kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ВСЕ СУДЬБЫ В ЕДИНУЮ СЛИТЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В многократном творчестве В.С.Высоцкого важное место занимают стихотворения и песни о великой Отечественной войне. Когда началась война ,ему было всего три года, но вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто это он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой все "судьбы с путями скрестились" :"Ползли к высоте в огневой полосе, / Бежали и снова ложились..."  Как будто это он сам тяжело раненный лежал в госпитале.

Как будто это он сам старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнувший в бой из окопа и понимая, что "на этот раз" ему "не вернуться" передает эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что не погибнут, победят, освободят Родину:

 Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения  взглянув на небо и

увидев падающую звезду ,загадал своё самое сокровенное желание - "выйти живым из боя" и был убит вражеской пулей ,показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба  звездой:

Как будто он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну: «Все теперь одному, только кажется мне : / Это я не вернулся из боя».

 Такая органическая причастность судьбе своего народа и каждого отдельного человека - одно из неотъемлемых качеств творческих личностей. «Нельзя сказать -  идут в ногу со временем - это слишком высоко. Просто беспокойство времени, его парадоксы постоянно живут во мне, требуя выражения, - говорил Высоцкий. Он сумел с потрясающей доверенностью слить  в своей поэтической судьбе десятки персональных судеб. И одно из таких судеб была судьба его отца, кадрового офицера, прошедшего тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Отец говорил про сына: «По-моему, главное в нем то, что рос он, окруженный людьми простыми и честными, прошедшими через войну, - настоящими людьми.»

Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой, своим творчеством и своей такой типично-российской короткой, но яркой жизнью очеловечил «ностальгию» многих поколений по настоящему, живя «по грудь во вранье», он сам не умел лгать, воплощая постоянное желание людей видеть рядом с собой правду,каждый раз выходил к микрофону, как к «амбразуре», шел прямой честной бескомпромиссной дорогой, как канатоходец без страховки, бесстрашно выходил их повиновения чинуш и бюрократов, прорывался за красные флажки на фоне ложных лозунгов и стучался в людские сердца, чтобы не потеряли в каждодневной суете главное – честность, милосердие, любовь, верил: все-таки добро остается добром - в прошлом, будущем и настоящем!

И эту прямую трассу, бравшую начало в военные годы боевого братства, он "прорубил отцовским мечом" для нынешних и грядущих поколений, не боясь "разбить свое лицо о камни".

 Мотивы военных стихов Высоцкого разнообразны, глубоки и жизненны,  они в своей основе отчасти оригинальны, отчасти уходят корнями в русскую классическую литературу. Перед нами предстаёт человек во всех его проявлениях. В стихотворении «Расстрел горного эха» нарисована жуткая картина вторжения войны в мирную жизнь. Гибель на войне добрых, мирных по своей сути людей автор изображает при помощи развернутого олицетворения через образ веселого горного эха, которое в мирное время жило-поживало в тиши перевала, отзывалось на человеческий крик, помогало попавшим в беду альпинистам докричаться до своих и было после зверских пыток  жестоко расстреляно теми, кого даже нельзя назвать людьми.

 В стихотворении «Смерть истребителя» повествование ведется от лица самолета, который считает, что сидящий в его кабине летчик мешает ему быть свободным. Этот изобразительный и композиционный прием усиливает трагичность происходящего. После гибели летчика выясняется, что самолет без пилота существовать не может. Погибает летчик-истребитель, а перед этим самолет думает о земле: «Я больше не буду покорным – клянусь! - Уж лучше лежать на земле.»

Погибают солдаты, в каждой пяди освобождаемой земли видящие «все наши деревни, леса, городa .» Погибает друг, его фронтовой товарищ с горечью вспоминает: « Нам и места в землянке хватало вполне…»

Военные стихи Высоцкого трагичны, но в тоже время в них нет безысходности , они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле: «Материнства не взять у земли ,не отнять, как не вычерпать моря...»

 Родная земля близка его героем и священна, как мать, поэтому сыновья уходят в бой и несмотря на то, что крики ура застывали во рту, когда мы пули глотали, превозмогая неземные страдания, защищают ,спасают, освобождают её, неся,  как вечный огонь, в своих горячих сердцах и самозабвенно утверждая всеми своими действиями неистребимый веру в то, что земля - это наша душа и сапогами не  вытоптать душу. Этот оптимизм, помноженный на человечность, помогает выстоять, подняться выше боли и обиды тому, кто полмира почти через злые бои прошагал и прополз с батальоном, чудом уцелел на фронте и , наконец вернувшись домой с победой в санитарном эшелоне, застает в своем родном доме «неприветливого  нового хозяина», нового мужа своей любимой жены.

 Лирический герой и в этой ситуации остается самим собой, остается настоящим человеком, и даже слова его извинения не ложь во спасение и прощение, а самая настоящая правда, ведь когда-то родной и желанный порог теперь для него стал чужим .

В стихотворении «Мне этот бой не забыть нипочем…» Высоцкий делает страшное открытие: война не только убивает контакт конкретных людей, но разрушает витками складывающийся генофонд , обесценивает прошлое и уничтожает будущее, обрывает живую родную цепочку поколений, ведь погибший на фронте юноша  , единственный или последний сын своих родителей, еще не успевший стать отцом,  становится последним в своем роду, на нем навсегда прекращается многоликая жизни целого рода.

 Мотив трагедии не рожденных детей, знакомый нам по таким произведением 19 века, как «Гроза» Островского, «Очарованный странник» Лескова и другим с новой силой звучит в стихотворении Высоцкого. Из многовековой тонкой живой ткани человечества пулями и снарядами  войны вырваны гигантские невосполнимые клочки . В одном убитом человеке убито  бесконечное число еще не явившихся на свет и лишенных  такой возможности в будущем человеческих жизней. Четверостишье этого же стихотворения:

воскрешает в памяти страницы романа Толстого «Война и мир», где показывается героизм одних из них и карьеризм других. Одни погибают, другие получают награды. В контексте этого четверостишия глагол «говорили» выступает одним из компонентов развернутой антитезы «нам»-  «вам». «Вы  только говорите, а мы делаем, берем высоту, жертвуем собой. Вам на погоны падают новые звездочки, оплаченные нашей кровью и жизнью. В  следующем четверостишии  это    не высказанная обида всех погибших и не вернувшихся из боя трансформируется в мотив  случайности, бренности, незначительности  всех земных чинов и наград, по сравнению с главной наградой- самой жизнью.

И в то же время в этих сточках ощущается восхождение погибшего в бою, «святом и правом, не ради славы, ради жизни на земле», солдата к Вечности. Это взгляд на земное существование «сверху». Это та великая мудрость, которая обретается там, у последней черты или даже за нею,  которая была сформулирована Высоцким в другом его стихотворении : «Мы не умрем мучительною жизнью , / Мы лучше верной смертью оживем».

Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища. Лирический герой стихотворения «Сыновья уходят в бой» вдруг осознает что «все же конец мой еще не конец, конец – это чье-то начало». Мотив бесконечности приобретает у Высоцкого глубочайший духовный и нравственный смысл.

В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, святая память о тех, кто, честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба, кто познал высшую правду («Был бы жив сосед, что справа, он бы правду мне сказал») и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, как само небо, помогает нам, сохранив веру в добро и справедливость, не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ВСЕ СУДЬБЫ В ЕДИНУЮ СЛИТЫ» »



Военная лирика В.С.Высоцкого

«ВСЕ СУДЬБЫ В ЕДИНУЮ СЛИТЫ»



Наше время – иное, лихое, но счастье,

как встарь, ищи!

И в погоню летим мы за ним,

Убегающим, вслед.

Только вот в этой скачке теряем

мы лучших товарищей,

На скаку не заметив, что рядом

товарищей нет.

В многократном творчестве В.С.Высоцкого важное место занимают стихотворения и песни о великой Отечественной войне. Когда началась война ,ему было всего три года, но вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто это он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой все "судьбы с путями скрестились" :"Ползли к высоте в огневой полосе, / Бежали и снова ложились..." Как будто это он сам тяжело раненный лежал в госпитале.

И однажды, как в угаре,

Тот сосед, что слева мне

Вдруг сказал : "Послушай парень

У тебя ноги-то нет..."


Как будто это он сам старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнувший в бой из окопа и понимая, что "на этот раз" ему "не вернуться" передает эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что не погибнут, победят, освободят Родину:

Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идет за мной.

Мы успели… оглянуться,

А сыновья… уходят в бой…


Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения взглянув на небо и



увидев падающую звезду ,загадал своё самое сокровенное желание - "выйти живым из боя" и был убит вражеской пулей ,показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:



Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться…

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце…



Как будто он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну: «Все теперь одному, только кажется мне : / Это я не вернулся из боя».

Такая органическая причастность судьбе своего народа и каждого отдельного человека - одно из неотъемлемых качеств творческих личностей. «Нельзя сказать - идут в ногу со временем - это слишком высоко. Просто беспокойство времени, его парадоксы постоянно живут во мне, требуя выражения, - говорил Высоцкий. Он сумел с потрясающей доверенностью слить в своей поэтической судьбе десятки персональных судеб. И одно из таких судеб была судьба его отца, кадрового офицера, прошедшего тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Отец говорил про сына: «По-моему, главное в нем то, что рос он, окруженный людьми простыми и честными, прошедшими через войну, - настоящими людьми.»

Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой, своим творчеством и своей такой типично-российской короткой, но яркой жизнью очеловечил «ностальгию» многих поколений по настоящему, живя «по грудь во вранье», он сам не умел лгать, воплощая постоянное желание людей видеть рядом с собой правду,каждый раз выходил к микрофону, как к «амбразуре», шел прямой честной бескомпромиссной дорогой, как канатоходец без страховки, бесстрашно выходил их повиновения чинуш и бюрократов, прорывался за красные флажки на фоне ложных лозунгов и стучался в людские сердца, чтобы не потеряли в каждодневной суете главное – честность, милосердие, любовь, верил: все-таки добро остается добром - в прошлом, будущем и настоящем!

И эту прямую трассу, бравшую начало в военные годы боевого братства, он "прорубил отцовским мечом" для нынешних и грядущих поколений, не боясь "разбить свое лицо о камни".




Здесь на трассе прямой,

Мне,

не знающему пуль,

показалось,


что я где -то здесь

довоевывал невдалеке.

Потому для меня

и шоссе

словно штык заострялось,

И лохмотия свастик

болтались на этом штыке.





Мотивы военных стихов Высоцкого разнообразны, глубоки и жизненны, они в своей основе отчасти оригинальны, отчасти уходят корнями в русскую классическую литературу. Перед нами предстаёт человек во всех его проявлениях. В стихотворении «Расстрел горного эха» нарисована жуткая картина вторжения войны в мирную жизнь. Гибель на войне добрых, мирных по своей сути людей автор изображает при помощи развернутого олицетворения через образ веселого горного эха, которое в мирное время жило-поживало в тиши перевала, отзывалось на человеческий крик, помогало попавшим в беду альпинистам докричаться до своих и было после зверских пыток жестоко расстреляно теми, кого даже нельзя назвать людьми.



Всю ночь продолжалась

Кровавая злая потеха,

И эхо топтали - но звука никто не

Слыхал,

К утру расстреляли притихшее

горное эхо...

и брызнули камни как слезы ,

из раненых скал.



В стихотворении «Смерть истребителя» повествование ведется от лица самолета, который считает, что сидящий в его кабине летчик мешает ему быть свободным. Этот изобразительный и композиционный прием усиливает трагичность происходящего. После гибели летчика выясняется, что самолет без пилота существовать не может. Погибает летчик-истребитель, а перед этим самолет думает о земле: «Я больше не буду покорным – клянусь! - Уж лучше лежать на земле.»

Погибают солдаты, в каждой пяди освобождаемой земли видящие «все наши деревни, леса, городa .» Погибает друг, его фронтовой товарищ с горечью вспоминает: « Нам и места в землянке хватало вполне…»



Военные стихи Высоцкого трагичны, но в тоже время в них нет безысходности , они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле: «Материнства не взять у земли ,не отнять, как не вычерпать моря...»

Родная земля близка его героем и священна, как мать, поэтому сыновья уходят в бой и несмотря на то, что крики ура застывали во рту, когда мы пули глотали, превозмогая неземные страдания, защищают ,спасают, освобождают её, неся, как вечный огонь, в своих горячих сердцах и самозабвенно утверждая всеми своими действиями неистребимый веру в то, что земля - это наша душа и сапогами не вытоптать душу. Этот оптимизм, помноженный на человечность, помогает выстоять, подняться выше боли и обиды тому, кто полмира почти через злые бои прошагал и прополз с батальоном, чудом уцелел на фронте и , наконец вернувшись домой с победой в санитарном эшелоне, застает в своем родном доме «неприветливого нового хозяина», нового мужа своей любимой жены.

Но смертельная рана зашла со спины

И изменою в сердце застряла….

Как тут не сломаться, не расплатиться окончательно, не сорваться, не дать волю гневу, не потерять себя ?! Но…..


Я себя в пояснице согнул,

Силу воли позвал на подмогу:

Извините, товарищи, что завернул

По ошибке к чужому порогу,

Дескать, мир и любовь вам

Да хлеба на стол,

Чтоб согласье по дому ходило...


Лирический герой и в этой ситуации остается самим собой, остается настоящим человеком, и даже слова его извинения не ложь во спасение и прощение, а самая настоящая правда, ведь когда-то родной и желанный порог теперь для него стал чужим .

