kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Готовимся к ЕГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"У всех, кто живет в России, есть бесценное сокровище, которое нам оставили в наследство- это русская литература. Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению- одна из приоритетных задач учителя. Как всегда, нам приходится быстро перестраиваться, искать методики, вспрминать уже забытое старое."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Готовимся к ЕГЭ"»

Обучение написанию сочинения по литературе на ЕГЭ

Как всегда, нам приходится быстро перестраиваться, искать методики, вспоминать уже забытое старое. Долго нас приучали к тому, что литература не нужна, что про сочинения надо забыть. Мы только готовились к ЕГЭ и ГИА по литературе, где необходимо писать небольшие по объёму работы. И вот в 2014 году грянуло: СОЧИНЕНИЕ, которое ввели во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Президент Российского общественного Фонда им. А.И.Солженицына Н.Солженицына справедливо полагает: ”У всех, кто живёт в России, есть бесценное сокровище, которое нам оставили в наследство- это русская литература. Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению- одна из приоритетных задач учителя”.

Немного шутки, немного правды!

Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла

– Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем

– А я вот верю в учеников. Подрастут – сами возьмутся за книги

– А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем…

Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.

Вспомним, что А.Н.Толстой писал:

Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати
Знать не может председатель
Комитета о печати. А.К.Толстой

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Мнение филолога-практика С.В.Волкова

Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона. НО:

ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Ведь позиция автора всегда правильная, потому что нравственна!), даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.

Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

В темах сочинений

-умышленно не используются узкие формулировки;

-реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;

-не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ

Результаты сочинения от 3 декабря 2014 года, которое выпускники в качестве апробации писали первый раз. Сочинение писали около 700 тыс. человек. Экзамен проходил во всех 85 регионах страны.

-95% получили «зачет», около 5% – «незачет».

-Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.

-Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.

После результатов Интернет и ЕГЭ виноваты в ухудшении качества сочинений

-отмечается, что «президентское сочинение» выявило негативное влияние ЕГЭ и современной интернет-культуры на слог школьников.

-работы школьников изобилуют такими оборотами, как, например, «вышеупомянутые мной», а последнюю часть сочинения большинство решило обозначить оборотом «в заключение я хочу отметить», который характерен для формального развернутого ответа на ЕГЭ.

-Свою роль в выборе стиля изложения также сыграл Интернет.

-Большинство вузов не стали проверять сочинения

Трудности

  • «Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

  • Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».

  • Нехватка базового литературного бэкграунда ( интеллектуального уровня, культурной подготовки).

  • Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.

  • Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.

  • Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.

Вера Кострова, Нижний Новгород. «Учительская газета»:

  • «Война и мир» и «Судьба человека» были «лидерами продаж» на итоговом сочинении. Если Андрею Соколову пришлось «отстреливаться» в теме о войне, то незабвенных героев Толстого использовали почти во всех предложенных темах, разумеется, кроме собственно литературной - по Лермонтову. Кстати, ее практически нигде не писали. В редких школах лермонтовскую тему выбрали не более одного-двух выпускников, а в основном никто.

  • За год дети забывают если не все, то многое – и это тоже одна из особенностей нынешнего поколения, вскормленного исключительно на видеоряде. Мгновенная смена картинок заставляет мозг защищаться – не хранить долго полученную информацию.

  • Еще год-два назад я удивлялась признаниям выпускников (даже отличников!) в том, что они «читали, но не помнят» сюжет и героев «Капитанской дочки», «Горе от ума», «Героя нашего времени». Теперь я точно знаю, что это так и есть. Дети, действительно, в подавляющем большинстве совсем не запоминают прочитанное. О произведении могут рассуждать, только если прочли его три дня назад, через неделю начинают путать героев, с трудом вспоминают название и автора (я не преувеличиваю, спросите ваших старшеклассников, что они прочитали две недели назад, и они вам честно признаются, что не помнят – верьте им, это не розыгрыш!).

Увиденное, современные дети помнят немного дольше – и в этом смысле, конечно же, учителей спасают экранизации. Но всю классику нереально показать на уроках даже физически. Поэтому учителя вынуждены обращаться к многократному (обратите внимание!) краткому пересказу отдельных (!) эпизодов классики. Результатом такого «изучения» литературы стало ее катастрофическое усыхание, «скукоживание» - иными словами полная потеря плоти и крови. Удивительно ли, что «Война и мир» в сознании нынешних выпускников сузилась до четырех- пяти эпизодов, которыми легко «жонглировать» в любом эссе, хоть в части С, хоть на итоговом сочинении. Учителя-словесники, не задумываясь, назовут вам эти эпизоды: первый - князь Андрей смотрит в небо после боя под Аустерлицем, второй - батарея капитана Тушина сдерживает противника во время Шенграбенского сражения, третий - князь Андрей по дороге в Отрадное смотрит на дуб, вначале сухой, а потом расцветший, четвертый - Наташа Ростова во время отъезда из осажденной Москвы отдает подводы раненым. И это все! Другие эпизоды и тем более второстепенные персонажи бессмертной эпопеи или не вспоминаются вовсе, или немилосердно путаются: Долохова нередко называют Дороховым, Курагиных Куракиными, Элен превращается в княгиню – для выпускников это уже такие мелочи, что и говорить о них не стоит. Про Тихона Щербатова лучше и не спрашивать – дети о нем вовсе не слыхивали…

Привязывать к теме все, что смутно помнится с уроков, дети научились и делают это до такой степени простодушно, что просто с ума можно сойти. Так, например, учителя с удивлением прочли в итоговом сочинении, что Софья Фамусова – «умная и образованная девушка» стала такой благодаря тому, что «много читала в детстве» (тема взросления), а Белла в «Герое нашего времени» «всей душой полюбила Печорина в силу своего воспитания»…

ИЗ СОЧИНЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ…(нарочно не придумаешь!)

