kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературы в 11 классе. Жизнь и творчество Анны Ахматовой "Она была поэтом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в форме литературного кафе.урок требует предварительной подготовки всего класса или группы учащихся. Учащиеся должны иметь представление о декадентстве, знать некоторые имена: С.Городецкий, О. Мандельштам, А.Вертинский, Н. Гумилев; должны знать биографи. А.Ахматовой. Данный сценарий  возможно использовать для проведения литературного вечера. В качестве наглядности возможна любая презентация об Ахматовой. при её отсутствии используются обычные бумажные иллюстрации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 11 классе. Жизнь и творчество Анны Ахматовой "Она была поэтом"»

16


Тема: Жизнь и творчество А.А.Ахматовой. «Она была поэтом»


Форма проведения: литературное кафе.


Пояснительная записка.

Пути к тому, что у ученика появляется восхищение личностью писателя могут быть разными. Один из них - игра. Когда каждый ученик сможет почувствовать себя непосредственным участником урока, испытает свои творческие силы, степень своего воображения, то результат такого урока будет значительным как для самого ученика, так и для учителя.

«Литературное кафе»— одна из форм такого урока.

Безусловно, урок в такой форме требует предварительной подготовки всего класса. Учащиеся должны быть знакомы с такими понятиями, как декадентство, акмеизм, должны знать имена С. Городецкого, О. Мандельштама, А. Вертинского, Н. Гумилёва, биографию и творческий путь А. Ахматовой, поэтому здесь не обойтись без предварительного домашнего задания как для всего класса, так и индивидуального задания для отдельных учащихся.

Этот урок можно провести за счёт часов, отведённых на внеклассное чтение, или провести его как внеклассное мероприятие в рамках работы по предмету. Это своеобразный вечер поэзии, урок - представление.


Цели:  создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке; развивать внимание к поэтическому слову; воспитывать интерес к поэзии.


Оснащение урока: (в зависимости от возможностей школы) м/м установка для показа презентации об А.Ахматовой, для воспроизведения музыки, портрет А.Ахматовой на столике, рядом подсвечник, раскрытая книга, эпиграф на доске.

Содержание урока.

1. Слово учителя. Постановка цели перед учащимися.

Эпиграфом к уроку я взяла слова, которые в 1941 году посвятил Анне Ахматовой поэт Сергей Спасский:

Ваш образ так оформлен славой, 
Так ею властно завершен,
 
Что стал загадкою, забавой,
Навязчивой легендой он.



Сегодня и мы попытаемся создать на уроке образ поэтессы, помогут нам в этом ваши одноклассники.

Откройте тетради, запишите эпиграф, а в течение урока запишите слова, которые посчитаете ключевыми для характеристики образа поэтессы.

2. Ведущий.

Представьте себе не совсем обычное кафе, где собираются не для того чтобы поесть, а для того, чтобы поговорить, обсудить какие-то новости, новые произведения, где собираются поэты, художники, критики и прочие литературные деятели. В одном из таких кафе мы и окажемся сейчас.


Гости рассаживаются за столами, на каждом — свеча. В центре зала (или класса) на высокой тумбе установлен освещённый пламенем свечи портрет Анны Ахматовой, возле которого лежит раскрытая книга её стихов.


В зал вбегают окололитературные сплетники (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках). Их беседа идёт в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского («Петрушка»).


-Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?

-Правильно, они давно исписались.

-Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

-Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.

- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.

-Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь…

-Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая...

-Какая-то странная фамилия.

-Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны

Горенко. Ахматова — фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.


Толпа сплетников застывает .

Около портрета Анны Ахматовой сидит девочка, она же и выступает от имени поэтессы в течение всего урока (вечера).


Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на Север — в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.

Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.

Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.


Разговор за одним из столиков:


-Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.

-Конечно, декадентские настроения сказались...

Чтец.

(на фоне музыки Шуберта «Ave Maria»).

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя.

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Толпа окололитературных сплетников вновь оживает.


-К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Её возглавил Иванов. Блок, Мандельштам. Гумилёв и Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой «Цех поэтов», своё поэтическое течение — акмеизм.

- Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.

-Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…

Продолжая разговор, рассаживаются на свободные места у столиков.

-Простите, а что она читала?

-«Русалку». Ну, помните, «У пруда русалку кликаю...».

Участница (от имени поэтессы).


Я пришла сюда, бездельница,

Всё равно мне, где скучать!

На пригорке дремлет мельница.


Г оды можно здесь молчать.

Над засохшей повиликою

Мягко плавает пчела;

У пруда русалку кликаю,

А русалка умерла.


Затянулся ржавой тиною

Пруд широкий, обмелел,

Над трепешущей осиною

Лёгкий месяц заблестел.


Замечаю всё как новое.

Влажно пахнут тополя.

Я молчу. Молчу, готовая

Снова стать тобой, земля.


Разговор возобновляется.

-Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль...

-Да что вы всё: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

Под музыку Бетховена (соната «Патетическая») участница (от имени поэтессы).


Я — голос ваш, жар вашего дыханья,

Я — отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья —

Ведь всё равно я с вами до конца.

Вот отчего вы любите так жадно

Меня в грехе и в немощи моей,

Вот отчего вы дали неоглядно

Мне лучшего из ваших сыновей.

Вот отчего вы даже не спросили

Меня ни слова никогда о нём

И чадными хвалами задымили

Мой навсегда опустошённый дом.

И говорят — нельзя теснее слиться.

Нельзя непоправимее любить…

Как хочет тень от тела отделиться,

Как хочет плоть с душою разлучиться,

Так я хочу теперь — забытой быть.


Появляется человек в военной форме.

-Забытой? Никогда...

Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас — литературовед.

В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчётно.

Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: «Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: «В первый раз узнают не меня, а тебя».


Голоса из зала.

-Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.

-Неправда.

Друг за другом из-за столиков встают чтецы — звучат стихотворения из цикла «Ветер войны» (под «Лунную» сонату Бетховена). «Щели в саду вырыты...», «Победителям», «Птицы смерти в зените стоят...», «Клятва», «Мужество» и т. д.


Участница (от имени поэтессы).


Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.



Звучит песня А. Розенбаума «На дороге жизни». Разговор за одним из столиков.


-Простите. Все спорят-спорят о чём- то, а ятак и не пойму, какой же была Ахматова?

-А что вас интересует: внешность или стихи?

-Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

-Она была поэтом.


Одна из учениц встаёт из-за столика, читая стихи М. Цветаевой, медленно подходит к портрету Анны Ахматовой, кладёт к нему красную розу.


О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь.

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох! —

Стотысячное — тебе присягает,— Анна

Ахматова! — Это имя — огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами — то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят,

И спаса светлого славит слепец бродячий...

И я дарю тебе свой колокольный град.

Ахматова! — и сердце своё в придачу.


Разговор за тем же столиком продолжается.

— Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?

Чтецы (не вставая из-за столиков, как бы беседуя между собою, делясь воспоминаниями).

«Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей.

В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в тёмные и недвижные воды царскосельских прудов». В. Срезневская


Но рассеянно внимая всем словам,

Кругом звучащим,

Вы задумываетесь грустно. А. Блок


В пол-оборота, о печаль!

На равнодушных поглядела. О. Мандельштам


«У Ахматовой наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость». К. Чуковский


В начале века профиль странный,

Истончён он и горделив,

Возник у лиры. С. Городецкий


За одним из столиков сидит человек и печатает на машинке.


Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было нелёгким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть. В её беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у неё был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.


Участница (от имени поэтессы).


Я пью за разорённый дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоём,

И за тебя я пью,—

За ложь меня предавших губ,

За мёртвый холод глаз.

За то, что мир жесток и груб,

За то, что бог не спас.


Писатель продолжает свои воспоминания.

А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, то ощущение лёгкости маленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по-дамски; сначала мне померещилось, что она в чём-то нарядном, но то, что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось чёрным шёлковым халатом с какими-то вышитыми дракончиками и очень стареньким. В этом своём странноватом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туалете. Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: «А музыка будет?». Ей было всё равно, что ставили. Но всё же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи.




Участница (от имени поэтессы).


В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах её края гранятся.

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвёл глаза,

Она была со мной в моей могиле

И пела, словно первая гроза

Иль будто все цветы заговорили.


Разговор за столиком.

-Ахматова была всегда горделиво прекрасна.

-Да, говорят, что даже мёртвая, она вызывала чувство преклонения


Когда у Николы Морского

Лежала в цветах нищета,

Смиренное чуждое слово

Светилось темно и сурово

На воске державного рта. А. Тарковский


Звучит песня Вероники Долиной «Формула». Разговор за одним из столиков.

-Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.

-Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.


Звучат стихотворения: «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Я и плакала, и каялась...», «Ты поверь, не змеиное, острое жало...», «Настоящую нежность не спутаешь...», «Проводила друга до передней...». (Можно использовать музыкальную иллюстрацию Свиридова к повести Пушкина «Метель»).


Чтец.

Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту балладу не любила. Почему? Неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А. Вертинский. Он выступал на фоне чёрного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещённые руки.


Звучит запись «Сероглазого короля» в исполнении А. Вертинского или в исполнении С. Матюхина


Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашёл

И на работу ночную ушёл.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки её погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля...» (1910 г.)


Разговор за столиком продолжается.


-Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва.

-Кажется, что все стихотворения А. Ахматова пишет о себе и о Гумилёве.

-Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилёв предпринял на собственные средства.

-Поэт был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.


Чтец.

Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжко скорбя;

Снилось мне — ты любишь другого

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

Как убийца от плахи своей,

И смотрел, как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам тёмным.

Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею.

Не дано мне иного пути,

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я всё-таки умираю

Перед твоим закрытым окном.



Разговор за столиком.


-У Анны Андреевны остался сын Лев.

-Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей,

все-таки выжил.


Участница (от имени поэтессы).


Лёгкие летят недели.

Что случилось, не пойму,

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоём кресте высоком

И о смерти говорят.


Продолжается разговор за столиком.

-Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтоб передать сыну тёплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губам спросила её: «Говорят, Вы стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?»

-Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.


Участница (от имени поэтессы).

Семнадцать месяцев кричу. Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек

И долго ль казни ждать.


Ведущий.

«Реквием». Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было всё мужество поэтессы.

Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретакл эпический характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: «Звёзды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шина-

ми чёрных марусь». Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развёртывается в Истории, и оттого остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое Возмездие.


Участница (от имени поэтессы).

Ни сына страшные глаза —

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни нас тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдалённый лёгкий звук —

Слова последних утешений.


Появляется английский корреспондент.

-О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее?


Участница (от имени поэтессы).


Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё кого- нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде.


Из-за столиков шумно поднимаются окололитературные сплетники.

-Да что вы кричите: Ахматова, Ахматова.

-Ерунда, ничего особенного.

-Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.

-Это всё для слезливых.

- Да кем она вообще была-то, Ахматова?


Ведущий.

Она была поэтом.

Сплетники замирают в лучах прожектора. Под музыку «Ave Maria» звучат стихи.


Участница (от имени поэтессы).

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество.

Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных марусь.

Забыть, как постылая хлопала дверь.

И выла старуха, как раненый зверь,

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.


3.Заключительный этап урока.


Ведущий.


В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь. В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной. К ней стремились попасть и маститые, и начинающие поэты, ее оценок ждали. К ней приезжали советские и зарубежные исследователи, изучавшие ее поэзию, историю русской литературы XX века. Ее авторитет был непререкаем.

До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: “ Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.” Поэзия Анны Ахматовой, ее судьба, ее облик – прекрасный и величественный – олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории.

“Анна всея Руси”, - так называла ее Марина Цветаева. В стихах Ахматовой – напевы русских песен: скорбных плачей, тихих молитв, лукавых частушек, безысходной тоски; неизбывные мечты о счастье. Она бессмертна, как бессмертно русское слово.

4.Слово учителя.

Итоги урока + благодарность за работу.

Сегодня на уроке с помощью стихов, биографических сведений, известных портретов мы попытались представить образ Анны Ахматовой как Поэта.

- Какой же образ останется у вас в памяти? В Вы записывали ключевые слова, которые помогут вам охарактеризовать Анну Андреевну:

Вариант записи: Ахматова. Величавая, непризнанная. Переживала, испытала, взволновала. Сохранила великое русское слово. Международная поэтическая премия, степень почетного доктора литературы. Стала всемирно признанным поэтом…. Поэт






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лисунова Ольга Владимировна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289336


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства