Просмотр содержимого документа
«Герои романа М. Шолохова " Поднятая целина"»
Герои романа М. Шолохова «Поднятая целина» и их судьбы.
1.Коммунисты
Решая проблему положительного героя времени, писатель создал характеры коммунистов — Давыдова, Нагульнова, Разметнова
Особую роль в образной системе «Поднятой целины» играет образ Давыдова.
Политические ориентации посланца питерских рабочих в момент его приезда на донскую землю выявлены в романе достаточно четко. Судя по некоторым деталям, представления Давыдова о положении в деревне, о сущности и целях коллективизации формировались под воздействием недавних решений ЦК партии, в атмосфере все более усиливающегося давления на крестьянство. Расстановка классовых сил в деревне представляется Давыдову очевидной. «Так что же, по-твоему,— заявляет он секретарю райкома,— батрачество, беднота и середняк против раскулачивания? За кулака? Вести-то их на кулака надо?» Конечно, в споре с Корчжинским аргументы Давыдова выглядят малоубедительными. Ему, по существу, нечего противопоставить точным и конкретным доводам секретаря райкома. Речь Давыдова становится косноязычной, выражения — односложными: «Эка ты!», «Это как тебе сказать...». Несмотря на уверенность — «а тебе, товарищ, рубану напрямик, по-рабочему: твоя линия ошибочная, политически неправильная, факт!» — наедине с собой Давыдов не может не признать, что рассуждения Корчжинского поколебали его убежденность: «Почитаю опять всю речь аграрникам. Неужели я ошибаюсь?» Давыдов отнюдь не мастер политических дискуссий, что ему явно не хватает знаний, его суждения не отличаются теоретической основательность.
. В первый день пребывания на хуторе Давыдов, кажется, находит подтверждение своим взглядам в настроениях и суждениях беднейшего казачества.«Тебя бы сюда, тихохода»,— вспоминает он о секретаре райкома в момент наивысшего накала собрания гремяченской бедноты. В его голосе вновь открыто звучат бескомпромиссные поты, он требует от крестьян однозначного выбора. Обращаясь к бедняку, засомневавшемуся в необходимости раскулачивания своего соседа Давыдов «будто нож к горлу приставил: «Ты за Советскую власть или за кулака?»
Но уже на первом собрании в Гремячем безапелляционная уверенность Давыдова наталкивается на факты, которые не вписываются в стройную, как ему кажется, систему его рассуждений. Бедняк Тимофей Борщев должен бы испытывать классовую ненависть к кулаку Дамаскову, а он неожиданно проявляет сомнения. Но здесь в политическом арсенале двадцатипятитысячника быстро находится подходящий аргумент: «Давыдов коротко черканул в блокноте: «Тимофей Борщев затуманенный классовым врагом. Обработать». Но вот с Титом Бородиным оказалось сложнее — вчерашний единомышленник, боец за Советскую власть в годы гражданской войны, стал кулаком. И хотя Давыдов по-прежнему сохраняет твердость и решительность — «Чего ты нам жалостные рассказы преподносишь? Был партизан — честь ему за это, кулаком стал, врагом сделался раздавить!» — история Бородина не уходит из его памяти. Не случайно позднее он «раздумчиво» спросит у Нагульнова: «Тита Бородина ты близко знаешь?»
В своем выступлении перед бедняками Гремячего Лога Давыдов убедителен в той его части, где говорит о конкретных вопросах, непосредственно волнующих земледельцев,— о вспашке зяби, о тракторах. Там же, где он начинает излагать политические оценки и суждения, речь его становится несвязной, он то и дело «спотыкается» о выражения, заимствованные из газет: «кулак-вампир», «кулак... общий наш кровосос», «тем самым льется вода на мельницу» и т. д. Давыдов и сам чувствует неестественность этих выражений и, спохватываясь, стремится говорить попроще: «...словом, никакая не вода, а один убыток».По мере погружения Давыдова в реальные заботы крестьян новые сомнения и тревоги переполняют его сознание. Однако теперь в спор с ним вступит оппонент посерьезнее Корчжинского — сама жизнь, оценивающая, ставящая под сомнение, а то и опровергающая политические установки, которые вошли в сознание питерского рабочего с газетных страниц. Однозначная и столь понятная по газетным публикациям расстановка классовых сил в деревне на деле оказалась запутаннее и сложнее. Постепенно - противоречия между собственными представлениями и явлениями жизни становятся для Давыдова все более осознанными:«За неделю пребывания в Гремячем Логу перед Давыдовым стеною встал ряд вопросов... Как зафлаженный волк, пытался он выбраться из круга связанных с колхозом мыслей».
Эпизод крестьянского бунта является наиболее драматическим моментом в развитии образа Давыдова. Копившиеся в сознании Давыдова недоумение и горечь словно выплескиваются, выражая высшую степень драматизма его душевного состояния: «За вас же, сволочей!.. — неожиданно звонко сказал Давыдов и повел по сторонам посветлевшими глазами.— Для вас же делаем!.. И вы меня же убиваете...»
Действительно, Давыдов приехал в Гремячий Лог с самыми добрыми намерениями по отношению к крестьянам-труженикам, искренне убежденный в том, что помогает им строить новую, светлую жизнь. Для этого он не только готов к самопожертвованию, он фактически ежечасно жертвует собой: отказывается от нормального существования и живет в каких-то неестественных условиях. Давыдов чувствует, что сдвинуты какие-то общепринятые человеческие представления, ему приходится совершать поступки, противоречащие его душевной сущности. Не случайно в конце романа Давыдов признается Варе Харламовой: «А ты знаешь, я уже иногда подумывал, приходило на ум частенько, что счастье мое, личное счастье, осталось за кормой, в прошлом то есть... хотя и в прошлом мне его было отмерено,- кот наплакал...»
Но вот во время «бабьего бунта» Давыдов вдруг с пронзительной ясностью ощутил разобщенность с гремяченцами. Может быть, впервые и этот момент он усомнился в безусловной оправданности и необходимости собственных действий и самого своего пребывания в донском хуторе, в гуще крестьянской массы. Однако внутренняя закономерность именно такого состояния героя подтверждается логикой его суждений и поступков. Не душевное ли потрясение во время «бабьего бунта» вынудило Давыдова круто изменить характер отношений с крестьянами, отказаться от массовых наказаний участников выступления? Вряд ли столь же миролюбиво поступил бы он в первые дни своего пребывания в Гремячем Логу, когда выражения «рубану», «уничтожить кулака», «таких, как ты, всех угробим», то и дело слетавшие с его уст, свидетельствовали о совсем иной настроенности питерского рабочего.
Таким образом, на протяжении действия первой книги «Поднятой целины» претерпели изменения не только его представления о принципах крестьянской жизни, но и политические убеждения.
В начале романа у Давыдова, определяющего свои действия на основе сталинской речи, не было никаких сомнений и колебании в идее сплошной коллективизации. К концу же первой книги, особенно после эпизодов, связанных с появлением статьи «Головокружение от успехов», Давыдов, ранее столь ревностно относившийся к точному следованию руководящим указаниям, во многом утрачивает этот пиетет перед директивой. Его суждения и действия теперь все более определяются насущными потребностями гремяченцев.
Таким образом, Шолохов не изображает Давыдова «кожаной курткой», твердокаменным большевиком. Давыдов резко отличается от тех идеальных, схематичных героев, которых много было в литературе 20—30-х годов.
Помощниками Давыдова изображаются сельские коммунисты Нагульнов и Разметнов. Так же как и Давыдов, они боролись за Советскую власть в годы гражданской войны. Так же как и Давыдов, они проникнуты верой в светлое будущее не только своего народа, но и всего человечества. Но каждый из них — это и ярко выраженная индивидуальность. Макар Нагульнов, бывший красный партизан, награжденный орденом Красного Знамени, — характер сложный. Писатель показывает его романтическую веру в победу ленинских идей во всем мире, его ненависть к «гадюке» — частной собственности. Он, «весь заостренный на мировую революцию», в проведении коллективизации готов действовать решительными и категорическими методами гражданской войны.
В портретной характеристике подчеркивается сложность его характера: «Был он широк в груди и по-кавалерийски клещеног. Над желтоватыми глазами его с непомерно большими, как смолой налитыми, зрачками срослись разлатые черные брови. Он был бы красив той неброской, но запоминающейся мужественной красотой, если бы не слишком хищный вырез ноздрей небольшого ястребиного носа, не мутная наволочь в глазах». Нагульнов сразу поддерживает Давыдова, видя в колхозах путь к новой жизни, путь освобождения от собственности: « — Я, дорогой товарищ рабочий, легче дышу, как услыхал, что сплошь надо стянуть в колхоз хлеборобскую собственность. У меня к ней с мальства ненависть. Все зло через нее, правильно писали ученые товарищи Маркс и Энгельс. А то и при советской власти люди, как свиньи у корыта, дерутся, южат, пихаются из-за этой проклятой заразы».
Нагульнов непримирим к классовым врагам, принципиален и тверд в решении встающих перед ним проблем. Он не щадит бывшего красного партизана Тита Бородина, ставшего кулаком, расстается с горячо любимой им Лушкой, не желая терпеть ее связь с сыном кулака Тимофеем Рваным. Шолохов рисует своего героя человеком, беспредельно преданным делу революции.
Испытывая лютую ненависть к накопительству и частной собственности, стремясь быстрее организовать колхоз, Нагульнов допускает ряд серьезных перегибов: обобществляет мелкий скот и птицу («нехай и куры колхозом живут»), арестовывает крестьян, которые не сдают семенной хлеб, угрожает расстрелом подкулачнику Баннику. Банник жалуется на Нагульнова в райком. Нагульнова исключают из партии. Исключают формалисты и скрытые пособники врагов, такие, как Корчжинский и Хомутов. Решение об исключении из партии Нагульнова воспринимает трагически: «Куда же я без партии? И зачем? Нет, партбилет я не отдам! Я всю жизню свою вложил... всю жизню... — и вдруг старчески-жалко бестолково засуетился, зашарил по столу руками, путаясь в словах, торопливо и невнятно забормотал: — Так ты уж лучше меня... прикажи ребятам... Меня тогда на распын надо... Ничего не остается... Мне жизня теперь без надобностев, исключите и из нее...»
Макар Нагульнов после исключения из партии хочет кончить жизнь самоубийством, но, представив, как будут торжествовать и злорадствовать кулаки, решает хлопотать о восстановлении в партии. «А если и не восстановят, то «беспартийным буду сражаться с гадами»,- заключает он.
Макар Нагульнов только две недели ходил беспартийным За это время сняли с работы Корчжинского и Хомутова, а окружная контрольная комиссия, получив апелляцию Нагульнова, восстановила его в партии.
Более спокойным и уравновешенным по сравнению с Макаром Нагульновым является Андрей Разметнов. Участник гражданской войны, пострадавший от белых казаков, замучивших его жену, Непосредственность, преданность делу, вера в светлое будущее — вот качества, характерные для Разметнова, которые писатель подчеркивает и отдельными портретными деталями: у него «чистые, как летнее небушко, глаза», «наивная беззастенчивость». Разметнов — типичный донской казак. Вот каким увидел его приехавший в Гремячий Лог Давыдов: «Из соседней комнаты вышел плотный казачок в козьей серой папахе, сбитой на .затылок, в куртке из шинельного сукна и казачьих с лампасами шароварах, заправленных в белые шерстяные чулки».
Разметнова волнует все, что связано с жизнью крестьян, с колхозом. Он первый узнает о массовом убое скота в хуторе и предупреждает об этом Давыдова: «Председатель колхоза! Гиганту строишь! Твои же колхозники режут, вот кто! И единоличники. Перебесились! Режут наповал все, и даже, сказать, быков режут!»
Вовлекая крестьян в колхоз, он стремится действовать, в отличие от Нагульнова, не силой, а убеждением. Разметнов пользуется любовью и уважением односельчан.
Писатель раскрывает и личные качества Андрея Разметнова: показывает его сильную и самоотверженную любовь к умершей жене Евдокии, которую он никак не может забыть. В отличие от Макара Нагульнова, призывавшего всех мужчин подождать с устройством личной жизни до мировой революции, Андрей не выступает против естественного желания каждого человека устроить свою личную жизнь, понимая, что утверждения Макара ничего общего с жизнью не имеют: «Хорошо, что брухливой корове бог рог не дает, а то Макар заставил бы всех мужчин жить без женщин, чтобы от социализма не отвлекались!»
После гибели Нагульнова именно он становится секретарем партячейки.
ОБРАЗЫ-ТИПЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КРЕСТЬЯНСТВА
Образы, созданные М. Шолоховым, типичны, они заключают в себе обобщающие черты народа в данную эпоху, но при этом каждый из созданных характеров наделен строго индивидуальными качествами.
В первой книге романа, изображая организацию колхоза, писатель большое внимание уделяет массовым сценам, но одновременно им ярко выписаны и отдельные характеры (Кондрат Майданников, Демка Ушаков, Хопров, Любишкин, Демид Молчун, Ипполит Шалый, дед Щукарь и другие).
В образе середняка Кондрата Майданникова М. Шолохов типизировал черты середняков-тружеников. Кондрат быстро понял, что без колхоза ему не жить, и одним из первых вступил в колхоз. Но «нелегко давался Кондрату колхоз! Со слезой и с кровью рвал Кондрат пуповину, соединявшую его с собственностью, с быками, с родным паем земли». Заявление, которое написал Кондрат о вступлении в колхоз, отражает его стремление войти в новую жизнь:«Я, Кондрат Христофоров Майданников, середняк, прошу принять меня в колхоз с моей супругой и детьми, и имуществом, и со всей живностью. Прошу допустить меня до новой жизни, так как я с ней вполне согласный».
Если в первой книге изображалась огромная внутренняя борьба Кондрата с частной собственностью, то во второй он показан как человек, готовый на беспощадную борьбу с врагами колхозной жизни.
Когда Давыдов рассказал Кондрату о том, что в хуторе враги снова поднимают голову, Кондрат спокойно отметил: — «Что же, это хорошо, пущай подымают. Под-пятую голову рубить легче будет».
Прием Кондрата в партию был радостным событием. О нем многие говорили тепло и доброжелательно. Раздавались реплики:
« — Хорош хозяин!
Оберегает колхозный интерес.
Этот общественную копейку не уронит, а ежели уронит одну — поднимет две.
Про него плохо не сбрешешь, не поверят!»
И когда Щукарь дал «отлуп» Кондрату, то в его защиту выступила со всем пылом юности Варя Харламова:
« — Неправда ваша, дедуня! Плохо вы говорите про товарища Майданникова Кондрата Христофорыча, и никто вам тут не поверит, что он недостойный быть в партии! Я с весны работала с ним на пахоте, и он пахал лучше и больше всех! Он всю силу покладет на колхозной работе, а вы против него идете...»
После таких убедительных доводов и дед Щукарь снимает свои возражения против принятия в партию Кондрата.
Вместе со всеми жителями хутора тяжело переживает Кондрат гибель Давыдова и Нагульнова. Народ оказывает Кондрату огромное доверие — его избирают председателем гремяченского колхоза.
Многогранно дан во второй книге характер кузнеца Ипполита Шалого. Шалый болеет за колхозное дело, старается помочь Давыдову в руководстве колхозом, делится с ним своими сокровенными мыслями. Он упрекает Данилова за то, что тот отошел от непосредственных своих обязанностей по руководству колхозом, дал возможность Островнову, занять в колхозе руководящее место.«Непорядок у тебя один: ты только на собраинях председатель, а в будничной работе — Островном. Отсюда и все лихо. Я так понимаю, что с весны тебе мило было пожить с пахарями, преподать им пример, как надо и общем хозяйстве работать, да и самому научится пахать, это дело для председателя колхоза невредное. Но вот чем ты теперь там занимаешься, в поле, я окончательно в толк не возьму. Неужели на заводе, на каком ты работал, директор по целым дням за токарным станком стоит? Что-то мне не верится!»
Он рассказывает Давыдову о вредительской деятельности Островнова, действующего уже не в одиночку, а организовавшего вокруг себя целую группу, в которую вошли Атаманчуков, Люшня, Афонька-кладовщик и другие. Шалый приводит неопровержимые факты, подтверждающие участие Островнова в убийетве Хопровых (следы подкованных сапогвозле дома Островнова), сообщает Давыдову о возвращении Тимофея Рваного, стрелявшего в Нагульнова. Строго осуждает Шалый отношения Давыдова с Лушкой.
Шалый поэтизирует свой труд, гордится тем, что кузнецы его выучки работают во многих станицах. Для него ощущение полноты и красоты жизни связано с трудом. Он полностью встает на сторону новой жизни и с лютой , ненавистью относится к Островнову и другим врагам колхозного строя.
На открытом партийном собрании Шалый, отвечая на вопрос Островнова, почему он не вступает в партию, говорит: «Раньше не вступал — это да... а зараз вступлю. Ежели ты, Яков Лукич, не вступаешь, стало быть, мне надо вступать. А вот ежели бы ты нынче подал заявление, то я бы воздержался. Нам с тобой в одной партии не жить! Разных партий мы с тобой люди...»
Среди целой галереи разнообразных характеров представителей народа особенно выделяется образ деда Щукаря.
Самые различные отклики в критике вызвал этот образ. Некоторые считают, что во второй книге образ деда Щукаря остался без изменений по сравнению с первой книгой и только в заключительной части М. Шолохов раскрывает новые особенности характера деда Щукаря, изображая его скорбящим после смерти Давыдова и Нагульнова (Л. Якименко). Другие добавляют, что словоохотливости милого дедушки Щукаря надо было сделать «укорот» (М.Алексеев)
В статьях Д. Молдавского, Я.Эльсберга и Ж. Катала даны совершенно противоположные оценки этого характера.
Исследователь народного творчества Д. Молдавский считает образ деда Щукаря огромной удачей писателя и ставит в один ряд с образами мировой _ литературы — Санчо Панса Сервантеса, Тиля Уленшпигеля де Костера, солдата Швейка Гашека .
Восторженно отзывается о Щукаре французский критик Жан Катала: «Кто такой дед Щукарь? Болтун, потому что он упивается словами. Враль, потому что ему хочется подкрасить действительность. Всегда и во всем одураченный, потому что он чист как дитя. Сам того не сознавая, он родился поэтом. И моментами он приближается к подлинной поэзии».
О жизненности образа деда Щукаря говорил Я. Эльсберг: «В отличие от Демида Молчуна, Щукарь жадно, взахлеб принимает жизнь с ее шумом и гомоном. У него по-своему «ушки на макушке». Он очень чуток к новому, хотя это чутье слишком часто обманывает его».
Бесспорно одно: образ Щукаря не надуманный образ. Он, как и образ Василия Теркина из одноименной поэмы А. Твардовского, взят из гущи народной. В каждой деревне, в каждом селе был свой дед Щукарь, которого хотя иной раз и не принимали всерьез, но его шутки и прибаутки скрашивали самые тяжелые моментыкрестьянской жизни.
Образ деда Щукаря взят Шолоховым непосредственно из жизни, и недаром много дедов на Дону утверждали, что именно они являлись прототипом этого образа. Об этом писали в своих статьях М. Сойфер и И. Лежнев. Щукарь искренен и доверчив, труслив и находчив, беспомощен и активен. Вся его жизнь — сплошная цепь нелепых приключений и неудач. Новая жизнь больше всего сказывается именно на деде Щукаре. Он всегда в гуще событий. Все его забавные речи слушаются с неослабевающим вниманием, и всегда он сообщает что-то новое то о городе, то о хуторе. Наконец, он по-своему растолковывает мудреные слова, прочитанные им в толстом словаре у Нагульнова.
Хуторяне привыкли к Щукарю, любят его. Об этом говорится неоднократно в романе «...Подомрет старик ... Ей богу, наделает он нам горя! Привыкли к нему, к старому чудаку, и без него вроде пустое место в хуторе останется», — говорит уже в конце книги Разметнов, новый секретарь партячейки, Кондрату Майданникову.
Как к сыновьям привязался одинокий дед Щукарь к Давыдову и Нагульнову, и их гибель он переживает трагически, делясь своими мыслями с Кондратом Майданниковым, которому когда-то давал «отлуп» на партийном собрании: «... подкосили меня Макарушка с Давыдовым, уняли у меня жизни... С ними-то, может, и я бы лишних год-два прожил, а без них что-то мне тошновато стало на белом свете маячить ... — грустно проговорил дед Щукарь, вытирая слезы верхом старой фуражки». Делился он своим горем и с Разметновым, говоря о том, что в Давыдове и Нагульнове он сразу как бы двух сынов потерял.
Овеяна грустью одинокая фигура деда Щукаря на скамеечке у могил Давыдова и Нагульнова.
«А в непроглядном темном небе до зари звучали стонущие и куда-то зовущие голоса журавлиных стай, и до зари, не смыкая глаз, сидел на скамеечке сгорбившийся дед Щукарь, вздыхал, крестился и плакал...»
Большое место во второй книге занимают женские образы. В первой книге женщины изображались главным образом в массовых сценах — на собраниях, во время «бабьего бунта», в поле.
Во второй книге чувствуется стремление писателя полнее раскрыть индивидуальные женские характеры. Так, Шолохов, изображая Лушку Нагульнову, пользуется приемом противопоставления. Образу Лушки противопоставлен образ Вари Харламовой, которой не было в первой книге.
Варя, и отличие от взбалмошной, чувственной Лушки, является олицетворением чистоты, непосредственной и юной подлинной красоты.
Автор тепло и нежно относится к Варе. Ее красота в изображении М. Шолохова часто сопоставляется с красотой природы: «Давыдов шевельнул ноздрями и уловил тонкий и слегка пряный запах ее волос. Да и вся она пахла полуденным солнцем, нагретой зноем травой и тем неповторимым, свежим и очаровательным запахом юности, который никто еще не смог, не сумел передать словами...»
Давыдов мысленно называет Варю «быстроногая моя л анюшка», «зоренька».
С большой силой изображает М. Шолохов любовь Вари к Давыдову — ее первую любовь. Она то теряется в его присутствии, то становится смелой. С каким вдохновением она работает вместе с Давыдовым и какую трогательную заботу проявляет о нем — зашивает и стирает ему тельняшку, с необычайным трепетом пряча ее у себя на груди!
В Давыдове, сердце которого занято взбалмошной Лушкой, чувство Вари сначала не встречает взаимности, но он относится к ней очень бережно. «Нет, милую Варюху-горюху можно любить только всерьез», — думает он.
Лиризмом наполнена сцена объяснения Вари с Давыдовым. Девушка находит в себе душевные силы, чтобы сказать прямо любимому человеку о своих чувствах. Давыдова ошеломило это признание Вари. Бессонную ночь думал он о своей личной жизни и понял, что Варя — это самое прекрасное, что послано ему судьбой.
Лушка Нагульнова — характер уже иной. Страстно увлекающаяся, буйная, озорная и дерзкая, она очень красива. Особенно поражают ее глаза: «Удивительные глаза были у Лушани Нагульновой! Когда она смотрела немного исподлобья, что-то трогательное, почти детски-беспомощное сквозило в ее взгляде, и сама она в этот момент был похожа скорее на девчонку-подростка, нежели на многоопытную в жизни и любовных утехах женщину. А через минуту, легким касанием пальцев поправив всегда безупречно чистый, подсиненный платок, она вскидывала голову, смотрела уже с вызывающей насмешливостью, и тогда тускло мерцающие, недобрые глаза ее были откровенно циничны и всезнающи».
О ее своеобразной красоте Шолохов не забывает упомянуть в самые напряженные моменты ее жизни. Вот . Нагульнов и Разметнов пришли арестовать Лушку, и автор замечает: «Даже спросонья она была по-девичьи свежа и хороша, эта проклятая Лушка! ...Она улыбалась уже торжествующе и нагло, победно щурила лихие лучистые глаза, ожидая встретиться взглядом со своим бывшим мужем».
Но Лушка не только легкомысленная и бездумная женщина. Она способна и на глубокие переживания. Несколько суток тревоги за судьбу Тимофея Рваного изменили ее. В уголках рта под тяжестью горя образовались морщинки. Мужественно прощается она с мертвым Тимофеем и, оценивая великодушное отношение к ней Макара Нагульнова, склоняет перед ним в поклоне свою гордую голову.
Несмотря на свое исключительное женское обаяние, Лушка не могла принести счастья ни Нагульнову, ни Давыдову, так как она принадлежала, по выражению Шалого, к тем женщинам, которые «мужчинов не на работу толкают, а с работы таскают». Очень верно определил ее сущность Нагульнов. Обращаясь к Давыдову, он говорит:
« — Ты думаешь, она о мировой революции душой изболелась? Как-то ни черт! Ни колхозы, ни совхозы, ни сама советская власть ей и на понюх не нужны! Ей бы только на игрища ходить, поменьше работать, побольше хвостом крутить, вот и вся ее беспартийная программа!»
В конце романа мы видим ее потерявшей свое былое очарование — толстую и самодовольную женщину, вышедшую замуж за горного инженера Свиридова. Разметнов, встретившись с ней, от души пожалел Лушку Нагульнову — хлесткую, молодую, красивую.