В стихотворении «Мне этот бой не забыть нипочем…» Высоцкий делает страшное открытие: война не только убивает контакт конкретных людей, но разрушает витками складывающийся генофонд , обесценивает прошлое и уничтожает будущее, обрывает живую родную цепочку поколений, ведь погибший на фронте юноша , единственный или последний сын своих родителей, еще не успевший стать отцом, становится последним в своем роду, на нем навсегда прекращается многоликая жизни целого рода.

Я бы звезду эту сыну отдал

просто на память…

В небе висит, пропадает звезда-

некуда падать.

Мотив трагедии не рожденных детей, знакомый нам по таким произведением 19 века, как «Гроза» Островского, «Очарованный странник» Лескова и другим с новой силой звучит в стихотворении Высоцкого. Из многовековой тонкой живой ткани человечества пулями и снарядами войны вырваны гигантские невосполнимые клочки . В одном убитом человеке убито бесконечное число еще не явившихся на свет и лишенных такой возможности в будущем человеческих жизней. Четверостишье этого же стихотворения:

Нам говорили : «Нужна высота»

И: «Не жалеть патроны!»

Вот покатилась вторая звезда

Вам на погоны…-


воскрешает в памяти страницы романа Толстого «Война и мир», где показывается героизм одних из них и карьеризм других. Одни погибают, другие получают награды. В контексте этого четверостишия глагол «говорили» выступает одним из компонентов развернутой антитезы «нам»- «вам». «Вы только говорите, а мы делаем, берем высоту, жертвуем собой. Вам на погоны падают новые звездочки, оплаченные нашей кровью и жизнью. В следующем четверостишии это не высказанная обида всех погибших и не вернувшихся из боя трансформируется в мотив случайности, бренности, незначительности всех земных чинов и наград, по сравнению с главной наградой- самой жизнью.

Звезд этих в небе, как рыбы в прудах,

Хватит на всех с лихвою.

Если б не на смерть – ходил бы тогда

Тоже героем…



И в то же время в этих сточках ощущается восхождение погибшего в бою, «святом и правом, не ради славы, ради жизни на земле», солдата к Вечности. Это взгляд на земное существование «сверху». Это та великая мудрость, которая обретается там, у последней черты или даже за нею, которая была сформулирована Высоцким в другом его стихотворении : «Мы не умрем мучительною жизнью , / Мы лучше верной смертью оживем».

Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища. Лирический герой стихотворения «Сыновья уходят в бой» вдруг осознает что «все же конец мой еще не конец, конец – это чье-то начало». Мотив бесконечности приобретает у Высоцкого глубочайший духовный и нравственный смысл.




Наши мертвые нас не отставят в беде.

Наши павшие, как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.


В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, святая память о тех, кто, честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба, кто познал высшую правду («Был бы жив сосед, что справа, он бы правду мне сказал») и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, как само небо, помогает нам, сохранив веру в добро и справедливость, не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.


И еще будем долго огни принимать

за пожаром мы,

Будет долго зловещим казаться

нам скрип сапогов,

Про войну будут детские игры

с названьями старыми,

И людей будем долго делить

на своих и врагов.

А когда отгрохочет, когда

отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут

под нами скакать,

И когда наши девушки сменят

шинели на платьица, -

Не забыть бы тогда, не простить бы

и не потерять.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«ВСЕ СУДЬБЫ В ЕДИНУЮ СЛИТЫ»

Автор: Садвокасова Алма Сатыбаевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 150012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Стратегия «Казахстан-2050» один народ одна страна одна судьба"
    ["seo_title"] => string(54) "stratieghiiakazakhstan2050odinnarododnastranaodnasudba"
    ["file_id"] => string(6) "258622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448537943"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Классный час  «Стратегия «Казахстан-2050»: один народ - одна страна - одна судьба»."
    ["seo_title"] => string(77) "klassnyi-chas-stratieghiia-kazakhstan-2050-odin-narod-odna-strana-odna-sud-ba"
    ["file_id"] => string(6) "314941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459790824"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Классный час, посвященный 70-летию  Победы в Великой Отечественной Войне. "
    ["seo_title"] => string(85) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "212086"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431752072"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "70-летию Великой Победы посвящается «Великий поклон тебе, солдат, за Победу!» "
    ["seo_title"] => string(86) "70-lietiiu-vielikoi-pobiedy-posviashchaietsia-vielikii-poklon-tiebie-soldat-za-pobiedu"
    ["file_id"] => string(6) "246367"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446365097"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по музыке Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-muzykie-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "188582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства