kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выпускное сочинение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю русского языка и литературы подготовить учащихся к выпускному сочинению по литературе. В ней содержатся критерии оценивания творческих работ, а также пошаговая инструкция написания сочинения-рассуждения по 5 направлениям 2014-2015 года.Работа будет полезна педагогам, преподающим в старших классах, и учащимся 10-11 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выпускное сочинение »

Выпускное сочинение  по литературе

Выпускное сочинение по литературе

Критерии оценивания сочинения Критерий 1. Соответствие теме Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала ____________________________________ Критерий 3. Композиция Критерий 4. Качество речи Критерий 5. Грамотность

Критерии оценивания сочинения

Критерий 1. Соответствие теме

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

____________________________________

Критерий 3. Композиция

Критерий 4. Качество речи

Критерий 5. Грамотность

  Критерий№2 « Аргументация. Привлечение литературного материала » Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

  Критерий№2 « Аргументация. Привлечение литературного материала »

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Темы сочинений по направлениям 2. Вопросы, заданные человечеству войной Можно ли остаться человеком на войне? В чём заключается нравственный выбор человека на войне? Почему мы сегодня читаем произведения о войне? 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе  Способна ли природа воспитывать человека? Как природа помогает понять мир человеческих чувств?  «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить»  ( Вильгельм Швебель) 5. Чем люди живы?

Темы сочинений по направлениям

2. Вопросы, заданные человечеству войной

  • Можно ли остаться человеком на войне?
  • В чём заключается нравственный выбор человека на войне?
  • Почему мы сегодня читаем произведения о войне?

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

  • Способна ли природа воспитывать человека?
  • Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
  • «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить»

( Вильгельм Швебель)

5. Чем люди живы?

  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • Что такое красота внешняя и внутренняя?
  • Как Вы понимаете слово «счастье»?
Как понять тему сочинения? Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные.  То есть, проделать с темой то же самое, что и со словосочетанием про булочку. Получившийся кружок - это рамки, за которые в школьном сочинении лучше не выходить. Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения.

Как понять тему сочинения?

Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные.  То есть, проделать с темой то же самое, что и со словосочетанием про булочку. Получившийся кружок - это рамки, за которые в школьном сочинении лучше не выходить.

Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения.

Выбор темы сочинения

Выбор темы сочинения

  • Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной.
  • Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.
  • Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.

Композиционная и логическая структура сочинения Композиционная структура Логическая структура Вступление Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы Основная часть Тезис 1 Доказательства, примеры Микровывод Заключение Тезис 2 Вывод . Обобщение по всей теме Доказательства, примеры Микровывод Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод (…)

Композиционная и логическая структура сочинения

Композиционная структура

Логическая структура

Вступление

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

Заключение

Тезис 2

Вывод . Обобщение по всей теме

Доказательства, примеры

Микровывод

Тезис 3

Доказательства, примеры

Микровывод

(…)

Критерий 2.  Аргументация. Привлечение литературного материала Слово аргументация, происходит от лат. argumentatio - приведение аргументов. Аргумент(ы) – это одно или несколько связанных между собой утверждений, которые необходимы и достаточны для доказательства определенного тезиса. Правила аргументации  1)Правильная аргументация должна основываться на истинных аргументах.   2)Аргументы не должны противоречить друг другу.   3)Каждый аргумент должен быть необходим, а всех их достаточно, для процесса демонстрации и доказательства. 

Критерий 2.

Аргументация. Привлечение литературного материала

Слово аргументация, происходит от лат. argumentatio - приведение аргументов.

Аргумент(ы) – это одно или несколько связанных между собой утверждений, которые необходимы и достаточны для доказательства определенного тезиса.

Правила аргументации

1)Правильная аргументация должна основываться на истинных аргументах.  2)Аргументы не должны противоречить друг другу.  3)Каждый аргумент должен быть необходим, а всех их достаточно, для процесса демонстрации и доказательства. 

Учимся и повторяем

Учимся и повторяем

  • Как правило, основная часть сочинения имеет достаточно сложную структуру. Эта часть посвящена доказательству главной мысли, а у главной мысли может быть несколько развивающих тезисов, каждый тезис может иллюстрироваться разными примерами. Всем этим элементам следует уделить по отдельному абзацу.
  • Вступление и заключение делить на абзацы не принято.
Требования к основным частям сочинения 1. В основной части последовательно и убедительно доказывается одна главная мысль. Если мысли две - это ошибка. Если мысль не выделяется - ещё большая ошибка. 2. Главная мысль должна соответствовать теме сочинения. Внимание! Совпадение ключевых слов темы и главной мысли не даёт гарантии того, что вы попали в тему. Вдумывайтесь в смысл каждого слова. Уход от темы, её сильное сужение или расширение, а так же уход от темы одного из развивающих тезисов - ошибка. Все элементы сочинения должны работать на вашу главную мысль. 3. Каждый тезис, развивающий главную мысль в основной части, должен быть доказан примерами. Если вы рассуждаете логично, но не приводите аргументов - это ошибка. Чаще всего школьники всё же стараются подобрать примеры и даже пишут слово

Требования к основным частям сочинения

1. В основной части последовательно и убедительно доказывается одна главная мысль. Если мысли две - это ошибка. Если мысль не выделяется - ещё большая ошибка.

2. Главная мысль должна соответствовать теме сочинения. Внимание! Совпадение ключевых слов темы и главной мысли не даёт гарантии того, что вы попали в тему. Вдумывайтесь в смысл каждого слова. Уход от темы, её сильное сужение или расширение, а так же уход от темы одного из развивающих тезисов - ошибка. Все элементы сочинения должны работать на вашу главную мысль.

3. Каждый тезис, развивающий главную мысль в основной части, должен быть доказан примерами. Если вы рассуждаете логично, но не приводите аргументов - это ошибка. Чаще всего школьники всё же стараются подобрать примеры и даже пишут слово "например", но аргументы эти иллюстрируют какие-то другие мысли и тезисы, не те, что развиваются в сочинении.

4. Вступление и заключение вместе по объёму должны занимать примерно четверть сочинения. Для выпускного среднего сочинения это 70 - 100 слов. Если вступление и основную часть вы уложили в 200 слов, а заключение растянулось ещё на 200 - это ошибка. Не затягивайте и вступление. Слишком маленькие вступление и заключение (менее 25%) - тоже плохо. 5. Между вступлением и основной частью должен быть какой-то переход. Если первые два абзаца никак не связаны - это ошибка.

4. Вступление и заключение вместе по объёму должны занимать примерно четверть сочинения. Для выпускного среднего сочинения это 70 - 100 слов. Если вступление и основную часть вы уложили в 200 слов, а заключение растянулось ещё на 200 - это ошибка. Не затягивайте и вступление. Слишком маленькие вступление и заключение (менее 25%) - тоже плохо.

5. Между вступлением и основной частью должен быть какой-то переход. Если первые два абзаца никак не связаны - это ошибка.

6. Вывод не должен повторять главную мысль. Если вы другими или (ещё хуже!) теми же словами в последнем абзаце выразили свою основную мысль - это не вывод. Вывод - другая мысль, вытекающая из главной. Между главной мыслью и хорошим выводом всегда можно подставить слово

6. Вывод не должен повторять главную мысль. Если вы другими или (ещё хуже!) теми же словами в последнем абзаце выразили свою основную мысль - это не вывод. Вывод - другая мысль, вытекающая из главной. Между главной мыслью и хорошим выводом всегда можно подставить слово "значит". В выводе уместно показать своё отношение к доказанной мысли. Вот мы убедительно доказали то-то и то-то. И что из этого следует? Что нам даёт доказанный постулат? Как я лично к нему отношусь? Вот какие вопросы следует себе задать, чтобы закончить сочинение.

7. Вывод должен следовать из главной мысли. К сожалению, такое простое требование выполняется далеко не всегда. Очень часто авторы сочинений грамотно развивают и доказывают главную мысль, а потом хотят создать эффектный финал и слишком увлекаются формой высказывания, забывая о смысле. Так в последнем абзаце внезапно возникает новый тезис, никак не связанный с основной мыслью сочинения. 8. Если во вступлении сформулирован вопрос или поставлена цель исследования, то в заключении необходимо дать ответ на этот вопрос или обобщить результаты исследования.

7. Вывод должен следовать из главной мысли. К сожалению, такое простое требование выполняется далеко не всегда. Очень часто авторы сочинений грамотно развивают и доказывают главную мысль, а потом хотят создать эффектный финал и слишком увлекаются формой высказывания, забывая о смысле. Так в последнем абзаце внезапно возникает новый тезис, никак не связанный с основной мыслью сочинения.

8. Если во вступлении сформулирован вопрос или поставлена цель исследования, то в заключении необходимо дать ответ на этот вопрос или обобщить результаты исследования.

Желаю успехов  в написании сочинения! Источники: http://www.proshkolu.ru/user/Petrovna70/blog/493154/

Желаю успехов

в написании сочинения!

Источники: http://www.proshkolu.ru/user/Petrovna70/blog/493154/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выпускное сочинение

Автор: Землякова Наталья Анатольевна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Критерии оценки выпускного сочинения в 2014 году "
    ["seo_title"] => string(56) "kritierii-otsienki-vypusknogho-sochinieniia-v-2014-ghodu"
    ["file_id"] => string(6) "120169"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413636434"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по литературе "Готовимся к итоговому сочинению""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_gotovimsia_k_itoghovomu_sochinieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "351273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477139357"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка "Подготовка учащихся выпускных классов  к написанию сочинения-рассуждения " "
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaia-razrabotka-podghotovka-uchashchikhsia-vypusknykh-klassov-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "173087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423922927"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сценарий выпускного бала "Спасибо вам, начальные, мы не забудем вас!" "
    ["seo_title"] => string(71) "stsienarii-vypusknogho-bala-spasibo-vam-nachal-nyie-my-nie-zabudiem-vas"
    ["file_id"] => string(6) "202243"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429199969"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Сценарий торжественной части выпускного вечера в 9 классе 2014 год "
    ["seo_title"] => string(78) "stsienarii-torzhiestviennoi-chasti-vypusknogho-viechiera-v-9-klassie-2014-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "103779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402633290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства