kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровая деятельность на уроках внеклассного чтения литературы в 5-6 классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся. Литература как учебный предмет гуманитарного цикла представляет большие  возможности для формирования метапредметных результатов. Что же включают в себя метапредметные  результаты по литературе, попытаемся разобраться:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность на уроках внеклассного чтения литературы в 5-6 классах.»

Наука и образование: современные тренды. Парадигмы современного образования.

Кирилина Наталья Ивановна, учитель русского

языка и литературы МБОУ «СОШ № 59» Алтайского края

г. Барнаула

Игровая деятельность на уроках внеклассного чтения литературы в 5-6 классах.

(Система работы по обеспечению достижения учащимися метапредметных

результатов на уроках литературы на примере работы с текстом)


Так получилось, что последнее время, а именно – 4 года, я работаю с учащимися среднего звена. В данный момент у меня пятиклашки. Пятый класс – 10-11 лет - это гибкий возраст, способный к быстрому «впитыванию» и развитию – это, так называемые, наивные взрослые дети! В то же время на учителе лежит большая ответственность: именно он должен научить ребят учиться добывать новые знания. А, как нам известно, в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает (помимо всего остального) и формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

В пятый класс приходят ребята с разным багажом знаний: одни готовы учиться, другие ещё малы – привыкли слушать только рекомендации учителя. Но, тем не менее, души и сердца малышей открыты, они ещё любят школу, и этим надо «пользоваться», главное для меня – сохранить эту любовь к школе, к учёбе (она должна стать потребностью на всю жизнь), при этом формируя у учащихся способность к саморазвитию и дальнейшему самоопределению в жизни. Ценность обучения для ребенка теряется к 7-8 классу, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила. Потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден. Мы часто слышим, что ребята говорят: «Для чего мне география, вот русский язык – понятно!».

Теперь посмотрим, что делают метапредметы. «Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично», - говорит Марина ПОЛОВКОВА, заместитель директора Института инновационных стратегий развития образования при Департаменте образования города Москвы. Не совсем соглашусь с высказыванием профессионала именно в том, что «массовая школа не говорит (или говорит только назидательно) о вечных ценностях – уверена, мои коллеги – филологи практически на каждом уроке затрагивают «вечные темы», спокойно и тактично рассуждая о непреходящем…

Новый Образовательный Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления результатов;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и т.д. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.[1, фрагменты выступления]

Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся. Литература как учебный предмет гуманитарного цикла представляет большие возможности для формирования метапредметных результатов. Что же включают в себя метапредметные результаты по литературе, попытаемся разобраться:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности [2, фрагменты лекции].

На примере одного из уроков литературы «Мифы Древней Греции»

5 класс (мифы из учебника литературы и книги Н.А.Куна «Боги Древней

Греции») я попытаюсь показать системную работу формирования

метапредметных результатов.

Формируемые в процессе уроков универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Изучение мифов в

контексте сокровищницы

МХК.

1.Смысловое чтение

1.Умение формулировать собственное мнение и позицию

2. Воспитание у

учащихся чувства

уважения к

культурному наследию

2. Умение передавать содержание текста

2. Планирование

(составление плана и

последовательности

действий),

3. Оценивание содержания мифов и поступков мифических героев на основе сформированных личностных ценностей.

3. Структурирование знаний,

выделение информации;

построение логической цепи

ответа

3.Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи



4. Анализ текста

4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы


Фрагменты игры «Мифы Древней Греции» (сборные команды учащихся 5-ых классов)

Первое задание (приветствие) команды готовят заранее, распределяя роли и

координируя конечные результаты. Название команды должно соответствовать

теме занятия, а девиз и приветствие отражать хорошее знание мифологии

Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

умение определять способы действий в рамках предложенных условий

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

строить логичное рассуждение и делать выводы;

владение устной и письменной речью, монологической речью;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной

речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Древней Греции. Костюмы также должны подчёркивать принадлежность

Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мифотворчества.

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование готовности и способности к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

команд к тем или иным персонажам греческих мифов.

Задание второе (разминка, включающая в себя вопросы по мифологии) предполагает работу с текстом каждого члена команды, ребята должны хорошо знать и не программные мифы, заранее прогнозируя проблемные вопросы и работая на достижение цели. Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент саморазвития личности. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора. Кроме того, у компетентного читателя развивается функциональная грамотность. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Рисунок 1

Задание «Чёрный ящик» ориентирует учащихся на умение определять

Рисунок 2

понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации, строить логичное

рассуждение и делать выводы. Вопросы задания прогнозируют

формирование умений учащихся воспринимать и анализировать

прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в

литературном произведении, на уровне не только эмоционального

восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Традиционное задание «Капитаны», без которого не обходится ни одна игра, формирует у учащихся готовность слушать собеседника и вести диалог (так как капитанов всегда не меньше 2-ух), умение признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Развивает умения овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Все мы любим разгадывать кроссворды, именно поэтому одно из заданий игры – кроссворд «Мифические животные». Разгадывание кроссворда формирует у учащихся следующие познавательные учебные действия: смысловое чтение, выделение информации, умение передавать содержание текста понятиями, структурирование знаний, выделение информации.

Домашнее задание (последний конкурс) направлено на создание учащимися собственных текстов на основе уже существующих авторских. Команды пошли разными путями. «Олимпийцы» выбрали путь «вслед за автором» и сочинили миф, похожий на предыдущие 12-ть, в которых Геракл совершает очередной подвиг, связанный с физической силой. При этом команда проявила себя творчески, изобразив очередной трофей Геракла, страшную Гаргулью (мифический персонаж, придуманный командой).

Рисунок 3

Вторая команда «Умные богини», создавая собственный текст мифа, отошла от авторского сюжета изображения «физических подвигов» силача Геракла. Девочки сумели показать Геракла с иной стороны, что было достаточно неожиданно для 5-го класса – такое глубокое понимание ценностей жизни и «правильная» расстановка приоритетов, осознание мифотворчества как значимой части мировой художественной культуры.


Работу ребят в команде оценивает жюри, ставит баллы (см. презентацию), но главная оценка – это, конечно, не цифровой эквивалент, а те универсальные учебные действия, метапредметные результаты, которые осваивают учащиеся в процессе игры-занятия. Работая в коллективе, сплачиваясь, ребята чувствуют ответственность не только за себя, но и за всю команду – так происходит формирование личностных качеств учащихся: умения работать в коллективе, не теряя индивидуальности; умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, учитывая особенности групповой работы; умения работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



Список использованных источников:


1. Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» (сайт «Открытый класс»)

2. Фролова О. В., ст. преподаватель КГБОУ АКИПКРО (фрагменты лекции)

3. Действенность художественного слова / Отв. ред. Е.В. Шпилевая.– Киев, 1989.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Всем известно, что Геракл совершил 12 подвигов, за это боги приняли его в свой круг на Олимпе и стали считать героя равным небожителям. Геракл же гордился, что отец признал его достойным себя, а Зевс был рад, что сын обрел бессмертие.
  Боги всегда презирали людей за то, что они были смертными, страдали от любви, болезней, холода и горя. Способность людей любить, сострадать, испытывать боль, смерть были неведомы богам. Но боги не учли, что Геракл был сыном земной женщины и все человеческое ему не было чуждо, он мог сопереживать, он хотел любить и быть любимым. И все радости жизни на Олимпе, бессмертие он променял на любовь к земной женщине и простые человеческие радости, так презираемые богами. Геракл-человек победил Геракла-бога.
  12 подвигов Геракла доказали, что он может быть достойным небожителей. Но 13-м  подвигом герой доказал, что он может победить даже богов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игровая деятельность на уроках внеклассного чтения литературы в 5-6 классах.

Автор: Кирилина Наталья Ивановна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по литературе для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172408"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816618"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся"
    ["seo_title"] => string(72) "ighrakaksriedstvoaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "273229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452172968"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства