ИКТ технологии в проектной работе на уроках литературы в 10 и 11 классах
ИКТ технологии в проектной работе на уроках литературы в 10 и 11 классах
В статье предлагается характеристика проекта, проведенного на уроках литературы в 11 классе. Проект "Биография писателя 20 века" был реализован в 2012 году. Результат работы - коллекция фильмов о писателях, которые используются учителем в качестве наглядных пособий при работе с другими классами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИКТ технологии в проектной работе на уроках литературы в 10 и 11 классах »
Скробот С.В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 184 «Новая школа»
ИКТ технологии в проектной работе на уроках литературы
в 10 и 11 классах
Изменение в отношении к предмету в связи с выбором ЕГЭ – факт общеизвестный. Литература, ценившаяся ранее из-за обязательного экзамена в виде сочинения, переживает сложные времена. Точнее, она встала в один ряд с физикой, биологией, историей и другими «невыбранными» предметами.
Составители ЕГЭ стараются сохранить «нужность» литературы, оценивая пример из художественного произведения в 3 балла при аргументации. Но умные дети приводят в пример Ремарка, Толкиена, Панова, Вербера (легко можно продолжить список читаемой неклассической литературы). Поэтому связь ЕГЭ по русскому языку и преподаванием литературы есть, но не обязательно такая, как нам хочется.
Интерес к предмету у современных школьников часто связан с использованием ИКТ-технологий. Этот мир им знаком и близок. Как же учителю литературы , оставив суть предмета, соединиться с современными школьниками?
Исходя из личного опыта, предложу коллегам проект «Биография писателя 20 (19) века». Сегодняшний интернет предоставит информацию (не всегда нужную, а иногда даже неверную) по этому вопросу, поэтому советую подойти к этому проекту не с точки зрения содержания, а с точки зрения формы.
Мы в 2012 году с 11 классом решили, что нам интереснее конечный продукт – фильм о писателе.
№
Этапы работы
Формы работы
Результат работы
Конечный результат
Мозговой штурм
Фильм о писателе
Критерии оценивания: определение технических и предметных задач
Работа в группах 20 минут, соединение работ групп и требований учителя (пункт 3) 20 минут
2. звуковое оформление работы: минимум – голос за кадром, максимум – голос и музыкальный фон.
3. работа с информацией: составление закадрового текста.
Ограничение информационного поиска: нельзя польбзоваться интернет-источниками. Учебник литературы под любой редакцией. Монографии, статьи о творчестве писателя.
4. время фильма – 5-10 минут.
Выбор темы
Индивидуальная работа с учебником 20 минут
Любая тема, любой автор (практически неограниченный выбор)
Организация поиска в интернете
Индивидуальная работа на компьютере, представление результатов учителю
1. Папка с фото, видео, аудиоматериалом.
2. Список интернет-источников.
Организация поиска в литературоведческих источниках
Индивидуальная работа с литературой, представление материалов учителю
Предварительный материал для закадрового текста:
1. Конспект литературоведческих источников.
2. Оформление списка использованной литературы.
Редактирование закадрового текста
Работа в парах, сдача текстов учителю
Откорректированный текст (орфография, пунктуация, грамматика, речь)
Создание фильма
Индивидуальная работа на уроке информатике (элективе) или домашнее задание
Работа с фото-, видео-, аудиоматериалом.
Озвучание фильма
Индивидуальная работа на уроке информатике (элективе) или домашнее задание
2 урока информатики (электива) или время на выполнение домашнего задания (внеурочная деятельность)
Темы фильмов (выбор обучающихся):
1. А.Блок. Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
2. В Хлебников. Анализ стихотворения «Ананасы в шампанском»
3. Английские переводы стихов Анны Ахматовой
4. Стихи Марины Цветаевой в фильмах Эльдара Рязанова.
5. М.Горький в годы советской власти.
6. Биография Ивана Бунина.
Выводы:
1. Таким образом, акцент перенесен с литературоведения на способ воплощения идеи техническими средствами.
2. При наличии конкретных, легко изменяемых параметров работы предоставлен максимально широкий выбор в подборе и оформлении материала.
3. «Организовано» время защиты работы, что позволяет обратить внимание на определение круга интересов современных школьников.
5. 25% обучающихся, пройдя все предварительные этапы, не достигли конечного результата, но получили положительные оценки за работу в процессе подготовки и получили определенные навыки работы с информацией.
А если сделать другие, «неправильные», выводы, то было очень интересно смотреть фильмы о писателях, слышать знакомые голоса, их озвучившие, и удивляться, как искренне, благородно, интеллигентно можно рассказать об эпохе, писателе, произведении.