kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Золотой век русской литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть полезен на начальном этапе литературы в 9 классе, в этой презентации собрана информация по истории развития литературных направлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Золотой век русской литературы»

«Золотой» век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму .

«Золотой» век русской литературы.

От классицизма и сентиментализма к романтизму .

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв.   направление годы Сентиментализм имена Романтизм Реализм  «Натуральная школа» Революционно-демократический реализм Пролетарская литература и символизм

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв.

направление

годы

Сентиментализм

имена

Романтизм

Реализм

«Натуральная школа»

Революционно-демократический реализм

Пролетарская литература и символизм

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв.   направление Сентиментализм годы имена 10-ые г.г. Романтизм Молодые В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский.   10-ые г.г. Реализм  «Натуральная школа» 20—30-ые г.г. В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев; К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.   40-50-ые г.г. Революционно-демократический реализм  А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский 60-70-ые г.г. Пролетарская литература и символизм Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков –Щедрин 90-ые г.г. М. Горький; В. Брюсов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв.

направление

Сентиментализм

годы

имена

10-ые г.г.

Романтизм

Молодые В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский.

10-ые г.г.

Реализм

«Натуральная школа»

20—30-ые г.г.

В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев; К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

40-50-ые г.г.

Революционно-демократический реализм

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь

А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский

60-70-ые г.г.

Пролетарская литература и символизм

Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков –Щедрин

90-ые г.г.

М. Горький; В. Брюсов

«Буря и натиск» ( нем.   Sturm und Drang ) — период в истории немецкой литературы ( 1767 — 1785 ), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму , в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерно для предромантизма . Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer  — «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман , разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо .  Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира , Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга . В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом .

«Буря и натиск»

( нем.   Sturm und Drang ) — период в истории немецкой литературы ( 1767 1785 ), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму , в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерно для предромантизма .

Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer  — «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман , разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо .

Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира , Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга . В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом .

Известные представители «Бури и натиска»

Известные представители «Бури и натиска»

  • Гаман , Иоганн Георг (1730—1788)
  • Вагнер, Генрих Леопольд (1747—1779)
  • Гёте, Иоганн Вольфганг (1749—1832)
  • Шубарт , Кристиан Фридрих Даниель (1739—1791)
  • Шиллер, Фридрих (1759—1805)
Романтизм (от франц. Romantisme)  идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению .

Романтизм (от франц. Romantisme)

идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению .

Характеризуется  - утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности,  - изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров,  - изображением одухотворённой и целительной природы.

Характеризуется

- утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности,

- изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров,

- изображением одухотворённой и целительной природы.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА . Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА .

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция.

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Философия Романтизма   Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма ко Злу (порой его облагораживание) и диалектика добра и зла (

Философия Романтизма

Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма ко Злу (порой его облагораживание) и диалектика добра и зла ("Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо").

Просветительской идее прогресса и стремлению отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору , мифу , сказке , к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА  Конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

Конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

Выводы В центре художественной системы романтизма – личность. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность – натура страстная. Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.

Выводы

В центре художественной системы романтизма – личность.

Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом.

Романтическая личность – натура страстная.

Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.

Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник. Исключительному характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.

Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник.

Исключительному характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.

Исторический роман В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых событий.

Исторический роман

В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых событий.

  • Вальтер Скотт
Экзотика События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)

Экзотика

События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)

Интерес к фольклору Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.

Интерес к фольклору

Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.

Изображение природы Большое внимание к бурной стихии. Типичный романтичный пейзаж: море, горы, небо.  У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре , с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.

Изображение природы

  • Большое внимание к бурной стихии. Типичный романтичный пейзаж: море, горы, небо.

У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре , с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовиться к тесту по лекции.
  • Подготовить рассказ о Жуковском стр.114-123 учебника.
  • Прочитать балладу «Светлана» на стр.132-139.
Литературный Колумб Руси  ( В. Г. Белинский) Тебе в наследие, Жуковский, Я ветху лиру отдаю; А я над бездной гроба скользкой Уж преклоня чело стою.  Г.Р. Державин.

Литературный Колумб Руси ( В. Г. Белинский)

Тебе в наследие, Жуковский,

Я ветху лиру отдаю;

А я над бездной гроба скользкой

Уж преклоня чело стою.

Г.Р. Державин.

На родине поэта Андрей Григорьевич Жуковский – приёмный отец  С. Мишенское, Тульская обл.

На родине поэта

  • Андрей Григорьевич Жуковский – приёмный отец С. Мишенское, Тульская обл.

«Сельское кладбище» 1802г. – перевод элегии английского поэта Грея. … А ты, почивших друг, певец уединенный, И твой ударит час, последний, роковой; И к гробу твоему, мечтой сопровожденный, Чувствительный придет услышать жребий твой. Быть может, селянин с почтенной сединою Так будет о тебе пришельцу говорить:

«Сельское кладбище» 1802г. – перевод элегии английского поэта Грея.

А ты, почивших друг, певец уединенный,

И твой ударит час, последний, роковой;

И к гробу твоему, мечтой сопровожденный, Чувствительный придет услышать жребий твой.

Быть может, селянин с почтенной сединою Так будет о тебе пришельцу говорить:

"Он часто по утрам встречался здесь со мною,

Когда спешил на холм зарю предупредить.

Он кроток сердцем был, чувствителен душою

  • Чувствительным творец награду положил. Дарил несчастных он - чем только мог - слезою;
  • В награду от творца он друга получил.

Жуковский - переводчик «Слово о полку Игореве», около 30 баллад немецких и английских авторов, «Одиссея» и другие эпосы европейских и восточных народов, «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера и многочисленные стихи. «Не знаешь, как назвать его переводчиком или оригинальным поэтом. Переводя, он… внёс новые формы и размеры,» – писал Гоголь.

Жуковский - переводчик

«Слово о полку Игореве», около 30 баллад немецких и английских авторов, «Одиссея» и другие эпосы европейских и восточных народов, «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера и многочисленные стихи.

«Не знаешь, как назвать его переводчиком или оригинальным поэтом. Переводя, он… внёс новые формы и размеры,» – писал Гоголь.

Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль.   А.С.Пушкин

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль.

А.С.Пушкин

Поэты - романтики Д. Веневитинов    Д. Давыдов  А. Дельвиг  В. Кю

Поэты - романтики

Д. Веневитинов

Д. Давыдов

А. Дельвиг В. Кю

Домашнее задание

Домашнее задание

  • По группам создать газету об одном из поэтов-романтиков .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Золотой век русской литературы

Автор: Абрамова Валентина Васильевна

Дата: 11.06.2021

Номер свидетельства: 583179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Золотой век русской литературы"
    ["seo_title"] => string(30) "zolotoi_vek_russkoi_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "567041"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607976124"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация по литературе на тему:  "Золотой век русской литературы" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-po-litieraturie-na-tiemu-zolotoi-viek-russkoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "164771"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422699743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к уроку литературы «Золотой век» русской поэзии» "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-zolotoi-viek-russkoi-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "220496"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434649012"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Великий треугольник золотого века:  Пушкин  - Лермонтов – Гоголь "
    ["seo_title"] => string(64) "vielikii-trieughol-nik-zolotogho-vieka-pushkin-liermontov-goghol"
    ["file_id"] => string(6) "217111"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433239022"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок в 9 классе. «Золотой век русской культуры»."
    ["seo_title"] => string(43) "urok_v_9_klasse_zolotoi_vek_russkoi_kultury"
    ["file_id"] => string(6) "643083"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703359187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства