kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые приемы работы с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предлагает ознакомиться с возможными игровыми приемами работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Предназначена для обучающихся среднего и старшего звена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые приемы работы с текстом»

Игровые приемы работы с текстом на уроках литературы и русского языка.


Викторина

Перед вами текст. Прочитайте его. Разбейтесь на две команды. Первая команда должна обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. Затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки второй команде. Правая команда должна ответить на вопрос и сказать, к какому абзацу он относится.

Первой команде дается время на подготовку вопросов-загадок, а вторая в это время обсуждает текст, выделяя в каждом абзаце главную мысль. После подготовки первая команда задает вопросы, вторая отвечает.

Оценивается глубина заданных вопросов и качество ответов.



Древо мудрости


Внимательно прочитать текст. Каждый из учащихся пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Далее следует им завернуть записку, прикрепить ее скрепкой к дереву. Теперь по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, следует еще раз прочитать заданный текст.


Метод Sopl


На доске пишется какое-либо утверждение в соответствии с изучаемой темой. Затем учащиеся разбиваются на пары и придумывают по 2-3 вопроса, которые они хотели бы задать в связи с данным утверждением. Вопросы собираются и записываются на доске. Далее звездочками помечаются сходные вопросы, чтобы выделить тематику, интересную для всех учащихся. Таким образом, вопросы собираются, классифицируются.

На данном этапе учащиеся готовы воспринять новую информацию. Далее педагог предлагает классу прочитать раздел учебника, посвященный данному утверждению и, найдя в нем ответы на собственные вопросы, записать их в тетради. Время от времени следует останавливать чтение, чтобы обсудить ответы на записанные на доске вопросы.


Доклад.

Прочитать текст. Учащимся предлагается передать содержание этого текста при помощи рисунков, знаков, схем и отправить шпаргалку соседу справа. Теперь каждый зачитывает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Оценивается более подробный доклад и представленное наглядное пособие.





Блок-схема текста.

Следует усвоить некоторую текстовую информацию. Для рациональной работы с текстом предлагается его законспектировать в разных видах. Можно построить работу в группах, каждой из которых предлагается поработать с абзацем данного текста или со всем текстом. Для этого следует разлиновать лист бумаги на три вертикальные полосы. На первой полосе будут отмечаться ключевые слова, на второй полосе – суть, смысловые ряды, на третьей – тезисная характеристика (расшифровка, пояснения). Можно соединить эти блоки линиями, указателями. За определенное время выстраивается блок-схема на уровне ключевых слов, смысловых рядов, пояснений. Подводится итог качеству конспектирования текста.




Карточки.

Для проведения этой игры у каждого ученика должен быть стандартный лист бумаги А4. Учащиеся рисуют простой рисунок, например домик или букет цветов – на весь лист бумаги. Теперь разрезается этот лист на равные карточки. Сколько смысловых частей в тексте, столько и должно быть разрезанных карточек.

Читается текст и конспектируется по одному предложению на каждой карточке (слева направо и сверху вниз), причем карточки должны лежать в таком порядке, чтобы на их обороте складывался ранее нарисованный рисунок. Теперь каждый участник перемешивает свои карточки и передает соседу справа. Сосед справа, получив чужие карточки, смотрит на конспект и раскладывает их в нужном порядке. Если на обороте сложился рисунок (это легко проверить) – карточки расположены верно, а значит, учащиеся поняли учебный текст.





Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Учащиеся моделируют дальнейший финал рассказа. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.



Чтение с пометками и таблица INSERT

Название приёма представляет английскую аббревиатуру:

I -- interactive

N -- noting

S --system

E -- effective

R -- reading and

T --thinking

и переводится как "самоактивизирующая системная разметка  для эффективного чтения и размышления". Приём традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.

Во время чтения текста необходимо попросить учеников делать на полях пометки:  V (я это знал(а), + (новое для меня), -- (думал(а) иначе), ? (непонятно, нужно разобраться), а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти значки станут заголовками граф таблицы.

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.

Значение этой стадии: происходит вызов  того, что ученик знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую ему предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет  уровень собственных знаний (формирует  собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. Овладение данным приёмом позволит учащемуся выработать навык активного чтения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игровые приемы работы с текстом

Автор: Разуева Елена Анатольевна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка "Игровые приемы развития дошкольников посредством наглядного моделирования""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_ighrovyie_priiemy_razvitiia_doshkol_nikov_posriedstv"
    ["file_id"] => string(6) "426162"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503586518"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(76) "primienieniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "220260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434559038"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Здоровьесберегающие игровые технологии на уроках музыки. "
    ["seo_title"] => string(70) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "220797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434893391"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "игровые технологии на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(46) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "141251"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418069135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства