kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Творчество Ф.И. Тютчева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация творчество Ф.И. Тютчева для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Творчество Ф.И. Тютчева»

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. («Не то, что мните вы, природа…» и др.). Основные темы и мотивы творчества Тютчева. 1803-1873 гг.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. («Не то, что мните вы, природа…» и др.). Основные темы и мотивы творчества Тютчева.

1803-1873 гг.

  • 1803—1819 годы   — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.
  • 1819—1822 годы   — учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
  • 1822—1837 годы   — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем — в Турине.
  • 1838 год   — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
  • 1839 год   — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
  • 40-е годы   — период становления политического мировоззрения Тютчева.
  • 1844 год   — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
  • 1854 год   — выход первого сборника стихотворений Тютчева.
  • 50—60-е годы   — усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
  • 1858—1873 годы   — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
  • 1 873 год   — смерть Тютчева.

Специфика поэтики Тютчева:

        Если в  первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана , то в  зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений .

       Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы . Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы .

       Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается . Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.

       Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков , в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)

       Эти особенности поэтического стиля Тютчева можно наблюдать и доказывать при анализе его лирики. При интерпретации тютчевских текстов о природе необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего перио да.

Тютчев сливает в одно противоположные эпитеты, использует

Тютчев сливает в одно противоположные эпитеты, использует "обратное сравнение" - в противовес обычному, когда сравнивается то, что необходимо описать с более знакомым и привычным, Тютчев поступает наоборот, не расширяя описание, а углубляя его:

Таинственно, как в первый день созданья... Сияет Белая Гора, Как откровенье неземное;

Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело...

Еще одна отличительная черта стиля Тютчева - мифологизация образов. По выражению Л. Озерова: "ему часто нужен выход из быта в высший, горний мир. Иногда он упоминается, но чаще подразумевается"

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба Смеясь, на землю пролила.

Композиция тютчевских стихотворений чаще всего двучастна: одна часть посвящена образу, другая - его осмыслению, порядок же их следования может быть любым.  Такими же биполярными арами следуют образы, идеи, мировоззрения: Гармония - хаос, вера - безверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие - вот полюса поэтического мира Тютчева, которые следуют либо по отдельности, либо вместе, как в

Композиция тютчевских стихотворений чаще всего двучастна: одна часть посвящена образу, другая - его осмыслению, порядок же их следования может быть любым.

Такими же биполярными арами следуют образы, идеи, мировоззрения: Гармония - хаос, вера - безверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие - вот полюса поэтического мира Тютчева, которые следуют либо по отдельности, либо вместе, как в "Как ни гнетет рука судьбины...", "Природа сфинкс...", "День и ночь", "О, как убийственно мы любим!..".

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: жизнь и состояние человека соответствует состоянию природы . Природа в лирике Тютчева рисуется через два варианта восприятия - хаотический и гармонический, каждый со своим языком. О чем ты воешь, ветр ночной?  О чем так сетуешь безумно?..    Понятным сердцу языком  Твердишь о непонятной муке...  (

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: жизнь и состояние человека соответствует состоянию природы . Природа в лирике Тютчева рисуется через два варианта восприятия - хаотический и гармонический, каждый со своим языком.

О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке... ("О чем ты воешь, ветр ночной?..")

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... ("Не то, что мните вы, природа...")

Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык:

Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества...

Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания, я трагедия человека в непонимании ее:

Скажи заветное он слово - И миром новым естество Всегда откликнуться готово На голос родственный его.

Наиболее ярко

Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - говорит Лев Озеров. -По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из "Идиота" Достоевского и Анной Карениной у Толстого".

В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.

В 1851 г. ( с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: "Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми". И в другом письме: "...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою".

Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски:

Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски: "Для вас (чтобы разобрать наедине)". Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воспрянуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была - Ты, ты, мое земное провиденье!..

Молчи, скрывайся и таи  И чувства и мечты свои -  Пускай в душевной глубине  Встают и заходят оне  Безмолвно, как звезды в ночи, -  Любуйся ими - и молчи.   Как сердцу высказать себя?  Другому как понять тебя?  Поймет ли он, чем ты живешь?  Мысль изреченная есть ложь.  Взрывая, возмутишь ключи, -  Питайся ими - и молчи.   Лишь жить в себе самом умей –  Есть целый мир в душе твоей  Таинственно-волшебных дум;  Их оглушит наружный шум,  Дневные разгонят лучи, -  Внимай их пенью - и молчи!..

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью - и молчи!..

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»

  • Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)
  • Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)
  • Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
  • Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
  • Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
  • Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Тени сизые смесились,  Цвет поблекнул, звук уснул -  Жизнь, движенье разрешились  В сумрак зыбкий, в дальный гул...  Мотылька полет незримый  Слышен в воздухе ночном...  Час тоски невыразимой!..  Все во мне и я во всем!..   Сумрак тихий, сумрак сонный,  Лейся в глубь моей души,  Тихий, темный, благовонный,  Все залей и утиши.  Чувства мглой самозабвенья  Переполни через край!..  Дай вкусить уничтоженья,  С миром дремлющим смешай!

Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул - Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальный гул... Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном... Час тоски невыразимой!.. Все во мне и я во всем!.. Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный, Все залей и утиши. Чувства мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!

Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»

Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»

  • Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
  • Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
  • Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
  • Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
  • Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
  • Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…  Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..  Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах. Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звездах нема была!  И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!  Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой! Не позднее апреля 1836

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Увы, души в нем не встревожит

И голос матери самой!

Не позднее апреля 1836

Вопросы  и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»

Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»

  • К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
  • Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
  • Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
  • Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium».
Домашнее задание Анализ стихотворения поздней лирики «Эти бедные селенья…»; Выразительное чтение и анализ стихотворений «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – Сфинкс…»

Домашнее задание

  • Анализ стихотворения поздней лирики «Эти бедные селенья…»;
  • Выразительное чтение и анализ стихотворений

«Еще земли печален вид…»,

«Как хорошо ты, о море ночное…»,

«Природа – Сфинкс…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Творчество Ф.И. Тютчева

Автор: Рымарева Ирина Валерьевна

Дата: 03.12.2018

Номер свидетельства: 488759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Урок  литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета". "
    ["seo_title"] => string(121) "urok-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-poety-rossii-19-vieka-stikhi-o-prirodie-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva-i-a-a-fieta"
    ["file_id"] => string(6) "127396"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415297400"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема грозы в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчева и Я.П. Полонского. "
    ["seo_title"] => string(92) "tiema-ghrozy-v-stikhotvorieniiakh-russkikh-poetov-19-vieka-f-i-tiutchieva-i-ia-p-polonskogho"
    ["file_id"] => string(6) "154978"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421232062"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество."
    ["seo_title"] => string(34) "f_i_tiutchiev_zhizn_i_tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "406238"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491236717"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему:  Женщины в жизни Ф.И.Тютчева. Любовная лирика поэта "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhienshchiny-v-zhizni-f-i-tiutchieva-liubovnaia-lirika-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "149395"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420180479"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Интересные факты о жизни Ф.И. Тютчева"
    ["seo_title"] => string(43) "intieriesnyie-fakty-o-zhizni-f-i-tiutchieva"
    ["file_id"] => string(6) "319046"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460721822"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства