Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках развития речи в условиях игровой технологии
Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках развития речи в условиях игровой технологии
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В игровой технологии эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по–новому взглянуть на привычный урок. Именно поэтому мы предлагаем на уроках развития речи использовать элементы игры.
Курс русского языка 7 класса предусматривает развитие умений создавать тексты – описания, в том числе описание внешности человека. К.Рождественская отмечала, что «начинающий автор, как правило, не любит описывать ни внешность своего героя, ни его одежду», - получаются герои «без лица, без жеста, без костюма» [Рождественская 1962: с. 178]. Эти же ошибки свойственны портретным зарисовкам учащихся. Надо научить детей отмечать в описании человека самое яркое, индивидуальное, характерное; через детали внешности раскрывать внутренний мир человека. Достичь цели нам поможет игра «Редакция».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках развития речи в условиях игровой технологии »
Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках развития речи в условиях игровой технологии
Попова Е.Н.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54
Советского района города Волгограда
Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, нацеленность образовательного процесса на достижение как предметных, так и межпредметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода. В последние годы доминирующие позиции в методике преподавания русского языка получило формирование и развитие коммуникативных компетенций, которые «проявляются в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения» [Стандарты второго поколения: Примерные программы основного общего образования 2010: с.6].
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Важно развивать такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и созданием располагающей к процессу познания среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В игровой технологии эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по–новому взглянуть на привычный урок. Именно поэтому мы предлагаем на уроках развития речи использовать элементы игры.
Курс русского языка 7 класса предусматривает развитие умений создавать тексты – описания, в том числе описание внешности человека. К.Рождественская отмечала, что «начинающий автор, как правило, не любит описывать ни внешность своего героя, ни его одежду», - получаются герои «без лица, без жеста, без костюма» [Рождественская 1962: с. 178]. Эти же ошибки свойственны портретным зарисовкам учащихся. Надо научить детей отмечать в описании человека самое яркое, индивидуальное, характерное; через детали внешности раскрывать внутренний мир человека. Достичь цели нам поможет игра «Редакция».
На данную тему отводится 2 часа. Необходима предварительная подготовка к уроку: класс делится на группы – «редакции газет», внутри групп распределяются роли (главный редактор, работники отделов: отдел писем, отдел объявлений и др.) и выбирается название изданий; ребята повторяют теоретический материал и подбирают меткие выражения, пословицы, поговорки, высказывания известных людей на заданную тему.
В качестве эпиграфа можно использовать высказывание И.Глазунова: «Каждое лицо – интересно. Задача художника–портретиста выразить внутренний мир человека, дать свою оценку».
Заинтересовать и задать мотивацию деятельности на уроке позволит вступительное слово учителя, в котором обратим внимание детей на то, что нередко мы не замечаем печальные глаза одноклассника, побледневшее лицо учителя, слезы в глазах бабушки или преждевременные морщинки на лице мамы. Отметим, как важно уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить неповторимое в облике людей и описывать свои ощущения.
Начинается урок с небольшой теоретической разминки. Ребятам предлагаем ответить на вопросы:
- Что означают понятия «портрет» и «литературный портрет»? Дать определения.
- Каков план описания внешности человека? (На доске прикрепляются таблички: черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера).
- С какой целью вводит автор описание внешности в художественное произведение?
Затем ученики получают первое задание: «главные редакторы» зачитывают тексты телеграмм, в которых содержится описание внешности людей. Ребята должны ответить, о ком идет речь, указав название произведения и его автора. Подводим учащихся к выводу: описывая внешность человека, необходимо указать самые яркие, особенные, индивидуальные черты и качества. Это может быть взгляд, манера говорить, ходить, улыбаться и т.д. После этих разъяснений предлагается устно описать внешность кого-нибудь из товарищей и (или) изобразить его портрет. Учащиеся готовят наброски, а затем зачитывают их, не называя имен. Выясним, удалось ли добиться сходства с оригиналом. Так будет проверяться правдивость, точность и выразительность зарисовок.
Обратившись к плану описания внешности человека, отметим, что самой выразительной деталью на лице являются глаза. Проверим, как справилась каждая из групп с заданием – найти меткое выражение, пословицы, поговорки о глазах. Особо внимание обратим на высказывание «Глаза – зеркало души». Действительно, важно рассказать о форме, цвете глаз, но не это главное. Предложим послушать отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что–то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника». Еще ничего не зная о герое, можно о многом догадаться: на его долю выпали такие испытания, которые лишили радости жизни, интереса к окружающему, «умертвили» глаза, значит, мертва и душа. Считаем уместным обратиться к стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет» (читает заранее подготовленный ученик). Как великолепно передано смешение чувств: глаза – как два обмана, полуулыбка, полуплач, две загадки, полувосторг, полуиспуг!
На следующем этапе урока каждая группа получает портрет (репродукции картин В.А.Серова «Девочка с персиками» и «Морозов», В.М.Васнецова «Аленушка», В.А.Тропинина «Кружевница»). Ребята записывают определения, позволяющие описать глаза и взгляд человека, изображенного на репродукции. При проверке обращаем внимание, отражено ли настроение человека, его характер. Отвечая на вопросы «Всегда ли красивый человек прекрасен душой, а некрасивый – нет? Может ли прекрасная душа сочетаться с неброской внешностью?», следует привести примеры, подтверждающие точку зрения говорящего, из художественных произведений. Важно, чтобы дети пришли к выводу: важнее внешней красота внутренняя, красота души, которая раскрывается в поступках, мыслях, намерениях. Именно об этом говорится в стихотворении Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» (прочитать может учитель или подготовленный ученик).
С целью предупреждения типичной ошибки – создания текста-описания в деловом стиле, основой которого является перечисление признаков, предлагаем ребятам игровую ситуацию. В отдел объявлений редакций обратилась за помощью женщина, у которой потерялся ребенок, и рассказала о сыне следующее: маленький мальчик, светлые волосы, озорные глаза. На нем белые носки, брюки, свитер. Выясним, достаточно ли этих сведений. Если нет, можно задать вопросы «маме» и получить исчерпывающий ответ. Затем дети пишут объявления, зачитывают их, оценивают правильность выполнения задания. В процессе анализа отметим особенности делового стиля: нет авторского отношения, эпитетов, сравнений, описание точное, лаконичное. Этого требует ситуация. Ученикам же предстоит написать текст-описание в художественном стиле, поэтому целесообразно повторить его особенности и провести небольшой экспресс-опрос:
-Подумайте, как можно описать большие голубые глаза, используя образные выражения, метафоры?
-Какие краткие прилагательные и причастия можно употребить при описании волос, лица, глаз?
Ярким примером художественного описания внешности человека может служить отрывок из произведения А.Грина «Алые паруса». В процессе анализа текста повторим правила орфографии и пунктуации.
Стира(н,нн)ое много раз ситцевое платье пр.крывало до колен худенькие, заг.релые ноги девоч(?)ки. Ее темные густые волосы забра(н,нн)ые в кружевную косынку сбились, к.саясь плеч(?). Каждая черта Ассоль была выразительно л.гка и ч.ста, как п.лет ласточ(?)ки. Темные, с оттенком грус(?)ного вопроса глаза к.зались несколько старше лица; его (не)правильный мя.кий овал был овеян того рода пр.лес(?)ным з.гаром, который присущ здоровой белизне кож. Полура.крытый маленький рот бл.стел кроткой улы.кой.
Проведенная работа готовит учащихся к самостоятельным письменным работам. Каждая редакция получает свое задание, которое находится в конверте. Вот примерные темы сочинений: 1. Описать близкого человека в радости. 2.Близкий человек грустит (огорчен). 3. Близкий человек занимается любимым делом. 4. Близкий человек читает книгу (смотрит любимую передачу). Прежде чем дети приступят к работе, необходимо повторить композицию сочинения-описания, составить план, обговорить содержание каждой части. Наибольшее затруднение, как правило, вызывают вступительная и заключительная части сочинения, поэтому написать их предлагаем на уроке. Прослушав два-три варианта, исправляем недочеты. Проделанная работа позволит подготовить детей к выполнению домашнего задания: написать сочинение-описание внешности человека, выбрав одну из предложенных тем.
Формы работы, стимулирующие совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, могут быть разнообразными. Это и проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов); устное или письменное приглашение на выставку; диалог в выставочном зале «У картины...»; составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и другие.
Обучая ребят описанию действий, целесообразно обратиться к хорошо знакомому жанру – репортажу. В начале урока говорим о смысле предстоящей работы: описать можно не только предметы, но и процессы, явления, действия. Вот, например, спортивный репортаж – это не что иное, как описание действий футболистов, фигуристов и т.п. Но вести репортаж не такое простое дело, как может показаться: надо хорошо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать так, чтобы читатель «увидел» соревнования. Дети с большим интересом пишут «немой диктант»: учитель выполняет заранее продуманные действия, а ученики их описывают. При чтении работ ребята убеждаются, как по-разному они видят и описывают одно и то же. Одни замечают улыбку учителя, деловую походку; другие просто констатируют действия [Пучкова 1997: с 186]. Предложим ученикам поиграть: побывать в роли репортеров и написать репортаж с места событий (об уроке физкультуры, поведении школьников на перемене, в столовой и т.п.) Материалы можно разместить в школьной газете, листке дежурного. Подобные задания помогут не только научиться выполнять творческие работы, но и увидеть себя со стороны.
Дети очень любят мечтать. У них живое воображение, смелый полет фантазии. Стоит поставить вопрос: «Каким будет наш город через сто лет? Какой представляешь школу будущего?», и дети начинают проявлять изобретательность, стремление заглянуть в далекое будущее, которое представляется таким загадочным и многообещающим. Предложите выполнить работу коллективно, и ваши ученики поразят вас увлеченностью, эрудицией, умением создавать поразительные проекты (игра «Архитектор», «Дизайнер» и др.). Стоит только немного выйти за рамки обычного урока, несколько изменить вид деятельности, обратиться к игре.
Девизом деятельности многих педагогов можно считать выражение «Учение без принуждения», главной задачей - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Добиваться поставленных целей поможет игра, значение которой трудно переоценить. Являясь развлечением, отдыхом, она способна решать самые трудные учебные и воспитательные задачи.
Литература
1.Грин, А. Алые паруса/ А.Грин.М.,2008.
2. Пучкова, С.В. Описание/ Система обучения сочинениям. М., 1997.
3.Рождественская, К. За круглым столом/К.Рождественская. М.,1992.
4. Примерные программы основного общего образования: Русский язык. Стандарты второго поколения. М., 2010.