В многократном творчестве В.С.Высоцкого важное место занимают стихотворения и песни о великой Отечественной войне. Когда началась война ,ему было всего три года, но вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто это он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой все "судьбы с путями скрестились" :"Ползли к высоте в огневой полосе, / Бежали и снова ложились..." Как будто это он сам тяжело раненный лежал в госпитале.
Как будто это он сам старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнувший в бой из окопа и понимая, что "на этот раз" ему "не вернуться" передает эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что не погибнут, победят, освободят Родину:
Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения взглянув на небо и
увидев падающую звезду ,загадал своё самое сокровенное желание - "выйти живым из боя" и был убит вражеской пулей ,показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:
Как будто он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну: «Все теперь одному, только кажется мне : / Это я не вернулся из боя».
Такая органическая причастность судьбе своего народа и каждого отдельного человека - одно из неотъемлемых качеств творческих личностей. «Нельзя сказать - идут в ногу со временем - это слишком высоко. Просто беспокойство времени, его парадоксы постоянно живут во мне, требуя выражения, - говорил Высоцкий. Он сумел с потрясающей доверенностью слить в своей поэтической судьбе десятки персональных судеб. И одно из таких судеб была судьба его отца, кадрового офицера, прошедшего тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Отец говорил про сына: «По-моему, главное в нем то, что рос он, окруженный людьми простыми и честными, прошедшими через войну, - настоящими людьми.»
Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой, своим творчеством и своей такой типично-российской короткой, но яркой жизнью очеловечил «ностальгию» многих поколений по настоящему, живя «по грудь во вранье», он сам не умел лгать, воплощая постоянное желание людей видеть рядом с собой правду,каждый раз выходил к микрофону, как к «амбразуре», шел прямой честной бескомпромиссной дорогой, как канатоходец без страховки, бесстрашно выходил их повиновения чинуш и бюрократов, прорывался за красные флажки на фоне ложных лозунгов и стучался в людские сердца, чтобы не потеряли в каждодневной суете главное – честность, милосердие, любовь, верил: все-таки добро остается добром - в прошлом, будущем и настоящем!
И эту прямую трассу, бравшую начало в военные годы боевого братства, он "прорубил отцовским мечом" для нынешних и грядущих поколений, не боясь "разбить свое лицо о камни".
Мотивы военных стихов Высоцкого разнообразны, глубоки и жизненны, они в своей основе отчасти оригинальны, отчасти уходят корнями в русскую классическую литературу. Перед нами предстаёт человек во всех его проявлениях. В стихотворении «Расстрел горного эха» нарисована жуткая картина вторжения войны в мирную жизнь. Гибель на войне добрых, мирных по своей сути людей автор изображает при помощи развернутого олицетворения через образ веселого горного эха, которое в мирное время жило-поживало в тиши перевала, отзывалось на человеческий крик, помогало попавшим в беду альпинистам докричаться до своих и было после зверских пыток жестоко расстреляно теми, кого даже нельзя назвать людьми.
В стихотворении «Смерть истребителя» повествование ведется от лица самолета, который считает, что сидящий в его кабине летчик мешает ему быть свободным. Этот изобразительный и композиционный прием усиливает трагичность происходящего. После гибели летчика выясняется, что самолет без пилота существовать не может. Погибает летчик-истребитель, а перед этим самолет думает о земле: «Я больше не буду покорным – клянусь! - Уж лучше лежать на земле.»
Погибают солдаты, в каждой пяди освобождаемой земли видящие «все наши деревни, леса, городa .» Погибает друг, его фронтовой товарищ с горечью вспоминает: « Нам и места в землянке хватало вполне…»
Военные стихи Высоцкого трагичны, но в тоже время в них нет безысходности , они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле: «Материнства не взять у земли ,не отнять, как не вычерпать моря...»
Родная земля близка его героем и священна, как мать, поэтому сыновья уходят в бой и несмотря на то, что крики ура застывали во рту, когда мы пули глотали, превозмогая неземные страдания, защищают ,спасают, освобождают её, неся, как вечный огонь, в своих горячих сердцах и самозабвенно утверждая всеми своими действиями неистребимый веру в то, что земля - это наша душа и сапогами не вытоптать душу. Этот оптимизм, помноженный на человечность, помогает выстоять, подняться выше боли и обиды тому, кто полмира почти через злые бои прошагал и прополз с батальоном, чудом уцелел на фронте и , наконец вернувшись домой с победой в санитарном эшелоне, застает в своем родном доме «неприветливого нового хозяина», нового мужа своей любимой жены.
Лирический герой и в этой ситуации остается самим собой, остается настоящим человеком, и даже слова его извинения не ложь во спасение и прощение, а самая настоящая правда, ведь когда-то родной и желанный порог теперь для него стал чужим .
В стихотворении «Мне этот бой не забыть нипочем…» Высоцкий делает страшное открытие: война не только убивает контакт конкретных людей, но разрушает витками складывающийся генофонд , обесценивает прошлое и уничтожает будущее, обрывает живую родную цепочку поколений, ведь погибший на фронте юноша , единственный или последний сын своих родителей, еще не успевший стать отцом, становится последним в своем роду, на нем навсегда прекращается многоликая жизни целого рода.
Мотив трагедии не рожденных детей, знакомый нам по таким произведением 19 века, как «Гроза» Островского, «Очарованный странник» Лескова и другим с новой силой звучит в стихотворении Высоцкого. Из многовековой тонкой живой ткани человечества пулями и снарядами войны вырваны гигантские невосполнимые клочки . В одном убитом человеке убито бесконечное число еще не явившихся на свет и лишенных такой возможности в будущем человеческих жизней. Четверостишье этого же стихотворения:
воскрешает в памяти страницы романа Толстого «Война и мир», где показывается героизм одних из них и карьеризм других. Одни погибают, другие получают награды. В контексте этого четверостишия глагол «говорили» выступает одним из компонентов развернутой антитезы «нам»- «вам». «Вы только говорите, а мы делаем, берем высоту, жертвуем собой. Вам на погоны падают новые звездочки, оплаченные нашей кровью и жизнью. В следующем четверостишии это не высказанная обида всех погибших и не вернувшихся из боя трансформируется в мотив случайности, бренности, незначительности всех земных чинов и наград, по сравнению с главной наградой- самой жизнью.
И в то же время в этих сточках ощущается восхождение погибшего в бою, «святом и правом, не ради славы, ради жизни на земле», солдата к Вечности. Это взгляд на земное существование «сверху». Это та великая мудрость, которая обретается там, у последней черты или даже за нею, которая была сформулирована Высоцким в другом его стихотворении : «Мы не умрем мучительною жизнью , / Мы лучше верной смертью оживем».
Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища. Лирический герой стихотворения «Сыновья уходят в бой» вдруг осознает что «все же конец мой еще не конец, конец – это чье-то начало». Мотив бесконечности приобретает у Высоцкого глубочайший духовный и нравственный смысл.
В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, святая память о тех, кто, честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба, кто познал высшую правду («Был бы жив сосед, что справа, он бы правду мне сказал») и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, как само небо, помогает нам, сохранив веру в добро и справедливость, не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.