Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии обучения русскому языку и литературе»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Основой современных образовательных стандартов образования и главной задачей современного учителя является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизация, самообразование.
В условиях современной школы воспитание языковой личности, обладающей «совокупностью речемыслительных умений и ответственно относящейся к своей речи» [1], – наивысшая цель гуманитарного образования. Владение языком ценится высоко в любом обществе. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.
Развитию этих компетенций, на мой взгляд, способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий, а также новых средств и технологий обучения.
Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет.
Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологии показала их преимущество перед традиционным методом обучения в совершенствовании и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию внимания и памяти, стимулирования познавательной активности.
В своей работе я использую программы Microsoft Office Word, Publisher, Microsoft Power Point, с помощью которых я планирую учебные занятия, готовлю презентации к урокам, флипчарты, подбираю видеоуроки, схемы, диаграммы, составляю тесты. Применяю также готовые программы-репетиторы, предназначенные для обучения и проверки знаний. Они подразумевают диалог ученик-компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции. Ребятам очень нравится, что оценивает их работу компьютер. Им интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, готовятся к контрольным и зачетным урокам. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может повторить материал столько раз, сколько требуется. При подготовке выпускников к экзаменам использую компьютерное тестирование, каждый ученик по окончании тестирования видит свои ошибки и выполняет работу по их устранению.
Важной частью работы по формированию ключевых компетентностей у учащихся является диагностика уровня их сформированности. На каждом завершённом временном этапе (четверть, полугодие, год) может быть определён уровень овладения учащимися той или иной компетентностью. Диагностикупровожу в следующих формах:
- плановый тематический контроль (контрольные работы, содержащие текстовые, проблемные, экспериментальные задания, исследовательские работы, мини-проекты, выборочный контроль на уроке в процессе выполнения работ и т.п.);
- «деятельностный» контроль (всевозможные запланированные демонстрации презентаций творческих заданий, выступления, защиты и т.п.);
Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:
1. 100%- ная успеваемость по предмету;
2. Повышение % качества образования по русскому языку и литературе - от 63% до 89%.
3. Успешная сдача ЕГЭ.
4. Результативность исследовательской, проектной деятельности (призовые места в конкурсах проектов и исследовательских работ).
5. Развитие творческого потенциала учащихся (призовые места в конкурсах сочинений).
6. Высокая мотивация деятельности (участие и победы в интернет-олимпиадах, предметных олимпиадах).
Одним из методов современного преподавания русского языка и литературы, по нашему мнению, является создание проектов, сочетающих в себе как глубокий языковой и литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» [2] - вот основной тезис метода проектов.
Как показывает опыт, метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартной задачи.
В процессе применения метода были выполнены несколько информационных и творческих проектов: « Иноязычные слова: обогащение или оскудение русского языка», «Влияние Интернет-сленга на речевую культуру современных школьников», “Причины падения интереса к чтению у школьников” .
Затем был проведен открытый урок литературы «Семья в жизни и творчестве Л.Н.Толстого» с использованием программного обеспечения Актив студио и интерактивной доски. Во флипчарте были использованы следующие методы и приемы: запись звукового сопровождения, записи из дневника Л.Н.Толстого, использование документального материала, способствующих психологическому настрою учащихся, погружению их в соответствующую атмосферу, а также презентаций учащихся, видеоэпизоды. Мне удалось создать условия для развития творческих способностей учащихся, мышления, формирования мировоззрения, совершенствования навыков самообразования при систематизации знаний на основе использования новых информационных технологий.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Доказательством являются победы моих учеников в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.
Литература
1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
3. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94.
4.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2000