kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Элементы национальной культуры и быта в сказках народов России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша работа «Элементы национальной культуры и быта  в сказках народов России» обращается к данному виду устного народного творчества. Тема актуальна, так как  изучение сказок помогает расширению кругозора, познанию богатств мировой культуры и народного наследия своей страны.

Цель нашей работы – прочитать и  проанализировать сказки разных народов России на предмет отражения в них деталей быта и культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Элементы национальной культуры и быта в сказках народов России»»

Введение

Современное общество по своей структуре многонационально, и это прекрасно, поскольку у каждого из нас есть возможность познакомиться с традициями, обычаями, литературой и искусством других народов. В своей работе мы анализируем сказки разных народов России. Почему мы обратились к изучению сказок других народов? Это вызвано тем, что дети разных национальностей учатся в нашей школе, мы много общаемся, обсуждая, в том числе, и особенности национальной культуры. Также в нашей школе действует программа, направленная на развитие представлений о культуре и обычаях других народов, а сказки как нельзя лучше отражают особенности того или иного народа.

Наша работа «Элементы национальной культуры и быта в сказках народов России» обращается к данному виду устного народного творчества. Тема актуальна, так как изучение сказок помогает расширению кругозора, познанию богатств мировой культуры и народного наследия своей страны.

Цель нашей работы – прочитать и проанализировать сказки разных народов России на предмет отражения в них деталей быта и культуры.

Задачи:

-сделать выборку сказок для анализа;

-прочитать сказки и выполнить анализ ряда произведений;

-найти, какие особенности быта и культуры показаны в сказках.

Гипотеза – сказки помогут лучше узнать культуру разных народов России, выявить детали жизни и быта разных народов России.

При выполнении работы мы пользовались следующими методами: анализ текста, сравнительный анализ, описание.








2.Основные результаты исследования

Российская Федерация - многонациональная страна. На её территории проживает более 150 народов. У каждой нации своя культура, свой характер, свои обычаи и традиции. У каждого народа есть произведения устного народного творчества, в которых отражены древнейшие представления о мире, о моральных нормах, о бытовых особенностях.

У каждого народа есть сказки. К сказкам всегда было особое отношение и предназначались они не только для детей, но и для взрослых.

О чем сказки народов России? О людях, об их жизни, о добре и зле, о подвигах и приключениях. У каждого народа выделяются бытовые, волшебные сказки, сказки о животных. Следует отметить, что в библиотеках не так много книг со сказками народов России, поэтому мы пользовались текстами, найденными в Интернете. Используя сведения из Интернета [1], мы проанализировали процентное соотношение волшебных, бытовых сказок и сказок о животных.


Народность

Волшебные сказки

Сказки о животных

Бытовые сказки

Татарские сказки

12%

14%

74%

Мордовские сказки

1%

36%

55%

Украинские сказки

31%

30%

39%

Белорусские сказки

49%

21%

39%

Армянские сказки

32%

9%

42%

Общий процент

28%

22%

50%


Количественный анализ показывает, что больше всего у разных народов представлено бытовых сказок – примерно 50%, волшебных сказок – 28%, сказок о животных – 22%. Преобладание бытовых сказок вызвано, как мы думаем, спецификой времени: сказки создавались достаточно давно, когда людям приходилось много трудиться физически, когда не было техники, помогающей в работе. А сказки с одной стороны отражают особенности труда и быта, а с другой – помогают украсить быт.

Мы выбрали ряд сказок для анализа, чтобы найти в них детали культуры и быта.

Мы сравнили несколько сказок о животных, где действует Лиса, для сравнения взяли русскую и украинскую сказки.


Название сказки

Название сказки

Элементы сказки

Украинская сказка «Волк и Лиса»

Русская сказка «Лиса и Волк»

Сюжет

Сказка о хитрой Лисе, которая смогла обмануть Волка.

Сказка о хитрой Лисе, которая смогла обмануть Волка.

Место действия


Лес, монастырь

Река, возок

Герои

Лиса, Волк, чернец (монах)

Лиса, Волк, дед

Художественные приемы

Разговорный язык.

Разговорный язык. Крылатые выражения «Мерзни, мерзни, волчий хвост!», «Битый небитого везет»

Что провозглашают

Учит добру, честности, уважению к религии.

Учит тому, что к близкому человеку надо относиться с уважением, сочувствием, никогда не обманывать.

Так в украинской и русской сказках сходны сюжеты, отличаются место действия и разные второстепенные персонажи.

В прочитанных сказках лиса хитрая, коварная. Она может обмануть более сильного Волка, который не слишком умен и расторопен.

В сказке «Волк и Лиса» мы находим не только привычные нам характеристики любимых героев, но и приметы украинской культуры и украинского быта.

В сказке сильны религиозные мотивы. Упоминается пост в пятницу. Этот постный день установлен для того, чтобы люди помнили о распятии Христа. Упоминание постного дня в сказке о животных говорит об особом, уважительном отношении к религии. Упоминается в сказке монастырь и чернец. Известно, что в Киевской Руси были принято христианство и основаны первые монастыри. Сказка отмечает важную деталь культуры.

Сопоставили мы и бытовые сказки, русскую и белорусскую.


Название сказки

Название сказки

Элементы сказки

Белорусская сказка «Разумная дочь»

Русская сказка «Дочь-семилетка»

Сюжет

Отгадывание загадок, спор из-за коровы, наказание пана за глупость

Отгадывание загадок, царь оценил мудрость девочки

Место действия


Дом бедняка, дом пана

Место ночлега двух братьев, собравшихся в дорогу

Герои

Богач и бедняк, дочка бедняка, пан

Два брата, царь, дочь-семилетка

Художественные приемы

Троекратные повторы, загадки как элемент сюжета.

Троекратные повторы, разговорный язык, загадки как элемент сюжета.

Что провозглашают

Мудрость, находчивость, смекалку.

Мудрость, находчивость, смекалку.

При сравнении белорусской и русской сказок увидели сходство сюжета, одинаковых героев, сходный идейный замысел.

Также в белорусской сказке мы нашли приметы национальной культуры и быта. Авторы показывают заботливое отношение к животным (к найденной героями телочке). В сказке используется обращение «пан», что говорит о влиянии польской культуры, так как это обращение именно оттуда.

Используются и приметы сельского хозяйства. Девочка просит пана вырубить ляду, посеять просо. Ляда – «место, расчищенное под луг или пашню» [4], именно так готовили поля. Просо также в большом количестве сеяли белорусские крестьяне.

Упоминается и кленовая древесина, которая часто использовалась в хозяйстве для изготовления прялок.

В ходе работы была отмечена таджикская сказка «Коза с кудрявыми ножками» («Коза - кудрявые ножки»). В этом варианте, казалось бы, знакомого сюжета достаточно много национальной специфики. У козлят есть колоритные национальные имена: «Алюль, Бу-люль и Хиштаки Саританур» [5], появляется такой персонаж, как шакал, который живет в Азии. Собака, шакал и волк угощают гостей национальным блюдом – пловом. А коза угощает точильщика сдобными лепешками. Да и сам образ точильщика говорит об особенностях таджикской культуры. Упоминается оружие – лук и стрелы, что тоже является отражением особенностей национальной культуры.

Сказка отличается изображением воинственных героев: коза и волк сражаются семь дней. Перед боем показана перебранка: «Если есть у тебя лук и стрелы, Выходи на бой, вставай перед моими рогами!» [5]. Так в привычном нам сюжете отражен национальный колорит.

Оригинальна и татарская сказка «Гульчечек» [6]. В сказке показано противостояние девушки по имени Гульчечек и старухи-ведьмы - «убыр». В переводе, как мы видим, сохраняются особенности языка. Главное блюдо, из-за которого спорят героини – беляши – национальное татарское блюдо.