-человечество пагубно относится к своей родной природе".

-"Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста".

-"Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова "Обломов».

-"Они потеряли на войне двух единственных сыновей".

-"Так как Обломов - человек ленивый, у него был Захар - его слуга".

Недочеты в привлечении литературного материала

-Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала.

-Преобладание пересказа.

-Формальное привлечение текста. Литературные примеры даны отдельно и не связаны с выводами.

-Незнание художественного текста и, как следствие, искажение его.

-Неожиданные сочетания произведений, рассмотренных в сочинении.

-«Упущенные возможности» в привлечении литературного материала.

-Трактовка литературного материала с нарушением диапазона достоверной интерпретации.

-Негативное влияние массовой литературы на подход к отбору литературного материала.

NB Школьники с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходят за рамки школьной программы в выборе текстов для аргументации.

Выпускники, читающие мало и затрудняющиеся в создании письменного высказывания, чаще привлекают тексты школьной программы или внеклассного чтения II пол. XX в.

В слабых сочинениях заметна подмена чтения знакомством с кратким пересказом или экранизацией произведения, театральной постановкой.

Пути совершенствования умения школьников писать итоговое сочинение

1. Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–9 классах):

2. Усиление внимания к методике обучения итоговому сочинению

3. Определение приоритетных направлений методической работы по проблемам обучения итоговому сочинению

В этом году были предложены темы по пяти тематическим направлениям:

Отцы и дети

Мечта и реальность

Месть и великодушие

Искусство и ремесло

Доброта и жестокость

Да…”- подумаете Вы!

А темы-то типичны тем, которые мы пишем с 2014 года!”.

Но главное поменять стереотип, найти другой подход, расширить направленность мысли, создать интригу!!!

Типология тем

-Тема сформулирована в виде вопроса, например: «Что значит жить, опережая время?» Если вы её выберете, вам надо будет написать сочинение-рассуждение — ответ на вопрос.

-Тема может носить дискуссионный характер, содержать внутри провокацию, например: «Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим». (Б. Шоу), и тогда ваш выбор — рассуждение на дискуссионную тему.

-Тема может быть сформулирована как утверждение, запечатлённое в цитате, например: «Время собирать камни и время разбрасывать их» (Экклезиаст), и тогда надо поставить к ней вопрос, обозначить проблему.

При подготовке к сочинению мы стараемся вырабатывать алгоритм…

Выполняются задания, например:

Опираясь на значения фразеологизма «в своё время» и на название темы, сформулируйте главный тезис будущего сочинения.

Подсказка:

Например, так: Родиться не в своё время — значит родиться несвоевременно — раньше или позже, чем надо было бы. Обычно так говорят о людях гениальных, намного опередивших своё время, своих современников.

Подумайте над антитезисом, что можно противопоставить вашему тезису, запишите его.

Подсказка:

Возможно, вам помогут вопросы:

А можно ли, действительно, родиться не в своё время?

Кто и когда решает, своевременно или нет, родился тот или иной человек?

Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли; сформулируйте их. Возможно, вам помогут следующие факты:

-Стихотворения Омара Хайяма при жизни не представляли интереса для современников.

-Гениальность Ломоносова стала очевидной и понятной лишь спустя столетие.

-Современники не считали Пушкина гением, были уверены в том, что рядом с ним много таких же способных и талантливых поэтов, а Николая Загоскина и вовсе считали более одарённым, во всяком случае, более популярным.

И всё-таки я верю, что итоговое сочинение в 11 классе-это нововведение, продиктованное временем, которое научит будущих выпускников самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание, осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Готовимся к ЕГЭ"

Автор: Омарова Ирина Георгиевна

Дата: 23.11.2018

Номер свидетельства: 487135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Мастер класс "Подготовка к ЕГЭ. Окислительно восстановительные реакции" "
    ["seo_title"] => string(76) "mastier-klass-podghotovka-k-iege-okislitiel-no-vosstanovitiel-nyie-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "182788"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425613588"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (тестирование в формате ЕГЭ, 10 класс)"
    ["seo_title"] => string(76) "gotovimsia_k_iege_po_russkomu_iazyku_tiestirovaniie_v_formatie_iege_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "446104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1514015887"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по физике с 7 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "podghotovka-k-iege-i-oge-po-fizikie-s-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173208"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423936969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр  и вид задания повышенной сложности  на ЕГЭ по русскому языку» "
    ["seo_title"] => string(137) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-sochinieniie-rassuzhdieniie-kak-zhanr-i-vid-zadaniia-povyshiennoi-slozhnosti-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "198590"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428422044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» "
    ["seo_title"] => string(103) "sochinieniie-rassuzhdieniie-kak-zhanr-i-vid-zadaniia-povyshiennoi-slozhnosti-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "177841"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424714279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства