
Очень интересны взгляды Л.Н. Толстого на искусство, его роль в воспитании человека. Критикуя понимание эстетики как науки только о красоте, об эстетическом созерцании, он справедливо утверждает, что «искусство не есть наслаждение, утешение или забава, а искусство есть великое дело».
Интересен факт, что изобразительное искусство стало активно привлекаться как средство эстетического воспитания и более успешного формирования зрительных образов на уроках русского языка и чтения с 1940-х гг. При этом подобные рекомендации стали входить в официально утверждённые программы для школ. Например, программа по русскому языку и чтению 1934 г. в разделе «развитие речи» предусматривала работу по картинам таких художников, как Венецианов, Перов, Ярошенко, Репин, Бродский и др. Указывалась и цель - сделать уроки, а вместе с ними восприятие явлений окружающей действительности более образными, яркими, эмоционально-насыщенными и разносторонними. В программе были заложены даже такие требования, как использование на уроках чтения в начальных классах лепки и рисования, что я оцениваю положительно. В дальнейшем практически все программы по русскому языку предусматривали использование репродукций с произведений изобразительного искусства на занятиях со школьниками.
Различные аспекты взаимосвязи искусств в той или иной мере затрагивались в трудах Н.А. Кананыхина, Н.А. Щербакова, Е.А. Адамовича, Н.Н. Шепетова, А.И. Воскресенской, М.Я. Закожурникова и др.
1.2. Проблемы межпредметных связей в обучении
и воспитании учащихся
Отечественные педагоги, психологи, касаясь в той или иной мере проблем межпредметных связей в обучении и воспитании школьников, указывают на важное значение этих связей в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении в личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании. Это прежде всего относится к высказываниям, исследованиям Ю.К. Бабанского, М.С. Скаткина, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, С.А. Архангельского, В.А. Сластенина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Н.В. Кузьминой, О.А. Апраксиной и др
Так, рассматривая проблему подготовки кадров учителей, В.А. Сластенин особое значение придаёт эстетической подготовке будущих учителей с использованием различных видов искусства. «Чтобы получить эстетическое развитие и быть готовым к осуществлению эстетического воспитания в школе, - пишет В.А. Сластенин, - будущий учитель должен овладеть основами эстетики и историей развития различных видов искусства, критериями оценки многообразных эстетических явлений жизни и искусства, одним из видов художественно-творческой деятельности (выразительное чтение, лепка, рисование, кинодело, музыка и т.д.), современными методами эстетического воспитания на уроке и во внеурочное время, на факультативных занятиях (создание на уроке и во внеклассной работе эмоционально-эстетической атмосферы, эффективное использование произведений различных видов искусства), организация художественных и творческих кружков, проведение бесед, диспутов, конференций по проблемам эстетики».
Как считает Е.Б. Спорышева, в педагогической науке проблема взаимодействия искусств и предметов гуманитарного цикла в эстетическом воспитании и общекультурном развитии школьников в целом разработана слабо. В немногочисленных опубликованных работах и в диссертациях в той или иной мере рассматриваются отдельные вопросы, аспекты этой проблемы.
Вместе с тем, как уже подчёркивалось, важность и необходимость комплексного воздействия искусств на эстетическое воспитание и развитие личности школьников, на формирование у них эстетических интересов как необходимого условия их общекультурного и нравственного развития определяется тем, что «воздействие различных видов искусства в их органической взаимосвязи на учащихся обеспечивает целостность и гармоничность развития их личности, во многом обеспечивает успех овладения художественными знаниями, умениями и навыками.
Взаимодействие искусств детерминировано многообразием форм человеческой практики, многообразием духовных потребностей и способствует включению школьников в процесс эстетического освоения действительности и искусства. В ходе этого освоения они раскрывают свои творческие способности и индивидуальные возможности: эстетическое восприятие, эстетические переживания, воображение, фантазию, эстетические интересы и потребности, посредством которых формируется эстетическое отношение к действительности, к окружающему миру»*.
______________________
* Е. Б. Спорышева, кандидат философских наук, «Педагогические основы интегрирования искусств», // Стандарты и Мониторинг в образовании. – 2005, №5. - с. 12.
Одновременно каждый компонент эстетического отношения эстетическое восприятие, эстетическое чувство, оценка, вкус, суждение,
идеал, потребности - определяется умственной, нравственной, эмоциональной, духовной деятельностью школьника и вызывает существенные изменения в его мировоззрении, убеждениях, поведении, превращает его в субъект эстетической деятельности, содействует комплексному развитию его творческих способностей в соответствии с объективными законами красоты, гармонии. Понятно, что уровень эстетического развития школьников, подготовки к жизни, будущей деятельности определяется их общей культурой. Искусство в многообразии его видов и жанров как наиболее концентрированное выражение эстетического через эстетическое отношение способствует общекультурному развитию школьников, их художественному и эстетическому образованию, составляющему ядро их художественно-эстетического развития.
Следовательно, использование в учебно-воспитательном процессе различных видов искусства в их взаимодействии будет эффективно формировать эстетические интересы и в целом способствовать оптимизации эстетического воспитания и общекультурного развития школьников. При этом важно отметить, что процесс художественно-эстетического развития личности школьника обуславливается как закономерностями процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, эстетических вкусов, потребностей, интересов, так и принципами, положениями дидактики. То есть решению педагогических задач должны способствовать все учебные предметы искусства, программы, методические системы и педагогические приёмы и средства обучения и воспитания.
Здесь следует учитывать и те принципиальные подходы к организации эстетического воспитания школьников, которые уже устоялись в школьной практике, предварительно получив научное обоснование. Эти подходы, вполне применимы и к организации системы художественно-эстетического воспитания:
1. Комплексный подход. Он предполагает, во-первых, что система художественно-эстетического воспитания должна выстраиваться на постоянном взаимодействии различных видов искусства и предметов гуманитарного цикла (история, литература, иностранные языки) в процессе действия на личность. На этом основывается необходимость осуществления
тесных интегрированных межпредметных связей в процессе преподавания не только искусств, но и тех предметов, в содержание которых включены элементы искусства, культуры. Во-вторых, художественно-эстетическое воспитание как средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органичной частью любого вида воспитания и образования.
2. Принцип связи всех видов деятельности школьников, включая деятельность, связанную с освоением искусства, культуры, усвоением эстетических элементов учебных предметов гуманитарного и естественно-математического циклов.
3. Принципом организации художественно-эстетического воспитания является и положение о тесной взаимосвязи и взаимодополняемости классных и внеклассных занятий и воздействие искусства средствами массовой информации. То есть в ходе эстетического воспитания следует внимательно учитывать, анализировать весь поток художественной информации, стекающейся к школьнику по различным каналам.
4. Важное значение для эстетического и общего развития личности имеет
принцип единства её художественного и общепсихического развития.
Следует подчеркнуть, что коренная перестройка современной системы общего среднего образования, наряду с рядом инноваций, обусловила появление и научно-методическую разработку не только интегрированных курсов предметов одного, но и разных циклов.
Обоснование места и роли интегрированного курса гуманитарных предметов и искусств в системе художественно-эстетического воспитания и развития школьников предполагает:
1. Теоретическую предпосылку о важности комплексного воздействия различных видов искусств на гармоничное, прежде всего, художественно-эстетическое развитие личности школьника, практическую задачу решения этой проблемы средствами интегрированного курса предметов искусств.
2. Раскрытие специфики конкретного вида искусства и гуманитарного предмета и их влияние на развитие и формирование тех психологических структур, сторон и качеств личности, которые отражают эстетическое развитие личности в общей системе эстетического воспитания средствами предметов искусства, установление роли каждого вида искусства и предмета гуманитарного цикла в художественно-эстетическом развитии школьников. 3. Теоретическое обоснование на основе анализа действующих учебных планов, программ, методических пособий, практики преподавания литературы, изобразительного искусства, музыки, истории, иностранных языков более эффективного эстетического воспитания и развития школьников средствами интегрированного курса предметов искусств по сравнению с реальностью действующей системы эстетического воспитания и художественного образования в процессе обучения отдельным самостоятельным предметам искусств.
1.3. Интеграция предметов искусства как альтернативная система обучения школьников предметам искусства,
их эстетического воспитания и развития
Теоретический анализ исследуемой проблемы, изучение практики преподавания литературы, изобразительного искусства, музыки, истории, иностранных языков позволяет Е.Б. Спорышевой утверждать, что интеграция предметов искусств - это альтернативная система обучения школьников предметам искусства и, следовательно, альтернативная система их эстетического воспитания и развития. *
____________
* Е. Б. Спорышева, там же, стр. 14
В основе этой системы лежит интенсивное использование межпредметных связей.
Интегрированное обучение учащихся является целью и средством. Интеграция - цель обучения, так как помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём разнообразии. Интеграция - средство обучения, так как способствует
получению новых знаний, представлений на стыке предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Интеграция - средство интенсификации урока, единая целостная система, включающая в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению новых качественных знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели. Интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, утомляемости учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.
Структура интеграционных уроков искусств отличается следующими особенностями:
логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
большой информативной емкостью материала.
Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что ведёт к повышению уровня знаний, умений, навыков;
способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явлений с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять слово и его значение, эстетическую сущность, способствует развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся;
обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока, способствуют проявлению творческого подхода к выполнению учебного задания;
позволяют систематизировать знания;
формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;
способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.
Как показывают исследования, интегрированные уроки позволяют более полно и глубоко изучить произведения искусства, историю их создания, прочувствовать их идейное содержание, сюжеты и художественно-выразительные средства, красоту художественного слова, рисунка и цвета, музыкального звука, обогатить школьников практическими навыками в литературном и музыкальном творчестве.
Использование интегрированных уроков и осуществление межпредметных связей в преподавании литературы и МХК обеспечивает не только качественное овладение знаниями по ИЗО, музыке, истории, но и положительно влияет на общее развитие школьника, его духовную культуру, эстетические потребности и вкусы, на развитие и формирование индивидуальности, творческих способностей, способствует повышению интереса к истории, иностранному языку.
Будущее, вероятно, за интегрированными уроками и интегрированными курсами по программам, в которых будут лаконично соединены изучаемые темы предметов, подчас разобщённые, логически не связанные, дублируемые в различных предметах школьных программ.
Однако не следует противопоставлять такие интегрированные курсы отдельным учебным предметам. Выбор и использование той или иной модели обучения, того или иного варианта программ определяется, прежде всего, педагогическим мастерством педагога, его психологической готовностью к ведению того или иного учебного курса, а также конкретными местными условиями учебного заведения, уровнем развития школьников.
2. Практическая часть
Реализация межпредметных связей при
изучении литературы в школе
В данной части работы я хочу поделиться опытом работы по осуществлению межпредметных связей при изучении литературы в условиях массовой сельской школы, а затем речь пойдёт об опыте проведения интегрированных уроков.
2.1. Интегральные возможности предмета литература
Одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, различных видов искусства. В уроки литературы вводится философский, исторический, искусствоведческий материал. Это делается в целях углублённого восприятия школьниками единой картины мира, формирования понятия о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.
Интегрированные уроки литературы, бесспорно, создают яркий, красочный фон для изучения литературных произведений, делают этот процесс интересным, радостным, дают возможность выбора различных форм и видов творческой деятельности вплоть до погружения в ту или иную литературную эпоху.
Именно в этом и состоит отличие интегрированного урока от урока с использованием межпредметных связей. Интегрированные уроки требуют большой подготовки, так как должны нести много информационного и исследовательского материала.
В последние годы учителя литературы стали проявлять интерес к произведениям мировой художественной культуры. Популярными стали интегрированные уроки, где мировая художественная культура, как предмет, стала играть ведущую роль.
Известно, что человек способен глубоко осмыслить жизнь и творчески развиваться, лишь воспринимая мир целостно. Думается, формирование у ребёнка целостной картины мира является на сегодня одной из самых актуальных проблем образования. Уроки литературы как раз и направлены на выявление различных взаимосвязей в едином культурно-историческом пространстве.
Трудно представить монументальное искусство, архитектуру без скульптуры, живописи, прикладного искусства. Они постоянно тяготеют друг к другу, стремятся объединиться в пространственно-пластическом синтезе. Аналогичный процесс наблюдается и в фольклоре, где в словесно-музыкальном, пластически-игровом синтезе естественно и гармонично переплетаются слово, музыка, танец, действие. Выполняя и решая собственные задачи, какой-либо вид искусства дополняет, углубляя и расширяя, художественные возможности другого.
Так взаимопроникновение разных школьных предметов, их интеграция дают сегодня возможность раздвигать рамки учебного материала, выход за
пределы которого до недавнего времени был запрещён. Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат личностно-ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика. Это ответ на вопросы современности.
Понятие интеграция происходит от латинского integer - цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, в данном случае - пространства школьных предметов. Главной задачей учителя на интегрированном уроке становится организация такого познавательного интереса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках.
Во время подготовки и проведения инегрированного урока (в частности литературы) происходит сближение и взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ученик здесь выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний.
2.2. Из опыта работы учителя Голубевой Г. В. по осуществлению межпредметных связей при изучении литературы.
Я работаю в школе более сорока лет. Абсолютно уверена, что особым интересом у учащихся пользуются уроки с использованием межпредметных связей. Идея интегрированных уроков возникла у меня из-за сопричастности смежных школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребёнка основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира, дать ему единое представление о природе, обществе и своём месте в них. Именно на таком уроке в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. В целях гармоничного развития школьников, расширения их кругозора, активизации мышления мы, педагоги, стараемся максимально использовать живые связи между различными предметами школьного курса. Предмет литература как нельзя лучше подходит для этого, вступая во взаимодействие с МХК, историей, иностранным языком, изобразительным искусством, музыкой и другими предметами. Это даёт возможность обобщать и углублять знания школьников, делать учебный процесс более эффективным. Большим плюсом является то, что изучение литература предусматривает широкие межпредметные связи и ведёт к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный, нравственный, художественный, эстетический мир.
Я - учитель русского языка и литературы и веду уроки мировой художественной культуры. Преподавание литературы и МХК не может быть результативным и плодотворным, если эти учебные дисциплины изучаются изолированно друг от друга. Однако право преподавания литературы и мировой художественной культуры ещё не обеспечивает органичности взаимосвязей между этими учебными дисциплинами. Проблема межпредметных связей должна решаться специально, с опорой на традиции, что отнюдь не отвергает возможностей и дальнейшей её разработки.
Одним из перспективных, как мне кажется, является связь между литературой, историей, изобразительным искусством и музыкой. Осуществление межпредметных связей в этом аспекте предусматривает и школьная программа по этим предметам. Совершенно очевидным поэтому для меня является тот факт, что в школе необходимо изучать литературу в аспекте межпредметных связей. Вопрос заключается лишь в том, что делать это следует систематически, а не фрагментарно, как это зачастую бывает.
В своей работе я использую три этапа интеграции:
1) Работа с образцами – знакомство с художественными произведениями, изучение языка, науки, связанных с различными видами искусства;
2) Конструирование – написание сочинений, стилистически связанных с изучаемой эпохой;
3) Моделирование – создание модели эпохи.
Моя цель - вооружить учащихся следующими умениями:
умением поисковой работы с текстом, направляемой учителем;
умением выполнять элементарные исследовательские работы;
умением осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.
Опыт показал, что совместное изучение таких предметов, как: литература и МХК, литература и музыка, литература и ИЗО – даёт учащимся представление о развитии культуры разных эпох, помогает выявить место русской культуры в историческом процессе. Смежные дисциплины позволяют подойти к изучению темы более профессионально, формируя у школьников образное восприятие разных видов искусства.
Весьма перспективным представляется мне сочетание знаний учащихся по литературе, МХК и истории при изучении обзорных тем, а также творчества великих писателей, художников, композиторов. Такое сочетание развивает интеллект, повышает общую культуру, даёт возможность воспринимать и усваивать учебный материал на эмоциональном и эстетическом уровнях, а это является одной из насущнейших проблем современной школы. Столь серьёзная задача требует от учителя универсальных и глубоких знаний по нескольким предметам, твёрдого понимания стоящих целей, настойчивого стремления к их достижению.
Примером такого «синтеза знаний» является изучение биографии Л.Н. Толстого и его романа «Война и мир» в 10 классе, повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе, творчества М.И. Глинки, М. Врубеля, И. Левитана в 11 классе, обзорных тем по романтизму (10 класс), реализму и модернизму (11 класс). Этот перечень можно, конечно, продолжить.
Для меня урок литературы всегда был и остаётся первым помощником в воспитании «человека культуры». Сегодня, в век новых технологий, нельзя забывать о духовном развитии личности. По словам Т. Б. Браже, «культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, где он живёт. И в предметно-условном мире, каковым является искусство».*
Моя работа как учителя-словесника направлена на достижение учащимися уровня компетентности на основе диалога культур. Помня о триединстве языкового, литературного и культурного развития человека, я пытаюсь научить детей чувствовать и видеть мир в его полноте и многогранности, развивать эстетический вкус. Я считаю это основной задачей уроков литературы и МХК. Мои ученики понимают, что вкус не всегда относится к еде, что художественный вкус – это умение распознать настоящее произведение искусства, отличить его от подделки. Во многом помощь мне здесь оказывает воссоединение на уроке литературы художественного произведения и живописи. Последняя способствует более внимательному, _________
* Т. Б. Браже, статья «Интеграция предметов в современной школе».
целостному восприятию художественного текста, обогащает методику школьного изучения литературы. Об использовании картины на уроке литературы в своих трудах писали А. Киселёва, А. Сотников, Г. Розенблат, Н. Ширяков и другие. Думаю, и сегодня обращение к картине очень значимо: сельские школьники мало посещают музеи, практические не соприкасаются с
этим миром прекрасного. Поэтому очень важно как можно чаще использовать картины на уроках литературы. Главное, чтобы она органично вписалась в контекст урока. Почему так важно обращение к живописному полотну? «Литературность живописи, её способность в одной картине рассказать о многом» и служат основанием для привлечения её на уроке литературы. Ведь картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциативные чувства. Это может быть связь с произведением. Например, изучая роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» предлагаю учащимся рассмотреть иллюстрации Э. Неизвестного и записать словами и словосочетаниями ассоциации, которые они у них вызывают. Идейным содержанием сложнейшего философского романа является такой ряд: «душевные муки, отчаяние, ужас, эмоциональное напряжение, смятение чувств, запутанный клубок страстей, несение креста на каторге…» Для меня важно, насколько детские ассоциации помогают разобраться в проблематике романа. Выстроенный ассоциативный ряд к картинам И. Грабаря помогает, например, почувствовать колорит рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки». Такая работа помогает школьникам глубже осмыслить и «страшный мир» А. Блока, и абсурдность литературы Д. Хармса.
Работая в группах, мы часто обращаемся к живописи. Готовясь к уроку по теме «Декаданс и модернизм: разнообразие литературных направлений, стилей, школ», каждая группа учащихся («Символисты», «Акмеисты», «Футуристы») выбирает иллюстративный материал и готовит презентации.
Осуществляя межпредметные связи, в своих уроках я использую и знания школьников о жанре портрета, но преследую при этом специфические литературные задачи. Мы исследуем портреты писателей на широком историко-литературном фоне, существенно дополняя тем самым, познанное школьниками на уроках изобразительного искусства, а порой открывая для них новое (например, автопортреты А.С. Пушкина).
Кроме портретов на уроках литературы часто применяю произведения живописи, отображающие жизнь посредством линии, светотени, цвета и перспективы. Большой интерес вызывают у школьников альбомы и книги по искусству, красочные репродукции отдельных произведений художников. В новые учебники по русскому языку для 5 -9 классов включены репродукции художественных картин, это подтверждает важность сопоставления произведений художников-живописцев с произведениями словесного искусства. Такой подход обязывает учителя литературы тесно взаимодействовать с учителями мировой художественной культуры и изобразительного искусства.
Анализ произведений живописи на уроках литературы даёт мне возможность показать детям в зрительных образах закономерность обращения художников слова к злободневным вопросам действительности. Способность фиксировать историческое движение эпохи, высвечивать его ведущие тенденции свойственна и литературе, и живописи. Далеко не случайно анализ лучших произведений живописи критики органически связывают с произведениями русской литературы.
Одним из любимых видов работы моих учеников стало сопоставление стихотворений о природе с пейзажами русских и советских художников, когда лирический восторг поэта перед красотой природы находит отзвук в зримом пейзажном образе художника. Пейзаж в литературе и живописи всегда проникнут определённым чувством, но в нём может быть выражен и большой исторический или философский смысл. Данную работу считаю очень важной, так как многообразие смысловых оттенков пейзажа определяет основные аспекты сравнения изображений природы в литературе и живописи.
Читая стихи известной ульяновской поэтессы Елены Токарчук, моим
ученикам захотелось облечь замечательные строфы этого талантливого автора в рисунки и графические работы. Получилась целая выставка детских творческих работ, с презентацией которых они выступили на одном из заседаний школьного литературного клуба «Истоки».
Рассматривание и анализ произведений живописи на уроках литературы, благодаря зримому и запоминающемуся образу, делают, как мне кажется, более доступным для ребят постижение писательской мысли, его эстетического идеала, способствуют углубленному пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства.
Музыка стиха... Музыкальность прозы писателя... «Дух музыки» (А. Блок), пронизывающий творчество художника слова... Эти привычные выражения говорят о тесном взаимопроникновении двух видов искусства – литературы и музыки.
Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяют знания и умения учащихся, приобретённые на уроках музыки и МХК. Основная задача этих уроков -развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки.
Воздействуя на чувства, музыка создаёт на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретных представлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. Нередко источником вдохновения для композитора выступает литературное произведение. Музыка и литературный текст, соединяясь в песне, романсе, опере, образуют новое художественное единство, которое начинает жить по своим законам.
В свою очередь, музыка как «зеркало души» воодушевляет художников слова на создание ярких словесных её изображений, которые вызывают сопереживания читателя.
Музыку я включаю в уроки изучения обзорных тем, она сопутствует знакомству школьников с жизнью и творчеством писателя. Но всё же наиболее широкое использование музыка находит на уроках анализалитературного произведения. На мой взгляд, анализ «музыкальных страниц» литературных произведений с возможным попутным прослушиванием созвучных им записей или поэтических произведений, переложенных на музыку, способен не только оживить эмоциональность восприятия учащихся, но и прояснить особенности авторской позиции.
Тесная взаимосвязь литературы и музыки демонстрируется учащимся при изучении целого ряда монографических тем историко-литературного курса старших классов. Особенно наглядно демонстрирует связь литературы и музыки вторая половина 19 века. Музыка этого времени занимает значительное место в духовной жизни России и в системе искусств. Если в литературе первой половины 19 века образ человека искусства запечатлелся в виде художника, то во второй половине столетия он находит воплощение в фигуре музыканта. Музыка входит в мир литературных героев, их музыкальность во многом определяет отношение к ним автора. Музыка спорит с литературой в сфере эмоционального воздействия на человека. Писатели и композиторы сходятся в признании её неограниченных возможностей.
Последовательное обращение к монографическим темам: «А.Н. Островский», «И.С. Тургенев», «Н.А. Некрасов» - даёт возможность показать школьникам не только органическое взаимопроникновение литературы и музыки, но и яркую специфичность литературы как словесного искусства и музыки как особого вида искусства.
Таким образом, взаимосвязь литературы и музыки - один из аспектов «единого мощного потока» органического взаимодействия искусств. В условиях школьного преподавания литературы, МХК и музыки она находит практическое преломление в соединении литературных, художественных и музыкальных познаний школьников, приобретённых ими на уроках. Далее я остановлюсь на интегративных возможностях литературы.
Варианты интегрированных уроков литературы разнообразны. Я пытаюсь сынтегрировать не только два, но и три предмета на одном или нескольких предметах. Так, изучая рассказы К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона» и В. П. Астафьева «Васюткино озеро» я провожу интегрированные уроки-экскурсии литературы, русского языка и ОБЖ.
Ещё один аспект в использовании интеграции: выбирается одна тема, объединяющая все изучаемые темы года. Например, тема «Образ женщины в русском искусстве 19 в.» органично вписывается в программу 10 класса: здесь и героини Островского, и Тургенева, и Некрасова, и Достоевского, и Толстого, и Чехова. Здесь богатая духовная пища для ума и для сердца. По данной теме я планирую несколько уроков: «Женская судьба, запечатлённая в искусстве второй половины 19 в.» - по теме «А. Н. Островский»; «Женский портрет в искусстве 19 в.» - по теме «И. С. Тургенев»; «Тема народного страдания в живописи 19 в.» - по теме «Н. А. Некрасова».
Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения. Создавая интегрированный урок по теме «Серебряный век в русской культуре конца 19 – начала 20 вв.», я отбираю картины В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, стихи А. Блока, В. Иванова, И. Северянина. Звучит удивительная музыка А. Скрябина, С. Рахманинова. Использование на уроке литературы произведений музыки и живописи помогает моим ученикам понять, как ощущали, предчувствовали люди надвигающиеся потери, безысходную и бесконечную грусть, радость и надежду…
Хочется отметить, что принцип интеграции лежит и в основе организации внеурочной предметной деятельности учащихся. Традиционными стали в моей практике поэтический марафон, интегрированные тематические вечера, литературные гостиные.
Расскажу ещё об одном опыте моей работы в области интеграции такого предмета, как литература. В связи с введением ЕГЭ по русскому языку возникла потребность в умении работать с текстом. Такие навыки невозможно сформировать без привлечения литературных текстов. Так как выполнение заданий части «С» вызвало большие затруднения у моих выпускников, я определила для себя, что необходимо в центр изучения поставить текст. Я стала привлекать для анализа тексты из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, чтобы дать детям возможность глубже проникнуть в стилистические особенности писателя, глубже осознать авторскую концепцию, идею произведения. Такая работа способствует также развитию речи и помогает при обучении написанию сочинений на литературную тему. Работая на уроке русского языка с художественным текстом или критической статьёй, мы с детьми одновременно собираем материал для сочинения, учимся анализировать художественный текст, обращаем внимание на средства художественной выразительности, учимся приёмам цитирования. Такая работа позволяет мне оградить школьников от списывания готовых сочинений из сборников. Так я осуществляю интеграцию двух близких дисциплин: русского языка и литературы. Считаю, что привлечение на уроках русского языка эпизодов из произведений русских классиков, современных писателей и работ литературных критиков способствует формированию у моих учеников читательского и эстетического вкуса.
Также я применяю на уроках литературы краеведческий материал, который помогает мне воспитывать у школьников любовь к окружающему миру, к тем местам, где родился и вырос, к своей «малой родине», к своей стране. Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики проникались мыслями о своём гражданском, патриотическом долге, об окружающих людях. Краеведческий материал многосторонне воздействует на разум и чувства ученика, развивает фантазию, творчество, даёт возможность формировать личность, которая будет интересоваться культурным наследием родного края, будет свято чтить и хранить его традиции.
Огромную роль играет участие школьников в деятельности литературного клуба «Истоки», которым я руковожу с 2007 года. Внеклассная работа по предмету позволяет формировать у учащихся чувство сопричастности с культурой Симбирского края. Несомненно, проведение литературных салонов и такой увлекательной формы, как «Клуб интересных встреч», требует особой предварительной подготовки, но они оказывают высокое эмоциональное воздействие на детей. Подготовка к таким мероприятиям мобилизует учащихся на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, вызывает необходимость работы с дополнительной литературой и другими источниками информации. К тому же ребята имеют замечательную возможность встречаться с местными и ульяновскими поэтами, авторами-исполнителями песен, художниками и композиторами, знакомиться с их творчеством. У нас в гостях побывали Л. Н. Козлова, Т. Б. Толоконникова, Б. Б. Блохин, В. Б. Блохин, Е. Г. Белянин (Грант), Е. И. Нюкало, Л. М. Трофименко, Л. К. Токарчук, Л. Н. Ракова и др. Такие творческие встречи расширяют кругозор, повышают читательскую культуру, способствуют формированию речевой компетенции. Дети с удовольствием пишут рецензии и с нетерпением ждут новых встреч.
Несмотря на то, что урок является основной формой организации обучения и воспитания, интеграция раскрывает перед учителем широкое поле деятельности и во внеурочное время.
Опыт показывает, что перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, более эффективно формируется всесторонне развитая личность. Для меня большим плюсом является то, что интеграция, являясь важным элементом системы здоровьесберегающих технологий, снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, снижает их перегрузки. За счёт этого расширяется сфера получаемой информации, идёт подкрепление мотивации обучения.
Конечно, не каждый урок может быть интегрированным, но, тем не менее, я стремлюсь проводить таких уроков как можно больше.
2.3. Опыт проведения интегрированных уроков литературы
в условиях массовой сельской школы
Один из главных вопросов, стоящих перед учителем литературы, работающим в условиях массовой сельской школы: какое место должны занимать интегрированные уроки в школьном курсе? На мой взгляд, учитель литературы должен сам выступить инициатором интеграции, исподволь выявляя связь своего предмета и знаний, полученных учащимися в школе и вне её, подводя к этим выводам самих учеников. Интеграция может «красной нитью» проходить по всем школьным предметам, и лишь в определённый момент, при проявлении самими учащимися повышенного интереса к такому подходу и осмыслению материала, вылиться в отдельный интегрированный урок. Так было, когда в 10-м классе мы проводили цикл уроков литературы, истории и МХК, посвященных теме войны 1812 года. Урок истории был обращен к личности Кутузова, выяснялась его роль как талантливого полководца в Отечественной войне. Урок литературы по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» дал возможность увидеть фигуру М.И.Кутузова с художественной точки зрения, осмысленной великим писателем. Урок МХК был задуман как урок интегрированный, итоговый в данной теме, урок-размышление по теме «Образ М.И.Кутузова глазами современников, историков, писателей, художников, скульпторов и композиторов». Учителя истории , литературы и МХК ставили своей целью сравнить литературную, исторические точки зрения на образ великого полководца, а учитель МХК пытался показать его воплощение такими средствами искусства, как живопись, скульптура и музыка. В итоге знания школьников по данной теме сложились в единое целое, о чём свидетельствуют их письменные отзывы.
В практике нашей школы используется несколько форм учебной интеграции (объединения) материала на уроках литературы:
на основе одинаковых тем;
на основе учебных предметов гуманитарного профиля (литература- история, литература -МХК, литература- русский язык, литература- иностранный язык);
на основе учебных материалов разных классов базовой школы (например, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» - 5 класс, тема Отечественной войны 1812 года - 8 класс, роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - 10 класс). При организации интегрированного урока литературы главной задачей учителя является активизация и включение в работу всех учащихся в классе, независимо от уровня их подготовки. Типы уроков могут быть разными:
традиционный урок, где сохраняется традиционная схема урока;
урок с элементами анализа и сопоставления различных источников;
урок - размышление;
урок - дискуссия;
урок - портрет;
урок - экскурсия.
Далее я попытаюсь обобщить опыт проведения интегрированных уроков в нашей школе. Такие уроки тщательно планируются, так как учащимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над интегрированным уроком состоит из трёх основных этапов: подготовительный, основной и заключительный.
1 этап - подготовительный, включает следующие элементы:
планирование, организация творческой группы, конструирование
содержания урока, репетиции. Анализ педагогической практики показал, что
в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как
обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило,
изучается индуктивным методом, то есть шаг за шагом от частного к общему.
В этом случае целостное представление об изучаемом у учащихся должно
сформироваться в конце изучаемого материала на обобщающем уроке. При
таком способе ребята зачастую не видят взаимосвязи между уроками. А так
как раздел программы представляет собой развёрнутую во времени картину,
наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удаётся
сформировать в своём сознании целостный её образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментарность видения, сформирует у детей целостную картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках.
По такому типу проводились у нас вводно-обзорные уроки, создающие у учеников целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривался и анализировался (например, урок «Развитие литературы 2-ой половины 19 века»). На заключительных уроках по разделу программы делались обобщения и выводы в практических работах.
Следующая задача, которую мы ставим, определить близкие темы по литературе, МХК, изобразительному искусству и музыке для их интеграции, например, с историей или иностранным языком. Для этого анализируется программа этих предметов.
При проведении интегрированных уроков очень важной мы считаем организацию творческой группы учителей. Только атмосфера взаимной доброжелательности может повлиять на создание хорошего урока.
Новый этап - конструирование содержания урока. Как правило, творческая группа педагогов методом мозговой атаки выбирает вариант урока, и каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему усмотрению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения. Затем мы составляем план-конспект урока.
Немаловажным является репетиционный этап , ибо здесь отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий, определяются «роли» учителей на уроке.
2 этап - исполнительский - проведение урока. Начало урока должно оказать на учащихся сильное воздействие, вызвать их интерес к теме урока, к его содержанию. Чаще всего мы используем создание проблемной ситуации. Мне нравится сравнение начала интегрированного урока со своего рода увертюрой - торжественным приглашением к уроку как художественно-педагогическому произведению. В заключительной части урока обобщается всё сказанное, подводится итог рассуждениям учеников, формируются чёткие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на школьников сильное эмоциональное воздействие.
Каждый интегрированный урок имеет проблемный характер. На вводном уроке обозначаются проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке тоже формируются вопросы, которые учащиеся будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.
3 этап - рефлексивный. Мы обязательно проводим анализ урока. В принципе по такой схеме может быть построен любой интегрированный урок.
Интересным открытием для наших учеников стали так называемые бинарные уроки. Опыт проведения таких уроков мы подсмотрели в махачкалинском многопрофильном лицее. Эта работа очень увлекательная, поистине творческая и, что очень важно, интересная для самих детей. Единение таких, казалось бы, далёких сфер как музыка и математика, живопись и физика, химия и музыка давали неожиданный эффект, значительно повышая интерес к изучаемым предметам. На простых примерах, сопоставляя и сравнивая сущности, обычно не видимые за различной или, по крайней мере, не совпадающей по форме внешней оболочкой, учащиеся и преподаватели старались показать, что единое восприятие мира, казалось бы, безнадёжно утраченное с возникновением узкоспециализированных областей науки и искусства, в действительности обрело лишь вторую форму: за внешним различием кроются по существу тождественные структуры и понятия.
Гуманизация точных наук и математизация гуманитарных знаний - явление нашего времени. Обращение учёных к искусству не¬случайно: художественные образы часто подсказывали исследователям путь к правильным решениям. С другой стороны, многие писатели в своих художественных произведениях предвосхищали научные открытия.
В последние годы учителя гуманитарных предметов, в частности, истории и литературы, а также МХК увлеклись созданием сценариев интегрированных уроков с использованием компьютерной техники. Компьютерная техника всё активнее входит в жизнь и учебный процесс в сельской общеобразовательной школе. Используемая техника работает и на уроке литературы. Компьютерные уроки или их фрагменты легко вписываются в канву любой темы. Главная их цель - показать истинные широкие возможности урока с использованием компьютерной технологии. Важнейшим условием успеха при этом является с одной стороны, хорошие знания своего предмета и владение методикой его преподавания, а с другой - умение анализировать любой урок и представлять его по элементам, то есть уметь создавать алгоритм урока в любом возможном варианте.
Один из таких уроков – интегрированный урок литературы и информатики с использованием компьютера по теме «Поэзия серебряного века» в 11 классе. Использование компьютерной техники на уроке позволило нам, учителям, творчески подойти к изучаемой теме, выявить ученический потенциал и задействовать его на уроке. Правильно организованная методическая работа дала хороший результат: дети добровольно и с огромным интересом выполняли сложную работу, разделившись на группы и работая каждый на своём компьютере. Это деятельностный подход, при котором школьник не читает готовый материал по учебнику или слушает лекцию учителя, а включается в активную поисковую работу, то есть развивается.
Поскольку в век информационных технологий и технического прогресса дети перегружены, учителя должны снизить их психологическую нагрузку на уроке за счёт повышения интереса к предмету. Учитывая, что современные дети увлекаются компьютером, на своём уроке мы представили компьютерные презентации учащихся по творчеству поэтов серебряного века. Урок показал, что за счёт компьютера эмоциональная нагрузка на ребёнка снижается, и он не так волнуется при ответе. Таким образом, эмоционально-психологическая нагрузка была распределена между детьми с дифференцированным подходом к их способностям. Перед уроком дети сами выбирали темы выступлений, сами создавали микрогруппы. Презентации готовили с помощью консультаций учителей литературы и информатики.
Такая форма урока, как интегрированный урок совместных действий, очень продуктивна, а главное интересна как для учителя литературы, так и для школьников, что позволяет максимально раскрывать их творческий потенциал. Практика показывает, что урок мировой художественной культуры имеет неограниченные возможности в плане применения различных современных технологий, в плане интеграции с любым учебным предметом. А новые технологии обучения способствуют развитию
творческих возможностей учащихся.
Выводы
Итак, проанализировав вопрос об интегральных возможностях предмета литература, затронув проблему межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся при изучении литературы в школе, я пришла к выводу, что правильно организованная работа по выявлению творческого потенциала школьников, с учетом их индивидуальных способностей и интересов, довольно эффективна, дает положительный результат, способствует развитию познавательных, эстетических, художественных интересов учащихся, развивает их умение творчески мыслить.
Я думаю, что интегрированные уроки внедрять в учебный процесс стоит, причем более активно и свободно, чем это наблюдается в практике современной школы. К тому же педагогам необходимо регулярно обобщать опыт своей работы по данному вопросу и делиться им со своими коллегами на страницах методических журналов.
Анализ педагогической и методической литературы по этой проблеме показал, что существуют различные формы интегральной межпредметной связи уроков литературы. В работе выделены положительные стороны такой взаимосвязи разных учебных предметов. Они заключаются в создании условий для максимального развития детских способностей, склонностей, удовлетворения познавательных и эмоциональных потребностей и интересов в процессе усвоения школьниками такого важного предмета, как литература.
Проблема интеграции учебных предметов актуальна, но недостаточно разработана, и потому данная работа может представлять интерес для широкого круга читателей. Среди них студенты, начинающие педагоги, учителя общеобразовательных школ, желающие внести коррективы в свою практику и расширить свой методический инструментарий.
Библиографический список
1. Баженова, Л.М., Пеня, Т.Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся. Советская педагогика.-М.,1988. -№12. -с.43-45.
2. Гогиберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования. -М., Наука, 2003.-с. 183.
3. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. -М., Народное образование, 2001, с.224.
4. Кравчук Л. Комплексное освоение искусства. // Воспитание школьников. -
1999. -№6. -2000. - 1,2,3,10. - с.37-39.
5. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в
12.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007.
13. Пономарева Е.А., Саидова Н.А. Интегрированный урок по информатике и литературе. // Практика административной работы. - 2003. - №8. - с.66.
14. Рыкова Е.К. Синтез искусств на уроках. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1997, с.18.
15. Селевко Г.В., Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
16. Советский энциклопедический словарь под редакцией Прохорова A.M. и др. Советская энциклопедия, -М., 1981, с.501.
17. Спорышева Е.Б. Педагогические основы интегрирования искусств и
предметов гуманитарного цикла. // Стандарты и мониторинг в образовании. -
2005.-№5.с.10-15.
18. Титова И.М. Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействие. // Профильная школа. - 2005. - №4. - с.38.
19. Усов Ю. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства. // Искусство в школе. - 2000. -№6. - с.3-6.