Просмотр содержимого документа
«Трагедия народа в поэме "Реквием" А. Ахматовой»
Муренко Л.Г. Ош №3 г. Жезказган обл. Улутау РК
В поэме нет единой рифмы — поэтесса мастерски меняет ритм, рифму и размер, использует различные литературные приемы на протяжении 12 глав. В ее стихах робкий шепот звучит как крик души тех, кто потерял в этих событиях родных и близких. Не забывает она и о символизме цвета: белый, черный и красный окрашивают канву произведения.
Страдания и утраты народа
Название «Реквием» (от лат. requies «покой», «упокоение») было взято поэтессой неспроста. В католической церкви оно означает заупокойную мессу. В прошлые столетия у католиков она начиналась со слов: «Requiem aeternam dona eis, Domine» (Покой вечный даруй им, Господи). Так же и здесь Ахматова слагает траурную песнь об утратах русского народа.
Трагедия народа в поэме «Реквием» Ахматовой
Поэма Анны Ахматовой «Реквием» — это трагическое произведение, повествующее о страданиях русского народа в годы сталинских репрессий. В нем выражена не только национальная трагедия, но и личная скорбь Ахматовой, с трудом пережившей арест своего сына и мужа.
В начале произведения Ахматова рассказывает о репрессии как народной трагедии, о мучительном ожидании приговора своим родным в очередях всех тюрем страны постепенно. Несмотря на то что в «Реквиеме» нет четко очерченного действующего лица, мы наглядно видим душевные переживания героини, ее скорбь, которую Ахматова постепенно вплетает в свое повествование. Она также говорит и от лица всех женщин и жертв репрессии, используя местоимение «над нами» вместо «надо мной», что усиливает многоголосие траурного хора. Личные страдания поэтессы продолжались на протяжении семнадцати месяцев.
«Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой».
Трагический мир «Реквиема»
Жанр «Реквиема» не так однозначен. Большинство литературоведов относят его к поэме, однако также существует мнение, что это цикл стихотворений. Произведение создавалось в период с 1934 по 1963 годы, но впервые было опубликовано лишь в 1963 году при Н.С. Хрущеве и не в СССР, а в Мюнхене.
Место действия поэмы раскинулось от Ленинграда и Невы до Дона и Енисея, также упоминаются конкретные адреса в Ленинграде — Фонтанный дом и «красная ослепшая стена» Крестов, бывшего следственного изолятора в Санкт-Петербурге. Как известно, сталинские репрессии проводились в 20–50-е годы XX века, но с наибольшим количеством арестованных связаны именно 1937-1938 года. Это кровавое пятно в истории страны ученые называют «Большим террором», народ — ежовщина.
«В страшные годы ежовщины я провела
семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня.
Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами,
которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего
имени, очнулась от свойственного нам всем
оцепенения и спросила меня на ухо
(там все говорили шепотом):
—А это вы можете описать?
И я сказала:
—Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому,
что некогда было ее лицом».
Символизм и современность
Основной конфликт в поэме — столкновение осужденных людей и собирательного образа несправедливой, по мнению Ахматовой, власти. Но ее произведение не только об этом. «Реквием» — это и про любовь к близким, стране и народу. Это в некоторой степени философское произведение, наполненное трагизмом и болью утраты. Читая «Реквием», невольно задаешься следующими вопросами, которые и составляют проблематику текста:
Как сохранить память о событиях и не исказить историю?
Как не позволить подобному повториться?
Как справиться с болью?
«Реквием» оставляет незабываемый след в сердцах читателей, заставляя задуматься о ценности человеческой жизни и влиянии тоталитарного режима на судьбы людей.