Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования
Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования
Чтобы идти в ногу со временем перед учителем встают такие проблемы: «Как выучить в век информатизации?», «Как повысить качество знания? «Как подвести к тому, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?». От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать в них личность, а также это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования»
Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования
Нигметжанова Альфира Тулегеновна
учитель руссеого языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 26»
акимата города Усть – Каменогорска
Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире ставит перед людьми серьезные задачи. В мудрых словах предков отмечалось, «мы всегда преклоняемся перед прошлым, но стремимся к будущему». Сегодняшняя молодежь – это будущий мир.
Мир шагнул в новое тысячелетие. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. А во главе урока по – прежнему остается учитель. Чтобы идти в ногу со временем перед учителем встают такие проблемы: «Как выучить в век информатизации?», «Как повысить качество знания? «Как подвести к тому, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?». От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать в них личность, а также это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Всё это обеспечивает диалоговое обучение как один из основных способов введения нового знания, который используется мною на уроках. В основе взаимодействия с классом на занятиях является сотрудничество: диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.
Что значит для меня - быть учителем? Каким должен быть настоящий учитель? Сейчас я понимаю, что главное, чтобы учитель ежедневно работал над собой, постоянно развивался в личном и профессиональном плане, не боялся узнавать новое. А самое главное, на мой взгляд, чтобы учитель учил детей думать, учиться, творить, учил находить себя.
Мне очень хочется научить детей грамотно писать и говорить, оставить след в их душах, породить в них потребность думать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Научить их тому, чему другие не научат. Показать, какие возможности перед ними открыты. Помочь определиться в жизни, говорить с ними о том, что волнует их больше всего в их возрасте. И моя специальность учителя-словесника дает мне такую возможность, приводя примеры из классической русской литературы, поскольку именно на уроках литературы мы говорим о вечных ценностях: доброжелательности, порядочности, милосердии, благородстве, предательстве, лжи. Я чувствую радость, когда встречаю бывших учеников, и они рассказывают, что изменилось в их жизни, что читают, чем интересуются и признаются, что перечитывают произведения, которые изучали, и им это нравится и воспринимается все по-другому. Значит, мои уроки не прошли даром, чтение произведений Тургенева, Чехова, Толстого, Гоголя и Достоевского помогли им в решении вопроса, вставшего перед ними.
Результат моего труда – это, прежде всего, искра понимания, зажегшаяся в глазах ученика, это вдохновенный рассказ ребенка, это азарт детей на уроке. Это победы моих учеников в предметных конкурсах, олимпиадах.
Я стараюсь сочетать в себе опыт и поиск. Участвую в конференциях и семинарах, даю открытые уроки и мастер-классы, делюсь своим опытом на семинарах творческой группы с коллегами, с одной стороны. А с другой, постоянно учусь, приобретаю новый опыт, осваиваю современные технологии, повышаю квалификацию. Только так, на мой взгляд, можно обеспечить высокий уровень профессионализма и быть востребованным сегодня.
Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью, – это педагогический труд. Я не работаю учителем, я живу этой профессией и, если честно, ни разу об этом не пожалела! Наверное, это и есть моя педагогическая философия.
Я думаю, что диалогическое обучение оказывает благоприятное воздействие на учебный процесс, способствует всестороннему развитию учащихся. В результате такого обучения, учащиеся старались высказать свои мнения, у них обогащался словарный запас, расширялся кругозор, поменялся взгляд и отношение к предмету. На уроках они стали увереннее в своих действиях, выводах. Такой подход в обучении во многом изменил и мои взгляды на ведение урока, составление вопросов, а самое главное, я научилась выслушивать мнение учеников, не перебивая их. Я думаю, что на этом не остановлюсь, а буду изучать новые стороны диалогического обучения
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Типы уроков по диалоговой педтехнологии
Уроки по формированию новых знаний
Уроки обучения умениям и навыкам
Уроки закрепления знаний
Уроки проверки и учета знаний
Уроки лекционной формы
Практикумы, сочинения с обсуждением предложенных тем
Примерные вопросы: 1.Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? 2.Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? 3.Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? 4.Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы его закончили?
1. Анализ литературного произведения Этическая проблема
Отчего на площади ни души? В каком смысле - ни души? 2.Есть ли души, то есть Люди, в рассказе Чехова «Хамелеон»? 3.Есть ли души в чеховском рассказе? 4.Где же находится эта странная Хамелеония, где все меняют кожу в зависимости от условий? и т.д.
Разработала несколько иные виды опроса, которые позволяют включить всех детей во взаимообщение, создать на уроке диалоговую обстановку:
Вид опроса
Тематическое содержание
Опрос-эстафета
на уроке запускается эстафета – переходящая карточка, которая передается по желанию или по очереди, каждый продолжает, не повторяясь, своего товарища. Дети могут поправлять, дополнять, задавать вопросы.
Опрос по единому началу
запускается общая фраза: «Я знаю, что ….». Отвечают все по желанию, по предложенной теме для обсуждения. Опрос по «опорам». На доске ключевые слова из прозвучавшей лекции учителя. Надо построить парный, групповой ответ и защитить его перед товарищами
Опрос «Что хочу, то и говорю».
Этот вид опроса предполагает свободный диалог на уроке при условии, что дети не зажаты в общении, и каждый может говорить, а товарищи - слушать.
Рефлексия: подведение итогов, оценивание сделанного за урок. Рефлексия позволяет учащимся оценить свою роль на уроке и работу всей группы, всего класса. Виды рефлексии могут быть разными: устными, письменными