Данная презентация поможет учителю русского языка и литературы подготовить учащихся к выпускному сочинению по литературе. В ней содержатся критерии оценивания творческих работ, а также пошаговая инструкция написания сочинения-рассуждения по 5 направлениям 2014-2015 года.Работа будет полезна педагогам, преподающим в старших классах, и учащимся 10-11 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выпускное сочинение »
Выпускное сочинениепо литературе
Критерии оценивания сочинения
Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
____________________________________
Критерий 3. Композиция
Критерий 4. Качество речи
Критерий 5. Грамотность
Критерий№2«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Темы сочинений по направлениям
2. Вопросы, заданные человечеству войной
Можно ли остаться человеком на войне?
В чём заключается нравственный выбор человека на войне?
Почему мы сегодня читаем произведения о войне?
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Способна ли природа воспитывать человека?
Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить»
( Вильгельм Швебель)
5. Чем люди живы?
Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
Что такое красота внешняя и внутренняя?
Как Вы понимаете слово «счастье»?
Как понять тему сочинения?
Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные. То есть, проделать с темой то же самое, что и со словосочетанием про булочку. Получившийся кружок - это рамки, за которые в школьном сочинении лучше не выходить.
Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения.
Выбор темы сочинения
Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной.
Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.
Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.
Композиционная и логическая структура сочинения
Композиционная структура
Логическая структура
Вступление
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Основная часть
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Заключение
Тезис 2
Вывод . Обобщение по всей теме
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Критерий 2.
Аргументация. Привлечение литературного материала
Слово аргументация, происходит от лат. argumentatio - приведение аргументов.
Аргумент(ы) – это одно или несколько связанных между собой утверждений, которые необходимы и достаточны для доказательства определенного тезиса.
Правила аргументации
1)Правильная аргументация должна основываться на истинных аргументах. 2)Аргументы не должны противоречить друг другу. 3)Каждый аргумент должен быть необходим, а всех их достаточно, для процесса демонстрации и доказательства.
Учимся и повторяем
Как правило, основная часть сочинения имеет достаточно сложную структуру. Эта часть посвящена доказательству главной мысли, а у главной мысли может быть несколько развивающих тезисов, каждый тезис может иллюстрироваться разными примерами. Всем этим элементам следует уделить по отдельному абзацу.
Вступление и заключение делить на абзацы не принято.
Требования к основным частям сочинения
1. В основной части последовательно и убедительно доказывается одна главная мысль. Если мысли две - это ошибка. Если мысль не выделяется - ещё большая ошибка.
2. Главная мысль должна соответствовать теме сочинения.Внимание!Совпадение ключевых слов темы и главной мысли не даёт гарантии того, что вы попали в тему. Вдумывайтесь в смысл каждого слова. Уход от темы, её сильное сужение или расширение, а так же уход от темы одного из развивающих тезисов - ошибка. Все элементы сочинения должны работать на вашу главную мысль.
3. Каждый тезис, развивающий главную мысль в основной части, должен быть доказан примерами. Если вы рассуждаете логично, но не приводите аргументов - это ошибка. Чаще всего школьники всё же стараются подобрать примеры и даже пишут слово "например", но аргументы эти иллюстрируют какие-то другие мысли и тезисы, не те, что развиваются в сочинении.
4. Вступление и заключение вместе по объёму должны занимать примерно четверть сочинения. Для выпускного среднего сочинения это 70 - 100 слов. Если вступление и основную часть вы уложили в 200 слов, а заключение растянулось ещё на 200 - это ошибка. Не затягивайте и вступление. Слишком маленькие вступление и заключение (менее 25%) - тоже плохо.
5. Между вступлением и основной частью должен быть какой-то переход. Если первые два абзаца никак не связаны - это ошибка.
6. Вывод не должен повторять главную мысль. Если вы другими или (ещё хуже!) теми же словами в последнем абзаце выразили свою основную мысль - это не вывод. Вывод - другая мысль, вытекающая из главной. Между главной мыслью и хорошим выводом всегда можно подставить слово "значит".В выводе уместно показать своё отношение к доказанной мысли. Вот мы убедительно доказали то-то и то-то. И что из этого следует? Что нам даёт доказанный постулат? Как я лично к нему отношусь? Вот какие вопросы следует себе задать, чтобы закончить сочинение.
7. Вывод должен следовать из главной мысли. К сожалению, такое простое требование выполняется далеко не всегда. Очень часто авторы сочинений грамотно развивают и доказывают главную мысль, а потом хотят создать эффектный финал и слишком увлекаются формой высказывания, забывая о смысле. Так в последнем абзаце внезапно возникает новый тезис, никак не связанный с основной мыслью сочинения.
8. Если во вступлении сформулирован вопрос или поставлена цель исследования, то в заключении необходимо дать ответ на этот вопрос или обобщить результаты исследования.