"У всех, кто живет в России, есть бесценное сокровище, которое нам оставили в наследство- это русская литература. Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению- одна из приоритетных задач учителя. Как всегда, нам приходится быстро перестраиваться, искать методики, вспрминать уже забытое старое."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Готовимся к ЕГЭ"»
Обучение написанию сочинения по литературе на ЕГЭ
Как всегда, нам приходится быстро перестраиваться, искать методики, вспоминать уже забытое старое. Долго нас приучали к тому, что литература не нужна, что про сочинения надо забыть. Мы только готовились к ЕГЭ и ГИА по литературе, где необходимо писать небольшие по объёму работы. И вот в 2014 году грянуло: СОЧИНЕНИЕ, которое ввели во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Президент Российского общественного Фонда им. А.И.Солженицына Н.Солженицына справедливо полагает: ”У всех, кто живёт в России, есть бесценное сокровище, которое нам оставили в наследство- это русская литература. Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению- одна из приоритетных задач учителя”.
Немного шутки, немного правды!
Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла
– Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем
– А я вот верю в учеников. Подрастут – сами возьмутся за книги
– А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем…
Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.
Вспомним, что А.Н.Толстой писал:
Способ, как творил Создатель, Что считал Он боле кстати – Знать не может председатель Комитета о печати. А.К.Толстой
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Мнение филолога-практика С.В.Волкова
Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона. НО:
ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Ведь позиция автора всегда правильная, потому что нравственна!), даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.
Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
В темах сочинений
-умышленно не используются узкие формулировки;
-реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;
-не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ
Результаты сочинения от 3 декабря 2014 года, которое выпускники в качестве апробации писали первый раз. Сочинение писали около 700 тыс. человек. Экзамен проходил во всех 85 регионах страны.
-95% получили «зачет», около 5% – «незачет».
-Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.
-Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.
После результатов Интернет и ЕГЭ виноваты в ухудшении качества сочинений
-отмечается, что «президентское сочинение» выявило негативное влияние ЕГЭ и современной интернет-культуры на слог школьников.
-работы школьников изобилуют такими оборотами, как, например, «вышеупомянутые мной», а последнюю часть сочинения большинство решило обозначить оборотом «в заключение я хочу отметить», который характерен для формального развернутого ответа на ЕГЭ.
-Свою роль в выборе стиля изложения также сыграл Интернет.
-Большинство вузов не стали проверять сочинения
Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда ( интеллектуального уровня, культурной подготовки).
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Вера Кострова, Нижний Новгород. «Учительская газета»:
«Война и мир» и «Судьба человека» были «лидерами продаж» на итоговом сочинении. Если Андрею Соколову пришлось «отстреливаться» в теме о войне, то незабвенных героев Толстого использовали почти во всех предложенных темах, разумеется, кроме собственно литературной - по Лермонтову. Кстати, ее практически нигде не писали. В редких школах лермонтовскую тему выбрали не более одного-двух выпускников, а в основном никто.
За год дети забывают если не все, то многое – и это тоже одна из особенностей нынешнего поколения, вскормленного исключительно на видеоряде. Мгновенная смена картинок заставляет мозг защищаться – не хранить долго полученную информацию.
Еще год-два назад я удивлялась признаниям выпускников (даже отличников!) в том, что они «читали, но не помнят» сюжет и героев «Капитанской дочки», «Горе от ума», «Героя нашего времени». Теперь я точно знаю, что это так и есть. Дети, действительно, в подавляющем большинстве совсем не запоминают прочитанное. О произведении могут рассуждать, только если прочли его три дня назад, через неделю начинают путать героев, с трудом вспоминают название и автора (я не преувеличиваю, спросите ваших старшеклассников, что они прочитали две недели назад, и они вам честно признаются, что не помнят – верьте им, это не розыгрыш!).
Увиденное, современные дети помнят немного дольше – и в этом смысле, конечно же, учителей спасают экранизации. Но всю классику нереально показать на уроках даже физически. Поэтому учителя вынуждены обращаться к многократному (обратите внимание!) краткому пересказу отдельных (!) эпизодов классики. Результатом такого «изучения» литературы стало ее катастрофическое усыхание, «скукоживание» - иными словами полная потеря плоти и крови. Удивительно ли, что «Война и мир» в сознании нынешних выпускников сузилась до четырех- пяти эпизодов, которыми легко «жонглировать» в любом эссе, хоть в части С, хоть на итоговом сочинении. Учителя-словесники, не задумываясь, назовут вам эти эпизоды: первый - князь Андрей смотрит в небо после боя под Аустерлицем, второй - батарея капитана Тушина сдерживает противника во время Шенграбенского сражения, третий - князь Андрей по дороге в Отрадное смотрит на дуб, вначале сухой, а потом расцветший, четвертый - Наташа Ростова во время отъезда из осажденной Москвы отдает подводы раненым. И это все! Другие эпизоды и тем более второстепенные персонажи бессмертной эпопеи или не вспоминаются вовсе, или немилосердно путаются: Долохова нередко называют Дороховым, Курагиных Куракиными, Элен превращается в княгиню – для выпускников это уже такие мелочи, что и говорить о них не стоит. Про Тихона Щербатова лучше и не спрашивать – дети о нем вовсе не слыхивали…
Привязывать к теме все, что смутно помнится с уроков, дети научились и делают это до такой степени простодушно, что просто с ума можно сойти. Так, например, учителя с удивлением прочли в итоговом сочинении, что Софья Фамусова – «умная и образованная девушка» стала такой благодаря тому, что «много читала в детстве» (тема взросления), а Белла в «Герое нашего времени» «всей душой полюбила Печорина в силу своего воспитания»…
ИЗ СОЧИНЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ…(нарочно не придумаешь!)
-человечество пагубно относится к своей родной природе".
-"Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста".
-"Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова "Обломов».
-"Они потеряли на войне двух единственных сыновей".
-"Так как Обломов - человек ленивый, у него был Захар - его слуга".
Недочеты в привлечении литературного материала
-Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала.
-Преобладание пересказа.
-Формальное привлечение текста. Литературные примеры даны отдельно и не связаны с выводами.
-Незнание художественного текста и, как следствие, искажение его.
-Неожиданные сочетания произведений, рассмотренных в сочинении.
-«Упущенные возможности» в привлечении литературного материала.
-Трактовка литературного материала с нарушением диапазона достоверной интерпретации.
-Негативное влияние массовой литературы на подход к отбору литературного материала.
NB Школьники с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходят за рамки школьной программы в выборе текстов для аргументации.
Выпускники, читающие мало и затрудняющиеся в создании письменного высказывания, чаще привлекают тексты школьной программы или внеклассного чтения II пол. XX в.
В слабых сочинениях заметна подмена чтения знакомством с кратким пересказом или экранизацией произведения, театральной постановкой.
Пути совершенствования умения школьников писать итоговое сочинение
1. Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–9 классах):
2. Усиление внимания к методике обучения итоговому сочинению
3. Определение приоритетных направлений методической работы по проблемам обучения итоговому сочинению
В этом году были предложены темы по пяти тематическим направлениям:
Отцы и дети
Мечта и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
“Да…”- подумаете Вы!
“А темы-то типичны тем, которые мы пишем с 2014 года!”.
Но главное поменять стереотип, найти другой подход, расширить направленность мысли, создать интригу!!!
Типология тем
-Тема сформулирована в виде вопроса, например: «Что значит жить, опережая время?» Если вы её выберете, вам надо будет написать сочинение-рассуждение — ответ на вопрос.
-Тема может носить дискуссионный характер, содержать внутри провокацию, например: «Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим». (Б. Шоу), и тогда ваш выбор — рассуждение на дискуссионную тему.
-Тема может быть сформулирована как утверждение, запечатлённое в цитате, например: «Время собирать камни и время разбрасывать их» (Экклезиаст), и тогда надо поставить к ней вопрос, обозначить проблему.
При подготовке к сочинению мы стараемся вырабатывать алгоритм…
Выполняются задания, например:
Опираясь на значения фразеологизма «в своё время» и на название темы, сформулируйте главный тезис будущего сочинения.
Подсказка:
Например, так: Родиться не в своё время — значит родиться несвоевременно — раньше или позже, чем надо было бы. Обычно так говорят о людях гениальных, намного опередивших своё время, своих современников.
Подумайте над антитезисом, что можно противопоставить вашему тезису, запишите его.
Подсказка:
Возможно, вам помогут вопросы:
А можно ли, действительно, родиться не в своё время?
Кто и когда решает, своевременно или нет, родился тот или иной человек?
Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли; сформулируйте их. Возможно, вам помогут следующие факты:
-Стихотворения Омара Хайяма при жизни не представляли интереса для современников.
-Гениальность Ломоносова стала очевидной и понятной лишь спустя столетие.
-Современники не считали Пушкина гением, были уверены в том, что рядом с ним много таких же способных и талантливых поэтов, а Николая Загоскина и вовсе считали более одарённым, во всяком случае, более популярным.
И всё-таки я верю, что итоговое сочинение в 11 классе-это нововведение, продиктованное временем, которое научит будущих выпускников самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание, осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.