Просмотр содержимого документа
«Творчество Ф.И. Тютчева»
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. («Не то, что мните вы, природа…» и др.). Основные темы и мотивы творчества Тютчева.
1803-1873 гг.
1803—1819 годы— детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.
1819—1822 годы— учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
1822—1837 годы— служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем — в Турине.
1838 год— смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 год— второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
40-е годы— период становления политического мировоззрения Тютчева.
1844 год— возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
1854 год— выход первого сборника стихотворений Тютчева.
50—60-е годы— усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
1858—1873 годы— служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
1 873 год— смерть Тютчева.
Специфика поэтики Тютчева:
Если в первый периодтворчества Тютчев выступает какпоэт философского плана, то в зрелом возрастепоэзия мысли обогащаетсясложностью чувств и настроений.
Для выражения сложного мира человеческой души поэтиспользует ассоциации и образы из мира природы. Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни,изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
Поэту присущеумение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)
Эти особенности поэтического стиля Тютчева можно наблюдать и доказывать при анализе его лирики.При интерпретации тютчевских текстов о природе необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.
Тютчев сливает в одно противоположные эпитеты, использует "обратное сравнение" - в противовес обычному, когда сравнивается то, что необходимо описать с более знакомым и привычным, Тютчев поступает наоборот, не расширяя описание, а углубляя его:
Таинственно, как в первый день созданья... Сияет Белая Гора, Как откровенье неземное;
Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело...
Еще одна отличительная черта стиля Тютчева - мифологизация образов. По выражению Л. Озерова: "ему часто нужен выход из быта в высший, горний мир. Иногда он упоминается, но чаще подразумевается"
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба Смеясь, на землю пролила.
Композиция тютчевских стихотворений чаще всего двучастна: одна часть посвящена образу, другая - его осмыслению, порядок же их следования может быть любым.
Такими же биполярными арами следуют образы, идеи, мировоззрения: Гармония - хаос, вера - безверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие - вот полюса поэтического мира Тютчева, которые следуют либо по отдельности, либо вместе, как в "Как ни гнетет рука судьбины...", "Природа сфинкс...", "День и ночь", "О, как убийственно мы любим!..".
Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: жизнь и состояние человека соответствует состоянию природы . Природа в лирике Тютчева рисуется через два варианта восприятия - хаотический и гармонический, каждый со своим языком.
О чем ты воешь, ветр ночной?О чем так сетуешь безумно?..Понятным сердцу языкомТвердишь о непонятной муке...("О чем ты воешь, ветр ночной?..")
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык...("Не то, что мните вы, природа...")
Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык:
Так связан, съединен от векаСоюзом кровного родстваРазумный гений человекаС творящей силой естества...
Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания, я трагедия человека в непонимании ее:
Скажи заветное он слово -И миром новым естествоВсегда откликнуться готовоНа голос родственный его.
Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.
В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.
Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - говорит Лев Озеров. -По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из "Идиота" Достоевского и Анной Карениной у Толстого".
В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.
В 1851 г. ( с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: "Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми". И в другом письме: "...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою".
Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски: "Для вас (чтобы разобрать наедине)". Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:
Не знаю я, коснется ль благодатьМоей души болезненно-греховной,Удастся ль ей воспрянуть и восстать,Пройдет ли обморок духовный?Но если бы душа моглаЗдесь, на земле, найти успокоенье,Мне благодатью ты б была -Ты, ты, мое земное провиденье!..
Молчи, скрывайся и таиИ чувства и мечты свои -Пускай в душевной глубинеВстают и заходят онеБезмолвно, как звезды в ночи, -Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?Другому как понять тебя?Поймет ли он, чем ты живешь?Мысль изреченная есть ложь.Взрывая, возмутишь ключи, -Питайся ими - и молчи.Лишь жить в себе самом умей –Есть целый мир в душе твоейТаинственно-волшебных дум;Их оглушит наружный шум,Дневные разгонят лучи, -Внимай их пенью - и молчи!..
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?(Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)
Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?(Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)
Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Тени сизые смесились,Цвет поблекнул, звук уснул -Жизнь, движенье разрешилисьВ сумрак зыбкий, в дальный гул...Мотылька полет незримыйСлышен в воздухе ночном...Час тоски невыразимой!..Все во мне и я во всем!..Сумрак тихий, сумрак сонный,Лейся в глубь моей души,Тихий, темный, благовонный,Все залей и утиши.Чувства мглой самозабвеньяПереполни через край!..Дай вкусить уничтоженья,С миром дремлющим смешай!
Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»
Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!
Не позднее апреля 1836
Вопросыи задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»
К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium».
Домашнее задание
Анализ стихотворения поздней лирики «Эти бедные селенья…»;
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Урок литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета". "
["seo_title"] => string(121) "urok-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-poety-rossii-19-vieka-stikhi-o-prirodie-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva-i-a-a-fieta"
["file_id"] => string(6) "127396"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415297400"
}
}