В мордовской сказке «Дуболго Пичай» [7] также сохранены языковые особенности – имя девушки, главной героини – Дуболго Пичай. Девушке проходит сквозь сложные испытания, ее не любят невестки, сживают со света, а юноша по имени Виртян спасает ее. Сюжет сказки напоминает сюжет из европейского фольклора – сказку о спящей красавице, а также литературные сказки А. С. Пушкина и В. А.Жуковского. В мордовской сказке упоминаются ювелирные украшения – браслеты и кольца, а известно, что мордовские девушки часто использовали такие украшения.

В чувашской сказке «Сьер-батыр» [8] помимо сведений о культуре может найти сходство с русскими былинами, поскольку главными героями являются богатыри. Из сказки мы узнаем имена богатырей: «Сьер-батыр – Земной богатырь», «Юман-батыр – Лесной богатырь», «Ту-батыр – Горный богатырь» [8]. Показательно, что происхождение богатырей связывают с природой, ведь представитель данного народа всегда бережно относились к природе, обожествляли ее. Богатыри сражаются с драконом, это может быть влиянием как европейской культуры, так и восточной, поскольку образ дракона встречается у разных народов. Ездят богатыри на конях породы аргамак. Аргамак – «Аргамак родом из Киргизии. Он считается лучшей породой киргизских лошадей. Аргамаки ведут свое начало от туркменского аргамака»[9]. И в сказке мы видим преданного и выносливого коня.

Мы убедились, что проанализированные нами сказки народов России отражают особенности быта и культуры. В одних сказках таких примет больше, в других меньше, но все произведения содержат детали национальной культуры.


















Заключение

Мы убедились, что сказки помогают нам познакомиться с особенностями культуры и быта разных народов России.

В ходе исследования выяснилось, что в тексты для анализа можно найти в Интернете, в школьной библиотеке, например, есть лишь книга «Белорусские народные сказки». Школьная программа по литературе не рассчитана на изучение сказок народов России, поэтому программа развития нашей школы помогает познакомиться с особенностями культуры других народов.

В процессе анализа текстов мы увидели, что в сказках в основном отражаются особенности народного быта: названия блюд, украшений, одежды. В мордовских и татарских сказках встречаются имена героев. В целом сказки передают особенности культуры – традиции гостеприимства, традиции состязаний. Но самое главное – сказки любого народа учат Добру и Справедливости.


Список источников

  1. myshared.ru/slide/358743

  2. http://hobbitaniya.ru/menu/skrusnarodov.php

3. http://detlitlab.ru

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova

5.Сказка «Коза с кудрявыми ножками»: http://www.hobobo.ru/catalog/skazka/koza-s-kudryavyimi-nozhkami

6. Сказка «Гульчечек»: http://www.planetaskazok.ru/tatarskieskz/gulchechektatarskz

7. «Дуболго Пичай»: http://hobbitaniya.ru/mordov/mordov3.php

8. «Сьер-батыр»: http://www.planetaskazok.ru/narodrossii/serbatyrchuvashskz

9. http://konevedia.ru/poroda/argamak



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Элементы национальной культуры и быта в сказках народов России»

Автор: Малеева Ангелина, Логинова Полина

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Национально-региональный компонент в работе творческих объединений МУ ДО " Центр эстетического воспитания детей""
    ["seo_title"] => string(80) "natsionalno_regionalnyi_komponent_v_rabote_tvorcheskikh_obedinenii_mu_do_tsentr_"
    ["file_id"] => string(6) "558883"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601509838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Национальные традиции - богатство русской культуры"
    ["seo_title"] => string(48) "natsionalnye_traditsii_bogatstvo_russkoi_kultury"
    ["file_id"] => string(6) "617032"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667998088"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Духовная и музыкальная культура коренных народов Кузбасса"
    ["seo_title"] => string(59) "dukhovnaia_i_muzykalnaia_kultura_korennykh_narodov_kuzbassa"
    ["file_id"] => string(6) "591958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637322931"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-podvizhnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "143644"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418566235"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства