kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе "Дума о моём поколении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

эссе -размышление о молодом поколении, навеянное "Думой" Лермонтова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Дума о моём поколении"»

Дума о моем поколении

Человеческий род существует вот уже множество столетий. Нескончаемое течение времени все несёт нас вперёд, в будущее, будто лодку по бурной реке. На пути нашем были и войны, и междоусобицы, и знатные праздничные пиры, радость и горе, и ещё много разных событий, записанных на страницах истории. И вот, день за днём, год за годом человек живет, развивается, растит потомство, но как не крути, время не щадит никого и всему приходит конец. Но лишь людскому роду дарована столь страшная истина, и лишь мы знаем, что смертны. И потому, за долгие столетия у человека возникло великое множество вопросов о мире, времени, истории, народах. Но и тогда, и сейчас писателей, поэтов, философов и мыслителей волновал, и будет волновать вечный вопрос о поколении. Над ним ломали головы многие, в том числе и русские писатели.

Например, очень чётко проблема поколения рассматривается в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» [2]. В повести иллюстрируются взаимоотношения отца и сыновей и его влияние на них.

Наиболее выразительно проблема поколений представлена в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» [3]. В ней Александр Сергеевич высмеивает пороки высшего общества, безграмотность и преклонение перед чинами. Противоречащее ему молодое поколение, представленное в лице Чацкого – человека с прогрессивными либеральными взглядами – протестует против старых порядков.

Так же, рассматривая проблему поколения, нельзя не обратиться к
М. Ю. Лермонтову и его стихотворению «Дума». Пробираясь через пессимистическую завесу первых строк восклицания «Печально я гляжу на наше поколенье» [4, с. 245] сразу же можно догадаться, что поэт оценивает и осуждает своих ровесников за их бездействие и пассивность и, указывая на ярко выраженные нотки серости и однообразия в их жизни, полагаю, старается этим достучаться до их сердец. Будучи под впечатлением после прочтения, я долгое время не могла отойти от мысли о том, как критично относится автор к своему поколению и как, не поддавшись забвению своего времени, смог здраво рассудить и указать на их недостатки и пороки.

Вдохновившись образами и идеей о поколении, мне бы тоже хотелось, подобно именитым писателям, порассуждать о людях своего времени.

Задумайтесь! На дворе уже двадцать первый век – век научно-технологического прогресса. Сегодня, чтобы позвонить другу, написать письмо, прочитать книгу, купить какой-либо товар или просто разогнать тоску, достаточно заглянуть в маленькую компактную коробочку под названием смартфон. Электромобили, очки виртуальной реальности, экзоскелеты, роботы-медики, способные проводить наисложнейшие операции – всё это мир, в котором мы сегодня живём.

Но, несмотря на столь глобальные достижения, многое ещё сокрыто вселенной от человека и ещё очень многое придётся изучить, понять и объяснить. В нашем мире всё парадоксально: чем больше мы получаем ответов, тем больше возникает вопросов. Но, как уже было упомянуто, никто ни вечен и все, даже самые великие и незаменимые люди уходят, оставляя свои посты потомкам. И на кого же падёт груз ответственности за развитие науки, искусства, литературы, музыки завтра? Конечно же, на молодое поколение – поколение нынешнего столетия. И я, ребёнок двадцать первого века, хочу знать, на что мы способны?

Начнём, пожалуй, с того, что в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Опираясь на это суждение, предлагаю рассмотреть величайшее достижение науки и техники, то, без чего немыслимо современное общество – Интернет.

Казалось бы, ну что же в нём может быть плохого? Несомненно, Всемирная сеть служит безграничным полезным информационным ресурсом и может развивать и обучать человека, помогает получить образование и даже освоить профессию. Ещё одним могущественным свойством интернета стала возможность общения на расстоянии, что значительно упростило жизнь людям, желающим сохранить связь, находясь далеко друг от друга.

Но, увы, человек способен развратить и предать безобразный вид всему, даже великому и могучему интернету, превращая его в большую и зловонную кучу мусора.

Как не прискорбно, нынешний подросток, воспитывающийся в эпоху технологического прогресса, воспринимает это великое дарование, как должное. Но, не представляющий свою жизнь без этого ресурса, все равно обходится с ним безалаберно и эгоистично. Молодежь, не представляя насколько могущественна и неограниченна сегодня Мировая сеть, самозабвенно пользуется ей, как игрушкой, даже не подозревая о том, что сама стала пешкой в коварной игре. Чрезмерная свобода и своеволие раскрепощает молодых людей на просторах социальных сетей, даёт им возможность выставлять всё своё бескультурье, необразованность и безнравственность на всеобщее обозрение.

Так же я не могу не упомянуть о том, что чрезмерное использование социальных медиа может быть чревато последствиями в виде психопатологий, таких как: зависимость от соцсетей, селфимания, «эффект Google» и многое другое.

Но могу предположить, что все же моё поколение будет использовать интернет не только для развлечения, но и на благо развития и самосовершенствования. Ведь уже сегодня для дополнительного обучения молодых людей, помимо базовых школьных программ, существует великое множество сайтов, которые предлагают прохождение онлайн-курсов ведущих институтов мира, всевозможные лекции и научные работы, а так же площадки для обмена академическими знаниями. Так же не могу не упомянуть о различных конкурсных проектах, действующих на просторах Всемирной сети, что помогают выявить и развивать таланты нашей молодежи.

Поэтому предполагаю, если тенденция развивающего контента будет возрастать и молодые люди будут в этом заинтересованы, то, несомненно, нас будет ждать великое процветание.

Однако еще древнегреческий философ Сократ говорил о молодом поколении так: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, спорить со взрослыми, жадно глотает пищу, изводит учителей» [1, с. 174]. Несмотря на то, что философ жил ещё в V в. до н. э. и после него на свете существовало множество поколений, но слова являются точным описанием современного общества.

Можно, конечно, не соглашаться с этим, но закрывать глаза на проблему значит не искать путей для её решения.

А в чём же заключается проблема? Да в том, что цитируя Сократа, перед глазами встаёт реальная картина современного мира, где, увы, есть место расточительству, хамству и невоспитанности.

Пора, на мой взгляд, разобраться, почему мы стали такими? С чем это связано? Полагаю, что основной причиной является упадок духовного и культурного развития. Многие века ориентирами людям были такие качества как: доброта, честность, уважение, человечность и прочее. Так что же, они себя изжили? Нет, не совсем так. Просто современная молодёжь воспринимает свой жизненный путь не как цель самосовершенствования, а как средство для получения всех земных благ. Чревоугодие и удовлетворение финансовых потребностей стало бичом человечества 21 столетия. Волна перемен с головой захлестнула всё население, заставляя пересмотреть устоявшиеся жизненные позиции и переоценить их важность, подтолкнула на создание новых для человека позиций, которые для большинства стали определяющими.

Таким образом, духовные принципы утратили своё приоритетное значение в угоду материальным благам общества.

Другим, не менее важным аспектом морально-нравственного упадка стала незаинтересованность молодых людей в культурном саморазвитии. Всё меньше становится тех, кто интересуется художественной литературой, живописью, классической музыкой, скульптурой и архитектурой. Вот и Лермонтов в «Думе» говорит: «Мечты поэзии, создание искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» [4, с. 245]. А ведь всё это способствует развитию самых лучших качеств личности, расширению кругозора. Но, увы, в век стремительного развития технологий человек, ежедневно пропуская через себя килобайты информации, предпочитает отдых в виде просиживания в соцсетях, либо перед телевизором, нежели уделить время прочтению хорошей книги.

Стоит только послушать, как общается молодежь между собой, о чём они чаще беседуют. Грубый жаргон, смешанный с осколками новых словечек из сферы развития технологического прогресса, масса американизмов, ставших ходовыми в нашей речи – вся эта жуткая смесь и составляет лексикон подростка, юноши, молодого человека.

А где же наш «великий и могучий»? Он стал беднее, растерял со времен Пушкина и Лермонтова свое богатство? Нет! С ужасом понимаю, что это сегодня просто не модно. Судите сами: чтобы быть в топе, нужно иметь продвинутый аккаунт, который сам по себе без лайков и репостов ничего не значит, поэтому ставьте хештеги и будьте на хайпе. Но чтоб не быть лузером, гаджет должен быть топовым.

Вот как мы строим нашу речь, засоряя ее модными словечками. Классики, что раскрывали в своих произведениях качества человеческой души, под пером коих рождались описания красот природы русской, героев-дворян, вздыхающих от любви под сенью душистой сирени, рук крестьян, изъеденных изнурительным трудом, – не поняли бы они наших изъяснений и ужаснулись бы в отчаянии.

Нужно что-то делать! Нужно возвращаться к прекрасному, учиться видеть и понимать красоту природы, ценить любовь и дружбу, уважать мнение других, особенно взрослых, чьи нравоучения основываются на жизненном опыте, порой не очень удачном, ведь им приходилось сталкиваться со всеми невзгодами и сложностями.

Но как относимся мы, молодежь, к этому опыту? Отвечу. Как к навязыванию своих взглядов, неуместному нравоучению, которое нам совсем не нужно. Мы можем грубо ответить, и это в лучшем случае.

Мои слова не просто голословное обвинение. Доказательства себя не заставляют ждать, их огромное множество выложено в сети, чем, несомненно, к великому ужасу человеческого существования, подростки ещё и хвастаются. Издевательства над учителями, избиение лиц без определенного места жительства, унижение младших и слабых, осквернение памятников культуры – всё это не картины из прошлого, когда фашистские войска вторглись на нашу землю, не описание ужасов из голливудских фильмов, это наша действительность.

Да, не все мы поражены этой заразой бесчеловечного отношения к себе подобным, не у всех возникает желание унижать и оскорблять, но неблагодатный червь точит молодое поколение. Страшно представить, что вырастит из таких детей? Кем они станут?

Опять-таки, на мой взгляд, всему виной вседозволенность и безнаказанность проступков, отсутствие строгой системы воспитания нравственности молодых людей. Многие порицают и негативно отзываются о советском воспитании человека, об ограничениях и строгих рамках, в которых рос и развивался ребёнок того времени. Но тогда, ели и был разбой и беспредел, то не в столь открытой форме как сейчас. Из воспоминаний старшего поколения, их рассказов о счастливом детстве, могу судить, что у нас, в отличие от них, много красивых вещей, приспособлений для удобной жизни, мы не испытываем недостатка во вкусной еде, но чего то, все же, не хватает. Чего? Наверное, простого человеческого общения, без оглядки на материальные блага, цели стать достойным человеком, которого будут ценить и уважать за его доброту и профессионализм.

Конечно, нет единой формулы счастья для всех, но есть основные постулаты жизни, на которые следует опираться нам. В противном случае что тогда достанется от нас будущим детям, продолжению нашего человеческого рода. Чему мы сможем их научить? И как рассуждал классик: «Толпой угрюмою и скоро позабытой / Над миром мы пройдем без шума и следа» [4, с. 245].

Честно? Совсем не хочется остаться никем. Мы должны действовать и развиваться. Для этого у нас есть все: и средства, и возможности.

Часто мне приходится слышать выражение: «Не мы такие, а жизнь такая». С одной стороны, я могу согласиться с этими словами, с другой, хочу сопротивляться их смыслу.

Правда их заключается в том, что скоротечное развитие мировых технологий, так или иначе, отставляет след на личностном развитии. Компьютеры и телефоны с их безграничными возможностями развращают память. Ведь не обязательно упорно запоминать информацию, когда её можно всегда быстро получить, не напрягая ум. Мы – поколение «сканеров», которое привыкло просто копировать информацию, гуглить всё, что интересует, в сети. Это плохо, но с другой стороны, позволяет желающим развиваться. Этих условий не было у старшего поколения, они были ограничены в средствах достижения своих целей.

Иная позиция к вышеуказанному утверждению складывается из того, что нельзя всецело перекладывать ответственность за себя на плечи других. Каждый сам должен выбирать себе путь и следовать своей цели, благородной и продуктивной.

Мы, молодежь, все, конечно же, разные, имеем свои способности и индивидуальные качества, которые станут определяющими в нашей жизни. Но, несомненно, нас объединяет одно великое дарование, которое присуще только человеку, – УМ. Так давайте его использовать во благо, чтобы потом было чем гордиться нашим родителям, нам самим и нашим будущим потомкам!




Список литературы


1. Алексеев, А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа / А. С. Алексеев. – М.: Вузовская книга, 2015. – 548 с.

2. Гоголь, Н. В. Тарас Бульба / Н. В. Гоголь. – М.: Эксмо, 2008. – 92 с.

3. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А. С. Грибоедов. – М.: Дрофа,
2001. – 72 с.

4. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений / М. Ю. Лермонтов. – М.: Просвещение, 1995. – 467.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Эссе "Дума о моём поколении"

Автор: Камкина Татьяна Викторовна

Дата: 18.12.2025

Номер свидетельства: 679366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Семейный час. Тема: «Мой Казахстан!»"
    ["seo_title"] => string(36) "siemieinyi-chas-tiema-moi-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "301931"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457013830"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Эссе «Я и моя профессия» "
    ["seo_title"] => string(27) "essie-ia-i-moia-profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "173053"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423919800"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Сочинение эссе-Мы народ Казахстана "
    ["seo_title"] => string(39) "sochinieniie-essie-my-narod-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "199602"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428597394"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "ЭССЕ  на тему  «Если бы я была начальником Управления образования» "
    ["seo_title"] => string(70) "essie-na-tiemu-iesli-by-ia-byla-nachal-nikom-upravlieniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "197568"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428256291"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Эссе "Я- Учитель" "
    ["seo_title"] => string(17) "essie-ia-uchitiel"
    ["file_id"] => string(6) "186597"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426370824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства