«Творческие упражнения по развитию навыков и качеств чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Творческие упражнения по развитию навыков и качеств чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Творческие упражнения по развитию навыков и качеств чтения на уроках литературного чтения в начальной шк«Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если не почувствует красоты слова, прочитанного в книге». В. Л. Сухомлинский
. Рассмотреть особенности организации творческих упражнений на уроках литературного чтения в начальной школе;
2. Представить виды творческих упражнений, используемых учителем на уроках литературного чтения;
3. Формировать полноценное восприятие художественного произведения через систему творческих упражненийОптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. И, как известно, от техники и правильности чтения
зависит и грамотность письмаЭтапы
Овладение звуко – буквенными обозначениями.
Послоговое чтение.
Ступень синтетического чтения.
Виды упражнений
Упражнения, способствующие чёткости произношения
Упражнения, развивающие оперативную память
Упражнения, развивающие оперативную память
Упражнения, ежеурочные
пятиминутки чтения.
Упражнения на развитие скорости чтения
Упражнения на развитие поля
чтения зрительного восприятия слов
Упражнения на стимулирование учащихся
Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Творческие упражнения по развитию навыков и качеств чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»»
«Творческие упражнения поразвитию навыков и качеств чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Ребёнок не увидит красотыокружающего мира,если не почувствует красоты слова, прочитанного в книге».В. Л. Сухомлинский
Цель:
Формирование навыков
осознанного чтенияи умения
самостоятельно работать с текстом
с помощью специальных упражнений
и способов действий активно влияющих
на основные параметры чтения:
осмысление, технику, выразительность .
1. Рассмотреть особенности организации творческих упражнений на уроках литературного чтения в начальной школе;
2. Представить виды творческих упражнений, используемых учителем на уроках литературного чтения;
3. Формировать полноценное восприятие художественного произведения через систему творческих упражнений.
Оптимальное чтение– это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. И, как известно, от техники и правильности чтения
зависит и грамотность письма .
Этапы
Овладение звуко – буквенными обозначениями.
Послоговое чтение.
Ступень синтетического чтения.
Структура урока
Речевая разминка
Речевая разминка
чистоговоркискороговорки
чистоговорки
скороговорки
2. Чтение слогов
2. Чтение слогов
слов
словосочетаний
предложений
четверостиший
текстов
словсловосочетанийпредложенийчетверостишийтекстов
3. Чтение на скорость знакомого текста
4. Упражнения на развитие внимания
5. Оценка ребенком своей работы
3. Чтение на скорость знакомого текста4. Упражнения на развитие внимания5. Оценка ребенком своей работы
Пояснительная
записка
Упражнения, ежеурочные
пятиминутки чтения.
Упражнения, способствующие чёткости произношения
Упражнения, развивающие оперативную память
Виды упражнений
Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации)
Упражнения на развитие поля
чтения зрительного восприятия слов
Упражнения на развитие скорости чтения
Упражнения на стимулирование учащихся
Пояснительная
записка
Упражнения, способствующие чёткости произношения
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
1
«Задуйте свечу»
Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. Задувание одной большой свечки. Задувание трёх свечек. Сделать глубокий вдох и выдохнуть тремя порциями.
«Обрызгайте бельё водой»
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
2
«Выдох со счётом»
Сделать глубокий вдох, на выходе громко считать до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка….(и т. д. до полного выдоха)
3
Речевая разминка
Скороговорки, чистоговорки, упражнения в чётком произношении абзаца, строфы.
Чтение сочетаний гласных и согласных.
Работа с таблицей согласных (глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда
Вдох. Выдох – резко читаем слоги:
пу по па пэ пи пы
бу бо ба бэ би бы
Составить названия учебных принадлежностей
кни
нал
ра
тет
пе
порт
крас
руч
ки
зин
нец
ги
ре
радь
фель
Проверяем:
книги пенал
краски ранец
ручка портфель
тетрадь
резинка
Чтение слов, трудных для произношения:
электрофикация, портфель, иллюминация…
Пояснительная
записка
Упражнения, ежеурочные
пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают
книгу и 5 минут, читают в режиме жужжащего чтения.
Пояснительная
записка
Упражнения, развивающие оперативную память
Зрительные диктанты
Пояснительная
записка
Упражнения на развитие поля
чтения зрительного восприятия слов
Скочкообразное чтение«Кенгуру»
«Фотоглаз»
«Считаем строчки»
Таблица«Шульте»
Таблица«Шульте»
1
7
16
4
11
22
9
23
5
3
10
15
18
14
20
2
12
6
17
24
19
8
21
13
«Найди спрятанное слово»
ст малина рстн один г слон вподзцукы вата п час ыпк утка гл дрова иптаскавроюв ураган рч сачок с цапля итс дуб тсод журнал эхфеа
Пояснительная
записка
Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации)
Антиципация частей поговорок
Сделал дело …
Тише едешь…
Дал слово…
Лучше поздно…
Мал золотник…
Семь раз отмерь…
Антиципация .
Родился зай... в лесу и всё боял...
Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти...,
упадёт с дере... ком снега - у зайчи...
душа в пят... .
Боял... зай... день, боял... два, боялся
неде..., боял... год; а потом вырос он
боль... и вдруг надое... ему боя... .
- Нико... я не бою...!- крик... он на
весь лес. - Вот не бою... нисколь..., и всё
тут!
Тренеровочное средство «Решётка»
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".
Л.Н. Толстой
Пояснительная
записка
Упражнения на развитие скорости чтения
Чтение в темпе скороговорки
Многократное чтение
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
Многократное чтение
«Буксир»
Пояснительная
записка
Упражнения на стимулирование учащихся
В конце урока оставлять 3-4 минуты для того , чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течении одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневнике (ежедневно).
Гимнастика для глаз
Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение
1 минуты.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 секунд
Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Выполняется сидя, повторяя 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты.
Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
Выполняется стоя.
Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунды
Совершенствование техники чтения
29
Заключение
76%
Мониторинг качеств знаний учащихся на уроках литературного чтения
73%
71%
69%
2011-2012 гг. 2012-2013гг. 2013-2014гг. 2014-2015гг .